Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Зябкина О.А, учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Кейс учителя химии
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ
Техника живописи – это совокупность приёмов, которыми определяется
эстетикопрактическое знание художника, направленное на умелое
пользование красками и другими материальными средствами для наиболее
совершенного исполнения картины.
ЭНКАУСТИКА
Энкаустика (от греческого enkaio – «вжигаю») – восковая живопись,
выполняемая горячим способом расплавленными красками.
Энкаустическая живопись берёт своё начало в Древнем Египте. Её расцвет
пришелся на период с V по III вв. до н. э. в античном мире, а к XII веку нашей
эры её следы теряются. В древнейшем эгейском искусстве в III веке до н. э.
горячими растопленными восковыми красками расписывали корабли. Плиний
описывает различные способы энкаустики. Краска, полученная при помощи
растопленного воска, обладает совершенно особой прелестью и особым
материальным характером, которого нет ни у какой другой краски.
Энкаустические картины великих мастеров были бесценны. Императоры
Август, Цезарь, Тиберий платили за них суммы, равные состоянию целых
городов, и постепенно сосредоточивали эти картины в Риме. Александр
Македонский был большим любителем этого рода живописи, и всё, что
встречал на своём пути, переправлял на родину. И всё это сгорело при
пожарах, а то, что уцелело, погибло в войнах. Нам осталось лишь то, что было
укрыто в земле. В 1880х годах в Египте, в оазисе Файюм недалеко от Каира,
были найдены пролежавшие две тысячи лет в песке портреты,
прибинтованные к ликам мумий. Портреты эти получили название
файюмских. Они поразили мир своей сохранностью и выразительностью. Эти
портреты писались, как правило, при жизни людей, а после их смерти их
прибинтовывали к ликам мумий, согласно религиозному ритуалу, цель
которого – сохранение души умершего. На этих портретах перед нами люди,
жившие 2000 лет назад.
Со времён Возрождения ведутся различные исследования в области
энкаустики. Такие исследования вёл Леонардо да Винчи, его последователи –
искусствоведы, филологи и химики более поздних времён, вплоть до XIX–XX
вв. Этим исследованиям посвятили свои жизни Эрнст Бергер, Ганс Шмидт,
граф Фон Кайлюс, а в России – Василий Вениаминович Хвостенко.ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ
Темпера (ит. tempera, от temperare – смешивать краски; фр. detrempe) –
живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии.
Распространены эмульсии из воды и яичного желтка либо из разведённого на
воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным
лаком. Темперная живопись берёт своё начало от файюмских портретов,
написанных восковыми энкаустическими красками. Её развитию и
распространению весьма способствовала иконопись. Темперной в основном
была станковая живопись византийских мастеров.
Первыми стали пользоваться желтковой темперой именно византийские
мастера, работая этими красками включительно до XVI века, а в России они
были распространены до конца XVII столетия. Темперными красками писали
свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие.
Только в XVIII веке темперные краски и краски на клеевой основе
вытесняются масляными. Темпера осталась лишь в иконописи.
О технике работы темперными красками Ю. И. Гренберг пишет
следующее:
«Темперная живопись старых мастеров была многослойной. Поэтому
художественный замысел живописца мог быть воплощён целиком лишь в том
случае, если были выполнены с начала до конца все строго предусмотренные
правилами операции. На подготовленную под живопись доску в пределах
контура рисунка мастер наносил краску, покрывая ровным слоем отдельные
участки в границах каждого тона. Этот процесс происходил в определённой
последовательности: сначала писали фон и окружающую обстановку – пейзаж,
архитектуру, одежды, а затем обнажённые части тела. Темпера несовместима
с пастозным письмом, так как нижние слои легко расплываются, если они не
просохли. Поэтому при работе темперой каждый последующий слой
наносился лишь после того, как хорошо просыхал предыдущий. Дело
упрощалось благодаря тому, что нанесённые тонким слоем темперные краски
быстро сохли, а последовательная расколеровка поверхности позволяла
практически не прерывать работу».
Нанесение красок в зависимости от работы над различными деталями
картины производилось в определённой последовательности и определёнными
колерами, диктуемыми живописным каноном. Например, рекомендовалось
писать рот следующим образом: «Губы рисуй составом из белил и киновари, а
уста одною киноварью; для последней же отделки их смешивай киноварь с
тёмным колером, а неосвещённые части чёрной краской или чёрной умброй».
ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬФресковая живопись, или живопись афреско, – способ писания картин и
др. изображений на стенах, сводах и потолках зданий водяными красками по
свежей (поитальянски fresco значит «свежий»; отсюда название способа), то
есть по ещё сырой штукатурке. Способ основан на свойстве цемента,
состоящего из извести и мелкого песка, впитывать в себя, пока он влажен,
разведённые на воде краски (без примеси к ним клея или какоголибо другого
связующего вещества) и соединяться с ними в своём верхнем слое в одно
нераздельное целое.
