Картотека упражнений для работы педагога-психолога на тему "Распознавание экспрессии лица"

  • Игры
  • doc
  • 21.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поэтапная организация упражнений с детьми 5–7 лет, выстроенных с учетом усложнения уровня понимания детьми эмоций, позволяет развить у дошкольников способность к пониманию и вербализации эмоций человека по лицевой экспрессии и эмоциогенным ситуациям; расширить понимание детьми причин возникновения эмоций основных (радость, печаль, гнев, страх) и дополнительных модальностей (стыд-вина, отвращение, презрение, удивление); и, в целом, способствует повышению уровня понимания детьми эмоций окружающих людей, что выражается в умении реагировать на эмоциональные состояния взрослых и сверстников, проявлять эмпатию.Word
Иконка файла материала Игры на распознавание экспрессии лица.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68 346407,Ростовская область, г .Новочеркасск, ул. Ленгника,9 телефон (88635) 24­25­21, e­mail:novoch68sad@mail.ru                                                              Рекомендации по проведению дидактических игр на распознавание экспрессии лица и эмоций человека.  Составила педагог­психолог:  Кротенко Е.С.      \   г. Новочеркасск    2016­2017 учебный годРекомендации по проведению дидактических игр: поэтапная организация  упражнений с детьми 5–7 лет, выстроенных с учетом усложнения уровня  понимания детьми эмоций, позволяет развить у дошкольников способность к  пониманию и вербализации эмоций человека по лицевой экспрессии и  эмоциогенным ситуациям; расширить понимание детьми причин  возникновения эмоций основных (радость, печаль, гнев, страх) и  дополнительных модальностей (стыд­вина, отвращение, презрение,  удивление); и, в целом, способствует повышению уровня понимания детьми  эмоций окружающих людей, что выражается в умении реагировать на  эмоциональные состояния взрослых и сверстников, проявлять эмпатию.  1. Дидактическая игра «Веселые картинки».  Наглядный материал: пиктограммы эмоций радости, печали, гнева,  страха, стыда­вины, удивления;  картинки с изображениями  эмоциогенных ситуаций.   Дидактическая задача: упражнять детей в соотнесении схематичного  изображения эмоций и эмоциогенных ситуаций.   Игровая задача: разложить по парам пиктограммы и картинки.   Игровое правило: найти пиктограмму с изображением такого же  настроения, как у героя картинки, обосновать свой выбор.   Игровые действия: идентификация эмоциональных ситуаций;  рассматривание лицевой экспрессии изображенных на сюжетных  картинках людей (детей); поиск и сопоставление пиктограмм и  картинок с различными эмоциональными ситуациями.   Игра проводится в подгруппе из 4–6 человек. Педагог предлагает  Ход игры.  игрокам рассмотреть разложенные на столе картинки с изображениями  детей в разных эмоциональных ситуациях. Далее поочередно  показывает играющим сюжетные картинки и предлагает подобрать  пиктограмму со схематичным изображением такого же настроения, как  у героя картинки. Точные ответы детей при обосновании выбора  отмечаются ведущим.   Усложнения:   найти из набора карточек изображение мальчика (девочки) с таким же  настроением, как у героя сюжетной картинки;  сочинить историю о герое сюжетной картинки.   2.Дидактическая игра «Настроения – загадки».   Наглядный материал: наборы пиктограмм эмоций радости, печали,  гнева, страха, стыда­вины, отвращения, удивления, презрения;сюжетные картинки с изображениями детей с  лицевой экспрессией;  альбомные листы, цветные карандаши.  Дидактическая задача: упражнять детей в умении определять  эмоциональное состояние человека по ситуации и соотносить  пиктограммы и эмоциогенные ситуации различной модальности.  Игровая задача: угадать, что чувствует герой картинки.   Игровое правило: подобрать пиктограмму с изображением такого же  настроения, как у героя картинки в данной ситуации, обосновать выбор.  Игровые действия: идентификация эмоциональных ситуаций; поиск и  сопоставление пиктограмм и сюжетных картинок с непрорисованной  лицевой экспрессией детей.  Ход игры.   