Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Кейс учителя химии на тему:
«ЧАЕПИТИЕ ПОЯПОНСКИ»
При великом разнообразии сортов и разновидностей самый
распространенный в Японии и неизменно любимый напиток – зеленый чай. Им
угощают гостей дома, его предлагают в любом ресторанчике с национальной
кухней; и даже в номере гостиницы на столе непременно стоит небольшой
заварочный чайник с бамбуковой ручкой, коробочка с чаем, чашки и термос с
горячей водой. Зеленый чай, растертый в порошок, ни в коем случае не
заваривают кипятком, а только горячей водой (около 60 градусов) в течение
2–4 минут.
Пьют чай из небольших пиал или керамических стаканов. Иногда чай
выливают прямо в чашку с рисом, и тогда получается чтото вроде нашей
каши с молоком. Сахар не полагается, но «лакомства» не возбраняются. Есть
и особые сорта чая, порою неожиданные, например «кобутя» – с морской
капустой (по цвету и вкусу напоминает солоноватый бульон). Но все это
просто чай. А еще есть обряд, церемония, чаепитие пояпонски: тяно ю.
Искусству приготовления чая учатся годами. Слово «тядзин», состоящее
из иероглифов «чай» и «человек», означает и «знаток чайной церемонии», и
«человек с тонким вкусом». Правда, есть и третье значение – «чудак». В
чайной церемонии видят и глубокий смысл, и пустую трату времени. В
русском чаепитии у самовара, с баранками и вареньем, тоже можно усмотреть
бессмысленное времяпрепровождение. Однако спрос на самовары не
уменьшается.
Чайная церемония стала практиковаться в Японии с XII века в
монастырях буддийской секты дзен, утверждавшей, что единственный способ
существования в этом противоречивом мире – постоянно совершенствовать
душу. Человек, отгороженный от мира тонкими стенками чайного дома, как
бы отрешался на время от забот и проблем. Чайный дом находился обычно в
саду, к нему вела дорожка из камней, шагая по которой, человеку волей
неволей приходится смотреть не по сторонам, а под ноги. У небольшого,
внешне непримечательного домика – замшелый каменный сосуд с водой,
мелкий бамбуковый ковш с длинной ручной. В чайный дом полагалось
вползать через вход высотою менее метра. Низкая притолока заставляла
кланяться и крестьян (им это не было в новинку), и самураев, и богатых
феодалов, которым приходилось оставлять за дверью свой меч и свою спесь.
Помещение невелико. Стены внутри обмазаны глиной, свет проникает через
бамбуковые жалюзи, прикрывающие отверстия в потолке и в стенах, внутривсегда полумрак. А если чайная церемония начинается затемно, то жалюзи
откидывают и взору предстает луна, весной – цветущая вишня, осенью –
красные листья.
Непременное украшение комнаты – белый свиток с написанными кистью
иероглифами. В отличие от стандартных печатных знаков, они сохраняют
руку и душу мастера. Может быть и неиероглифическая, обычная картина, но
в любом случае это семейная реликвия, передаваемая из поколения в
поколение. Другое (и последнее) украшение комнаты – букет цветов,
составленный специально для этого случая. Хозяйка встречает гостей у входа
на коленях, кланяясь так, что почти касается лбом пола. Гости обязательно
отвечают поклонами и вежливыми приветствиями. Церемония немногословна,
но приветствия, так же как последующие возгласы восторга по поводу
картины и букета, – неотъемлемый ее элемент.
Перед каждым гостем на низком столике стоят посуда и сладости.
Нередко подают обильную еду и сакэ. Закуска, которую съедают перед чаем,
называется кайсэки, что значит «камень за пазухой». В древности, чтобы не
замерзнуть в мороз, за пазуху клали нагретые камешки. Вот так же должна
согревать пища...
После небольшого перерыва хозяйка вносит поднос. На нем – деревянная
лакированная чашка, коробочка с чаем, бамбуковая метелка и чайник с водой.
Чайник ставится на огонь (иногда в воду кладут металлические бубенцы,
которые начинают позвякивать, когда вода закипает). Расположение
предметов на подносе строго определено, и уже несколько веков без особых
изменений остается и порядок движений. Лакированную чашку моют и
вытирают, затем в нее кладут растертый в порошок чай. Его заливают водой и
быстро взбивают бамбуковой метелочкой до образования пышной пены. И вот
наконец перед гостем, долго наблюдавшим за манипуляциями хозяйки (или
хозяина), – изумруднозеленый чай под слоем зеленоватой пены.
Выпить долгожданный чай столь же непросто, как и приготовить. Приняв
чашку с поклоном и благодарностью, ее держат на левой ладони. Затем
правой рукой поворачивают чашку тремя движениями против часовой
стрелки. Обычно чая бывает налито как раз столько, чтобы выпить его тремя
глотками. Потом чашку вновь поворачивают в три приема, но уже по часовой
стрелке.
Чай выпит. Иностранцы, как правило, разочарованы – на вкус он
вяжущий, горьковатый, многим кажется просто невкусным. В чем не
приходится сомневаться – так это в тонизирующем действии...
Оценив достоинства чая, надо воздать должное и чашке. Ее
рассматривают со всех сторон. В идеале это должна быть неказистая (на
европейский взгляд) керамическая чашка. Но ценится не правильность форм
или сложность рисунка, а напротив, чуть неровные края, неравномерный,
иногда с подтеками, слой глазури, сквозь который просвечивает глина.
Полагается выразить восхищение посудой, спросить, какой мастер ееизготовил. После этого можно считать, что церемония закончена. Остаются
только взаимные благодарности.
Во многих университетах наряду с другими дисциплинами читают курс тядо –
искусства приготовления чая. Церемония жива; правда, ей приходится
приспосабливаться к темпу наших дней. Не все каноны соблюдаются
сейчас очень тщательно, некоторые атрибуты (например, низкий вход)
сохраняются, но не используются. Всепроникающий бизнес сотворил
ускоренный вариант чайной церемонии для туристов: наскоро осматривая
какойнибудь древний храм, можно на полчаса заскочить в чайный дом и
получить отдаленное представление о ритуале (но главным образом о том, что
чай зеленый и невкусный). Подлинная же чайная церемония – это время
отдохновения души, а чай – просто повод для этого.