Тема урока: Кибербезопасность
Кибербезопасность (ее иногда называют компьютерной безопасностью) – это совокупность методов и практик защиты от атак злоумышленников для компьютеров, серверов, мобильных устройств, электронных систем, сетей и данных.
Начнем с того, что знания о Кибербезопасность не помешают и взрослым. Кто из нас не попадался на удочку онлайн-мошенников.
Не меньший шквал сетевых опасностей обрушивается и на детей, которые в силу возраста, отсутствия знаний или опыта не всегда могут им противостоять. Поэтому, наша задача — стать кибергероем для ребенка и защитить его от онлайн-угроз.
1. Недетские угрозы: что угрожает ребенку в интернете?
Рассмотрим самые популярные варианты киберопасностей:
1.
1. Кибербуллинг
Кибербуллинг, или онлайн-травля — это сообщения с угрозами, оскорбления, сплетни, призывы бойкотировать конкретного человека. С последствиями интернет-буллинга детям приходится справляться в реальном мире. По данным «Лаборатории Касперского», 33% детей слышали или сталкивались с онлайн-травлей. А между тем кибербуллинг приводит к снижению самооценки и успеваемости в школе, замкнутости, бессоннице и даже депрессии.
Травля (буллинг) – одно из самых опасных явлений в коллективе. С ней может столкнуться любой, и очень важно заранее иметь определенный «иммунитет» к агрессии. Особенно это важно в интернет-среде. С одной стороны, она кажется более безопасной, ведь мы не сталкиваемся с обидчиком лицом к лицу. С другой стороны, травля в сети может быть очень изобретательной и неожиданной.
Особенность кибербуллинга в том, что он возникает в пространстве, которое по определению небезопасно. Проявления травли в такой среде обычно заметны. Но в сети ребенок в значительной степени предоставлен сам себе. Поэтому так важно, чтобы он осознавал угрозы и думал о безопасности.
Дети часто стараются молчать, если сталкиваются с преследованием в интернете. Так же им трудно заранее распознать ситуации травли в сети, отличить их от обычного общения или безобидного интереса.
Не стоит забывать, что дети могут быть не только жертвами кибербуллинга, но и быть теми, кто занимается травлей в интернете. Мы должны сначала понять, почему дети это делают. Вот краткий обзор восьми основных причин, по которым дети используют интернет для издевательств.
1. Причина: Месть
Когда детей подвергают издевательствам, они часто ищут мести, потому что не справляются с ситуацией более здоровыми способами. Мотивация заключается в возмездии за боль, которую они испытали. Они чувствуют себя оправданными в своих действиях, потому что их тоже преследуют и мучают. Запугивая других, они также могут испытывать чувство облегчения. Эти дети часто подвергают кибербуллингу своего обидчика. В других случаях они нацеливаются на кого-то, кого они считают слабым или более уязвимым, чем они.
1. Причина: Они верят, что жертва этого заслуживает
Запугивание часто вращается вокруг социального статуса человека в школе. Например, девочка может стать объектом кибербуллинга от анонимной группы девушек, которые надеются вывести ее на ступеньку или две ниже в социальной лестнице школы. Или, наоборот, средняя девочка могла бы травить девушку, которая отлично учится, потому что ревнует к ее успеху. Какими бы ни были причины, дети иногда считают, что их поведение оправданно. Следовательно, они обычно не чувствуют угрызений совести или вины за кибербуллинг.
3 Причина: Просто скучно
Дети, которые скучают и ищут развлечений, иногда прибегают к кибербуллингу, чтобы добавить в их жизнь какое-то волнение и драму. Часто им не хватает внимания и надзора со стороны взрослых. В результате интернет становится их единственным источником развлечений и способом привлечения внимания. Вместо того, чтобы найти другие возможности провести свое время, они развлекаются, создавая цифровую драму.
4 Причина: Давление сверстников
Иногда дети пытаются таким образом вписаться в группу. Они больше заботятся о том, чтобы устроиться в коллективе, чем беспокоятся о последствиях.
5 причина: Они думают, что все это делают
Когда подростки считают, что много людей запугивают онлайн, они, скорее всего, будут делать то же самое. В их сознании это не кажется значительной проблемой, потому что их группа сверстников поступает точно так.
6. Причина: Увеличивают свою значимость за счет других
Кибербуллинг может быть проявлением социального статуса. Дети, которые популярны, часто высмеивают детей, которые менее популярны. Точно так же дети, которые привлекательны, могут выделить других, которых они считают непривлекательными. Они используют интернет для реляционной агрессии. Дети, которые пытаются подняться по социальной лестнице в коллективе или школе, прибегают к кибербуллингу, чтобы привлечь внимание. Какова бы ни была мотивация, общая цель состоит в том, чтобы увеличить свою значимость, уменьшив силу кого-то другого.
