Программа воспитания и социализации обучающихся
Оценка 4.8

Программа воспитания и социализации обучающихся

Оценка 4.8
docx
09.04.2020
Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся Ступени совершенства работы.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой  Программы воспитания и социализации учащихся «Ступени совершенства» являются Закон
 «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов  МБОУ СОШ №11.

     Основные принципы реализации Программы:

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания,обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных 5формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми- инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов;

- осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям,

создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

-осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий 6 органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

 

 Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

        Под воспитанием понимается создание условий для развития личности  ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Главная задача  учебно-воспитательного процесса  -  создать условия для  обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс  на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель и задачи воспитания и социализации младших  школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 

 

 

 

 

 

Программа воспитательной работы «Ступени совершенства»,  поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

   Цель данной программы  - создание максимально благоприятных условий  для раскрытия, развития и совершенствования  положительных качеств личности ребёнка.

              Задачи программы воспитания:

1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности,  добродете­ли: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру  в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.

3.   Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.

5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом разви­тии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является  формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность,  не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

      Средствами воспитания являются деятельность, обще­ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ленными Уставом школы.

      Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

     Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

 

     В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:

•    умение выслушивать его до конца;

•    не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;

•    открытость и доступность учащихся.

 

   Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

 

Содержание программы

1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.

 2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

 3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

 4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,

«правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических

категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь»,

«совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и

потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

 - увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных

традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);

- программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;

- программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;

- программы и проекты, направленные на формирование уважительногоотношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных

способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;

- программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодёжных военно-спортивных центров и т.д.).

- программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников, экологических десантов и т.п.).

 

2. Нравственное и духовное воспитание:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе

определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров и краеведческих клубов, детских и

молодёжных общественных объединений историко-культурной и философской направленности);

- программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение «открытых кафедр», тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов,

органов правопорядка и здравоохранения;

- программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире).

 

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой

деятельности;

 - формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы

трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы, организация специальных

профориентационных мероприятий);

- программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, детские центры творчества, разовые мероприятия –

дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);

- программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни

(например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих

их прикладное значение);

- программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.

 

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и

юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской

деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров,

отделений вузов, малых академий и т.д.;

- программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и

юношества, дискуссионных клубов и т.п.).

- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.

 

5. Здоровьесберегающее воспитание:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное

воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение  профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками,  сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков, увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, санаториев и профилакториев, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);

- программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и регионе, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности и т.д.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здоровогообраза жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий

-разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи) направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни; создание молодежных спортивных и оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности;

- программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности,

нравственного поведения, дискуссионные клубы и молодежные центры, рассматривающие вопросы социального партнерства, социальной и межкультурной коммуникации, проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма, радикализма, молодёжного нигилизма и т.д.).

 

 

 

 

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальнойагрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических круглых столов и «открытых кафедр» с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д

 

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических

предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

 Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;

- программ и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и молодёжным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода, проведение туристических походов и слётов, связанных с изучением

истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе и т.д.).

 

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений обосновных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространения правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.);

- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений (например, в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных

миротворцев, юных спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по

информационной и психологической безопасности;

- проведение в общеобразовательных учреждениях всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

 

 9. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных

отношений.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и

дедушек», в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);

- программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.).

 

10. Формирование коммуникативной культуры:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан

(например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использования технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);

- программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);

- программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов

(например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.

