«Кейс-метод» в практике школьного образования.docx
Оценка 4.6

«Кейс-метод» в практике школьного образования.docx

Оценка 4.6
docx
09.04.2020
«Кейс-метод» в практике школьного образования.docx
«Кейс-метод» в практике школьного образования.docx

КЕЙС-МЕТОД

в практике школьного образования

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Шевченко Наталья Владимировна.

Я учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 и моя задача на сегодня рассказать вам о применении современного, нового для школы кейс-метода в практике работы учителя начальных классов.

            Мы часто слышим, что наше образование оторвано от практики, от жизни. Однако обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью, и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Связать теорию с практикой помогает метод кейсов.

Кейс–метод или метод анализа конкретных ситуаций возник в 1870 году в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. Главной особенностью метода являлось изучение студентами прецедентов, т.е.  имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.

В России этот метод появился в 1920 году, но свою популярность метод получил в конце прошлого века, когда возникло осознание необходимости связать теорию со знаниями.

Кейс — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Основными задачами кейс-метода являются:

овладение навыками анализа ситуации и постановки проблемы,

навыками ясного и точного изложения собственной точки зрения,

навыками самостоятельного принятия решения на основе группового анализа.

В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыками.

          В классификации кейсов выделяют такие виды:

практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Существуют различные методы кейс – технологии:

- метод инцидентов

- метод разбора деловой корреспонденции

- игровое проектирование

- ситуационно-ролевая игра

- метод дискуссии

- кейс- стади        

В начальной школе наиболее приемлемым является метод кейс – стади.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Особенностями данного метода является:

Обязательная исследовательская стадия процесса

Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения

Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

Использование кейс – стади…

позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;

помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;

преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.

Прежде чем создать кейс нужно ответить на три вопроса:

- Для кого и чего пишется кейс?

- Чему должны научиться дети?

- Какие уроки они из этого извлекут?  

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.

Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям.

1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким
образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьников.

2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации
с точки зрения участников.

3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.

4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих вре-менных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.

5. Кейс должен допускать различные варианты решения.

 

Кейс – это единый информационный комплекс

Как правило, кейс состоит из трех частей:

вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

описание конкретной ситуации;

задания к кейсу.

         Информационными источниками содержания кейсов являются:

1. Художественная и публицистическая литература.

2. Анализ научных статей.

3. Статистические материалы.

4. Интернет-ресурсы.

         Модель деятельности в режиме кейс-метода.

Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы.
Первая — сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая — деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.

Работа ученика с кейсом

I этап — изучение кейса, знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — анализ материала, выделение основной проблемы;

III этап — обсуждение в группах его содержания;

IV этап — «мозговой штурм», вырабатывание нескольких решений, анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — презентация принятых решений.

В ходе обработки кейса учащиеся не играет роль пассивных получателей
знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как
интерактивный процесс принятия решений, происходит взаимосвязь теоретических и практических знаний.

 

     Ниже представлены примеры использованием кейс-технологии на различных уроках в начальной школе.

 

Пример использования технологии кейс-стади

на уроке окружающего мира.

Блок-модуль: Роль человека в жизни природы и общества.

Модуль: Взаимовлияние фактов и явлений в жизни человека, природы и общества.

Цели и задачи:

— Осуществлять развитие ученика и его саморазвитие на основе взаимодействия участников группы для достижения практического результата на основе информации.

— Формировать умение решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи.

— Развивать интеллектуально-речевую культуру и коммуникативные действия обучающихся.

— Воспитывать способность вызывать интерес и бережное отношение к окружающему миру, его познанию и освоению.

Ожидаемые результаты:

К концу урока обучающиеся

— будут уметь выделять факты, оперировать фактами

— овладеют системой понятий и умений для саморазвития

— научатся использовать информационный комплект заданий для получения нового знания

— освоят взаимообмен опытом и знаниями. /Так сделал я. А как сделал ты?/

Технологии и методы:

Личностно-ориентированные технологии, устанавливающие целесообразные взаимоотношения в группе.

Интерактивные формы работы для получения новых знаний в результате позитивного взаимодействия с другими.

Структура модуля и формы работы.

Работаем в группах как исследователи. Какие условия работы? /Работаем на
равных, работаем дружно/.

1 задание. Технология «кейс-стади»

На столах текст с заданиями (Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок»).

Прочитайте. Обсудите в группе текст и дайте ответы на вопросы.

Вопросы:

Какие факты вы узнали о жизни лягушонка?

Почему лягушонок и чуть не погиб от «заботы» Жалейкина?

Чего не знал Жалейкин?

Чтобы было понятно, о чём речь, прочитаем текст вслух.

Обсуждение ответов на вопросы.

Равнозначную замену произвёл Жалейкин?/Вспомните с урока математики.

как можно замечать? Правила замены?  /Равное равным/.

Вывод: Жалейкин заменяет условия жизни лягушонка на условия жизни
человека.

Какой прием использовал Н. Сладков? /Правило замены — равносильность/

Вы говорили «Жалейкин не знал».  А что в основе знаний?