7 Причина: Они верят, что их не поймают
Анонимность интернета дает детям ложное чувство безопасности. Они считают, что их не поймают. Более того, дети, которые используют интернет для буллинга не обязательно видят реакцию жертвы, что позволяет очень легко говорить и делать это.
8 Причина: Они считают, что это не страшно
Большинство детей, которые издеваются в интернете считают, что это неважно. Поскольку они не видят боли, которую причиняют, то не чувствуют раскаяния в своих действиях. Было проведено исследование при котором, большое количество детей сообщили, что использование онлайн-издевательств заставляет их чувствовать себя забавными, популярными и крутыми.
Чтобы дети не занимались кибербуллингом, говорите им о последствиях издевательства над другими в интернете. Помимо этого, убедитесь, что они знают, как запугивание заставляет других чувствовать себя. Предоставляя им возможность делать правильный выбор, вы уменьшите вероятность того, что они будут участвовать в этом разрушительном поведении.
Буллинг в интернете существует во множестве форм.
Бойкот
Эта форма кибербуллинга проявляется в том, что жертву исключают из всех кругов общения в интернете. Группы, чаты, паблики – любая площадка, где происходит общение. При этом изгнание может быть (и часто бывает) молчаливым: человеку об этом даже не сообщают. Изгнание может быть и неявным – в этом случае сообщения жертвы просто игнорируются. Исключенного не допускают к играм, встречам и другим активностям.
Если обстановка в классе или коллективе располагает к травле, поводом для исключения может стать любая мелочь: ребенок «странно» общается (не знает сленга, пишет неграмотно – или, наоборот, слишком грамотно), состоит «не в тех» группах, слушает «не ту» музыку. Исключать могут и за то, что у ребенка (в отличие от остальных) нет смартфона или он не пользуется социальными сетями.
Домогательство
Один из самых опасных видов травли в интернете. При нем ребенку постоянно присылают личные сообщения: угрожают, оскорбляют, высмеивают, ведут с ним психологические игры – например, задают вопросы и подлавливают на «неправильных» или «глупых» ответах. Одноклассники могут делать это в качестве «наказания», ради веселья или просто потому, что ученик им не нравится.
Эта форма кибербуллинга особенно опасна тем, что у нее обычно нет внешних свидетелей. Если ребенок, столкнувшийся с домогательствами, не сообщает о них, ситуация может продолжаться долго, а агрессор имеет над ней полный контроль. Когда сообщения приходят постоянно, у ребенка нет времени сделать передышку. Такой прессинг может напугать ребенка и сделать неуверенным в себе.
Главный принцип защиты: при первых признаках агрессии (требования, угрозы, шантаж) заканчивать разговор. Не реагировать на попытки буллера возобновить его. Если домогательства повторяются, нужно заблокировать агрессора и сообщить об этом факте взрослым.
Троллинг
Это слово знакомо всем. И это один из самых распространенных вариантов буллинга в интернете. Троллингом называют общение в провокационном стиле, часто c использованием оскорблений или ненормативной лексики. Троллинг очень похож на издевательства в реальной жини. Но у интернет-тролля есть преимущества: он может выступать анонимно, писать с фейковых аккаунтов, атаковать в любой удобный ему момент.
Разъясните детям, что основная цель тролля – унизить, разозлить жертву и заставить ее выйти из себя и перейти на оскорбления. Троллю всегда нужна «пища» в виде явных обид, ответных выпадов, угроз. Тот, кто не поддерживает общение с троллем, игнорирует его сообщения и комментарии, рано или поздно перестанет быть ему интересен. Поэтому лучшая тактика в этом случае – игнорирование. Но если троллинг перерастает в угрозы – стоит обязательно обратиться к взрослым.
Аутинг
Публикацию личной информации человека без его согласия называют Аутингом. Причем к травле относится именно целенаправленная публикация такой информации с целью его унизить или шантажировать. Сюда же относятся и угрозы распространить личную информацию, передать ее учителям, полиции, использовать для создания клеветнических публикаций.
Главный способ предотвратить аутинг – выкладывать минимум личной информации в общедоступное поле. Не публиковать в соцсетях номер телефона, не вывешивать адрес, не открывать свой аккаунт для незнакомых людей, не давать читать свои личные переписки третьим лицам. И, как и в случае с другими видами буллинга, нужна четкая позиция: угрозы аутингом – это травля. О ней нужно обязательно сообщать –взрослым, психологу, на анонимный телефон помощи.
