Поэтапная организация упражнений с детьми 5–7 лет, выстроенных с учетом усложнения уровня понимания детьми эмоций, позволяет развить у дошкольников способность к пониманию и вербализации эмоций человека по лицевой экспрессии и эмоциогенным ситуациям; расширить понимание детьми причин возникновения эмоций основных (радость, печаль, гнев, страх) и дополнительных модальностей (стыд-вина, отвращение, презрение, удивление); и, в целом, способствует повышению уровня понимания детьми эмоций окружающих людей, что выражается в умении реагировать на эмоциональные состояния взрослых и сверстников, проявлять эмпатию.Word
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68
346407,Ростовская область, г .Новочеркасск, ул. Ленгника,9
телефон (88635) 242521, email:novoch68sad@mail.ru
Рекомендации по проведению дидактических игр на распознавание
экспрессии лица и эмоций человека.
Составила педагогпсихолог:
Кротенко Е.С.
\
г. Новочеркасск
20162017 учебный годРекомендации по проведению дидактических игр: поэтапная организация
упражнений с детьми 5–7 лет, выстроенных с учетом усложнения уровня
понимания детьми эмоций, позволяет развить у дошкольников способность к
пониманию и вербализации эмоций человека по лицевой экспрессии и
эмоциогенным ситуациям; расширить понимание детьми причин
возникновения эмоций основных (радость, печаль, гнев, страх) и
дополнительных модальностей (стыдвина, отвращение, презрение,
удивление); и, в целом, способствует повышению уровня понимания детьми
эмоций окружающих людей, что выражается в умении реагировать на
эмоциональные состояния взрослых и сверстников, проявлять эмпатию.
1. Дидактическая игра «Веселые картинки».
Наглядный материал: пиктограммы эмоций радости, печали, гнева,
страха, стыдавины, удивления; картинки с изображениями
эмоциогенных ситуаций.
Дидактическая задача: упражнять детей в соотнесении схематичного
изображения эмоций и эмоциогенных ситуаций.
Игровая задача: разложить по парам пиктограммы и картинки.
Игровое правило: найти пиктограмму с изображением такого же
настроения, как у героя картинки, обосновать свой выбор.
Игровые действия: идентификация эмоциональных ситуаций;
рассматривание лицевой экспрессии изображенных на сюжетных
картинках людей (детей); поиск и сопоставление пиктограмм и
картинок с различными эмоциональными ситуациями.
Игра проводится в подгруппе из 4–6 человек. Педагог предлагает
Ход игры.
игрокам рассмотреть разложенные на столе картинки с изображениями
детей в разных эмоциональных ситуациях. Далее поочередно
показывает играющим сюжетные картинки и предлагает подобрать
пиктограмму со схематичным изображением такого же настроения, как
у героя картинки. Точные ответы детей при обосновании выбора
отмечаются ведущим.
Усложнения:
найти из набора карточек изображение мальчика (девочки) с таким же
настроением, как у героя сюжетной картинки;
сочинить историю о герое сюжетной картинки.
2.Дидактическая игра «Настроения – загадки».
Наглядный материал: наборы пиктограмм эмоций радости, печали,
гнева, страха, стыдавины, отвращения, удивления, презрения;сюжетные картинки с изображениями детей с лицевой экспрессией;
альбомные листы, цветные карандаши.
Дидактическая задача: упражнять детей в умении определять
эмоциональное состояние человека по ситуации и соотносить
пиктограммы и эмоциогенные ситуации различной модальности.
Игровая задача: угадать, что чувствует герой картинки.
Игровое правило: подобрать пиктограмму с изображением такого же
настроения, как у героя картинки в данной ситуации, обосновать выбор.
Игровые действия: идентификация эмоциональных ситуаций; поиск и
сопоставление пиктограмм и сюжетных картинок с непрорисованной
лицевой экспрессией детей.
Ход игры.
Игра проводится в подгруппе из 4–6 человек. Каждому ребенку раздают
по 1–2 пиктограммы. Педагог поочередно показывает игрокам
сюжетные картинки с изображениями детей с непрорисованной лицевой
экспрессией, предлагает рассмотреть каждую картинку и подобрать
пиктограмму, соответствующую настроению героя в данной ситуации.
