Кейс учителя химии. Решение задач повышенного уровня сложности.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Иконка файла материала Решение задач повышенного уровня сложности.docx
Зябкина О.А, учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Кейс учителя химии  Решение задач повышенного уровня сложности Цель:  совершенствовать   навыки   учащихся   в   решении   комбинированных задач и задач повышенного уровня сложности. Методы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Оборудование: справочник формул, таблица химических элементов. Ход занятия Задача 1. Избытком   раствора   щёлочи   обработали   1   г   сплава   меди   и   алюминия. Остаток   промыли,   растворили   в   разбавленной   азотной   кислоте.   Раствор выпарили.   Остаток   прокалили.   Масса   нового   остатка   составила   0,4   г. Определите массовые доли металлов в сплаве. Р е ш е н и е. 1) Запишем уравнение первого взаимодействия. Медь со щёлочью не взаимодействует, поэтому она и будет остатком в первой реакции: 2Al + 2KOH + 6H2O = 2K 4)OH(Al  + 3Н2 2) Запишем уравнение второго взаимодействия. В разбавленной азотной кислоте будет растворяться медь, оставшаяся в первой реакции: 3Cu + 8HNO3 = 2NO + 4H2O + 3Cu(NO3)2 Образовавшимся раствором является Cu(NO3)2. 3) Запишем уравнение третьего взаимодействия. 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2 Вычислим n(CuO). n(CuO) = 0,4:80 = 0,005 моль. 4) Вычислим n(Cu(NO3)2). n(Cu(NO3)2) = n(CuO) = 0,005 моль (по уравнению). 5) Вычислим n(Cu). n(Cu) = n(Cu(NO3)2) = 0,005 моль (по уравнению). 6) Вычислим массу меди.m(Cu) = n(Cu) ∙ M(Cu) = 0,005 ∙ 64 = 0,32 г. 7) Вычислим массовую долю каждого металла в сплаве. (Cu) = (m(Cu)/ m(сплава)) ∙ 100 % = (0,32/1) ∙ 100 = 32 % (Al) = 100 % – 32 % = 68 % О т в е т: 32 %; 68 %. Задача 2. Сколько   грамм   сульфата   калия   выпадет   в   осадок   из   400   г   раствора, насыщенного   при   80  С,   при   охлаждении   его   до   20  С?   Растворимость сульфата калия составляет 21,4 г при 80 С и 11,1 г при 20 С. Р е ш е н и е. 1) Вычислим массу вещества в 400 г раствора при 80 С. Растворимость   показывает,   какая   максимальная   масса   вещества   может быть растворена в 100 г растворителя. Таким образом, 121,4 г раствора содержат 21,4 г вещества; 400 г раствора содержат х г вещества. х = 70,51 г. 2) Вычислим массу воды в исходном растворе. m(H2O) = m(р­ра) – m(в­ва) = 400 – 70,51 = 329,49 г. 3) Вычислим массу вещества в растворе, охлаждённом до 20 С. 100 г воды содержат 11,1 г вещества; 329,49 г воды содержат y г вещества. y = 36,57 г. 4) Вычислим массу вещества, выпавшего в осадок. m(осадка) = m(в­ва)исх – m(в­ва)ост = 70,51 – 36,57 = 33,94 г. О т в е т: 33,94 г. Задача 3. Газовая смесь объёмом 12 л состоит из аммиака и углекислого газа, имеет массу 18 г. Какова объёмная доля каждого газа в смеси? Р е ш е н и е. 1) Вычислим n(смеси). n(смеси) = V/Vm = 12/22,4 = 0,536 моль. 2) Вычислим n каждого газа в смеси. Пусть n(NH3) = х моль, тогда m(NH3) = 17 ∙ х г; n(СО2) = y моль, тогда m(СО2) = 44 ∙ y г. 3) Запишем и решим систему уравнений.х + y = 0,536 17х + 44y = 18 х = 0,207 моль, тогда n(NH3) = 0,207 моль, V(NH3) = 4,64 л. y = 0,329 моль, тогда n(СО2) = 0,329 моль, V(СО2) = 7,36 л. 4) Вычислим объёмную долю каждого газа.  = (V(газа)/ V(смеси)) ∙ 100 % (NH3) = (4,64/12) ∙ 100 % = 38,67 % (СО2) = (7,36/12) ∙ 100 % = 61,33 % О т в е т: 38,67 %; 61,33 %.