Произведения, исполненные этим способом, который не нужно смешивать
с живописью по сухой штукатурке, или а секко (итал. Secco – «сухое»),
принято называть фресками.
Краски растительного и животного происхождения не пригодны для
фресковой живописи, так как, ложась на известь и проникая в неё, теряют
свой цвет. Употребляются исключительно минеральные краски, но и из них не
годятся имеющие родство с известью и образующие при своём
соприкосновении с нею новые химические соединения, каковы, например,
свинцовые белила (белые пигменты для всех видов красок и эмалей; наиболее
распространены цинковые (ZnO) и свинцовые (PbO) белила).
Фресковая живопись была известна ещё в древнем мире, у египтян,
этрусков и римлян; от этих последних многочисленные образцы её
сохранились в развалинах Помпеи. Первые христиане украшали ею места
своих молитвенных собраний и усыпальницы покойников.
Из Рима фресковая живопись распространилась в Византию и подчинённые
ей области.
Греки перенесли её вместе с православной религией в Россию, где ею были
украшены важнейшие киевские и новгородские церкви, в которых, к
сожалению, в наше время уцелели только отдельные участки росписи.
На западе Европы после падения Римской империи искусство фресковой
живописи не было совершенно забыто, но уровень исполнения сильно
понизился и в техническом, и в художественном отношении. Только в XIII–
XIV столетиях в Италии эта отрасль искусства начала возрождаться и снова
вошла в большое употребление. Но расцвет фресковой живописи настал в
Италии XVI столетия. Рафаэль и Микеланджело стяжали себе вечную славу
столько же своими фресками (ватиканские ложи и станцы, Фарнезина,
Сикстинская капелла и пр.), сколько и другими созданиями своего гения.
В более позднее время фресковую живопись стали вытеснять из
употребления письмо масляными красками и новоизобретённая живопись на
глютине.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬСреди важнейших техник живописи масляная – наиболее «молодая».
Легенда приписывает её создание великому нидерландскому художнику Яну
ван Эйку (1390–1441) – придворному живописцу бургундского герцога
Филиппа Доброго, жившему в городе Бюрге. Однако не все историки отдают
приоритет ван Эйку. Дело в том, что использование красок, стёртых на
растительном масле, практиковалось и до него. К тому же в темперной
живописи традиционно применялись некоторые краски, «не терпящие
желтка», и поэтому стёртые на льняном или ореховом масле. Таким образом,
не ван Эйк первым применил масло. Однако общепризнано, что ему удалось
улучшить технику масляной живописи. Благодаря изысканиям великого
нидерландца растительные масла оказались «материалом, который придавал
краскам для живописи совершенно новые качества и удовлетворил
художников в отношении почти неограниченных возможностей передачи
действительности».
Для приготовления красок использовали высыхающие масла: маковое,
ореховое (из ядер грецких орехов), конопляное, льняное. Из них лучшее,
придающее краскам необходимые свойства, – льняное, так как оно содержит
наибольшее количество триглицеридов – ненасыщенных карбоновых кислот.
При контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают: ненасыщенные
карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. В результате образуется
прочная прозрачная плёнка. Линоксин – плёнка, образуемая льняным маслом,
– отличается наибольшей прочностью и эластичностью.
В первое время все необходимые художественные материалы для масляной
живописи готовили непосредственно под руководством художников. Мастера
владели множеством технологических приемов, которые нередко являлись
фамильным достоянием. В начале XIX столетия производство красок
перешло в руки промышленников. Это было и хорошо и плохо. С одной
стороны, художники наконец избавились от нелёгкого труда по
приготовлению необходимых материалов, с другой – массовая продукция
(холсты, грунты, краски, связующие) не всегда обеспечивала достаточно
высокое качество живописи.
В XX веке две знаменитые картины были порезаны ножом. Это картины «Иван
Грозный и сын его Иван» И. Е. Репина и «Венера с зеркалом» Д. Веласкеса.
Потом оба полотна удалось восстановить (одно их них можно видеть в
Третьяковской галерее, другое – в Лондонской национальной галерее). При
реставрации выяснилось, что с картины Репина краска осыпалась не только
там, где прошёл нож, но и в тех местах, где преступник дотронулся до
картины рукой, а с картины Веласкеса краска не осыпалась вовсе. Великий
испанский художник XII века Диего Веласкес грунтовал холсты сам, по своим
собственным рецептам. Репин – художник другого времени – покупал готовыехолсты у дрезденской фирмы «Цвиллих», которые были покрыты плотным
глянцевым масляным грунтом. Вероятно, при изготовлении холстов
недостаточно долго выдерживались грунты. Современные промышленные
предприятия выпускают материалы весьма высокого качества, и тем не менее
художники иногда предпочитают собственноручно изготавливать
необходимые им для работы холсты и краски.