Картотека зрительной гимнастики

  • Памятки
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека зрительной гимнастики разработана для снятия зрительного напряжения у детей дошкольного возраста на непосредственно образовательной деятельности. Разработана по темам недели по программе "От рождения до школы" Веракса. Может быть использована в работе воспитателя, логопеда, дефектолога, тифлопедагога на занятиях и в режимных моментах.Картотека зрительной гимнастики
Иконка файла материала Картотека зрит гимн - копия.docx
Картотека зрительной гимнастики Овощи, фрукты, грибы, ягоды 43,46,47 Животные, птицы, насекомые 5,9,14,16,18,23,25,27,55,56,57 , 58,73 В гостях у сказки 17,28,77 Новогодний  калейдоскоп 54 Посуда Женский день 68 Цветы 71 Деревья 31,44,45 Животные жарких стран 59,60 Части суток 53 Человек 4,29,30,35 Детский сад 34 Игрушки 26,32,33 Транспорт. ПДД 1,6,7,24,62,63,64 Домашние животные и птицы 20,48,49 Одежда, обувь Наши защитники, День победы 67 Космос 72 Физкультура. ЗОЖ. 50 Мой город. Дом. Квартира 12,15,70 Времена года 2,8,13,21,22,52,69,75 Дикие животные и птицы Арктики и Антарктики 19,51,78 Профессии 65,66 Дни недели 36,37,38,39,40,41,42 Рыбы, водоёмы 74 Школа 3,76 Народы мира 61«Буратино»                                                                                       32                          Встают на носочки,  Буратино своим длинным любопытным носом рисует.  Буратино потянулся,  Все упражнения сопровождаются движениями глаз.                                                                  поднимают руки и  «Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.                                                                  смотрят на кончики  «Морковка» — повороты головы вправо­влево, носом «рисуем»                                                                   пальцев. морковку. Вправо­ влево повернулся, «Дерево» — наклоны вперед­назад, носом «рисуем» дерево. Вниз­ вверх посмотрел И на место тихо сел.                                                                  смотрят вверх­ вниз,                                                                  вправо­ влево.                         Не поворачивая головы,                                33 34 «Детский сад»                                                                                          «Ах, как долго мы писали»                                                                     Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.                  (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,                (Посмотреть влево­вправо.) Ах, как солнце высоко.                (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,            (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,             (Посмотреть по дуге вверх­вправо                                                          и вверх­влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,               (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись.    (Зажмурить глаза, открыть                                                         и поморгать ими)35 «Части тела и лица»                                                                                 «Носик» (по методике йогов  Смотрит носик вправо­влево, Смотрит носик вверх и вниз. Что увидел хитрый носик? Ну, куда мы забрались? Резко перемещают взгляд  вправо и влево Резко перемещают взгляд  вверх и вниз. Мягко проводят  указательными пальцами  по векам.                                                                                «Дни недели» Понедельник 36 В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. Полюбили крепко их Девочки и мальчики. Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять Присядь вправо, (Прыжки на двух ногах) (Обхватить себя руками) (По очереди выставляют вперёд  ножки) (Поворот вправо с  приседанием, посмотреть  взглядом назад)Присядь влево, А затем кружись ты смело. И ладошки у ребят, Словно листик  шуршат. (Поворот вправо с  приседанием, посмотреть  взглядом назад) (Покружиться) (Ладошки рук потереть  друг об дружку). Четверг 39 А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. Посидели, постояли, Притаились как лиса, Мышку в норке поискали Вот такие чудеса! (Ходьба на месте имитирует  мягкие шаги лисицы) (Повороты туловища вправо  и влево, взглядом стараясь  посмотреть как можно  дальше назад) (Приседания) (Присели и пальчиками рук  как бы разгребают землю) (Встать и развести руки в  стороны, приподнимая  плечи). Вторник37 38 К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, По болоту он шагал Рыб, лягушек доставал, Наклонялся, выпрямлялся, Вдаль смотрел на край болота (Взмахи руками вверх, вниз) (Ходьба на месте, высоко  поднимая колени) (Наклоны вперёд, руки отвести  назад) (Посмотреть вдаль, приставив  реку к голове, как козырёк) И на нос. Ой, где он?  