Самые точные и оригинальные ответы отмечаются ведущим.
Усложнение: нарисовать настроение героя сюжетной картинки.
3. Дидактическая игра «Сочини историю».
Наглядный материал: набор карточек с изображениями мальчика и
девочки с различными выражениями: радость, печаль, страх, гнев,
отвращение, стыдвина, удивление; альбомные листы, цветные
карандаши.
Дидактическая задача: расширять представления детей о причинах
возникновения простых и сложных эмоций. Игровая задача: сочинить
историю о том, что случилось с ребенком. Игровое правило: рассказать,
что произошло с мальчиком (девочкой), почему у него (нее) такое
выражение лица; говорить по очереди, не перебивая друг друга.
Игровые действия: рассматривание лицевой экспрессии изображенных
на карточках детей; сочинение истории о причинах возникновения того
или иного настроения изображенного ребенка.
Ход игры.
В игре участвуют 3–4 ребенка. Педагог предлагает каждому игроку
взять наугад из набора карточек, разложенных лицевой стороной вниз,
одну карточку, назвать настроение изображенного на ней ребенка и
сочинить историю о том, что с ним произошло, почему он так себя
чувствует, почему у него такое выражение лица, как ему помочь (при
рассматривании изображений детей с отрицательными эмоциями).
Точные и оригинальные рассказы отмечаются ведущим. Усложнение:нарисовать ситуацию, которая могла вызвать конкретную эмоцию
мальчика (девочки).
4. Дидактическая игра «Прочитай письмо».
Наглядный материал: набор карточек размером с 1/2 альбомного
листа с графическим изображением последовательностей
эмоционального реагирования, состоящих из 2–4 эмоций: «грусть –
радость», «гнев – стыдвина – радость», «печаль – страх – удивление –
радость» и т. п
Дидактическая задача: учить детей устанавливать причинно
следственные связи между эмоциями различной модальности.
Игровая задача: «прочитать» письмо о том, что случилось с человеком.
Игровое правило: рассказать, как менялось настроение человека;
говорить по очереди, не перебивая друг друга.
Игровые действия: рассматривание пиктограмм, сочинение истории по
заданной последовательности эмоционального реагирования.
Ход игры.
Игра проводится в подгруппе из 3–4 человек. Педагог поочередно
показывает детям карточки с последовательностями из 2–3х
графических изображений лиц людей в разных состояниях и предлагает
придумать историю о том, что случилось с человеком, почему
изменилось его настроение. Самые точные и оригинальные рассказы
отмечаются ведущим. Усложнение: увеличение количества графических
изображений эмоций в последовательности эмоционального
реагирования до 4х.
5. Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Наглядный материал: см. материал к дидактической игре № 3.
Дидактическая задача: продолжать учить детей устанавливать
причинно следственные связи между эмоциями различной модальности.
Игровая задача: придумать сказку по набору картинок с
изображениями детей в разных эмоциональных состояниях.
Игровое правило: рассказывать по очереди, не перебивая друг друга;
говорить о том, что чувствовал тот или иной герой.
Игровые действия: рассматривание лицевой экспрессии изображенных
на карточках детей; сочинение сказки по последовательности из 3–4х
картинок с изображениями детей в разных эмоциональных состояниях.
Игра проводится в подгруппе из 3–4 человек. Педагог наугад достает 3–
Ход игры.
4 карточки из набора карточек с изображениями детей с различными
эмоциями и выкладывает их на стол лицевой стороной вниз. Затем
предлагает детям сочинить сказку, начиная: «В одном городе жилбыл…» (последовательно переворачивает карточки по одной, предлагая
игрокам по очереди продолжить сюжет в соответствии с «выпавшим»
эмоциональным состоянием изображенного человека).
Самые точные и оригинальные варианты развития событий отмечаются
ведущим.
Усложнения: 1) создание иллюстраций к придуманной сказке;
2)инсценировка придуманной сказки.