Вывод: Знание основывается на конкретных фактах. Не зная фактов, мы можем только предполагать или фантазировать. Факты — основа знания.

2. Работа в группах с сюжетными картинками.

Картинки: Девочки едут в автобусе. Они на переднем сидении. Входит старушка. Одна девочка отвернулась, сделав вид, что не заметила старушку. Другая уступила ей место.

Как вы предполагаете работать с данными картинками?

Обсудите в группах. Ваши предположения?

Задания:

1. Рассмотрите картинки.

2. Восстановите последовательность событий.

3. Что происходит? Как вы оцениваете поведение девочек? Какие факты вы

можете привести для подтверждения своего мнения?

Вывод: Поведение в общественных местах, в транспорте регулируется определен-ными правилами.

         4. Мы установили. что существуют определенные правила. Что такое «правило? Где можно узнать?

 Правило - устойчивые отношения и связи между фактами. Устойчивые отношения существуют и между людьми — это правила... дополните (поведения).

5. Запишите синонимы к слову «правило»

б. Придумайте и запишите правило важное, на ваш взгляд, для жизни класса, школы.

7. Тим Собакин тоже придумал правило перепрыгивания через лужи … для бегемотов.

Записать текст.

Инсценировка «Правила перепрыгивания через лужи» Тима Собакина.

8. Это серьёзное правило?

    9. Итог: Как вы считаете, важно в жизни знать и выполнять правила?

Напомните ещё раз правило замены?

Правила поведения в транспорте?

 

Пример использования технологии кейс-стади

на уроках ОРКСЭ.

Предлагало на ваше рассмотрение два кейса, разработанные для обучающихся 4 классов по модулю «Основы светской этики» по теме «Добро и зло».

Кейс № 1

«Однажды летом пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться.

Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Пруд был очень глубокий и щенок стал тонуть. Он жалобно скулил, словно звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он стал умолять отца:

— Папа, спаси щенка... Он же утонет.

Отец ответил:

— Всех не пасешь...

Щенок взвизгнул и утонул. В тишине Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал Яковом Ивановичем.

Он построил себе дом. У него был пятилетний сын Ивась.

Стояла лютая зима. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в
окно.

— Кто там? — спросил Яков Иванович.

— Пустите, люди добрые, погреться... мы путники. Замерзаем. Спасите,

— Всех не спасёшь, — тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес — Идите
себе дальше. У нас тесно.

— Папа, почему ты их не пустил? — спросил Ивась — Они ведь погибнут от
холода.

— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец.

Ивась заплакал.»

 

ИНСТРУКЦИЯ

1. Прочитайте текст.

2. Удивили ли вас поступки героев или ситуация типична?

3. Представьте историю в виде рисунков.

 

прошлое

настоящее

будущее

 

 

 

 

4. На образе Якова опишите, как менялись в течение жизни его личностные качества и почему?

5. Как вы думаете, какое продолжение может быть у данной истории?

6. Можно ли назвать главных героев рассказа преступниками? Ответ обоснуйте.

7. Есть выражение «Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершается зло на Земле». Соотнесите данные слова с текстом.

8. Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить?

 

 

Кейс № 2

«Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот он и думает:

 — Вот если бы моя сестренка тонула, я бы ее спас!

А сестренка тут как тут.

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка и отошла.

А Юра думает: «Вот если бы на няню напали волки, а я бы их застрелил».

А няня:

— Убери посуду, Юрочка! — Убери сама. Некогда мне.

Покачала головой няня.

А Юра опять думает.

«Вот если бы Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил!»

А Трезорка рядом хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошел вон! Не мешай думать.

Уполз Трезорка в кусты. А Юра к маме подошел:

 — Что бы ныне такое хорошее сделать?»

 

ИНСТРУКЦИЯ

1. Прочитайте текст.

2. Часто ли в жизни встречаются подобные ситуации?

3. О каких делах мечтал Юра?

4. Составьте список «героических» и реальных дел Юры.

мечты

реальность

 

 

5. Почему Юра не мог понять, что добрые дела рядом?

6. Как вы думаете, чем закончился рассказ? Что ответила Юре мама? Соглас-ны ли вы с ее мнением?

7. Какие уроки должен извлечь человек из данной ситуации?

8. Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить?

 

Вывод

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Однако учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.

             Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии,      сможет это сделать. Мне хотелось бы посоветовать не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает  ФГОС начального образования.


 

КЕЙС-МЕТОД в практике школьного образования

КЕЙС-МЕТОД в практике школьного образования

В начальной школе наиболее приемлемым является метод кейс – стади

В начальной школе наиболее приемлемым является метод кейс – стади

Информационными источниками содержания кейсов являются: 1

Информационными источниками содержания кейсов являются: 1

Технологии и методы: Личностно-ориентированные технологии, устанавливающие целесообразные взаимоотношения в группе

Технологии и методы: Личностно-ориентированные технологии, устанавливающие целесообразные взаимоотношения в группе

Инсценировка «Правила перепрыгивания через лужи»

Инсценировка «Правила перепрыгивания через лужи»

Кейс № 2 «Проснулся Юрик утром

Кейс № 2 «Проснулся Юрик утром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020