Кейс - технологии (с точки зрения воспитания)

  • docx
  • 09.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кейс-технологии.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

(ДЕТСКИЙ САД № 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аукцион педагогических находок

 

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ

СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ (с точки зрения воспитания)

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

                                                                               Зеленкова А.В., учитель – логопед

                                                                               

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск – Уральский

2024

В современном мире перед педагогами стоит сложная задача –воспитание ребёнка думающего, способного мыслить аналитически, умеющего проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие проблемы. Одним из средств для решения этой задачи является использование кейс-технологии, которая с успехом может применяться не только педагогами в детском саду, но и родителями в процессе ежедневного общения с детьми.

Несколько слов о сути кейс-технологии.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» запутанный, необычный случай; а также от английского «case» портфель, чемоданчик. Сase - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Особенность кейс-технологии — это создание проблемной ситуации и её последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки детей.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Для чего нужен кейс?

O     Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

O     Кейс – метод развивает:

O     1. умственные, сенсорные и речевые способности.

O     2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

O     3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

O     4. практические умения.

O     5. социальные умения (оценивать поведение  детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

В ДОУ используют следующие виды кейс-технологии: 

·                    игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.                   

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

·                    метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;

·                    метод ситуационного анализа.

·                    метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;

·                    кейс- иллюстрации .

·                    фото-кейсы .

 

Прежде всего, нужно создать сами кейсы.  Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

 

Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

·         Первый этап: подготовительный.

·         Знакомство детей с ситуацией. Фиксация  их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

·         На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

·         Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

·         На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

 

1.      Технология кейс – анализ конкретных ситуаций (кейс-стади).

Технология кейс – стади (ситуация) - это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

·         Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

·         Почему?

·         Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

·         О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

·         Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс-иллюстрация

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Чаще всего используется на занятии прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои пед.задачи.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.  Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

 Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

1.                                          Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

2.                                          Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему.

3.                                          Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

4.                                           Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса..

Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес

Часто  в работе с детьми  применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.

Кейс состоит :  1. Фото « Дети  обедают»

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д.

Этапы работы с фото-кейсом те же.

Фото само по себе вызывает у детей бОльший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что  если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена!. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

·         умение дошкольников принять на себя роль;

·         умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

·         ролевое взаимодействие.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»

·         Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

·         Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

·         Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

·         Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

·         Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

·         Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.

·         Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

·         Навык положительного отношения к миру.

Использования кейс- технологий в работе с дошкольниками, в том числе и с детьми с ОВЗ, позволяют решить, как традиционные коррекционно- развивающие задачи, так и задачи, поставленные перед педагогом в новом образовательном стандарте.

Преимущества  кейс-технологии заключается в следующем:                     - коллективный характер познавательной деятельности,

- творческий подход к познанию,

- сочетание теоретического знания и практических навыков столь привлекательны, что использование его в работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках детского сада, имеет очень много плюсов.

 При использовании кейса дошкольники учатся получать необходимую информацию в общении, доказывать свою точку зрения, принимать помощь товарищей,самостоятельно применять полученные знания в реальной жизни. Также у них формируется навык коммуникативного воздействия: работать в команде,вести диалог со сверстниками,адекватно реагировать и находить решения в конфликтных ситуациях

Одной из принципиальных особенностей образования "Нового поколения" является переход от передачи готовых знаний к добыванию знаний детьми самостоятельно, безусловно, не исключая помощи взрослого. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности.

 Актуальным является воспитание ребенка "думающего", креативного, способного мыслить аналитически, готового к адекватным умозаключениям и выводам, ребенка коммуникабельного, мобильного, легко и грамотно выражающего свои мысли, умеющего вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Педагогам необходимо перейти от передачи "объективного знания" по предмету к мотивации на проявление инициативы и самостоятельности в разрешении возникших вопросов.

Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, что также позволяет работать с детьми с ОВЗ. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, речевому развитию, что, как было сказано ранее, решает первичную задачу по социальной адаптации дошкольников в обществе.