КЕЙС-МЕТОД
в практике школьного образования
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Шевченко Наталья Владимировна.
Я учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 и моя задача на сегодня рассказать вам о применении современного, нового для школы кейс-метода в практике работы учителя начальных классов.
Мы часто слышим, что наше образование оторвано от практики, от жизни. Однако обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью, и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Связать теорию с практикой помогает метод кейсов.
Кейс–метод или метод анализа конкретных ситуаций возник в 1870 году в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. Главной особенностью метода являлось изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.
В России этот метод появился в 1920 году, но свою популярность метод получил в конце прошлого века, когда возникло осознание необходимости связать теорию со знаниями.
Кейс — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
Основными задачами кейс-метода являются:
овладение навыками анализа ситуации и постановки проблемы,
навыками ясного и точного изложения собственной точки зрения,
навыками самостоятельного принятия решения на основе группового анализа.
В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыками.
В классификации кейсов выделяют такие виды:
практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Существуют различные методы кейс – технологии:
- метод инцидентов
- метод разбора деловой корреспонденции
- игровое проектирование
- ситуационно-ролевая игра
- метод дискуссии
- кейс- стади
В начальной школе наиболее приемлемым является метод кейс – стади.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Особенностями данного метода является:
Обязательная исследовательская стадия процесса
Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Использование кейс – стади…
позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Прежде чем создать кейс нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям.
1.
Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким
образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным
жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями
школьников.
2.
Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации
с точки зрения участников.
3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.
4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих вре-менных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.
5. Кейс должен допускать различные варианты решения.
Кейс – это единый информационный комплекс
Как правило, кейс состоит из трех частей:
вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
описание конкретной ситуации;
задания к кейсу.
Информационными источниками содержания кейсов являются:
1. Художественная и публицистическая литература.
2. Анализ научных статей.
3. Статистические материалы.
4. Интернет-ресурсы.
Модель деятельности в режиме кейс-метода.
Деятельность учителя при использовании
кейс-метода включает две фазы.
Первая — сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая — деятельность
в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом,
организует деловой настрой, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.
Работа ученика с кейсом
I этап — изучение кейса, знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — анализ материала, выделение основной проблемы;
III этап — обсуждение в группах его содержания;
IV этап — «мозговой штурм», вырабатывание нескольких решений, анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — презентация принятых решений.
В ходе обработки кейса учащиеся не играет
роль пассивных получателей
знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как
интерактивный процесс принятия решений, происходит взаимосвязь теоретических и
практических знаний.
Ниже представлены примеры использованием кейс-технологии на различных уроках в начальной школе.
Пример использования технологии кейс-стади
на уроке окружающего мира.
Блок-модуль: Роль человека в жизни природы и общества.
Модуль: Взаимовлияние фактов и явлений в жизни человека, природы и общества.
Цели и задачи:
— Осуществлять развитие ученика и его саморазвитие на основе взаимодействия участников группы для достижения практического результата на основе информации.
— Формировать умение решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи.
— Развивать интеллектуально-речевую культуру и коммуникативные действия обучающихся.
— Воспитывать способность вызывать интерес и бережное отношение к окружающему миру, его познанию и освоению.
Ожидаемые результаты:
К концу урока обучающиеся
— будут уметь выделять факты, оперировать фактами
— овладеют системой понятий и умений для саморазвития
— научатся использовать информационный комплект заданий для получения нового знания
— освоят взаимообмен опытом и знаниями. /Так сделал я. А как сделал ты?/
Технологии и методы:
Личностно-ориентированные технологии, устанавливающие целесообразные взаимоотношения в группе.
Интерактивные формы работы для получения новых знаний в результате позитивного взаимодействия с другими.
Структура модуля и формы работы.
Работаем в группах как исследователи. Какие
условия работы? /Работаем на
равных, работаем дружно/.
1 задание. Технология «кейс-стади»
На столах текст с заданиями (Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок»).
Прочитайте. Обсудите в группе текст и дайте ответы на вопросы.
Вопросы:
Какие факты вы узнали о жизни лягушонка?
Почему лягушонок и чуть не погиб от «заботы» Жалейкина?
Чего не знал Жалейкин?
Чтобы было понятно, о чём речь, прочитаем текст вслух.
Обсуждение ответов на вопросы.
Равнозначную замену произвёл Жалейкин?/Вспомните с урока математики.
как можно замечать? Правила замены? /Равное равным/.
Вывод: Жалейкин заменяет условия жизни
лягушонка на условия жизни
человека.