Диссинг
Распространение информации, которая может опорочить человека-это диссинг В оффлайне диссинг обычно существует в форме сплетен и слухов. При травле в соцсетях к нему добавляется создание «фотожаб», оскорбительных мемов, сфабрикованных текстов сообщений, скриншотов с недостоверной информацией.
Чтобы запугать жертву, буллеры часто преувеличивают «компрометирующий» характер информации – например, пугают жертву, что за нахождение в определенных группах или выражение определенных взглядов ее исключат, «посадят», у ее родственников будут проблемы. Жертве могут внушать и без всяких доказательств, что знают о ней нечто «нехорошее».
Борьба с диссингом похожа на борьбу с троллингом. Агрессору важна реакция, важно понимать, что он контролирует жертву и может принудить ее плясать под свою дудку. Если и отвечать на «диссы», то спокойно, с юмором, Но лучше всего не показывать, что тебя в принципе задели нападки.
Фрейпинг
Получение доступа к аккаунту, и измена его данные (в том числе пароль и коды доступа, что делает невозможным его вернуть) и публикации с нежелательным контентом от имени владельца – называется Фрейпинг. Обычно цель буллера в том, чтобы выставить жертву в смешном, глупом виде. Но чем старше, тем опаснее могут быть эти действия – вплоть до написания агрессивных комментариев и сообщений от лица владельца, аутинга и размещения запрещенного контента.
Фрейпинг – один из самых болезненных приемов кибербуллинга, он наносит ребенку огромное унижение. Необходимо познакомить ребенка с навыками цифровой безопасности (создание надежного пароля, использование двухфакторной идентификации, осторожность при посещении сайтов, которые требуют коды и пароли). Объясните, что резкое, необычное изменение данных аккаунта друга или одноклассника может говорить о перехвате аккаунта.
Если ребенок все же стал жертвой фрейпинга, ему нужно обратиться к руководству сети. Как правило, доступ к аккаунту через какое-то время можно вернуть. Чем скорее это будет сделано, тем меньше шансов, что обидчик причинит ребенку большой вред. Объясните, что угон аккаунта – неприятно, но не смертельно. Такое случается, и другие отнесутся к этому с пониманием и быстро забудут о случившемся.
Кетфишинг
Этот способ похож на фрейпинг и тоже связан с манипуляциями с аккаунтом. Только на этот раз агрессор не угоняет его, а создает новый, полностью идентичный оригинальному профилю жертвы. Там могут быть все доступные фотографии, тот же текст – или слегка измененный. С помощью «фейка» агрессор может троллить других, устраивать провокации или пытаться выставить владельца оригинального профиля на посмешище.
В отличие фрейпинга, этот вид буллинга в интернете не требует сложных манипуляций – для этого достаточно иметь минимум доступной информации. Сложность борьбы с кетфишингом в том, что его не всегда можно вовремя отследить. Агрессор за подложным профилем может никак не контактировать с владельцем оригинала, а «окучивать» его знакомых или оставлять следы в группах, в которых он состоит.
Главный метод борьбы с кетфишингом в соцсетях – написание запроса к администрации сайта с просьбой удалить «фейковый» профиль. Если все же агрессор успел «наследить», можно разместить на своем профиле (в статусе, в ленте) сообщение такого содержания: «ВНИМАНИЕ! От моего лица действует фейковый профиль. Если он пишет вам, оскорбляет или провоцирует вас, знайте: это не я».
Что бы не стать жертвой:
ØВыкладывайте в сеть лишнюю информацию или медиафайлы, которые могут компрометировать Вас или Ваших знакомых. Также не стоит отправлять такую информацию людям, которые не вызывают доверия.
ØНе вступайте в словесные перепалки в комментариях, на форумах, в беседах. У комментаторов может появиться желание мести.
ØИгнорируйте сообщения, в которых Вас оскорбляют,
унижают или угрожают. Также стоит уведомить о таких сообщениях администрацию сайта или сервиса.
ØНе угрожайте хулигану «найти и наказать». Это лишь спровоцирует его на продолжение социального давления и усугубит ситуацию.
ØУдалите злоумышленника из социальных сетей, заблокируйте доступ к Вашей странице, добавьте в черный список.
ØНе присоединяйтесь, если Ваши друзья дразнят, кого- то в сети. Попросите их остановиться, предупредите о вредных последствиях кибермоббинга.
ØЧаще меняйте пароли в социальных сетях, так как злоумышленники могут писать от Вашего имени.