 

11. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатампроизводственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях,

-формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения вприродной и техногенной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

- программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских

кружков и центров, детских зооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев;

- программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школ


План реализации программы

Направления

1 класс

«Познай  себя»

2 класс

«Научись дружить»

3 класс

«Коллективная жизнь»

4 класс

«В единстве - сила»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 

 

1.      Праздник«Первый раз – в первый класс»

2.      Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)

3.      Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»

4.      «Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

5.      Классный час

«Всемирный день прав ребёнка»

6.Классный час «Я - ученик»

7.      Выставка – беседа

 «О тех, кто мир нам подарил»

 

 

1.  Классный час

  «Моя малая Родина»

2. Классный час

«Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь»

3.  Классный час

  «Человек среди людей»

4. Классный час

 «История Российского флага»

5. Классный час

 «Что     значит быть счастливым в своей стране»

6. Беседа 

 «Защитники Отечества»

7.      Час поэзии

 «Мне посчастливилось родиться на Руси»

8.  Классный час

  «Я человек и гражданин»

7.      Классный час

«Царство Закон, царство Беззаконие» 

 

1.      Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»

2.      Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»

3.      Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»

4.      Час рассуждений

«Что означает моё имя»

5.      Час разговора

  «Я чувствую себя счастливым, когда…»

6.      Классный час «Как я умею преодолевать трудности»

7.      Беседа

 «Мудрые заповеди предков» 

8.      Конкурс-викторина

«О солдатах и генералах»

 

 

1.  Классный час «Мои сильные и слабые стороны»

2.  Классный час

«Я и общество»

3.   «Встречают по одежке, провожают по уму» 

4.  «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)

5.  Классный час 

«Кто я? Какие мы?»

6.  Классный час

 «Что такое мир»

7.  Классный час

«Россия – Родина моя»

8.      Вахта памяти «Звучит памятный набат»

9.      Классный час «След войны в моей семье»

Воспитание трудолюбия,

творческой активности, сознательного отношения к учёбе

 

 

1.      Классный час «Праздник в нашей жизни»

2.      Беседа-представление «Я и мои таланты»

3.      Классный час «Мы славим труд»

4.      Классный час «Каждой вещи -своё место»

5.      Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»

6.      Викторина – игра «Мои любимые уроки»

7.      Конкурс

«У кого в порядке книжки и тетрадки»

8.      Классный час «Трудно ли учиться в школе»

9.      Ролевая игра

 «Говорящий портфель»

 

1.  Игровой час

   «Учимся быть     организованными»

 2.      Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

3.  Классный час «Как мы выполняем домашние задания»

4.  Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»

5. Диспут

  «Школа – мой  

   второй дом»

6. Классный час «Путь нашей тетрадки»

7.      Классный час «Мой любимый сказочный герой»

8.  Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»

9.      Мероприятие

«Мы труд воспеваем и славим работу»

 

 

1. Мир моих увлечений»

2. Игра «Умники и умницы»

3.      КВН по русскому языку

4.      Классный час

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

5.      Классный час

«Люби книгу!»

6.      Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»

7.      Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн»

8.      «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру.

9.      «Считай, смекай, отгадывай» внеклассное занятие по математике

 

 

1.      Информационный час «Это интересно»

2.      Классный час

 «Мой труд каждый день дома»

3.      Праздник «Музыкальная гостиная»

4.      Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»

5.      Классный час

«Отчего прибавляется счастья»

6.      Конкурс знатоков

«Турнир Шерлока Холмса»

7.      Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить»

8.      Час-игра

«Путешествие по Королевству любимых предметов»

9.      Классный час

«Знание - сила»

10.  Игра-путешествие

«В научном городке»

 

 

 

 

                                                                            Воспитание нравственных чувств,

                                                                           достойного отношения к семье                                                               

 

1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»

2.Классный час «Правила поведения в общественных местах»

3.Праздник вежливых наук

4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

5. «Мои родные» выставка рисунков

6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

7.Викторина

«О наших бабушках, мамах, сестрах»

8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

8.Классный час

«Спешите делать добро»

 

 

 1.      Час общения

 «Тепло семейного очага»

2.    2.Час разговора

«Доброе слово- что ясный день»

3.      Классный час «Профессии наших родителей»

4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

5. Круглый стол

«Что такое правила хорошего тона»

6.Семейный праздник «Род, родные, Родина»

7.  Диспут

 «Что такое хорошо?!»

