Казачество ставрополья
Оценка 4.8

Казачество ставрополья

Оценка 4.8
docx
21.12.2020
Казачество ставрополья
конспект урока.docx


Тема: " Культура и быт Ставропольского казачества"


Цели:

Учебные:
Обобщить знания учащихся о жизни казаков на Ставрополье ,
закрепить знания об особенностях быта, традициях, культуре  казачества.

Воспитательные:
Воспитание товарищества, взаимопомощи; уважения к своей Родине.

Задачи:

Воссоздание образа жизни, культуры, традиций людей, живших на территории нашего края в период 19-20 в. , называемых казаками.
Расширение знаний об истории родного края, народных традициях, быте и культуре.
Развитие воображения, развитие ассоциативного мышления, формирование потребности учащихся в обогащении нравственными, культурными и духовными ценностями.

Оборудование:

Мультимедийные слайды и фотографии по теме "Казачий быт", казачьи заповеди.

 

ХОД УРОКА .



1.Вступительное слово учителя.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам «Радости,

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать вам в этой студии

Прекраснейшего настроения!

 

Я рада приветствовать вас на заседании школьного исследовательского клуба « Патриот».

При изучении различных исторических эпох мы не раз с вами обращались к истории нашей малой Родины . На протяжении веков участниками исторических событий на Кавказе были казаки. Разговор о них на наших заседаниях велся не один раз.

 

Ответьте мне на вопрос: «Что вас заинтересовало , привлекло внимание , какие аспекты из жизни Ставропольского  казачества вы бы хотели осветить ?»

(жизнь, быт и культура казаков)

 

Итак, сформулируйте мне , пожалуйста, тему нашего занятия.

 

« Культура и быт Ставропольского казачества».

 

 Как вы думаете , какова будет цель  нашего занятия :

 

Ответ учеников – наверное, обобщение  знаний о жизни,  традициях  и культуре казачества.

 Да  мы постараемся восстановить прошлую жизнь  людей , живущих на территории нашего края в 19-20 веках, называющих себя казаками.

 

 

Для работы на уроке мы разделились на группы. Ранее мы решили , что каждая группа обобщив найденную информацию  будет создавать свой мини-проект:

 

Первая группа : « Мы  выясняли , как жили казаки, какой у них был семейный и общественный быт ( табличка – «Быт казаков»).

 

Вторая группа : « У нас было задание найти информацию о воспитании казаков и о казачьих  заповедях.

( табличка - « Казачьи заповеди» ).

 

 Третья группа : «А мы нашли и постараемся воспроизвести обряд и обычаи казаков  (табличка - « Обряды и обычаи  казаков»).

 

Учитель:

Я хочу, чтобы ваши работы в виде проектов были доступны многим. Ведь знание истории нашей Родины - это очень важный элемент в воспитании молодежи и уважении к поколению, которое эту истории вершило.

 

Ученики : « А давайте займемся созданием  электронного  журнала , к примеру под названием « Казачество Ставрополья» , и расположим наши проекты на школьном сайте».

 

Учитель : « Ну , Сергей , ты предложил  быть тебе редактором , каждая группа отдайте найденную информацию на любых электронных носителях . Сергей, приступай!!!!!»

 

Итак,  давайте заглянем с вами в прошлое, и  проследим историю России с точки зрения участия в ней казаков.

1583год - Ермак покоряет Сибирь.

1637- казаки захватывают турецкую крепость Азов.

1670- Степан Разин идет на Москву.

1813- битва под Лейпцигом , казаки спасают Александра 1.

1917 – атаман Каледин объявляет о создании Донской республики.

1945- парад победы , казаки на Красной площади.

2005- издается закон о государственной службе Российского казачества.

 

Возможно самый загадочный вопрос российской истории - Кто такие казаки????

В башлыке , похожий на горца, терский казак- Кавказ.

А это казаки - мусульмане – Персия!