1.2 Встреча с нежелательным контентом
Нежелательный контент — это все, что в идеальном мире не должен видеть ребёнок до своего совершеннолетия: порносайты, паблики про оружие, наркотики, самоубийства, алкоголь и так далее. Именно нежелательный контент, согласно данным «Лаборатории Касперского», — самая частая угроза, с которой сталкиваются дети в интернете. При этом почти половина опрошенных подростков признают, что скрывают от взрослых подробности онлайн-жизни: часто это как раз увиденные сайты, фильмы и сериалы, не подходящие им по возрасту.
1.
1. Непреднамеренная трата денег
Очень часто мошенники обманывают детей и крадут деньги через бесплатные приложения, тесты в соцсетях, почтовые рассылки. Жертвам предлагают перейти по ссылке, ввести номер телефона или банковской карты взрослых, отправить смс или одолжить деньги вдруг попавшему в беду другу. Результат как правило один — списание денег в неизвестном направлении. Вывод средств может происходить и вполне легально.
1.
1. Кибергруминг
Во
время кибергруминга взрослый устанавливает эмоциональную связь с подростком в
соцсетях с целью дальнейшей сексуальной эксплуатации. Преступники создают
профиль, заполняют его выдуманной информацией и чужими фотографиями. Чтобы
втереться в доверие, они общаются на интересные для ребенка темы, делают ему
комплименты. Как показало одно исследование, опытный преступник может уговорить
ребенка на личную встречу за полтора часа.
По данным «Лаборатории Касперского», больше половины детей в возрасте 7-18 лет
получали в сети приглашение «дружить» от незнакомых людей, в 34% случаев это
были взрослые. Более того, к каждому девятому ребёнку в возрасте 11-14 лет
незнакомцы уже пытались «втереться в доверие». А каждый третий школьник даже
встречался с людьми, с которыми познакомился в соцсетях.
1.
1. Вирусы
Вирусы — это вредоносные программы, которыми заражается компьютер без ведома пользователя. Последствием заражения может стать кража конфиденциальной информации. А утерянные пароли, номера банковских карт .
Ребенок может поймать вирус, даже играя в любимую игру. Так, согласно данным Avast, в апреле 2018 года почти 50 000 учетных записей Minecraft были заражены вредоносной программой, которая переформатирует жесткий диск и удаляет резервные копии и системные файлы.
1.
1. Доступ к личной информации
Даже когда смартфон или планшет подключены к домашней сети, информация, которую дети оставляют или ищут в веб-пространстве, может быть доступна любому. Тем более, если они начинают активно пользоваться социальными сетями.
1.
1. Фишинг
Цель фишинг-атаки — выудить у детей пароли, номера родительских банковских карт и прочую конфиденциальную информацию. Происходит это чаще всего через массовую рассылку писем или сообщений. Якобы крупные и известные организации — банки, операторы телефонной связи, игровые компании — обещают золотые горы, доступ к которым можно получить, указав или подтвердив личную информацию на псевдо официальном сайте. Невнимательные пользователи могут легко стать жертвой подобного мошенничества.
1. Как уберечь ребенка от киберугроз
Научить ребенка основам кибербезопасности быстро вряд ли получится. Это процесс комплексный, требующий сил, терпения и времени. Приступать к обучению лучше всего с момента, когда ребенок получает первый гаджет.
Обсуждать онлайн-жизнь
Компания AVG провела онлайн-опрос взрослых и опекунов из России об уровне независимости детей в Интернете и обнаружила, что только 32% опрошенных регулярно обсуждают с детьми, что они делают и чем делятся в сети. Ещё 45% россиян иногда обсуждают с детьми их онлайн-активности. Из тех, кто не обсуждает безопасность в интернете, 14% заявили, что просто не хотят; 6% сказали, что не будут чувствовать себя комфортно; и 4% хотели бы, но их дети противятся этому.
“
«Онлайн-пространство
будет более безопасным, если взрослые и дети будут обсуждать подходящее
поведение в онлайне, возможные риски, а также что делать, если какая-то
ситуации или какой-либо человек в интернете заставляет чувствовать ребенка
некомфортно. Открытые и честные разговоры являются одним из лучших способов
защиты от киберзлоумышленников, ненадлежащего контента и интернет-травли.
Научить сетевому этикету
Современные дети, в отличие от
нас, не знают времен «до интернета». Для них это неотъемлемая часть жизни. По
данным «Лаборатории Касперского», более 70% детей общаются с друзьями в
онлайне. И если в младших классах страничка в социальных сетях есть у 43%
детей, то к старшей школе этот показатель возрастает до 95%. Запреты тут не
сработают. Поэтому вместо того, чтобы наглухо оградить детей от интернета,
лучше подумать, что предложить взамен.
Как и в реальной жизни, основой общения в онлайне должен стать сетевой этикет.
