картотеки

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала карлыгаш здоровьесбер.docx
Прогулка:Шаханова К.А. Плюсы босых прогулок Говорить о положительном влиянии босых прогулок на здоровье детей и взрослых можно бесконечно. Даже самые современные  медики признают, что это отличный способ закаливания, снятия стресса, профилактики множества заболеваний. Особенно полезны  они маленьким детям — это не только способствует улучшению иммунитета, но и помогает стопам сформироваться без  плоскостопия. Если же говорить о пользе босоногих прогулок для взрослых, в первую очередь стоит отметить массаж рефлексогенных зон, которые во множестве расположены на ступнях. Каждая из них связана с какими­то внутренними органами, и массаж благотворно воздействует не только на стопу, но и на  этот орган. Кроме того, прогулки босиком способствуют активации нервно­мышечных процессов, тонизируют, помогают в профилактике  сердечно­сосудистых заболеваний. Есть и еще одно — правда, часто оспариваемое — достоинство. При контакте с пластиковыми предметами, синтетической одеждой,  шерстью и так далее в теле человека накапливается статическое электричество. Это приводит не только к неприятным  покалываниям в руках при соприкосновениях с другими людьми, но и к усталости, бессоннице, дискомфорту. Самый простой способ избавиться от лишнего электричества — заземлиться, как это делают с машинами. И регулярные пешие прогулки отлично решат эту задачу. Интересна и статистика по заболеваниям и деформации стоп в странах, где погода позволяет круглый год ходить босиком (Индия,  Вьетнам, Индонезия, ряд стран Африки). Жители этих государств гораздо реже страдают от плоскостопия и схожих проблем, чем  европейцы. И, наконец, это нехитрое занятие отлично подойдет для борьбы со своими комплексами, ведь удивленных, а то и косых взглядов вы  встретите немало.\ Возможные опасности и противопоказанияТем не менее стоит знать, что даже такое простое и естественное времяпрепровождение может подойти не всем. Терапевты не рекомендуют ходить босиком людям с сахарным диабетом, хроническими болезнями почек, подагрой, ревматизмом,  воспалительными заболеваниями, трещинами или грибковыми болезнями стоп. Последним двум пунктам стоит уделить особое  внимание — бактерии легко проникнут в травмированную кожу и добавят неприятностей. Если начать ходить босиком в холодную погоду или без подготовки, можно простудиться. То же самое касается и людей, чей  иммунитет ослаблен после болезни или из­за беременности. И, конечно, возможны травмы стопы как острыми предметами, так и просто с непривычки. Именно поэтому стоит внимательно  смотреть под ноги и по возможности гулять вдали от людных мест и популярных маршрутов. Оптимальным станет собственный дачный участок, укромный пляж или малолюдная лесная тропинка. Как правильно ходить босиком детям и взрослым Городские жители любого возраста, внезапно начавшие ходить босиком, могут причинить себе вред и травмировать ноги с  непривычки. Как бы странно это ни звучало, ходить босиком тоже нужно учиться. Вот несколько простых правил, которые позволят вам и вашему ребенку постепенно ввести ходьбу без обуви в привычку и получать  от нее максимум пользы и удовольствия: убедитесь, что у вас/ребенка нет медицинских противопоказаний; начинайте с 10­15 минут в день, в доме, в комфортных условиях; уличные занятия начинайте в теплое время года; меняйте несколько раз за прогулку типы поверхностей под ногами (песок, трава, земля, мощеная дорожка, хвойный опад и так  далее); перед прогулкой осмотрите ноги на наличие порезов, трещин, грибка — и воздержитесь от нее, если что­то обнаружите; на прогулку берите с собой зеленку в маркере или перекись и пластырь на случай пореза;выходите на улицу босиком только в светлое время суток и внимательно смотрите под ноги, если вы в общественном парке или у  реки, где могут быть стекла, металлические предметы и так далее; вернувшись домой, вымойте ноги теплой водой, разотрите или сделайте легкий массаж с питательным кремом и наденьте носки —  пусть стопы согреются. Барефутинг и интересные факты о нем Думаете, ходьба босиком — это славянская забава? А вот жители США, Голландии, Бельгии, Германии и других стран с вами не  согласятся. Именно в Соединенных Штатах официально возникло движение барефутеров (от английского слова barefooting — «босые ноги»),  основателем которого стала Джейн Фонда, организовавшая целый официальный праздник хождения босиком. Представители этого  движения так не любят обувь, что стараются обходиться без нее круглый год, используя только в крайних случаях. Кстати, даже  этой небольшой субкультуре власти пошли навстречу и организовали специальные пешеходные дорожки с самыми разными  покрытиями, позволяющие на коротком отрезке пути ощутить под ногами и песок, и камни, и дорожную пыль, и полевую траву, и  многое другое. Есть в Европе и специальные парки и даже рестораны и магазины, куда можно без проблем прийти босиком. На форумах барефутеры делятся советами по обустройству домашних тренировочных «бассейнов и ручьев», а также историческими мудростями. Своими кумирами и первопроходцами они считают древних мыслителей Сократа и Сенеку, русского полководца А.В.  Суворова, немецкого врача Себастьяна Кнейппа, писателя Льва Толстого и других приверженцев хождения без обуви. Кстати, не чужда любовь к этому занятию и азиатам — лекари в древнем Китае говорили о его пользе еще 5000 лет назад. А в  буддийских монастырях хождение босиком по дну холодного ручья является одним из обязательных этапов тренировки. Если у вас рядом с домом нет чистого горного ручья, а почувствовать себя монахом хочется, включите в ванной холодную воду  тонкой струей так, чтобы она протекала слоем в пару сантиметров через всю ванную, и сделайте в ней 108 шагов — именно столько  должны пройти поклонники Будды.