Они все не похожи друг на друга, ни народ, ни армия, ни профессия.

Казаки, откуда они произошли??? Окончательного ответа нет.

 

Происхождение казаков.

Карта Российской империи начала 20 века, по ее границам территории расположились 12 казачьих областей. Самое большое и старое Донское, самое молодое Уссурийское на Дальнем Востоке. Всего по России проживает 4,5 млн. казаков.

 

 Нелегкая судьба была у казаков, но именно казачество сыграло огромную роль в развитии нашей страны, в ее защите. Во многом именно казаки были творцами истории и создателями своей колоритной культуры.

 

  И хочется предоставить слово группе учащихся , которые поведают нам о жизни казаков, об укладе их жизни. Они должны были посетить районный музей, собрать информацию по данной  теме и создать свой проект.

 

 

Ученик 1из первой группы: Булгаков И.

 «Казачество  расселялось на территории Ставропольского края стихийно. В формировании ставропольского казачества в разное время принимали участие донские, волжские, уральские и терские казаки, русские и украинские крестьяне – переселенцы».

 

Ученик 2 из первой группы : Короткова Т. ( интерактивная карта)

- « А ведь прочное становление казачества на землях Ставрополья произошло в последней трети 18 столетия. В 1777 году в Предкавказье  укрепляется Азово - Моздокская оборонительная линия, протяженностью в 500 верст. Она начиналась от впадения реки Малки в Терек, пересекала степи Ставрополья и соединялась с землями Донского казачьего войска. Сюда с Дона был переселен Хоперский казачий полк в 500 казаков. Его состав был многонациональным: украинцы, русские, персы, калмыки. С Волги переселили Волжский казачий полк в 700 воинов. Им и предстояло обживаться здесь с семьями».

 

Учитель:

 « А как же такой многонациональный состав , каждый со своей культурой и обычаями уживался на одной территории????»

 

Ученик 3 из первой группы:   Короткова Т.

 « Уживались. В казачьей жизни большую роль играла община, со своими демократическими устоями. Она способствовала выработке своеобразного кодекса нравственности казаков.

В казачьей среде существовало неписаное правило: « Старший сказал - закон». Старший мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей. Понятие о долге и честном исполнении своих обязанностей  молодежь наследовала от старшего поколения. Неся службу, казак боялся больше не взысканий  со стороны начальства, а насмешек и косых взглядов товарищей и всех станичников. Застыдят, засмеют, отвернуться в станице за оплошность или бесчестный поступок- вот оно « нравственное пугало», которое более всего удерживало казака от позорных поступков».

 

Слайд!!!!

 

Ученик 4, но из  второй группы вступает в диалог    Кудачева К.

 

« Да-да. При изучении казачьих заповедей наше внимание привлекла первая заповедь , которая актуальна и в наши дни . И звучит она так:

 

Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

 

Это говорит о том, что честь казачью необходимо  беречь смолоду, достоинство сохранять при любой обстановке, иметь волю  признать вовремя свою неправоту, уметь стойко встречать удары судьбы .

 

Учитель:

« Ну вот видите , оказывается перспективно искать пути и средства возрождения  форм казачьей жизни . Казачий жизненный уклад обогатил и нашу с вами жизнь. В соответствии с демократическими традициями у казаков был усовершенствован семейный и общественный быт».

 

Ученик 5 из первой группы:  Высочина М.

«Да. В казачьих общинах господствовал культ семьи. Общество порицало не женатых казаков. Казачьи семьи были патриархальными. Главой семьи считался старший в семье мужчина-дед, отец, старший брат. Он строго следил за соблюдением традиций и обычаев в семье и нес личную ответственность перед станичным обществом за поведение каждого ее члена».

 

Ученик 6, но из второй группы вступает в диалог:  Коковихина В.