Интернет помнит все. Поэтому важно научить ребенка общаться в нем так, чтобы не
было стыдно ни за одно оставленное слово или отправленный файл. Научите его уважать
приватность других людей, не разжигать конфликты, делиться проверенной
информацией и помнить, что приоритет в общении всегда отдается реальному
собеседнику.
Рассказать про основы безопасной жизнедеятельности в сети
Главное
правило — не все, что кажется реальным в интернете, реально на самом деле.
Научите ребенка сохранять приватность: не оставлять в соцсетях личную
информацию вроде домашнего адреса или адреса школы, имен взрослых и номеров
телефонов. Не ставить геометки в местах, где он часто бывает. Не встречаться с
незнакомыми людьми из сети без вашего ведома. Даже если знаком с человеком
давно, не делиться с ним логинами, паролями и прочей конфиденциальной
информацией.
Расскажите, что даже если его страница закрыта и доступна только для друзей,
пароль могут украсть. Научите ребенка не кликать на подозрительные баннеры и не
переходить по подозрительным ссылкам.
Научить говорить «нет»
Очень важно научить ребенка не бояться отказывать. Как рассказывает Григорий Сергеев, один из основателей, и председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», «в нашей работе мы довольно часто сталкиваемся с пропажей детей после того, как они пообщались в соцсетях и пошли куда-то вместе с незнакомыми взрослыми. Поэтому очень важно научить ребёнка говорить «нет» любому незнакомцу, который не является его родственником или хорошим другом семьи».
В случае с соцсетями ситуация может выглядеть не так однозначно, ведь ребёнку кажется, что он знает того человека, с которым собирается встречаться, — они же уже общались и успели подружиться. Эксперт рекомендует наблюдать за жизнью детей в соцсетях: иметь доступ к странице, быть в курсе, кого они добавили в друзья и какой контент публикуют.
Погрузиться в онлайн-мир ребенка
Если
ребенок постоянно сидит в телефоне, не спешите его «пилить». Лучше искренне
поинтересуйтесь, что он делает в интернете, какие сайты посещает, какие видео
смотрит. С разрешения ребенка понаблюдайте, что и как о делает. Задавайте
вопросы. Поощряйте навыки критического мышления и оценки правдоподобности.
Иногда дети боятся или не считают нужным делиться со взрослыми подробностями
своей интернет-жизни. И часто взрослый бывает последним, к кому они пойдут за
советом в случае проблемы. Чтобы этого не произошло, отношения с ребенком нужно
выстраивать, когда гаджеты только входят в их жизнь. И, конечно, вместе
проводить время без гаджетов. Доверяя вам, детям будет проще обсуждать с вами
свою жизнь в интернете.
Сегодня остро стоит тема
кибербуллинга, которую следует открыто обсуждать с детьми. Злоумышленники используют
неуверенность жертвы, чтобы унизить ее. Чтобы не допустить фатального исхода,
важно, чтобы взрослые были непосредственно вовлечены в онлайн-жизнь своих
детей. Это не значит, что нужно жестко контролировать каждый их шаг, переписку,
историю просмотра страниц и так далее.
Наслаждайтесь онлайн-пространством вместе — обменивайтесь веселыми и
интересными видео, играйте в онлайн-игры, выбирайте красивые фото, чтобы
поделиться с друзьями. Таким образом, дети будут чувствовать, что взрослые
понимают их увлечения, смеются над теми же шутками и к ним можно обратиться в
случае проблемы.
Стать для ребенка примером
Прежде чем учить ребенка кибербезопасности, взрослому не помешает самому овладеть этой наукой.
Контролировать ситуацию
Есть множество инструментов контроля за детьми в интернете. Браузеры блокируют опасные или нежелательные сайты. Мобильные, планшеты и игровые приставки часто оснащены собственными средствами родительского контроля. Кроме того, все больше производителей разрабатывают гаджеты специально для детей: функции защиты присутствуют в них по умолчанию. Тем не менее, прилагаем список популярных решений.
Использование данных приложений позволит быть в курсе, где находится ребенок, сколько времени он проводит в интернете, какие сайты посещает, что пишет в соцсетях. Так же есть игры, которые помогут детям познакомиться с кибербезопасностью.
1. Популярные вопросы по теме: отвечают психологи
3.1 — Этично ли мониторить онлайн-активность детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что имеется в виду под онлайн- активностью. Интернет — такое же пространство, как и город, в котором вы живете. Мониторить в сети открытые действия ребёнка, список друзей и посты, лайки и интересующие его страницы — все равно, что контролировать действия ребёнка в реальности: куда он пошёл, с кем, как надолго, чем увлекается и какую музыку слушает. Это не конфиденциальная информация.