Не хотите таких экстремальных мер? Тогда смастерите домашний пляж в коробке: в ящик или большую коробку из плотного  материала насыпьте промытый песок, камушки, речную гальку, желуди, каштаны, шишки — в общем, все, что придет в голову — и  ежедневно топчитесь в ней по 15­20 минут. Как видите, хождение босиком — весьма полезная привычка. Да, она не станет лекарством от всех болезней, но в комплексе с  другими мерами позволит вам быть здоровее многих и принесет массу приятных минут. Хождение босиком это весьма полезная и очень простая процедура в качестве одного из способов закаливания. А теперь перечислим причины говорящие в пользу ходьбы босиком: Закаляем организм Активизируем активные точки на стопе Исправляется плоскостопие Во время ходьбы осуществляется массаж ног В жару босые ноги выводят тепло из организма ребенка, и такие дети даже в зной жизнерадостны и бодры. Ходить босиком просто здорово! Ведь ходя в обуви мы лишаем себя удовольствия осязания пространства ступнями ног! Современные медики также признают пользу хождения босиком, эта процедура помогает избежать таких распространенных в наше  время болезней, как инсульт, инфаркт миокарда, гипертония, стенокардия и, конечно же, заболеваний простудного характера.  Ученые подметили: при случайном погружении стоп ног в холодную воду (12° С) температура слизистой оболочки носа быстро  понижается. Особенно выражена такая реакция организма при температуре воды около 4С, в этом случае моментально проявляется  признаки простуды: кашель, насморк и т. д. Однако после ежедневного охлаждения ног водой температуры 12­14° С (в течение  трех недель)температура слизистой оболочки носа перестает изменяться, признаков простуды не возникает. Почему? Все очень  просто. При многократном повторении действий этих раздражителей на кожу образуются условные рефлексы, способствующие  появлению благоприятных для организма реакций. Систематическое применение холодной воды заставляет организм усиленно  образовывать тепло в коже. Кроме того, регулярное хождение босиком вызывает утолщение рогового слоя кожи стоп, что делает их  менее чувствительными к холоду. Так, экспериментальным путем выявлено: одномоментное охлаждение стоп водой температуры10° С повышает температуру тела примерно на 0, 4­0, 2" С, но по мере закаливания колебания температуры тела сначала  уменьшаются, а потом и вовсе исчезают. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в  том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки,  желудок, глаза, сердце, мозг и т. д. Так что этот метод лечит не хуже точечного массажа Выбирая грунт для хождения босиком, надо учитывать, что резкие по температурному и тактильному раздражению  его виды ­ например, горячий песок или асфальт, снег, лед, стерня, острые камни, шлак, хвойные иголки или шишки  оказывают на нервную систему сильное возбуждающее действие. Напротив, теплый песок, мягкая трава, дорожная  пыль, комнатный ковер, вызывая умеренный тормозной процесс, действуют успокаивающе. Средними между этими  раздражителями являются асфальт нейтральной температуры и неровная земля, комнатный пол, мокрая или  росистая трава, возбуждающие нервную систему умеренно. Детям и часто болеющим людям приучаться к хождению босиком рекомендуется дома. Лучше всего приступать к  этому летом, начинать ходить босиком следует утром и вечером по полу в комнате. В первый день ­ по 10­15 минут, затем процедура удлиняется на 5 минут каждый день и со временем доводится до 1 часа. Первое время не возбраняется ходить по  полу в носках. Через месяц можно разгуливать босиком во дворе, в саду. Полезнее всего, конечно, ходить по мокрой траве, поэтому и медики, и народные целители рекомендуют совершать босые прогулки  утром и вечером, когда на траве лежит роса. После такой процедуры необходимо, не вытирая ног, надеть обувь и походить по сухой  земле (по песку или камням) еще некоторое время, сначала быстро, затем медленнее, до тех пор, пока влажные ноги не высохнут и  не согреются. Обычно это занимает от 15 до 25 минут. Очень важно, чтобы надеваемая после хождения по мокрой траве обувь обязательно была сухой, иначе от процедуры будет не  польза, а один только вред: может начаться насморк или появятся иные симптомы простуды. Поэтому обувь и носки перед началом  хождения по росе оставляйте в сухом месте, чтобы потом ноги быстрее высохли и согрелись. Еще большую пользу приносит хождение босиком по рыхлому песку и мокрым камням: в этом случае стопы получают великолепный сеанс точечного массажа. Прекрасная возможность для такой процедуры у тех, кто проводит отпуск на морских пляжах, однако  нетрудно устроить дорожку из камней во дворе дома или на даче. Перед утренней или вечерней босой прогулкой полейте камешки  из шланга или лейки ­ и можно приступать к оздоровительной процедуре. Если день жаркий и камни быстро высыхают, поливать их  нужно до 3 раз, и чем холоднее вода, тем лучше. В зависимости от состояния здоровья и тренированности человека процедура  хождения по камням должна длиться от 3­15 минут до получаса.