8.Час общения

«Порадовать близких – как это просто»

9.Посиделки с друзьями

 

 

 

 

 

1.      «День рождения моей семьи»

2.      Беседа

 «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

3.      Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»

4.      Классный час  «Благодарность это…»

5.      Рождественские встречи

6.      Час рассуждений

«Вежливость и невежество»

7.      Классный час «Мое и чужое в школьной жизни»

10. Классный час «Путешествие в страну справедливости»

8.      Ролевая игра «Учимся дружить»

9.      Классный час «Умеем ли мы прощать обиды?»

 

 

 

1. Исследовательская работа

«Родословная моей семьи»

2. Классный час

«Школа вежливости»

3.  Праздник «Я песню милой маме пою»

4. Беседа

«Без друга в жизни туго»

5. Беседа – диспут

 «За что уважают в семье и обществе»

6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи»

8.Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»

9.Доверительная беседа

«Мои мечты, мои желания»

10. Тематическое занятие

«Давайте учиться жить»

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей   

                         среде (экологическое воспитание)  

 

 

1.      Экскурсия «Вот и осень пришла»

2.      Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

3.      «Пусть будет чистым родной край» практическое задание

4.      Классный час «Природа и человек»

5.      Классный час «Наши друзья животные»

6.      День защиты Земли

7.      Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»

 

1.      «Люби и охраняй природу»

2.      Викторина «Путешествие в мир животных»

3.      Экологическое заочное путешествие

4.      Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»

5.      Беседа

«Птицы наши друзья»

(изготовление кормушек для пернатых)

6.      Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»

7.      Поле чудес «Там на неведомых дорожках»

8.     Викторина «Животные Дальнего Востока»

9.      Станция «Зелёный патруль»

 

1.      Экскурсия  «Природные сообщества и их взаимодействия»

2.      Конкурс знатоков природы.

3.      Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде.  Что это?»

4.      Заочное путешествие  «Чем богат наш край?»

5.      Конкурс-праздник «На острове Чунга-Чанга»

6.      Игровой час

 «Лесная карусель»

7.      Беседа «Гринпис»

8.      Брейн-ринг

«Природа нашей Родины»

 

1.      Викторина «Растительный мир земного шара»

2.      Беседа «Растения – синоптики»

3.      Викторина «Животный мир земного шара»

4.      Экскурсия «Весна! Весна!  И все ей радо!»

5.      Обсуждение ситуации

«Планета Земля в опасности»

6.      Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»

7.      Экологический плакат «Гармония в природе»

8.      Мини-конференция

«Маленькие тайны большой природы»

9. Путешествия по родному краю

 

 

 

 

                             Формирование ценностного отношения к здоровью

                                      и здоровому образу жизни

 

 

 1.ПДД «Дорожная мозаика»

2.Классный час

 «Береги здоровье смолоду»

3.Беседа

  «Почему сон – это     

    важно»

4. Богатырские забавы

 5. Беседа

 «О вкусной и здоровой пище»

6. Классный час «Личная безопасность»

7. Музыкально-спортивный час

«Если хочешь быть здоровым»

8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе.

 

1.      Игра «Азбука безопасного поведения на улице»

2.      Операция «Чистый двор»

3.      Классный час

     «Мы за здоровый образ жизни»

4.      Операция «Скорая помощь»

5.      Классный час «О личной гигиене»

6.      Беседа

 «Опасные предметы»

7.      Мероприятие

  «Путешествие в страну  

    Здоровья»

8. Весёлые старты

«Быстрее, выше, сильнее»

9.ПДД «Что значит быть ответственным»

 

 

1. ПДД «Мы - пешеходы»

  2. Час общения

 «Режим – это скучно или необходимо»

3. Утренник

«В гостях у доктора Айболита»

4. Операция «Чистюлька»

5. Классный час

«В здоровом теле – здоровый дух»

6. «Светофор здоровья»

7. Беседа

«Овощи – кладовая витаминов»

8. Практикум

«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

 9. Игры на воздухе

«Мой веселый звонкий мяч»

 