Какой прием использовал Н. Сладков? /Правило замены — равносильность/
Вы говорили «Жалейкин не знал». А что в основе знаний?
Вывод: Знание основывается на конкретных фактах. Не зная фактов, мы можем только предполагать или фантазировать. Факты — основа знания.
2. Работа в группах с сюжетными картинками.
Картинки: Девочки едут в автобусе. Они на переднем сидении. Входит старушка. Одна девочка отвернулась, сделав вид, что не заметила старушку. Другая уступила ей место.
Как вы предполагаете работать с данными картинками?
Обсудите в группах. Ваши предположения?
Задания:
1. Рассмотрите картинки.
2. Восстановите последовательность событий.
3. Что происходит? Как вы оцениваете поведение девочек? Какие факты вы
можете привести для подтверждения своего мнения?
Вывод: Поведение в общественных местах, в транспорте регулируется определен-ными правилами.
4. Мы установили. что существуют определенные правила. Что такое «правило? Где можно узнать?
Правило - устойчивые отношения и связи между фактами. Устойчивые отношения существуют и между людьми — это правила... дополните (поведения).
5. Запишите синонимы к слову «правило»
б. Придумайте и запишите правило важное, на ваш взгляд, для жизни класса, школы.
7. Тим Собакин тоже придумал правило перепрыгивания через лужи … для бегемотов.
Записать текст.
Инсценировка «Правила перепрыгивания через лужи» Тима Собакина.
8. Это серьёзное правило?
9. Итог: Как вы считаете, важно в жизни знать и выполнять правила?
Напомните ещё раз правило замены?
Правила поведения в транспорте?
Пример использования технологии кейс-стади
на уроках ОРКСЭ.
Предлагало на ваше рассмотрение два кейса, разработанные для обучающихся 4 классов по модулю «Основы светской этики» по теме «Добро и зло».
Кейс № 1
«Однажды летом пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться.
Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Пруд был очень глубокий и щенок стал тонуть. Он жалобно скулил, словно звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он стал умолять отца:
— Папа, спаси щенка... Он же утонет.
Отец ответил:
— Всех не пасешь...
Щенок взвизгнул и утонул. В тишине Яша заплакал.
Прошло много лет. Яша стал Яковом Ивановичем.
Он построил себе дом. У него был пятилетний сын Ивась.
Стояла
лютая зима. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в
окно.
— Кто там? — спросил Яков Иванович.
— Пустите, люди добрые, погреться... мы путники. Замерзаем. Спасите,
—
Всех не спасёшь, — тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес — Идите
себе дальше. У нас тесно.
—
Папа, почему ты их не пустил? — спросил Ивась — Они ведь погибнут от
холода.
— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец.
Ивась заплакал.»
ИНСТРУКЦИЯ
1. Прочитайте текст.
2. Удивили ли вас поступки героев или ситуация типична?
3. Представьте историю в виде рисунков.
прошлое |
настоящее |
будущее |
|
|
|
4. На образе Якова опишите, как менялись в течение жизни его личностные качества и почему?
5. Как вы думаете, какое продолжение может быть у данной истории?
6. Можно ли назвать главных героев рассказа преступниками? Ответ обоснуйте.
7. Есть выражение «Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершается зло на Земле». Соотнесите данные слова с текстом.
8. Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить?
Кейс № 2
«Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот он и думает:
— Вот если бы моя сестренка тонула, я бы ее спас!
А сестренка тут как тут.
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка и отошла.
А Юра думает: «Вот если бы на няню напали волки, а я бы их застрелил».
А няня:
— Убери посуду, Юрочка! — Убери сама. Некогда мне.
Покачала головой няня.
А Юра опять думает.
«Вот если бы Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил!»
А Трезорка рядом хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошел вон! Не мешай думать.
Уполз Трезорка в кусты. А Юра к маме подошел:
— Что бы ныне такое хорошее сделать?»
ИНСТРУКЦИЯ
1. Прочитайте текст.
2. Часто ли в жизни встречаются подобные ситуации?
3. О каких делах мечтал Юра?
4. Составьте список «героических» и реальных дел Юры.
мечты |
реальность |
|
|
5. Почему Юра не мог понять, что добрые дела рядом?
6. Как вы думаете, чем закончился рассказ? Что ответила Юре мама? Соглас-ны ли вы с ее мнением?
7. Какие уроки должен извлечь человек из данной ситуации?
8. Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить?
Вывод
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Однако учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать. Мне хотелось бы посоветовать не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.