« И снова можно сказать о том, что заповеди и культура казаков воспитывают в нас все самое хорошее и подтвердить это хочется следующими словами из шестой заповеди:

 

Чти старших. Уважай старость.

 

Ведь без стариков ни одно важное решение атамана не исполнялось. Власть стариков была не от силы, а от авторитета и мудрости. Каждого старика почитали отцом, а престарелую казачку - матерью.

 

И еще одна заповедь  подходит к соблюдению обычаев у казаков , это заповедь 3 :

 

По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.

 

Воспитание казаков было основано на вере и правде, поэтому они не могли совершить дурной проступок и должны были удержать от них других ,они  должны быть правдивы и не бояться пострадать за правду, не прельщаться ни корыстью, ни бесчестьем , ни сиюминутной славой, и ни в коем случае не сквернословить».

 

Слайд!!!!

 


Учитель:

 

« Конечно же, крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду, к которому приучали с ранних лет. В казачьей семье отец и мать,  дед и бабка, учили главному - умению разумно жить».

 

Ученик 7, из первой группы:   Пащенко М.

«И  на самом деле необходимые для казака практические навыки прививались чуть ли не с молоком матери. Трехлетние казачата уже умели ездить верхом на лошади по двору, а пятнадцатилетние бесстрашно скакали на лихом коне по улицам на радость отцу и матери. Детские игры казачат включали в себя бег, прыжки, метание предметов , которые вырабатывали у них выносливость и смекалку.

Самым интересным и любимым казачьим развлечением была джигитовка

 ( выполнение различных сложных упражнений на скачущей лошади), которая давала возможность показать свою удаль молодецкую перед общиной. Казаки , стоя в стременах, неслись во весь опор, демонстрируя свое умение филигранно владеть шашкой и ружьем. Особым шиком считалось , когда казак , стремительно скача на коне , поднимал с земли какой - нибудь предмет».

 

Предоставляем вашему вниманию видеоролик , в котором показывается как казаки владеют  джигитовкой.

 

Видео!!!!!!!

 

Ученик 8, из второй группы:    Чуфистова Д.

«А  у нас есть четвертая заповедь, подтверждающая бесстрашие и силу воинов, защищающих  свою  Веру, своего Царя и свое Отечество. И звучит она так:


Служи верно своему народу.

 

Казачество свое предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. И за это казак готов пролить кровь свою.

 

Слайд!!!!

Учитель:

« Таким образом, система воинского воспитания , сложившаяся из самых различных мер, практикуемых казаками для подготовки себе молодой смены , позволяла направлять на военную службу уже первоначально обученных, закаленных морально и развитых физически молодых казаков. Офицеры регулярной армии , наблюдавшие казаков в деле, неизменно давали им восторженные характеристики, отмечая их храбрость, мастерство и выносливость».

И хочется показать видеоролик , в котором казаки демонстрируют свое бесстрашие и  умение владеть оружием и конем.

 

Видео!!!!!

 

Учитель:

 

« Вера в Бога помогала казакам выстоять в лихие военные времена. Казак  без веры – не казак - это жизненная аксиома казачества , его социальное и нравственное кредо, прошедшее проверку всей казачьей историей. Христианство не было лишь внешним обрамлением казачьей жизни, а составляло ее фундамент. Церковь являлась деятельным участником основных событий в жизни казака, производя его крещение, венчание, благословение на службу Отечеству».

 

 

 

Есть ли у казаков заповедь, посвященная религиозной вере?

 

Ученик 9, из второй группы   Мадосян А.

 

Конечно, есть –это заповедь седьмая,  и звучит она так:

 

Держись веры предков. Поступай по обычаям народа.

 

Мы понимаем эту заповедь так, если казак сомневался и не знал как поступить, он должен был поступить по обычаю своего народа  и Вере предков. Ведь казачий обычай всегда скреплял семью, общину и казачество.

 

Слайд!!!!