Не стоит отчаиваться, если лето вы вынуждены проводить в городе, а о море и даже даче приходится только мечтать. Водно­ пляжные процедуры для ног несложно проделать и дома. Насыпьте речную гальку в плоский металлический или пластиковый таз и  залейте ее холодной водой ­ тренажер для стоп готов. По таким мокрым камешкам нужно ходить каждый день в течение хотя бы 1  минуты, и не только летом, но и зимой. Очень полезно и хождение по воде. Эта процедура закаливает тело, активизирует кровообращение, улучшает работу почек, мочевого пузыря, желудка и других органов, расположенных в брюшной полости. Хождение по воде облегчает дыхание, снимает головные  боли, улучшает сон. Применять этот способ можно не только на море или реке, но и в обычной ванне. Наберите прохладной воды и  делайте движения ногами, преодолевая сопротивление воды. Сначала уровень воды должен доходить до лодыжек, затем до икр, а  потом до колен. Начинать хождение по воде нужно с 1 минуты, затем сеансы постепенно продлеваются до 5­6 минут, Температуру  воды тоже следует понижать постепенно. В зимнее время можно добавить в воду снег. По окончании процедуры необходимо  подвигаться. Летом можно походить на свежем воздухе, зимой ­ просто по комнате, до тех пор пока ноги и все тело не согреются. Вышеперечисленные процедуры летней закалки подготовят вас к хождению по инею осенью и по снегу зимой. В качестве  подготовительного этапа можно использовать ножные ванны, но о них немного ниже. Людям, слишком чувствительным к холоду,  можно начать с влажных обтираний. Обтирайте ноги на ночь полотенцем, смоченным водой комнатной температуры, затем  понижайте ее ежедневно на 1 С, и уже через 4­5 дней вы будете готовы к более суровым способам закаливания. По данным современной ортопедии и лечебной физкультуры ходьба босиком может служить средством не только профилактики, но  и лечения некоторых видов деформации столы. Наиболее распространенное из них ­ плоскостопие. Плоскостопие выражается в снижении высоты и "распластывании" свода стопы. При ослаблении тонуса мышц, связок и сухожилий,  поддерживающих сводчатую форму стопы, кости плюсны и предплюсны опускаются, мышцы растягиваются, наружная часть столы  приподнимается, а внутренний свод опускается ­ образуется плоскостопие. Стопа лишается одной из своих основных функций ­  рессорности. Растягивание связок, давление перемещенных костей на ветви нервов вызывают острые боли в стопе и голени,  отдаваясь порой рефлекторными болями в области сердца. Систематическая ходьба босиком, особенно по зыбучему или рельефному грунту, заставляет рефлекторно сокращаться мышцы,  удерживающие свод стопы, и прежде всего мышцы подошвенной поверхности, сгибающих пальцы ног. Сухожилия и связки усиленно  развиваются, укрепляются. Таким образом, босохождение можно отнести к действенным средствам профилактики и лечения  плоскостопия. Это в первую очередь относится к детям, у которых дефекты опорно­двигательного аппарата при соответствующей  тренировке обычно успешно устраняются. Наши предки были людьми здоровыми и крепкими, и все благодаря своей бедности, как ни парадоксально это звучит. Они ходили  босиком, в результате чего закалялись и сохраняли отличное здоровье. Уже тогда было известно, что хождение босиком ­  прекрасная закаливающая процедура. Большими поклонниками босых прогулок по росистой траве были А. С. Пушкин, Л. Н.  Толстой, И. П. Павлов.Игры с водой для детей младшего и среднего дошкольного возраста Рыбаки Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми младшей группы. Цель — развитие цветовосприятия и цветоразличения. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые   или  металлические  рыбки,  окрашенные  в основные  цвета  (красный, желтый,  зеленый, синий), 4  ведерка  разных цветов. Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветных рыбок, выполненных из металла или из пластика и снабженных металлическими кружками­глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами. Ход игры Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветных рыбок, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и ведерки и предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед началом игры педагог может прочитать стихотворение: Рыбка, словно мотылек, Над водой взлетела. Глазик — темный уголек, И как льдинка тело, Плавнички дрожат, трепещут, Спинка выгнулась дугой, Чешуинки так и блещут У красавицы такой. Я собрался на рыбалку, Только вот рыбешку жалко. Далее по команде педагога дети ловят и складывают рыбок в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым поймает всех рыбок «своего» цвета. Далее игра продолжается со следующей четверкой детей. Необычная рыбалка Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини­бассейна с детьми младшей группы. Цель — развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры).Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный). Предварительная работа. Перед прогулкой педагог  опускает  в бассейн  разноцветные геометрические  фигуры  из  пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами. Ход игры Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные фигуры, расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со следующей группой детей. Поймай букву Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини­бассейна с детьми средней группы. Цель — подготовка к обучению грамоте. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические буквы (А, О, У, И), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 ведерка с наклеенными на них буквами. Предварительная   работа.   Перед   прогулкой   педагог   опускает   в   бассейн   разноцветные   буквы   из   пластика   (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами. Ход игры Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные буквы, назовут их, расскажут, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко буквы, такие же как та, что написана у него на ведерке. Далее по команде педагога дети   ловят   и   складывают   буквы   в   ведерки.   