К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема подготовки современного учи¬теля — одна из важнейших социально-пе¬дагогических проблем. Раз-рабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушин¬ский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ. В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде ста¬тей показывает, что “самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших на¬ставников, специально подготовленных к ис¬полнению своих обязанностей”
Иконка файла материала К Д Ушинский о народном учителе и его подготовке.doc
К Д  Ушинский о народном учителе и его подготовке Проблема   подготовки   современного   учителя  —  одна   из   важнейших   социально­педагогических   проблем.   Раз­ рабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.  В   самом   начале   своей   педагогической   деятельности   К.   Д.   Ушинский   в   ряде   статей   показывает,   что   “самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”  Понятие “народный учитель” в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60­е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования. В статье “О пользе педагогической литературы” (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования   к   нему.   Прежде   всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель  —  самый важный элемент в педагогическом процессе: “...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений”. В   этой   же   статье   К.   Д.   Ушинский   дает   яркую   характеристику   общественного   значения   народного   учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного   и   высокого   в   прошедшей   истории   людей,   и   поколением   новым,   хранителем   святых   заветов   людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения”.  Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из   важнейших   качеств,   которым   должен   обладать   учитель,  является   убеждение;_У_читель   обязан   воспитать   у   своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. “Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением”. Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно­методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя   являются   знания,   и   не   только   преподаваемого   предмета,   но   и   специально   педагогические.   Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, “знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями”. Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по   тем   наукам,   которые   он   будет   преподавать.  Для   народного   учителя,   писал   К.   Д.   Ушинский,   необходимо всестороннее широкое образование. Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, Ушинский вместе   с   тем   придавал   большое   значение   специальной   педагогической   и   методической   подготовке   учителя.   Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом  воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.  Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания,  получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.  Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Перед   педагогическими   факультетами   К.   Д.   Ушинский   ставил   три   задачи:  1)  разработка   наук,   всесторонне изучающих   человека   “со   специальным   приложением   к   искусству   воспитания”;  2)  ­подготовка   широко   образованных педагогов;  3)  распространение   среди   учителей   и   общественности   педагогических   знаний   и   убеждений.   Наряду   с выполнением этих задач  педагогические  факультеты должны  обеспечивать  высококвалифицированными  кадрами  учи­ тельские институты и семинарии.Разрабатывая   проблему   подготовки   учителя,   К.   Д.   Ушинский   рассматривает   роль   женщины   в   воспитании   и обучении детей. Он выступил в защиту женщин­учительниц, которые, по его мнению, могут быть “не только отличными учительницами   в   младших   классах,   но   и   образцовыми   преподавательницами   в   классах   высших,   и   притом  — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.”. Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.  При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному по­ иску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.