Игра проводится в подгруппе из 4–6 человек. Каждому ребенку раздают по 1–2 пиктограммы. Педагог поочередно показывает игрокам  сюжетные картинки с изображениями детей с непрорисованной лицевой  экспрессией, предлагает рассмотреть каждую картинку и подобрать  пиктограмму, соответствующую настроению героя в данной ситуации.  Самые точные и оригинальные ответы отмечаются ведущим.  Усложнение: нарисовать настроение героя сюжетной картинки.    3. Дидактическая игра «Сочини историю».   Наглядный материал: набор карточек с изображениями мальчика и  девочки с различными выражениями: радость, печаль, страх, гнев,  отвращение, стыд­вина, удивление; альбомные листы, цветные  карандаши.   Дидактическая задача: расширять представления детей о причинах  возникновения простых и сложных эмоций. Игровая задача: сочинить  историю о том, что случилось с ребенком. Игровое правило: рассказать,  что произошло с мальчиком (девочкой), почему у него (нее) такое  выражение лица; говорить по очереди, не перебивая друг друга.  Игровые действия: рассматривание лицевой экспрессии изображенных  на карточках детей; сочинение истории о причинах возникновения того  или иного настроения изображенного ребенка.  Ход игры.   В игре участвуют 3–4 ребенка. Педагог предлагает каждому игроку  взять наугад из набора карточек, разложенных лицевой стороной вниз,  одну карточку, назвать настроение изображенного на ней ребенка и  сочинить историю о том, что с ним произошло, почему он так себя  чувствует, почему у него такое выражение лица, как ему помочь (при  рассматривании изображений детей с отрицательными эмоциями).  Точные и оригинальные рассказы отмечаются ведущим. Усложнение:нарисовать ситуацию, которая могла вызвать конкретную эмоцию  мальчика (девочки).   4. Дидактическая игра «Прочитай письмо».   Наглядный материал: набор карточек размером с 1/2 альбомного  листа с графическим изображением последовательностей  эмоционального реагирования, состоящих из 2–4 эмоций: «грусть –  радость», «гнев – стыд­вина – радость», «печаль – страх – удивление –  радость» и т. п  Дидактическая задача: учить детей устанавливать причинно­  следственные связи между эмоциями различной модальности.   Игровая задача: «прочитать» письмо о том, что случилось с человеком. Игровое правило: рассказать, как менялось настроение человека;  говорить по очереди, не перебивая друг друга.   Игровые действия: рассматривание пиктограмм, сочинение истории по  заданной последовательности эмоционального реагирования.  Ход игры.   Игра проводится в подгруппе из 3–4 человек. Педагог поочередно  показывает детям карточки с последовательностями из 2–3­х  графических изображений лиц людей в разных состояниях и предлагает  придумать историю о том, что случилось с человеком, почему  изменилось его настроение. Самые точные и оригинальные рассказы  отмечаются ведущим. Усложнение: увеличение количества графических изображений эмоций в последовательности эмоционального  реагирования до 4­х.   5. Дидактическая игра «Расскажи сказку».   Наглядный материал: см. материал к дидактической игре № 3.  Дидактическая задача: продолжать учить детей устанавливать  причинно­ следственные связи между эмоциями различной модальности.  Игровая задача: придумать сказку по набору картинок с  изображениями детей в разных эмоциональных состояниях.   Игровое правило: рассказывать по очереди, не перебивая друг друга;  говорить о том, что чувствовал тот или иной герой.   Игровые действия: рассматривание лицевой экспрессии изображенных на карточках детей; сочинение сказки по последовательности из 3–4­х картинок с изображениями детей в разных эмоциональных состояниях.  Игра проводится в подгруппе из 3–4 человек. Педагог наугад достает 3– Ход игры.  4 карточки из набора карточек с изображениями детей с различными  эмоциями и выкладывает их на стол лицевой стороной вниз. Затем  предлагает детям сочинить сказку, начиная: «В одном городе жил­был…» (последовательно переворачивает карточки по одной, предлагая игрокам по очереди продолжить сюжет в соответствии с «выпавшим»  эмоциональным состоянием изображенного человека).   Самые точные и оригинальные варианты развития событий отмечаются  ведущим.   Усложнения: 1) создание иллюстраций к придуманной сказке;  2)инсценировка придуманной сказки.

Посмотрите также