Побеждает   тот   ребенок,   который   первым   поймает   все   «свои»   буквы.   Далее   игра продолжается со следующей группой детей. Морские камешки Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы. Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра.Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить. Ход игры Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать). Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор. Водичка, водичка Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна. Цель — развитие первичных естественно­научных представлений. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки. Предварительная работа. Разучивание стихотворного текста игры. Ход игры Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры, совершая соответствующие тексту действия: Раз, два, три, четыре, (Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки.) Ручки в воду опустили. Мы похлопаем в ладошки (Хлопают в ладоши под водой.) И побрызгаем немножко. (Легко загребают воду ладошками.) Из ладошки да в ладошку (Переливают воду из ладошки в ладошку.) Льются капельки­горошки. Педагог ставит на стол или скамейку сосуды для воды и предлагает детям налить в них воду. Когда дети выполнят просьбу педагога, он предлагает им в один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода осталась прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала мутной».Комплекс закаливающих мероприятий в детском саду Оглавление Введение Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа  жизни у детей в условиях детского учреждения 1.1 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью 1.2 Основные принципы, методы закаливания детей в ДО\  Содержание Список используемой литературы        Введение Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, ­ это здоровье. Понятие «здоровье» имеет множество определений.  Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией  здравоохранения: «Здоровье ­ это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто  отсутствие болезней или физических дефектов». Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни  человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в  результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся  представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому  потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в  образовании, воспитании и развитии дошкольников. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у  дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении  здоровья ребенка ­ проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно­ образовательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный  способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики поформированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих  национальной культуры здорового образа жизни. Дошкольный возраст ­ один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде  закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей,  формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально­волевые и поведенческие качества. Здоровый образ жизни ­ это рациональное питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек. Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и  укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду.  Здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, оно определяется гармоничным соответствующим  возрасту развитием ребенка и его правильным закаливанием. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в  нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание в дошкольном возрасте нужно  рассматривать как важную составляющую часть физического воспитания детей. В результате закаливания ребенок становится менее  восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью,  высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур. Что же такое закаливание? По определению В.Даля в его «Толковом словаре живого великорусского языка», закаливание человека – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». В современной литературе можно встретить  разные объяснения закаливания. Согласно одному из них закаливание ­ это научно обоснованное систематическое использование  естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. По другому определению, закаливание ­ это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических  факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления) важная часть физической  культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Закаливание является довольно сильным оздоровительным  средством. В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием  естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям метеорологических факторов.Таким образом, закаливание организма можно определить как систему процедур, способствующих повышению сопротивляемости  организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её  совершенствования.          Положительный эффект закаливания детей  может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных  правил: Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур. Постепенность закаливания. Систематичность и постоянство закаливания. Учёт эмоционального состояния ребёнка в момент проведения закаливающей процедуры. Почему одни дети не боятся простуды, а другие болеют? У одних организм крепче, а у других слабее? Необходимо закаливание  организма ребенка.     В настоящее время науки  физиология, гигиена, медицина, педагогика  располагают достаточно объективным материалом,  свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Закаливание — это не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их  всестороннему развитию. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится  правильное закаливание детей, изучение методов, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств закаливания у детей  в процессе работы с ними. Проблема закаливания детей в ДОУ привлекает внимание учёных. Об этом говорит поток научных  исследований. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У  истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по  адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К.  Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви ­ Гориневской, Г.Н.  Сперанским Е.Д., Заблудовской, Е.К. Талановой., которые позволяют создавать научно­обоснованные предпосылки для выявления  условий закаливания детей в дошкольных учреждениях.    Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы  для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении  закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат ­ крепкое здоровье. Все  вышесказанное определяет проблему данного исследования, которая заключается в определении оптимальных путей закаливания  детей.Решение данной проблемы определяет цель и задачи работы, а также предмет и направление исследования. Объект исследования ­ воспитательно­образовательный процесс в детском саду. Предмет исследования ­ процесс усвоения детьми представлений о правильности закаливания. Цель работы: представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявления методик  и средств закаливания. Данная цель требовала решения следующих задач: Проанализировать философскую, психолого­педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования. Дать определение понятию «закаливание», характеристику видов закаливания. Показать возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ. Представить примерную программу проведения закаливающих мероприятий в ДОУ. Методы исследования: ­ теоретические: анализ литературы, и программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, обобщения  опыта деятельности воспитателя по решению проблем закаливания. ­эмпирические: наблюдение за деятельностью воспитателя, моделирование форм и методов работы с детьми. Практическая значимость: полученные результаты исследования помогут воспитателям, занимающимися воспитательной работой  с детьми, осознать важность проблем закаливания, тем самым правильно организовать этапы проведения мероприятий закаливания.  Результаты могут быть использованы воспитателями ДОУ в проведение мероприятий закаливания.   1.1  Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью Привычка к здоровому образу жизни ­ это главная, основная, жизненно важная привычка человека. Она аккумулирует в себе  результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения  оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном  детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском  образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность  здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое  здоровье.В основном это связано с тем, что рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной  категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций или сами взрослые редко придерживаются  указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Выполнение необходимых правил здорового образа жизни  требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка­дошкольника, имеющего недостаточно  сформированную эмоционально­волевую сферу. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, воспитателям, необходимо знать, прежде всего,  что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних  (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье ­ текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая  программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье ­ уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье ­ состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.        От чего же зависит здоровье ребенка? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% ­ от условий внешней  среды, т.е. экологии, на 10% ­ от деятельности системы здравоохранения, а на 50% ­ от самого человека, от того образа жизни,  который он ведет. По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для  того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих с целью создания вокруг него  атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки  валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я",  правильное отношение к миру, окружающим людям ­ все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно  воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной  информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.         Здоровый образ жизни ­ это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях,дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них  самостоятельности и ответственности. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни: ­ занятия физкультурой, прогулки; ­ рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены:     закаливание, создание условий для полноценного сна; ­ медицинское воспитание, своевременное посещение врача,   выполнение различных рекомендаций. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом  образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к  здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Гигиенически организованная социальная среда  обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в  здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу  специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой  потребности. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно­гигиеническим требованиям. Она должна  отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Мы должны  понимать, что воспитание у детей этой потребности ­ задача государственной важности, а оздоровительная деятельность  дошкольного образовательного учреждения ­ это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде  здоровых и полноценных граждан. Важным условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении  специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и  привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с  привычками.         Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек  здорового образа жизни, которые они  гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. Необходимо провести анализ  имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении,  предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни,  надо учитыватьэффект задержанной обратной связи. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через  месяцы и даже годы.   Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. 1.2 Основные принципы, методы закаливания детей в ДОУ Здоровье детей  с каждым годом в последнее время ухудшается. Ребенок, постоянно находящийся в помещении детского сада в  одних и тех же комфортных температурных условиях, не подвергая себя, свой терморегуляторный аппарат измененным  температурам, обязательно будет подвержен простудным и другим заболеваниям. С рождения ребенок должен систематически  принимать естественные и специальные закаливающие процедуры, в противном случае его организм не будет застрахован от  всевозможных  влиянии на него окружающей среды (холодного воздуха, ветра, сквозняков, холодной воды). Систематически  закаливаясь, воздействуя на центральную нервную систему, мы влияем на иммунную, защитную систему ребенка. Иммунная система  позволяет организму выдерживать различные нагрузки. Единственным и самым эффективным средством тренировки и  совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в саду. Для этого необходимо: ­ четкая организация теплового и воздушного режима помещения («температурная» гигиена); ­ рациональная, неперегревающая одежда для детей; ­ соблюдение режима прогулок во все времена года; ­ сон при открытых фрамугах; ­ гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой с добавлением  лекарственных трав); ­ хождение босиком в группе и занятия босиком  утренней гимнастикой и физкультурой. Кроме того, необходимы и специальные меры закаливания: ­ воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьба по гальке и/или по массажным дорожкам;­ контрастные воздушные ванны (циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима – из «холодной»  комнаты в «тёплую» и обратно) в комплекте с дыхательной гимнастикой и методами рефлексотерапии; ­ контрастное обливание ног в комплексе с профилактическим массажем стоп. ­в зимнее время­топтание по снегу в комплексе с хождением по массажным дорожкам. ­в летнее время­обливание водой во время прогулки. Рекомендации по проведению закаливающих процедур должен давать врач, отмечая их в «журнале здоровья» в соответствии с  возрастом, особенностями состояния и физическим развитием детей. При закаливании детей следует придерживаться  основных принципов: ­ проводить закаливающие процедуры систематически; ­ увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно; ­ учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры; ­ начинать закаливание в любом возрасте; ­ никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз,  не допускать   переохлаждения ребенка; ­ избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия    холодной воды и перегревания на солнце; ­ правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать   температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и      материалов; ­ закаливаться всей семьей; ­ закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и   массажем;Обеспечивать комплексное использование всех природных факторов, тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка. Проводить в комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок. Особую роль играет правильно  организованный дневной сон. Обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов, четко  организованного медико­педагогического контроля, в который входят: ­ медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению  закаливания; ­ медико­педагогическое наблюдение за методикой физического воспитания и закаливания детского организма, физиологической  реакцией ребенка, соответствием нагрузки его возрастным и индивидуальным возможностям. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе  составить сводную схему о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, для того чтобы воспитатель  планировал оздоровительную работу  в соответствии с особенностями здоровья детей.  В детском саду закаливание проводится двух видов: ­ общее закаливание; ­ специальное закаливание. К общему закаливанию относится: ­ ежедневный утренний приём детей на свежем воздухе, организация сквозного проветривания в отсутствии детей, мытьё рук до  локтей и умывание лица прохладной водой /постепенно до +18 градусов/, нахождение детей в групповой комнате в облегчённой  одежде при температуре, определённой СанПин, проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в специальной  одежде /спортивная форма/ при температуре, определённой СанПин, сон в спальне при открытых фрамугах при температуре,  определённой СанПин. К специальному закаливанию детей относится: ­ ступенчатое закаливание, в каждой возрастной группе, имеющий свой вид закаливающих процедур. Ясельная группа: постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного  периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна, ходьба по мокрым дорожкам, солнечные и воздушные ванны, купание в  бассейне по схеме, предложенной врачом.