 

1. ПДД «Школа светофорных наук»

2.      КВН «Наше здоровье»

3.      Веселые старты

4.      Загадки с грядки

5.      ЗОЖ «Мойдодыр»

6.      Классный час

«Школа – территория здоровья»

7. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья»

8. Беседа «Чем я богат»

9. Весенний марафон

«Будь здоров», «Футбол для всех»

10 Спектакль

«Дорожный патруль»

 

 

 

 

 

 

                                      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

                                   эстетических идеалов и ценностей (эстетическое воспитание)

 

 

1.      Конкурс рисунков

«Счастливое детство»

2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

3.      Беседа

«Удивительное рядом»

4.      «Творческие родники»

5.      Новогодняя карусель

6.      Мир моих увлечений

7.      Чтение сказок народов мира

«Сказка-ложь, да в ней намёк»

8.      «В мире гармонии»

 

 

1.      Конкурс поделок

   «Короб чудес»

2.      Праздник красок и карандашей

3.      Викторина

   «Что за прелесть эти   

     сказки»

4.      Масленица

5.      Путешествие в мир танца

6.      Инсценированный классный час

  «Чудеса народного искусства»

7.      Чудо своими руками

«У фантазии нет границ»

8.      Кл.час

«В солнечном царстве, эстетическом государстве»

9. «Музей весёлых затей»

 

 

1. Конкурс рисунков

 «Мир глазами детей»

2.      «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир»

3.      Музыкальный праздник

  «Колокольчики добра»

4.      Творческий час

  «Зажги свою звезду»

5.      Игровой час

  «Тропою сказок»

6.Этика общения

 «Кто опрятен, тот приятен»

7. Весёлая игротека

   «Счастливый случай»

8. Классный час

«Цени прекрасные мгновенья»

9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Моя мечта

2.      КВН по сказкам «Там на неведомых дорожках»

3.      Утренник

«Вместе весело шагать»

4.      Рыцарский турнир

5.      Утренник

«Мартовская капель»

6.      Русские традиции в песнях, играх и обрядах

7.     «Путешествие в мир мудрых мыслей»

8.      Классный час

«Настроение не пустяк»

9.      Час общения

«Что для тебя красота?»

10.  Инсценированный классный час

«В гостях у царевны Эстетики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формы проведения мероприятий

  • классный час
  • интерактивные игры
  • психологические игры
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
  • фотовыставки 
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • конкурсы для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • исследовательская деятельность
  • диагностические исследования

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование,  открытые мероприятия.

Методические рекомендации

    На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование  доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

    Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на  пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт  характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению  родительских собраний и лекториев. Это  родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание  сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских  отношений.

      Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе,  экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»

      Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным.  Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.

Мероприятия по реализации программы первого года воспитания

 Направление. «Ученик-патриот и гражданин»

Цель: формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,  требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами  морального саморазвития.

2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Формы работы  с классным коллективом:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники, читательские  конференции по праву.

 

 

Сроки

Названия

Задачи мероприятия

Форма

Сентябрь

Экскурсия по родному городу

Воспитание любви к родному краю, городу

экскурсия

Октябрь

Моя улица.. Экскурсия

Воспитание любви к родному краю, городу

экскурсия

Ноябрь

Экскурсия в Краеведческий музей

Развивать интерес к истории родного края

экскурсия

Февраль

Защитники Родины

Формировать чувство патриотизма, любви к  Родине

смотр строя и песни

Май

Подвигу народа жить в веках

Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству

Классный час.

Конкурс стихов на военную тематику

 

 

 

 Направление  «Ученик  и его интеллектуальные возможности»

Цель:  оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

- Определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего    развития.

-   Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать  интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

-    Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы работы с классным коллективом :

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса;

- интеллектуальные бои;

- спецкурсы для  интеллектуального развития.

 

Сроки

Название

   Задачи мероприятия

  Форма

проведения

Сентябрь

В мире загадок

Развивать мышления, сообразительность, речь.