Вот он! Аист полетел домой, Машем мы ему рукой. (Посмотреть на выставленный  вперёд палец, подвести его к носу,  не отрывая взгляда от пальца) (Взмахи руками вверх, вниз) (Машут рукой или одновременно  двумя) Среда В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, И наклоны выполнять, И на цыпочках стоять. Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин. (Ходьба на месте) (Наклоны вперёд) (Поднимаемся на носочки) (Круговые повороты головой,  взглядом смотрят: вверх,  вправо, вниз, влево и обратно) (Плотно закрыть глаза  пальцами рук, досчитать до  пяти и широко открыть  глазки)40 41 Пятница Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует  шаги медведя) Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с  поворотом туловища вправо, влево) На высокой ёлке, Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз.  Пальцы рук раздвинуты, как иголки) Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук) На дворе настала осень, (Потянуться) Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают) Будет лапу он сосать. (Наклоны голо ы вправо, влево, руки под головой) Пчёлы дали мёду, Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах) Суббота Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе) Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) Щей капустн х наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук,  туловище поворачивается вслед за руками) Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой,  меняются местами) Белки в гости прискакали,(Прыжки на месте) Посмотрели на столы … (Глаза широко открыть и крепко их зажмурить) В лес обратно убежали (Бег на месте) За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга) Воскресенье 42 В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте) Смотрим вправо (Поворот туловища вправо,  посмотреть взглядом назад) Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться) Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой,  кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинут  как иголки). Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками) Вот корова замычала,  «Му­у­у», (Наклоны туловища вперёд) Заработал паровоз, «Ду­ду­ду­у», (Имитация движущегося поезда на месте) А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки) Мы на этой карусели Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).  «Овощи»Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не  знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа –  брюква, Слева – тыква, справа –  клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо  Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом  поморгать 10 раз, (повторить 2  раза)                                                                                       «Деревья» 43 44 Часто моргают веками. Ветер дует нам в лицо.  Закачалось деревцо. Не поворачивая головы,                                                                 смотрят вправо­ влево. Медленно приседают, Ветер тише, тише, тише…                                                                  опуская глаза вниз. Деревца все выше, выше!                                                                  вверх. Встают и глаза поднимают«Ёлка» Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. 45 Выполняют движения  глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом  поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.                        «ЯГОДЫ»                                                                                                46 Все больного навещают, Все больного угощают: Кто морошкой, Кто черникой,  Кто сушеной земляникой. Переводят взгляд вверх­вниз,  вправо­влево.                          «Грибочки»                                                                                              47                         Шляпки опят, как монетки горят.    (Дети смотрят вдаль.) Рябит от шляпок в глазах у ребят.  (Часто моргают глазами.)«Домашние животные»                                                                         48 «Кошка»                                                                                                              Разводят руки в стороны. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. Смотрят вверх. Смотрят вниз. Смотрят влево. Взглядом проводят «муху» от левого плеча  к  Дети приседают. Смотрят прямо.              Закрывают глаза руками. Вот окошко распахнулось,  Кошка вышла на карниз. Посмотрела кошка вверх. Посмотрела кошка вниз. Вот налево повернулась. Проводила взглядом мух. правому. Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. И закрыла их руками.«Домашние птицы»                                                                             49 «Птицы на дворе» Перед нами петушок –  Он с земли зерно клюет. (Дети смотрят перед собой) «Смотрят вниз) Слева – курица идет, права – уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. (Смотрят влево, вправо,  вверх.)                                               «ФИЗКУЛЬТУРА. ЗОЖ»                                                                    50 А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо ­ Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись!И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, А глаза закрой руками.  Животные Севера                                                                                 51 Ветер, снег и лёд ­ / круговые движения глазами Не мечтай о тепле, / закрыть глаза Кто там живёт, / широко открыть глаза На холодной земле? Морж, песец и тюлень / посмотреть вправо, влево Любят ветреный край, Белый мишка, олень­ / посмотреть вверх, вниз Для них Север – как рай / закрыть глаза«Зима. Зимние забавы» . Снегопад.                                                                                52 Белых хлопьев белый пух      Плавно и спокойно  Над деревьями кружит     И над колокольней. Каждый дом и каждый куст           Греет, одевает. Снеговая шубка и  Шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух         С неба валит валом,                  Укрывая белый свет  Белым одеялом. Чтобы слева, впереди,    Позади и справа Сладко спали до весны   Дерева и травы.        Это сколько ж наметёт. Снега за ночь­то! Это как же полетят  С горки саночки! Рады снегу детвора  ­   Песня звонкая слышна!                                                       Медленно опускать сверху вниз сначала правую  руку, потом левую. Поочерёдно вытягивает руки  вправо, влево. Вытянуть руки вперёд и  коснуться ею лба. Поднимать и опускать руку от уровня груди до  пояса. Указательным пальцем  коснуться левого  плеча, вытянуть руки вперёд, коснуться правого плеча. Закрыть глаза ладонями. Развести руки в стороны глаза широко  открыть. Полузакрыть глаза, мягко погладить средними  пальцами веки от переносицы к вискам.   «Части суток»                                                                                         53 «Волшебный сон»                                                                                   Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена И рассла­бле­на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.) Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.) Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!«Календарь». 54 Запоминаем календарь: Зима – декабрь, январь, февраль. За ними март, апрель и май –  Весна пришла, пальто снимай! Июнь, июль и август – лето! Бежит с портфелем осень следом: Пройдут сентябрь, октябрь, ноябрь, А дальше вновь зима – декабрь! Повторить 2 раза. Движения   глазами    вправо­влево.  Движения   глазами   вниз ­ вверх Круговые движения  глазами по часовой стрелке и против неё Зажмурить глаза, потом  помигать 10 раз                                              «Белка». «Дикие животные»                              55 Белка дятла поджидала,  вправо­ влево. Гостя вкусно угощала. Ну­ка дятел посмотри! Вот орехи­1,2,3. Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки. указательным пальцем. Резко перемещают взгляд            Смотрят вверх­вниз. Моргают глазками. Закрывают глаза, гладят веки«Лиса».  56 Ходит рыжая лиса,              Крепко зажмурить и открыть глаза. Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица,           Вытянуть вперёд правую руку, Ищет, где бы поживиться.       на которой все пальцы, кроме                                                      указательного, сжаты в кулак. Вести                                                     рукой вправо­влево и следить             за  движением указательного пальца                                                       глазами, не поворачивая головы. Пошла лиска на базар,              Поднять руку и опустить,  Посмотрела на товар.                        прослеживая взглядом. Себе купила сайку,                  Описать рукой круг по часовой  стрелке  и Лисятам балалайку,              против неё.                                                                                                          «Воробей». За окошком воробей  Прыгает по веткам,  Хочет что – то рассказать  Нашим малым деткам.  Мы поищем глазками  Шустрого воробушка.  Глазки смотрят, ищут птичку.  57Где же птичка невеличка?  (Взгляд вдаль).  «Птички». 58 Летели птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Люди  все дивились. Прослеживание глазами за предметом  по кругу Движения глазами вправо – влево Движения глазами вверх – вниз                             «Животные жарких стран»                                                               59 «Лимпопо»  (по технологии В. Базарного). А в Африке, а в Африке, На черной Лимпопо, Сидит и плачет в Африке Печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке. Под пальмою сидит Сидят по­турецки,  медленно, в ритме  стихотворения двигают  зрачками слева направо. Переводят взгляд вверх­И на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике Доктор Айболит? Но вот, поглядите, какая­то птица Все ближе и ближе по воздуху  мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит «Да здравствует милая Африка!» вниз. Складывают пальцы  трубочкой и смотрят в  «трубу» сначала правым  глазом, потом левым. 