А вот
проверять переписку в соцсетях или телефоне — это грубое вторжение в личное
пространство, как если бы вы заглянули в личный дневник или подслушали
разговор.
Задача педагогов и воспитателей — говорить с детьми о возможностях и опасностях
интернета, самим подавать пример грамотного его использования. Виртуальная
реальность не должна поглощать все свободное время ребенка, слишком захватывать
его. Занимайте детей, делайте что-то вместе, больше общайтесь «вживую», а не
каждый в своем гаджете. Эти профилактические меры имеет смысл осуществить до
подросткового возраста.
3.2 — Как понять, что ребенок мог стать жертвой кибербуллинга?
-Распознать
жертву эмоционального насилия, в том числе кибербуллинга, не так легко. Чтобы
вовремя заметить неладное, взрослые не должны терять связь с ребенком, иметь
представление о его обычном «нормальном» состоянии. Пока ребенок маленький,
легко можно улавливить все нюансы душевных проявлений малыша.
Настораживать взрослых должны подавленность или частая смена настроения
подростка, раздражительность, агрессивные проявления, тревожность, трудности в
сосредоточении внимания, снижение успеваемости, нарушения сна и аппетита.
-Реакции детей на травлю в сети могут быть разными. Самое главное, что вы должны помнить — реакция будет обязательно! Вы точно заметите изменения в поведении и настроении ребёнка. Но давайте по порядку:
3.3 — Как начать разговор и что делать, если ребенок не идет на контакт?
-Расскажите
подростку о своих чувствах: «Я беспокоюсь. Мне кажется, ты в последнее время
сам не свой: грустный, рассеянный…» Предложите помощь, но ни на чем не
настаивайте, не давите: «Я очень хочу тебе помочь, но не знаю, как». Скажите,
что вы тревожитесь, потому что слышали, что современные социальные сети и
интернет могут быть источником опасности. Понаблюдайте за реакцией, может,
ребенок развеет ваши опасения или включится в диалог. Вселите в ребенка
уверенность, что он не одинок и из любой ситуации можно найти выход.
Если подросток не идет на контакт, попробуйте подключить к решению проблемы
близкого человека, которому он доверяет. Это могут быть старшие братья или
сестры, другие родственники или близкие знакомые, руководитель спортивной
секции, кружка, учитель и т.д
-Чаще
всего ребёнок и не рассказывает, что испытывает трудности или подвергается
травле. Дети считают, что им не помогут и надо справляться самим: часто это
внушают им взрослые и учителя. Еще одна причина — не хотят быть ябедами. Вот и
получается: взрослые видят проблему, предлагают помощи, а ребёнок отмахивается:
все нормально, я сам. Не оставляйте проблему на самотёк, подключайтесь.
3.4 — Как объяснить ребенку, что рассказать взрослому о кибербуллинге — нормально?
—
Прежде всего ребёнок должен быть уверен, что жаловаться и делиться трудностями
с близкими в принципе нормально, что в ответ от взрослого он не получит оценку,
насмешку или равнодушие.
Детей важно информировать, рассказывать, что в интернете есть разные люди, и
далеко не все они хотят подружиться. Объяснять, что единственная цель хейтеров
— добиться какой-угодно реакции. И лучший способ борьбы с ними — полное
игнорирование и блокировка.
3.5 — Как отвечать человеку, который пытается втереться в доверие к ребенку в
онлайне?
— Первое, что хочется ответить: никак. Если ребёнок замечает, что кто-то всеми правдами и неправдами пытается втереться к нему в доверие, стоит немедленно прекратить этому человеку отвечать. Если общение строится на взаимном интересе, то точный домашний адрес, номер школы и прочные подробности не нужны. Сама фраза «ты можешь мне доверять» от малознакомого человека уже должна насторожить. Обычно мы доверяем тому, кому можем и к кому это доверие чувствуем, а не тому, кто об этом просит.
3.6 — На какие моменты нужно обратить внимание в общении с незнакомцем по интернету? Когда должен прозвенеть звонок?
— Во-первых, возраст.
Если ребёнку пишет взрослый человек, это уже может служить индикатором, и важно
с детьми об этом говорить. Опасно ещё и то, что ребёнку может льстить внимание
со стороны взрослого (чаще речь идёт об общении между девочками и взрослыми
мужчинами). Тут не стоит забывать, что общаясь в сети, мы вообще можем не
догадываться, кто находится по ту сторону экрана.
Во-вторых, провокации, агрессия, угрозы, шантаж, даже просьбы о помощи.