Классный час

Октябрь

В мире пословиц

Привитие интереса к энцикло-педическим знаниям, желание больше знать

Игра-соревнова-ние между

командами

Ноябрь

Конкурс «Эму-Эрудит»

Участие в Эрудит -Марафоне

Конкурс

Декабрь

Новогодние загадки

Развитие мышления

Конкурс-игра

Февраль

Путешествие по сказкам

Развитие кругозора

викторина

Март

Отгадываем ребусы

Выявить лучшего математика класса

Конкурс- игра

Апрель

КВН

Проверить общее интеллектуальное развитие обучающихся

Игра между командами

 

           Направление  «Ученик и его нравственность»

Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»:

- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство обучающихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Шефская работа обучающихся в детских домах, больницах.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».

-  Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, поездки, походы по боевым  местам.

Сроки

 

Названия

Задачи, мероприятия

Форма

проведения

Сентябрь

Экскурсия по родному городу

Раскрыть смысл понятия «патриотизм»

 

Классный час

Октябрь

Акция добрых дел

Создание атмосферы эмоциональной отзывчивости

акция

Ноябрь

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

 Воспитание дружеского отношения к товарищам

беседа

Декабрь

Помоги птицам.  Экологическая акция

Воспитывать чувство сострадания, любви к животным

Акция изготовление кормушек

Январь

 « Ваши права и обязанности, дети»

Ознакомить обучающихся с основными правами и обязанностями школьника, способствовать формированию правовой культуры обучающихся

Утренник

Февраль

Фотографии из семейного альбома

Воспитание чувства любви и уважения к семье

Классный час

Март

Акция  «Подари улыбку».

Создание атмосферы добра, отзывчивости

Неделя

добра 

Май

Подвигу народа жить в веках

Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа

Утренник

         

          Направление  «Ученик и его здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающихся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи  работы в направлении «Здоровье»:

- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению  физического и психического здоровья.

                            Формы работы с классным коллективом:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса;

- встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;

          - походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

          - спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

          - беседы и дискуссии на различные темы;

          - тематические консультации для родителей;

          - обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов.

 

Сроки

Название

  Форма проведения

Сентябрь

Весёлые физминутки

игра

Октябрь

Осенняя прогулка

прогулка

Ноябрь

Витаминная тарелка на каждый день

конкурс рисунков

Декабрь

  Эстафета с Дедом Морозом

спортивное мероприятие

Январь

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

беседа

Февраль

Лыжная прогулка в лес на лыжах

прогулка

Март

Поездка в бассейн

 

Апрель

Моё настроение. Передай улыбку по кругу

игра

Май

Народные игры

Подвижные игры на спортивной площадке

 

Направление  «Общение и досуг ученика»

Цель: создание условий для проявления обучающимия класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в  реальных  жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4.Использование досуговой деят-ти как средство развития эстетических умений учащихся и  становление этических понятий.

Формы работы педагога  с классным коллективом

- празднование памятных дат в жизни  детей;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

- театрализованные представления;

-  фестивали, презентации;

- литературные  балы, конкурсы талантов;

- дискотеки, танцевальные вечера.

Сроки

Названия

Задачи мероприятия

Форма

Сентябрь

Праздник «Здравствуй, первый класс

Развивать положительные эмоции, создание атмосферы праздника

Праздник

Октябрь

Поздравляем осенних именинников

Создание традиций класса поздравить именинников

Праздник

Ноябрь

Поездка в театр

 

 

Декабрь

Новогодняя сказка

Поздравить с наступающим  Новым годом, подвести итоги уходящего года

Праздник

Январь

Конкурс «Стань звездой» 

Подготовиться к интеллектуальным играм

Творческая мастерская

Февраль

КВН для мальчиков  «Защитники

Отечества»

Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими

Конкурс

КВН

Март

Пасха - главный христианский праздник

Привить чувства уважения к русским праздникам, старинным обычаям

Беседа

Апрель

Школа вежливых наук

Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения, воспитывать уважение к окружающим людям, развивать у детей чувства такта

Классный час

Май

Праздник  «1 класс, мы прощаемся с тобой– переходим  во второй»

 

 

          Направление  «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга  детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей обучающихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления  «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное  общение в семье,

-  братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности педагога в направлении «Семья»:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя,  День рождения школы, школьные юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых  дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

-    Читательские конференции  по проблемам семьи.