 

 

Ученик 10 из третьей группы:   Асельбор С.( показывает книгу)

«Хочется сказать , что  одним из главных таинств у казаков было крещение. Его совершение было равносильно причислено к казачеству.  «Живя между чеченцами,- писал Л.Н. Толстой,- казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев : но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру. Особую форму у казаков приобрели такие христианские таинства , как причащение , покаяние и обет. В повседневной жизни казаки были очень религиозны. Религиозность их выражалась в частом и аккуратном посещении богослужения. Особенно много казаков приходило в церковь на праздники: Пасху, Троицу , Рождество Христово. Великие праздники со звоном колоколов, зажженными свечами , ритуалами праздничных богослужений, таинственностью и торжественностью происходящего оказывали заметное влияние на духовную жизнь казачьего населения».

Вашему вниманию предоставляем видео « Крещение младенца».

 

Видео!!!!!

 

 

Ученик 11,  из третьей группы:   Рязанцев А.

« Важным казачьим обычаем,  за соблюдением которого строго следила община, было гостепреимство. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважение гостю. Гостем считался и незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте и отдыхе. Независимо от возраста , гостю отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе . Считалось неприличным в течение трех суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия».

 

 

Ученик 12 из третьей группы:

« С гостепреиимством так же  был тесно связан и обычай куначества, повсеместно распространенный на Северном Кавказе. Если обычный гость оказывался под покровительством хозяина лишь на тот период, пока он находился в его доме, то кунаки были связаны между собой постоянными и нерушимыми узами дружбы, которой они должны быть верны при любых обстоятельства».

 

 

Учитель:

« Многое мы уже услышали о жизни казаков . Но хотелось бы услышать:

 « Какую же  роль в жизни казака выполняла женщина ?»

 

Ученик 13 из первой группы:   Щербакова М.

«  Казачка той поры ,-писал казачий историк Ф.А. Щербина,- с вечною тревогою в сердце за жизнь мужа, детей, братьев, творила экономический быт, вела хозяйство, покоила стариков, руководила подростками , воспитывала детей и вообще заботилась об устроении того уютного уголка, который рисовался радужными и светлыми красками в мыслях казака среди военных бурь и треволнений. Прошлое молчит о том, чего ей все это стоило, каким количеством вздохов сопровождала она каждый свой шаг, сколько слез пролито ею при жизненных неудачах и затруднениях».

 

Слайд!!!!!

 

Ученик 14 из первой группы:  Тибайкина Ю.

« Внешняя покорность мужу и сдержанность казачек не являлись свидетельством их слабости или робости. Жена никогда не была рабом своего мужа, но это нисколько ей не мешало оставаться его работницей – ввиду беспрерывной его службы. Она всегда готова была заняться тяжким трудом , лишь бы видеть своего мужа на лихом коне с дорогим оружием. С другой стороны , как писали современники,  « не один казак положил свою голову для того, чтобы доставит своей красавице жене честь щегольнуть перед подругами своим героем мужем».

 

Ученик 15 из второй группы:    Чуфистова Д.

« Как раз таки в 10 казачьей заповеди и говориться:

 

Береги семью свою. Будь ей примером.

 

Оксана Александровна, а что значит для вас семья?

 

Учитель : «  Для меня семья – это особый мир , в котором живут близкие и родные мне люди , которые любят и уважают друг друга . Здоровая  , крепкая и дружная семья – это прежде всего залог успеха во всем : в жизни и на работе» .

 

 И  у казаков семья  – святыня брака, основа казачьего общества. Каждый должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке. Глава семьи должен воспитать детей казаками, обязан защитить честь и достоинство женщины, этим он обеспечит будущее своего народа».

 

Слайд!!!!

 

 

Учитель:

« Важное место в казачьей жизни занимали обычаи и обряды, связанные с созданием молодой семьи. И насколько мне известно третья группа  заинтересовалась обрядом сватовства молодых. Как же происходило сие действие?»