Если для продолжения общения нужно выполнять какие-то условия, которые ребёнку
не подходят, если даже после вроде бы нейтральных посланий возникает стыд или
страх — это признаки манипуляции, то есть попытка заставить сделать что-то, что
принесёт выгоду другой стороне, но не ребёнку.
Популярные вопросы по теме: отвечают юристы
4.1— Можно ли призвать киберобидчика к ответу?
Ответ ДА можно привлечь:
Клевета
За клевету, то есть распространение заведомо ложной информации, в том числе и в сети Интернет, предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность (ст.ст. 152 ГК РФ, 128.1 и 298.1 УК РФ).
Оскорбление
В отличие от клеветы, оскорбление подразумевает высказывание оценочных суждений в неприличной форме самому лицу, к которому они относятся. Ответственность за оскорбление (уголовная — ст. 319 и ст. 336 УК РФ, административная – ст. 5.61 КоАП РФ и гражданско-правовая) может наступить, даже если оскорбление было нанесено в сети Интернет. При оскорблении вас или ваших близких в социальных сетях придется руководствоваться общими нормами, а именно ст. 5.1 КоАП.
В
Российском законодательстве пока не существует специфической статьи для
интернет-оскорблений. Тут наступает гражданско-правовая ответственность в виде
обязанности возместить моральный ущерб. Она может выступать и как дополнение к
административной или уголовной (в зависимости от требований потерпевшего,
обстоятельств дела и других нюансов).
К примеру, п. 1 и п. 7 ст. 152 ГК РФ содержит право потерпевшего требовать
защиты его чести по суду; п. 3, 7 ст. 152 ГК, а также ст. 46 Закона «О
средствах массовой информации» предписывает необходимость опровержения сведений
и публичного извинения. В статьях 150, 151 ГК содержатся требования о
возмещении/компенсации вам морального вреда.
Кибербуллинг в отношении
ребенка может образовывать составы различных правонарушений (к примеру, статья
5.61 КоАП РФ – оскорбление, статья 119 УК РФ – угроза убийством или нанесением
тяжкого вреда здоровью). Во всех случаях необходимо обращаться в полицию с
заявлением о совершенном правонарушении.
Домогательство в сети взрослого человека, прикрывающегося ребенком, является
преступлением и может попадать под статьи 131-135 УК РФ. Если, к примеру,
действия такого человека направлены на принуждение к половому акту, то будет
иметь место приготовление к изнасилованию (ст. 131 УК РФ). Если родителем
обнаруживаются признаки домогательства, то необходимо незамедлительно
обратиться в Следственный комитет РФ, поскольку именно этот орган уполномочен
расследовать такие дела.
Действия незнакомца, направленные на шантаж ребенка интимными фотографиями
или другими личными данными, также может образовывать различные правонарушения.
К примеру, если он направлен на получение от ребенка или его взрослых денег, то
такие действия будут являться вымогательством (статья 163 УК РФ). При выявлении
шантажа необходимо заявить об этом в полицию.
Во всех случаях обращения в правоохранительные органы с собой обязательно нужно
взять скриншоты переписки (или дубликат аудио- или видеозаписи).
1. Как защитить свой аккаунт.
5.1 Пароли
Придумывайте хорошие пароли и используйте их в паролях должны быть строчные и заглавные буква, символы типа тире нижнего подчеркивания, цифры.
1. Защитите хорошим паролем не только аккаунт, но и вашу почту и телефон. Часто забытый пароль можно восстановить через почтовый ящик. Если пароль на почтовом ящике слабый — все ваши аккаунты становятся уязвимы! То же и с телефоном. Включите пароль на экран блокировки вашего смартфона.
2. Авторизуйтесь только на доверенных сайтах! Не давайте свои логин и пароль сторонним сайтам и пользователям. Проверяйте ссылку, которую открываете. Злоумышленники создают копии популярных сайтов и размещают их на похожих адресах, чтобы красть ваши пароли. Например, https://vkk.com вместо https://vk.com, https://youtube.con вместо https://youtube.com и т. д. Мошенники иногда отправляют такие ссылки в личных сообщениях с текстом в духе «зайди, посмотри, смешная страница https://vkk.com/id24252345» и т.п. Это называется fishing.
1. Используйте только сайты с SSL-защитой. Это сайты, которые начинаются с https:// (вместо http://). В браузере рядом с такими сайтами в адресной строке появляется иконка, зелёный замочек. Вы можете поставить расширение "HTTPS Everywhere" в свой браузер, чтобы всегда по-умолчанию заходить на сайты с SSL защитой.
5.2 Фишинг
Самая уязвимая часть компьютера - это вы.