60 «Слоник». Раз, два — слоник идет вправо,  Три, четыре — а теперь налево, Пять, шесть — дорожка лежит прямо, Семь, восемь — все начинаем сначала. Идет слоник по тропинке.  Глядит вниз, как на картинке. Смотрит вверх, по сторонам. Ну­ка сделай так же сам. Сел наш слоник отдохнуть. Только он решил уснуть, Вдруг, откуда ни возьмись, В лесу пчелка появилась. И, кружа, кружа, жужжит. Как ее остановить? Посмотрел наш слоник вдаль. Движения глаз вправо­влево. Повторить 4—5 раз. Движения глаз вверх­вниз, вправо­влево.          Повторить 5­6 раз. Глаза закрыть, открыть. Круговые движения глазами. Повторить 4­5 раз. Глаза открыть, закрыть. (5­6 р)                                                 «НАРОДЫ МИРА»                                                                              61 «Индеец Соколиный глаз». — У индейца по имени Соколиный глаз отличное зрение. Он самый  лучший охотник в своем племени. Хотите ли вы, ребята, чтобы у  вас тоже было хорошее зрение? Нам поможет Соколиный глаз.Глаза отдыхают. Соколиный  глаз накрывает глаза ладошками, закрывает  их. Он слушает шепот ветра, шум воды, крик  птиц. Соколиный глаз смотрит на небо вверх, он  определяет погоду. Смотрит на землю. Соколиный глаз смотрит на ближнее дерево,  на далекое озеро. Соколиный глаз поворачивается вправо,  натягивает лук. Смотрит влево. Соколиный глаз не дает пыли и ветру  попадать в глаза, он быстро моргает. Держать ладони в  течение 30 с. Повторить 4­5 раз. Повторить 4­5 раз. Повторить 4­5 раз Моргание глазами – 3 подхода по 10 раз                              «Транспорт. ПДД»                                                                                62 «Автобус». Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед, А автобус не везет... Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко. Щётки по стеклу шуршат Все капельки смести хотят. Колёса закружились Вперёд мы покатились. 63«Машины». По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень. (Дети выполняют круговые движения глазами.) Поедут направо, налево, кругом­ (Выполняют движения глазами влево, вправо.) Свободны машины и ночью и днем. (Хлопают глазами.) «Светофор».   64 Взор переводят вверх, вниз У дороги, словно в сказке, На столбе живёт трёхглазка. Взор переводят вправо, влево. Всё мигает и мигает, Ни на миг не засыпает. Она транспорт стережёт, Пешеходам путь даёт. глаза. (повторить 2 – 3 раза) Моргают глазами. Широко раскрывают глаза. Глаза закрывают. Широко открывают и закрывают«Профессии»                                                                                          65 «Маляры». Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз. Нет забавнее игры:  Наши глазки – маляры.  (Садятся прямо и настраиваются.) Мы заборы красим Вверх – вниз – раз, Вверх – вниз – два (и так до 8 раз). Наши глазки молодцы, Работают в согласии.  (Легко моргают.) «Художники». 66 Надо глазки упражнять, Чтобы клад нам увидать. Дети рисуют взглядом лодочку(2 раза), радугу (2 раза), круг в одну  и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.«Наша армия. День победы»                              67 «Стрельба глазами».  Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8­10 раз) не доводя их до  утомления     «Мамин праздник»                                                                              68 Пальчик к носу движется, А потом обратно, На него посмотреть Очень нам приятно! Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно  приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая  обратно. А теперь глаза закрой И погладь руками, Помечтаем мы с тобой О любимой маме. Закрыть глаза, погладить веки.                                                                      «Весна»                                                                                                  69 Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.  Потягивание  Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!  Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным  разведением рук вверх, в стороны  Справа ­ первые цветочки появились на лужочке.  Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления  взором  Слева ­ быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.  Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором  Мы кораблик смастерили,  Соединить ладони перед грудью  В ручеёк пустить решили.  Удаление сложенных ладоней вперёд от себя  Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!  