Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Зябкина О.А, учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Кейс учителя химии
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
Задачей количественного анализа является определение массы отдельных
химических элементов, входящих в состав индивидуального соединения или
смеси веществ. Количественный анализ выполняют с помощью различных
химических, физикохимических и физических методов. В любом случае
между массой определяемого элемента и измеряемым свойством должна
существовать определенная зависимость, выражаемая математической
формулой или графически.
Если изучаемый объект неоднороден и при его последовательной
обработке водой, кислотами, щелочами в раствор переходят все новые и
новые компоненты, то каждый из получившихся растворов нужно исследовать
отдельно. Это облегчит анализ.
Гравиметрический и титриметрический методы анализа
Гравиметрический метод
основан на существовании прямо
пропорциональной зависимости между массой вещества m и силой Р, с
которой эта масса притягивается к Земле:
где g – ускорение свободного падения.
Р = g ∙ m,
Определяемый элемент при помощи соответствующих химических
реакций восстанавливают до простого вещества или переводят в соединение
известного состава. Взвесив полученное вещество и выполнив несложные
расчеты, находят массу элемента.
Гравиметрический метод лежит в основе всех остальных методов
количественного анализа. С него началось развитие количественного анализа
примерно 185 лет тому назад. Поэтому весы являются основным
инструментом любой химической лаборатории.
Точно отмеренная на весах масса вещества, которая в дальнейшем
подвергается анализу, называется аналитической навеской.
При взятии навески запрещается насыпать отвешиваемое вещество
непосредственно на чашку весов, взвешивать нагретые, мокрые и грязные
предметы, открывать переднюю стенку весов, взвешивать с открытыми
боковыми дверцами.
Титриметрический анализ заключается в измерении объема раствора
реагента, затраченного на взаимодействие с определяемым компонентом. При
этом концентрация реагента должна быть предварительно установлена. Знаяобъем прибавленного раствора и концентрацию реагирующего вещества в нем,
нетрудно рассчитать количество анализируемого компонента в пробе.
Раствор с известной концентрацией реагента называется рабочим.
Процесс прибавления рабочего раствора к анализируемой пробе называется
титрованием.
Титрование необходимо продолжать до точки
эквивалентности, то есть до того момента, когда реагирующие между собой
вещества окажутся в эквивалентных количествах. Точку эквивалентности
устанавливают с помощью химических индикаторов или специальных
приборов.
Например, требуется определить концентрацию гидроксидионов в
растворе. Возьмем рабочий раствор хлороводородной кислоты и будем
прибавлять его к исследуемой пробе. При этом происходит реакция
нейтрализации.
Точку эквивалентности можно установить с помощью любого кислотно
основного индикатора, например лакмуса. Первая избыточная капля раствора
хлороводородной кислоты вызовет изменение окраски индикатора от синей к
красной. Измерив объем прибавленного реагента и зная его концентрацию,
легко можно вычислить содержание ионов ОН в пробе.
‾
В основу титриметрического анализа могут быть положены только те
химические реакции, которые протекают с достаточно высокой скоростью и
практически до конца, выражаются определенным уравнением и не
сопровождаются побочными процессами, связанными с расходованием
реагента или анализируемого вещества. Кроме того, должен существовать
несложный способ, позволяющий устанавливать точку эквивалентности.
Титриметрические методы анализа классифицируют по типу
выполняемых химических реакций. Различают метод нейтрализации,
осаждения, окислениявосстановления, комплексообразования.
Метод нейтрализации применяется для определения концентрации
кислот и оснований. В качестве реагентов в этом методе используются
растворы сильных минеральных кислот (при анализе оснований) и щелочей
(при анализе кислот). Основу метода составляет реакция нейтрализации.
Метод осаждения объединяет те случаи определений, при которых в
результате взаимодействия реагента с исследуемым веществом образуется
малорастворимое соединение, например AgCl, BaSO4 или PbSO4.
С помощью метода окислениявосстановления
устанавливают
содержание окислителей и восстановителей в растворе. В качестве реагентов
в этом методе наиболее часто применяют КМnО4 (перманганатометрия),
K2Cr2O7 (дихроматометрия) и I2 (иодометрия).
Метод комплексообразования основан на использовании реакций,
сопровождающихся образованием комплексных соединений. Например, для
определения цианидионов часто используют реакцию, в результате которой
–. Если к раствору, содержащему
образуется устойчивый комплекс Ag(CN)2
ионы CN–, прибавлять нитрат серебра, то сначала жидкость остаетсясовершенно прозрачной. После достижения точки эквивалентности первая
избыточная капля реагента приводит к выпадению малорастворимого
аргентоцианида серебра.
Различают несколько способов выполнения титриметрического анализа:
прямое титрование, обратное титрование и титрование заместителя.
Прямое титрование состоит в непосредственном прибавлении рабочего
раствора к пробе с определяемым веществом.
Обратное титрование основано на использовании двух рабочих
растворов. Сначала к анализируемой пробе приливают точно измеренное
количество первого рабочего раствора, в котором содержится реагент,
взаимодействующий с определяемым веществом. Непрореагировавший
избыток этого реагента оттитровывают с помощью второго рабочего раствора.
Метод обратного титрования применяют в тех случаях, когда исследуемое
вещество обладает повышенной летучестью.
В некоторых вариантах титриметрического анализа сначала проводят
реакцию определяемого вещества с какимлибо реагентом, а затем титруют
один из продуктов этой реакции. Такой способ называется титрованием
заместителя.
Колориметрический анализ
Очень многие вещества окрашены в тот или иной цвет. Это их свойство
находит применение в качественном анализе для обнаружения отдельных
2Ї
элементов или ионов. Именно таким способом обнаруживают ионы СrО4
(образование надхромовой кислоты), Сu2+ (получение аммиачного комплекса),
МnО4
Ї (собственная окраска).
Очевидно, что чем выше концентрация окрашенного вещества, тем
интенсивнее окраска раствора. В настоящее время имеются приборы, с
помощью которых можно с высокой точностью измерять оптические
плотности различных жидкостей. Для этого исследуемые жидкости помещают
в стеклянные сосуды (кюветы) определенной длины.
Метод анализа, основанный на измерении оптической плотности
окрашенных растворов, называется колориметрическим (от англ. слова
«color» – цвет).
Практически это делают следующим образом. Берут два одинаковых
стеклянных мерных цилиндра. В один из них наливают анализируемый
раствор, а в другой – раствор с известным содержанием вещества.
Разбавлением более окрашенного раствора добиваются уравнивания окрасок.
При проведении колориметрического анализа необходимо, чтобы испытуемый
и эталонный растворы имели одинаковый состав. Кроме того, во многих
случаях образование окрашенного соединения происходит не мгновенно, и
требуется выждать некоторое время от момента приготовления раствора до
измерения его оптической плотности.