Вторая младшая группа: влажное обтирание после утренней гимнастики, ходьба по мокрым дорожкам во время гимнастики после  сна, обучение  элементам обширного умывания. Средняя группа: сухое растирание после утренней гимнастики, игры на мокрых дорожках во время гимнастики, обширное  умывание, контрастное водное обливание стоп. Старшая группа: обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, обливание прохладной водой, погружение ног в  прохладную воду и ходьба по ней, контрастное воздушное закаливание. Подготовительная  группа: обширное умывание после утренней гимнастики, погружение ног в прохладную воду перед дневным  сном, хождение по массажным дорожкам. В летний период врачом детского сада  определяется количество солнечных и воздушных ванн для каждой возрастной группы,  а  также время их проведения. В жаркие дни дети купаются в летнем бассейне или обливаются водой не менее двух раз в день. Для ослабленных и пришедших после болезни детей схема закаливания может быть изменена по рекомендации врача. Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующий ДОУ и врач,  обслуживающий дошкольное учреждение. Администрация ДОУ (заведующая): 1. Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех  возрастных групп детского коллектива и отдельных детей. 2. Организовывает обучение воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию,  регулярно проверяет, как выполняются указания врача. 3. Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной единой системы закаливания детей в дошкольном учреждении и в  семье. 4. Обеспечивает оборудование и все необходимые условия для осуществления всего комплекса мероприятий по закаливанию  детского организма. Медицинские работники: 1. Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом. 2. Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур.3. Помогает воспитателю и няне овладевать методикой намеченных в плане мероприятий. 4. Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей. 5. Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми. Инструктор по физической культуре: 1.Вместе с врачом детского сада определяет вид специального закаливания для каждой возрастной группы; 2.Разрабатывает методику специального закаливания детей согласно требованиям СанПин и рекомендациям врача­педиатра; 3.Проводит с воспитателями и родителями просветительскую и консультативную работу по вопросам закаливания детей и ведению  здорового образа жизни. Воспитатель: 1. При помощи помощника воспитателя, руководствуясь назначениями врача, осуществляют весь комплекс мероприятий по  закаливанию детского организма в своей группе. 2. Продумывают организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур. 3. Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию. 4. Следят, чтобы одежда детей соответствовала температуре воздуха помещения и улицы. 5. Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей их получил и в какой дозировке. Помощник воспитателя: 1. Помогает проводить закаливающие мероприятия в группе; 2. Обеспечивает необходимым инвентарём, соблюдает все гигиенические нормы и требования СанПин. Таким образом, при организации закаливания в детском саду задействован весь персонал учреждения и все без исключения дети. Для детей важен положительный фон проводимых процедур, поэтому вся работа проводится в атмосфере взаимопонимания и  положительных эмоций, что является не маловажной частью организации закаливания. Проводится закаливание в ДОУ на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь  вместе с ними победами над собой.Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам  занимается по системе, верит в ее пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и  сотрудников детского сада, и, конечно же, родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания,  доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким. Радость и восторг вызывает у детей, когда воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице  зимой! У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей  желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна  крупица нового мышления. Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур нельзя пренебрегать теми принципами, которые  выработаны практическим опытом и подкреплены медико­биологическими исследованиями. В результате применения системы П.К.  Иванова и других методов закаливания сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов. Поэтому для получения результата необходимо соблюдать основные принципы закаливания: 1.Регулярность Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем. Нельзя прерывать закаливающие процедуры  без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения,  которые вырабатываются в организме  в процессе закаливания. 2.Постепенность Постепенность заключается  в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать  минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать.  Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают  резкими. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее,  но зато увереннее достигать желаемого результата. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как  ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме.  К обливанию не допускать детей, прежде чем  они не привыкли к обтиранию 3.Интенсивность.