 

Ученик 16 из третьей группы:     Щербакова М.

« Ну прежде всего брачный возраст невесты колебался от 15 лет до 21 года , жениха- от 16 и старше. Нередко невесту выбирали  на 5-10 лет старше жениха, связано это было с тем, что мужское население было занято в основном на службе и военных походах, а женщинам приходилось вести домашнее хозяйство , воспитывать детей, выполнять тяжелую мужскую работу по дому, а порой и защищать жилье от нападений. Молодой жене такая ноша была не по силам».

 

Ученик 17 из третьей группы:    Асельбор С.

« В соответствии со свадебными обрядами , понравившуюся девушку сватали , засылая к ней в дом сватов, чаще всего кого- нибудь из родственников, главное таких , которые умели красноречиво говорить.

Отсутствие любви между молодыми при заключении брака не играло особой роли. Казаки говорили : « Стерпится - слюбится». Гораздо важнее, по их мнению, было равное социальное положение жениха и невесты, проживание в одной станице».

 

Ученик 18 из третьей группы:     Кондрашов А.

« Невесту казаки старались брать скромную , работящую, приятной внешности. Родители невесты при сватовстве обязательно смотрели, чтобы  жених был « хорошего роду». В праздничный или воскресный день, вечером, сваты являлись в дом невесты. Родители девушки, если им не нравился жених, категорически отказывали, ссылаясь на то, что в этом году выдавать дочь замуж они не собирались. Но если парень им приглянулся и они готовы были просватать дочь, то  выглядело это так».

 

Видео!!!!!!!

Сценка сватовства.

Казачий обряд « Сватовство».

1.       Ведущий:  Обряды старины глубокой

                             Нам позабыть никак нельзя.

                             Ведь, забывая про истоки,

                             Построить жизнь свою  нельзя.

                           

                             Семейный праздник - это чудо

                             И укрепленье очага.

                             И дом,  где пляски, игры будут,

                             Мы знаем, обойдёт беда!

 

                              Сегодня мы представить рады

                              Казачий свадебный  обряд.

                              Начнём его, как всем известно,

                              С обряда  « Сватовство невесты».        

                 

 (Родители   невесты и сваха за столом).

Сваха жениха

                           Отворяйте, люди добрые, ворота,

                           Мы не воры лихи,  не разбойники.

                            Мы –  купцы – рыболовники. 

                            А ловим мы таких щук, для которых шубы  шьют.

                            Шубы яркие - поярковые.

 

Мать  невесты :

                          Кто булгачит  по ночам? Не узнали мы спросонья по речам.

                                ( открывает ворота и приглашает в дом):

                              Заходите, люди добрые,

                              Проходите в светлу горенку,

                              Поднимайтесь на крылечко,

                              Да садитесь за дубовый стол.

                              Да скажите нам, поведайте,

                              Какой товар вам надобен ?

                              Коли есть  такой – купите,

                              А коли  нет – так не взыщите,  нас простите.  

                      

Сваха жениха   Начинает купчую:

                           У вас товар - у нас купец,

                           Добрый,  статный молодец.

                           И лицом купец красив…

                             И речист , и говорлив ...

                             А кафтан  каков на нём?

                             Шитый златом, серебром.

                             И родня его здорова, и телята, и корова,

                             И овцы пестры –

                             Как быки толсты.

                             Подавай здоровья тому,

                            Кто в этом дому.

                             Нашему молодцу по нраву  ваш товар.

                             Хотим купить –

                             Почём базар?

 

 Сваха  невесты: 

                              У нас девка хороша.

                              Без подставки  высока,

                              Без белила бела,

                              Без румян красна.

                              Да за руку не возьмёшь –

                              Под венец не поведёшь.

                              Испроси разрешенья

                              У отца-батюшки

                              Да у родной матушки!

Отец  невесты:

                            - Настасья, подь  сюды!   Угощай гостей дорогих!

