КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОБЖ (СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ)
.
Воспитатель: Карсакова.О.Ю.;Iк.к. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМ- ЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ. Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры. Преимущество использования дидактических игр, по срав- нению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопас- ности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявля- ется в следующем: каждый ребенок максимально активен; име- ется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня), поскольку игры проводились с подгруппой (от 2 до 8 человек) или индивидуально; поддержание устойчивого интере- са дошкольников к данной деятельности и высокий эмоцио- нальный фон. Подобранные дидактические игры дают возмож- ность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопас- ного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоро- вью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сю- жетных и предметных картинок), поощрительных призов вызы- вает желание дошкольников играть, активизирует их психиче- ские процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в пра- вильности понимания норм безопасного поведения. |
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ» Задачи: закреплять представления о предметах быта, ко- торыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспи- тывать чувство взаимопомощи. Материал: - игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков; - картинки с изображением различных предметов быта и игрушек. Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке вы- брать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя иг- рать остальными.
|
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙ- ДИ» Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества. Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. Материал: макет или игровой уголок с предметами домаш- него обихода, призы (фишки или картинки). Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачива- ется и считает до 3—5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предме- ты, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
|
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопас- ного поведения в быту; развивать внимание, память; воспиты- вать чувство сотрудничества. Материал: * четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши- ба руки и пожара; * картинки с изображением различных бытовых предметов. Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он по- очередно поднимает картинку с изображением предмета. Участ- ники должны догадаться, к какой травме может привести непра- вильное обращение с этим предметом, соотнести со своей кар- той и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обраще- ния с ним.
|
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспиты- вать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета. Правило: соблюдать очередность. Материал: игровое поле с изображением улитки, внутри до- мика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик. Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим пред- метом.
|
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова- ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Материал: листы с изображением контуров предметов (из то- чек). Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
|
«УБЕРИ НА МЕСТО» Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюда- тельность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду. Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки- предметы. Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображени- ем вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор. Варианты. * На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место. * На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире». * То же в игровом уголке.
|
«ТАК И НЕ ТАК» Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопас- ных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Материал: * 2 карточки — с красным и с зеленым кружком, * картинки с изображением опасных и безопасных действий детей. Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных). Варианты: * индивидуально с воспитателем, * несколько детей по очереди, объясняя свой выбор. Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.
|
Вариант: «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ» (с использованием фотографий детей). В отличие от картинок, использование фотографий дает воз- можность показать ребенку реальную опасную бытовую си- туацию, обратить внимание дошкольника на детали, закре- пить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика» от зна- ний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анали- зируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утвержда- ется в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, прибли- женных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматри- вать и обсуждать (и без участия взрослых).
|
«СТО БЕД» Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасно- го поведения в быту; развивать память, внимание; воспиты- вать сочувственное отношение к пострадавшему. Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома. Ход игры: несколько картинок лежат на столе изобра- жением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое слу- чилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
|
«МЫ - СПАСАТЕЛИ» Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать вни- мание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Материал: * игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу); * картинки, на которых изображены дети в конкретных опас- ных ситуациях; * набор карточек с изображением тех действий, которые не- обходимо выполнить в той или иной ситуации. Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изоб- ражением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
|
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость. Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко- робки; пуговицы. Задания: собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на игол- ку с ниткой; собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе ды- рочки пуговиц.
|
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ» Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки поль- зования карандашом, умение вести линию по точкам; воспиты- вать умение доводить начатое дело до конца. Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек). Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опа- сен данный предмет.
|
"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото) Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества. Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожо- га, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов. Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспи- татель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочеред- но поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправиль- ное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опа- сен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
|
«УБЕРИ НА МЕСТО» Задачи: закреплять представления о правилах безопасного по- ведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдатель- ность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду. Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки- предметы. Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на иг- ровое поле — на место, объясняя свой выбор. Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы. Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разло- жить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире». * То же в игровом уголке.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.