 

Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

 В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием

   родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления , развития педагогической  

   культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

 Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей  согласованы с планами воспитательной  работы  школы. 

В  системе повышения педагогической культуры родителей  используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция,  собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная,  встреча за круглым столом,  семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

 

 

 

 

 

      Месяц

Родительские собрания

Индивидуальные консультации

Совместные дела с классом

Сентябрь

 

 

Праздник «Здравствуй,1 класс!»

Октябрь

« Адаптация первоклассников»

Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем

 

Ноябрь

Общешкольное родительское собрание

 

Поездка в театр

Декабрь

.

 

 Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем

Организация Новогоднего праздника

Январь

 

Индивидуальные консультации по предметам

 

Февраль

Родительское собрание «Как помочь ребёнку быть внимательным»

 Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

 

Март

 

Индивидуальные консультации по предметам 

Праздник мам

Апрель.

Общешкольное родительское собрание

 

 

Май

Праздник  «1 класс, мы прощаемся с тобой– переходим  во второй!»

 

Совместный праздник

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература для детей:

 1.      Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество  «Россия», 2003.

2.      Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

3.       Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

4.      БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас­сик, 2005.

5.      Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

6.      Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

7.      Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка рус­ских жестов. - М.: Вена, 2001.

8.      Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

9.      Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

10.    Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

11.   А.Л.Ильин М. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.

12.   Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

13.  Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.

14.  Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.

15.  Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.

16.  Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.

17.  День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.

18.  Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.

19.  Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.

20.  Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.

21.  Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.

22.  Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.

23.  Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.

24.  Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.

25.  Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.

26.  Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

27.  Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.

28.  Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.

29.  Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.

30.  Сборник литературно-художественных и публицистических про­изведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовой и документальной основой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовой и документальной основой

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; - осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования…

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; - осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования…

Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей

Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей

Программа воспитательной работы «Ступени совершенства» , поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет

Программа воспитательной работы «Ступени совершенства» , поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет

Средствами воспитания являются деятельность, обще­ ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ ленными

Средствами воспитания являются деятельность, обще­ ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ ленными

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ

Нравственное и духовное воспитание: - формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность…

Нравственное и духовное воспитание: - формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность…

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству : - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности,…

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству : - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности,…

Интеллектуальное воспитание: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских…

Интеллектуальное воспитание: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья,…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья,…

Социокультурное и медиакультурное воспитание: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким…

Социокультурное и медиакультурное воспитание: - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений,…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений,…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры…

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: - программы и проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры…

План реализации программы

План реализации программы

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе 1

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе 1

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье 1

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье 1

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 1

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) 1

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 1

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 1

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических идеалов и ценностей (эстетическое воспитание) 1

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических идеалов и ценностей (эстетическое воспитание) 1

Формы проведения мероприятий классный час интерактивные игры психологические игры викторины праздники конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений фотовыставки экскурсии спортивные праздники конкурсы для всей семьи

Формы проведения мероприятий классный час интерактивные игры психологические игры викторины праздники конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений фотовыставки экскурсии спортивные праздники конкурсы для всей семьи

Мероприятия по реализации программы первого года воспитания

Мероприятия по реализации программы первого года воспитания

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»: -

Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»: -

Направление «Ученик и его здоровье»

Направление «Ученик и его здоровье»

Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям

Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям

Направление «Семья» Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

Направление «Семья» Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

Повышение педагогической культуры родителей

Повышение педагогической культуры родителей

Месяц Родительские собрания

Месяц Родительские собрания

Использованная литература для детей: 1

Использованная литература для детей: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020