Пример 1. Вам написал друг, попросил купить билеты в кино, отправляет вам ссылку на сайт, где можно купить билеты, обещает вернуть наличными при личной встрече. Например, https://cinemasecret.com/. Вы вносите оплату, после чего человек пропадает(страница оказалась взломанной). Билеты вернуть нельзя, кинотеатр не отвечает. Оказывается, что сайт cinemasecret.com - сайт мошенников, а настоящий сайт этого кинотеатра - cinemasecret.ru; ваши деньги ушли на счета мошенников
Пример 2 Ваш друг или подруга пишет в личном сообщении "Смотри, нашла нашего общего старого друга" со ссылкой. Ссылка перекидывает вас на страницу ВК, где нужно авторизоваться. После авторизации ваш аккаунт попадает в руки мошенников. Оказывается, вашу подругу взломали, а ссылка, которую она отправила, ведёт на фейковый сайт ВК, контролируемый мошенниками.
Пример 3 Вы получили сообщение от незнакомца в Telegram. Он предлагает вам попробовать новую бесплатную программу, которая якобы может узнать все данные по номеру телефона (имя, фамилия, адрес и т.д.). Из любопытства вы отправляете программе свой номер телефона. Теперь незнакомец знает ваш номер телефона
И так далее.
Как не дать себя обмануть?
1. Проверяйте адреса сайтов, на которые заходите. Если друг прислал вам ссылку на сайт банка или магазина, убедитесь, что это официальный сайт: найдите этот банк\магазин в google, сравните ссылки. Если магазин малознакомый, поищите отзывы в Сети.
1. Меняйте пароли от аккаунтов только в приложениях или на официальном сайте (не через почту\SMS\сторонние сайты).
1. Обращайте внимание на адреса отправителей писем. Не доверяйте сообщениям от незнакомцев
1. Прежде чем переводить деньги друзьям\знакомым, проверьте, не взломали ли их. Спросите у человека что-то такое, что знает только он (и вы) Звонок или СМС с текстом "Мама, я попала в беду, отправь денег" с незнакомого номера - типичный приём мошенников. Не поддавайтесь панике. Убедитесь, что в самом деле имеете дело с родственником, и только потом помогайте.
5.3. Безопасность в социальных сетях и мессенджерах в рабочей тетради подробно расписано, какие настройки необходимо сделать при использовании социальных сетей и меседжеров, чтобы оградить себя от опасностей.
5. 4. Банковская карта и безопасность
Как пользоваться картой безопасно?
1. Никому не передавайте карту
2. Никому не сообщайте CVV/CVC код на обратной стороне карты, ПИН-код карты, а также коды из СМС, которые приходят их банка (кроме случаев, когда осознанно совершаете оплату на сайте)
3. Оплату совершайте только на доверенных сайтах (см. глава "Fishing")
4. Установите удобный вам суточный лимит на online переводы и платежи. Чем меньше лимит - тем меньше денег смогут увести мошенники в случае взлома
5. Предпочтительнее использовать банкомат, который стоит на территории банка, в аэропорте или другом охраняемом месте.
6. Перед использованием банкомата осмотрите его, нет ли модификаций в виде: второй "накладной" клавиатуры, микрокамеры у отверстия ввода карты и пр.
7. В Сбербанк Онлайн рекомендуем выставить такие настройки безопасности:
· Подтверждение входа в веб-версию Сбербанк Онлайн - При каждом входе в веб-версию
· Вход по Fingerprint - ❌
· Инкогнито - ✔️
· Скрыть содержание экрана - ✔️
· Скрыть ленту уведомлений до входа в приложение - ✔️
· Не ведитесь на Fishing (см. глава "Fishing")
· Не привязывайте карту к приложениям, лучше каждый раз вводите данные заново
1. Поставьте пароль на телефон и на приложение, которое пользуется банком. Эти пароли должны быть разными.
5.5. Безопасность в браузерах
Правила безопасного использования браузера:
· Не устанавливайте незнакомые\сторонние расширения
· Не сохраняйте в браузере пароли, если браузер не защищает их своим паролем (такой браузер предлагает вам ввести "пароль от связки ключей" при автозаполнении паролей на сайтах)
·
· Обновляйте свой браузер. Современные браузеры сами предлагают установить обновления безопасности, либо устанавливают их автоматически
5.6. Антивирусы
Если вы используете Windows, мы рекомендуем установить один из бесплатных антивирусов:
· https://www.kaspersky.ru/free-antivirus
· https://free.drweb.ru/
· https://www.avast.ru/free-antivirus-download#pc
·
14
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/461749-konspekt-uroka-na-temu-kiberbezopasnost
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.