Машем ладонями, прощаясь с корабликом  Вот как весело играть и в весенний день гулять!  Легкие подпрыгивания на местеДышит свежестью земля, подышу «весной» и я!                                      «Мой город. Дом. Квартира»                                                          70 «Заборчик». Поднимать глаза вверх и опускать вниз.       Закрывают оба глаза. «Мостик».  Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.  Наши глазки отдыхают,  упражнения выполняют.                                 Продолжают стоять                                                                             с закрытыми глазами. А теперь мы их откроем, через речку  мост построим.                                             Открывают глаза,                                                                        взглядом рисуют мост. Нарисуем букву о, получается легко.       Глазами рисуют букву о. Вверх поднимем, глянем вниз,                                                                                Опускают вниз. Вправо, влево повернем,  влево. Заниматься вновь начнем.       Глаза смотрят вправо­     Глаза поднимают вверх,       Глазами смотрят вверх, вниз.                                                                                                     «Цветы»                                                    71 Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Глазки открыли, вправо­влево поглядели. Ресницами помахали.«Космос»                                                                      72 Раз, два, три Ремни пристегни. Ракета ввысь лети. Космонавты, глубже дыши. Посмотри в иллюминатор, вдруг! Чудеса одни вокруг. В воздухе, как ласточки, мы парим Из отсека в отсек мы летим. Садимся в кресло мы с трудом Еще трудней удержаться в нем... Вот приземляемся мы на Земле, Чтобы знания получить тебе и мне. Гимнастика со свечей: фиксация  взгляда на пламени свечи  (пока  не устают глаза).                                      «Бабочка». «Насекомые»                                                                                73 Спал цветок                                                       помассировать веки, слегка (Закрыть глаза, расслабиться,              надавливая на них по часовой стрелке и                                                      против нее.) И вдруг проснулся,  Больше спать не захотел,  посмотреть                                                     на руки.) (Поморгать глазами.) (Руки поднять вверх (вдох),Встрепенулся, потянулся,  Взвился вверх и полетел.                                                     вправо­влево.) (Руки согнуты в стороны (выдох).) (Потрясти кистями, посмотреть    «Рыбы. Водоёмы»                                                          74 «Рыбка». Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам,  Тут и там, тут и там. Вот она какая, рыбка золотая. ­проследить глазами за  движением рыбки вверх­вниз  (6­8 раз); ­прослеживание глазами по  волнистой линии вправо­влево (6­8 р.) ­поморгать глазами. «Лето»                                                                                                    75 «Дождь». Приплыли тучи дождевые:       вверх Лей, дождь лей!                         Покачать поднятыми  руками, посмотреть на них.перебирая пальцами,   Наклониться, делая  Опустить плавно руки,   прослеживая движения  Дождинки пляшут,                     Как живые:                                  Пей, рожь, пей!                   взглядом. И рожь, склоняясь к земле        мягкие, Зелёной,                                руками. Пьёт, пьёт, пьёт.                         Посмотреть вниз. А тёплый дождь неугомонный      Показать указательным  Льёт, льёт, льёт.                       пальцем движение сверху вниз                                                                 и проследить его взглядом. пружинистые движения                               «Школа. Школьные принадлежности»                                  76 «Буквы». Много с буквами хлопот.  Уж такой они народ... Будем буквы мы искать, Будем глазки укреплять. Вот я вижу: букву Б Держит белочка в руке. Переводят взгляд вверх­ вниз. Переводят взгляд  вправо­влево. «В гостях у сказки»                                                                        77«Колобок». Колобок румяный бок  На окошке сидел  В лес глядел.  Спрыгнул вниз он на дорожку,  Повстречал он Мурку – кошку.  Кошка испугалась  И на ёлочку взобралась.  ( Зрительная гимнастика с предметами).  Прослеживание взглядом за предметом.                           «Животные Севера»                                                                           78           «Медвежонок Умка» Вверх снежинка полетела, На неё ты посмотри. Вниз снежинка опустилась Только глазками смотри. Вверх и вниз, и вправо, влево Ай, да Умка наш умелый. Глазками моргает. Глазки закрывает. Дружно мы снежинки взяли С ними весело играли.