         ( Невеста выходит, кланяется, угощает гостей и уходит).

Сваха жениха

                               В ножки вам низко кланяемся,

                                Просим  дочку отдать за нашего жениха.

Отец  невесты:

                             - Как я слыхал, жених у вас стоящий.

                               Только есть такая поговорка: « Отец бережёт  дочь до венца, а муж    до конца.

  Сваха жениха

                                       - За привет- ласку – спасибо, 

                                         За красну девицу – спасибо.

                                         За товар - базар – спасибо.  

Ведущий: 

Девушку, считай,  засватали. И обе стороны договаривались  о « кладке»- приданом для невесты и жениха.

.Ведущий:   Всё обговорили, всё уладили. Назначили день свадьбы. Гора с плеч – пора и пироги печь.

 

Видео!!!!

 

Учитель:

Ребята, давайте подведем итог нашего занятия ,  я хочу , чтобы вы дополнили предложения:

Казак – это  ( храбрый, отважный , доблестный воин , защищающий Веру, Царя и Отечество)

В истории России  казаки – сыграли важную роль, участвовали во многих исторических событиях.

 

Слайд!!!!!

Хотелось бы посмотреть, что там у нас получилось с электронным журналом???

Идет слайд шоу.

Учитель:

Сегодня мы с вами еще раз убедились, что культурные ценности обладают поистине чудесным даром- они направлены на духовное возвышение человека. В народе говорят : « Наше жилье стоит на памяти , на способности воспроизводить опыт прошлого , трудовые навыки отцов , соблюдать обычаи и традиции своего народа». Память делает человека мудрее и могучее . И русскому человеку полезно знать культуру народов Кавказа , рука об руку шедших с нами на протяжении многовековой истории.


Рефлексия!!!!!

Скоро Новый Год , и у всех народов , будь то русские, украинцы , белорусы или казаки, будет стоять нарядная елка. Давайте и мы не будем нарушать традицию и украсим эту елочку игрушками, но по определенным правилам.

Слайд!!!!

1.       Игрушка красного цвета. – Урок полезен, все понятно!!!!

2.       Игрушка синего цвета.- Лишь кое- что чуть-чуть не ясно!!!!

3.       Игрушка золотого цвета. – Еще придется потрудиться.

4.       Игрушка серебристого цвета. – Да, трудно все таки учиться.

5.       Гостям тоже игрушки в подарок.

«Величие казака – в величии его души,

отраженной в делах добрых и праведных».

И.Кузнецов


 

Тема: " Культура и быт Ставропольского казачества"

Тема: " Культура и быт Ставропольского казачества"

Третья группа : «А мы нашли и постараемся воспроизвести обряд и обычаи казаков (табличка - «

Третья группа : «А мы нашли и постараемся воспроизвести обряд и обычаи казаков (табличка - «

Уживались. В казачьей жизни большую роль играла община, со своими демократическими устоями

Уживались. В казачьей жизни большую роль играла община, со своими демократическими устоями

Детские игры казачат включали в себя бег, прыжки, метание предметов , которые вырабатывали у них выносливость и смекалку

Детские игры казачат включали в себя бег, прыжки, метание предметов , которые вырабатывали у них выносливость и смекалку

Особую форму у казаков приобрели такие христианские таинства , как причащение , покаяние и обет

Особую форму у казаков приобрели такие христианские таинства , как причащение , покаяние и обет

Слайд!!!! Учитель: « Важное место в казачьей жизни занимали обычаи и обряды, связанные с созданием молодой семьи

Слайд!!!! Учитель: « Важное место в казачьей жизни занимали обычаи и обряды, связанные с созданием молодой семьи

Заходите, люди добрые,

Заходите, люди добрые,

Видео!!!! Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия , я хочу , чтобы вы дополнили предложения:

Видео!!!! Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия , я хочу , чтобы вы дополнили предложения:
Скачать файл