Казачье народное творчество на уроках литературы
как необходимая составляющая процесса социализации
слепых и слабовидящих обучающихся.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования социализация личности школьника определена как одна из важнейших задач. Особо остро стоит вопрос социализации в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Поэтому предмет литература помимо обучения общеобразовательным навыкам: читать, анализировать, думать, рассуждать, берет на себя и дополнительную функцию адаптации детей к современным условиям, решает коррекционные задачи, такие как “профилактика вторичных отклонений [3, c.60], снятие состояния неуверенности, настороженности - "я не такой как все", агрессивности к окружающему миру и людям.
Использование регионального компонента Дона на уроках литературы создает предпосылки для успешной и эффективной социализации школьников, позволяет учащимся приобщиться к духовной жизни и культуре нашего края, а также лучше узнать нашу малую родину, ее людей, ее словесное искусство, получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Устное народное творчество Донского края - кладезь народной мудрости. В песнях, частушках, пословицах и поговорках, сказках и былинах отражены представления народа о счастье и горе, нормах поведения в обществе, о героизме и любви к Родине. Изучая разные жанры казачьего фольклора, у учащихся формируются основные понятия, такие как “мораль”, “нравственность”, “добро – зло”, “дружба – любовь”, “честь – совесть”, “Родина”.
Пословицы и поговорки имеют огромное познавательное значение, они учат трудолюбию, миру, добрососедству, солидарности, единению. Вот некоторые из них.
Донская земля дармоедов не кормит.
Кто ленится, тот не ценится.
Казак без труда, что земля без воды.
Старших и в Орде почитают (а в казачестве, дескать, тем более)
Счастье не ищут, а делают.
Казак за казака горой стоит и др.
Главный герой донских сказок, былин и преданий – казак. Он смел, хитер находчив. Защищает слабых, наказывает злодеев. Никогда не даст в обиду ни себя, ни тех, кто надеется на его помощь, готов защищать правду до конца. Он не идет ни на какие уступки и сделки, отказывается от выгод и заманчивых царских предложений. И помогает ему не волшебная сила, а собственная смекалка, ловкость и смелость, готовность помочь слабому и беззащитному. Казак помогает без всякого расчета на награду, а уж потом за доброе дело ему и удача посылается. В процессе анализа прочитанного, действий героев, происходит самопознание личности, осознание своих психических и нравственных качеств, формирование собственного мировоззрения. Учащиеся приходят к выводу, что в любой жизненной ситуации человек должен рассчитывать на свои собственные силы.
Дефицит зрительных возможностей сказывается и на речевом развитии детей. Развитие связной речи - это важнейший фактор социализации лиц с зрительной патологией. Фольклор – искусство устное, поэтому развивает речь, формирует определённые умения и навыки обращения с устным словом. На уроках большое внимание уделяется обучению выразительному чтению, пересказу, анализу произведений, чтобы ученики могли проявить свои творческие способности и грамотно высказать свою точку зрения. Пословицы и поговорки использую в качестве заголовков для написания творческих работ. Например, «Казак без коня, что солдат без ружья» или «Казак без друзей, что дуб без корней». Загадки также способствуют развитию речи, активизируют мыслительную деятельность учащихся. С их помощью дети быстрее и надежнее запоминают устойчивые обороты, образные выражения. Мир родного языка становится понятным, доступным, интересным.
Полноценная самостоятельная речь не может быть сформирована без наличия у ребенка адекватных и достаточно четких представлений об окружающей действительности.
Словесные системы связей у многих детей с нарушением зрения формируются без должной опоры на наглядные образы, потому отмечается обеднение конкретных значений слов, отсутствие необходимого запаса слов, недоразвитие смысловой стороны речи. Вербализм речи и формализм словесных обозначений, характерный для детей с нарушением зрения, может быть в значительной мере преодолен путем коррекционной работы, направленной на обогащение и конкретизацию речи. Чтобы у ребенка сформировалось правильное представление о предмете он должен потрогать его, понюхать, попробовать на вкус. Если это какое - то природное явление, ребенок должен услышать его (например, как шуршит листва, как шумит ветер или дождь).
На уроках литературы с использованием регионального компонента ведется систематическая работа по уточнению и углублению понимания значения слов. Например, мы можем показать предметы казачьего быта в натуральном виде: кочергу, ухват, махотку, чугунок и другие. Учащиеся определяют составные части предмета, форму, величину, материала, из которого он изготовлен, узнают, как его использовали.
Изучение песенного казачьего фольклора подростка решает задачи эстетического воспитания. Но в процессе социализации личности музыкальное творчество способно решить и этические задачи: что такое хорошо и что такое плохо, понятие о национальной, народной культуре, патриотическое воспитание.
Таким образом, используемая система работы по социализации личности учащихся посредством изучения фольклора способствует формированию мобильной, толерантной личности, успешной в любом виде деятельности, умеющей делать выбор и отвечать за него, готовой к постоянному самосовершенствованию, профессиональному самоопределению.
Список литературы:
1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.
3. Солнцева Л.И. Психология особенности слепых и слабовидящих школьников, РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов. - Л., 1980 С. 60
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.