МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
(ДЕТСКИЙ САД № 10)
Аукцион педагогических находок
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ
СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ (с точки зрения воспитания)
Зеленкова А.В., учитель – логопед
Каменск – Уральский
2024
В современном мире перед педагогами стоит сложная задача –воспитание ребёнка думающего, способного мыслить аналитически, умеющего проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие проблемы. Одним из средств для решения этой задачи является использование кейс-технологии, которая с успехом может применяться не только педагогами в детском саду, но и родителями в процессе ежедневного общения с детьми.
Несколько слов о сути кейс-технологии.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» запутанный, необычный случай; а также от английского «case» портфель, чемоданчик. Сase - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Особенность кейс-технологии — это создание проблемной ситуации и её последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки детей.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.
Для чего нужен кейс?
O Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
O Кейс – метод развивает:
O 1. умственные, сенсорные и речевые способности.
O 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
O 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
O 4. практические умения.
O 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
В ДОУ используют следующие виды кейс-технологии:
· игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
· метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;
· метод ситуационного анализа.
· метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;
· кейс- иллюстрации .
· фото-кейсы .
Прежде всего, нужно создать сами кейсы. Для этого нужно:
1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
· Первый этап: подготовительный.
· Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
· На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
· Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
· На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.
1. Технология кейс – анализ конкретных ситуаций (кейс-стади).
Технология кейс – стади (ситуация) - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Технология кейс – стади направлена на:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)
Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.
Продолжение формирования культуры общения.
Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.
· Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
· Почему?
· Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
· О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
· Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс-иллюстрация
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Чаще всего используется на занятии прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои пед.задачи.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.
Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.
1. Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
2. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему.
3. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
4. Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса..
Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес
Часто в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.
Кейс состоит : 1. Фото « Дети обедают»
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.
Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?
Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д.
Этапы работы с фото-кейсом те же.
Фото само по себе вызывает у детей бОльший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена!. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
· умение дошкольников принять на себя роль;
· умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
· ролевое взаимодействие.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»
· Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
· Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
· Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
· Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
· Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
· Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
· Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
· Навык положительного отношения к миру.
Использования кейс- технологий в работе с дошкольниками, в том числе и с детьми с ОВЗ, позволяют решить, как традиционные коррекционно- развивающие задачи, так и задачи, поставленные перед педагогом в новом образовательном стандарте.
Преимущества кейс-технологии заключается в следующем: - коллективный характер познавательной деятельности,
- творческий подход к познанию,
- сочетание теоретического знания и практических навыков столь привлекательны, что использование его в работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках детского сада, имеет очень много плюсов.
При использовании кейса дошкольники учатся получать необходимую информацию в общении, доказывать свою точку зрения, принимать помощь товарищей,самостоятельно применять полученные знания в реальной жизни. Также у них формируется навык коммуникативного воздействия: работать в команде,вести диалог со сверстниками,адекватно реагировать и находить решения в конфликтных ситуациях
Одной из принципиальных особенностей образования "Нового поколения" является переход от передачи готовых знаний к добыванию знаний детьми самостоятельно, безусловно, не исключая помощи взрослого. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности.
Актуальным является воспитание ребенка "думающего", креативного, способного мыслить аналитически, готового к адекватным умозаключениям и выводам, ребенка коммуникабельного, мобильного, легко и грамотно выражающего свои мысли, умеющего вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Педагогам необходимо перейти от передачи "объективного знания" по предмету к мотивации на проявление инициативы и самостоятельности в разрешении возникших вопросов.
Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, что также позволяет работать с детьми с ОВЗ. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, речевому развитию, что, как было сказано ранее, решает первичную задачу по социальной адаптации дошкольников в обществе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.