.
Контрольно-измерительные материалы
учебного предмета «Математика»
начального общего образования
для 3 класса
2022 / 2023 уч. год
Пояснительная записка
Данные контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены для оценивания учебных достижений учащихся 3-го класса по математике. Текст контрольных работ по математике записывается учителем на доске или на стандартных листах формата А4. Текст контрольных работ составлен в двух вариантах.
Задания составлены в соответствии с изученными темами и с учетом требований ФГОС НОО к уровню подготовки учащихся 3 классов.
На выполнение заданий отводится 45 минут
Критерии оценивания контрольных работ
Оценивание производится в условиях четырёхбальной системы цифровых оценок.
«5»
без ошибок;
нет ошибок;
«4»
1 – 2 ошибки;
1 – 2 негрубые ошибки;
1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3»
2 – 3 ошибки;
2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2»
4 и более ошибок.
4 и более ошибок.
не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Контрольные работы по математике, 3 класс («Школа России»)
Вводный административный контроль (примерный)
Вариант I
Реши задачи:
1.Под одной яблоней было 14 яблок, под другой-23 яблока. Ёжик утащил 12 яблок. Сколько яблок осталось?
2. Длина одного отрезка 5 см, а другого 12 см. На сколько сантиметров длина второго отрезка больше, чем длина первого?
3. Реши примеры, записывая их столбиком:
93-15= 80-24=
48+19= 16+84=
62-37= 34+17=
4. Реши уравнение:
65-х=58
5.Сравни:
28+7…41-7 4 см 2 мм…40мм
7+7+7…7+7 3 см 6 мм…4 см
6*. В болоте жила- была лягушка Квакушка и ее мама. На обед мама съедала 16 комариков, а Квакушка на 7 меньше, на ужин мама съедала 15 комариков, а Квакушка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам, если они не завтракают?
Решения
Решение 1 задачи выполняется одним способом, но дети могут решить задачу любым из них.
1. 1 СПОСОБ: 2 СПОСОБ: 3 СПОСОБ:
1) 14+23=37 (ЯБ.) – ВСЕГО 1)14-2=2 (ЯБ) 1)23-12=11 (ЯБ.)
2) 37-12=25 (ЯБ.) – ОСТАЛОСЬ 2)23+2=25 (ЯБ.) 2)14+11=25 (ЯБ.)
(14+23)-12=25 (14-2)+23=25 14+(23-12)=25
Ответ: 25 яблок осталось.
2. 12-5=7 (см) – разница
Ответ: на 7 сантиметров длина второго отрезка больше, чем длина первого.
3. _93 +48 _62 _80 +16 +34
15 19 37 24 84 17
78 67 25 56 100 51
4. 65-х=58
Х=65-58
Х=7
65-7=58
58=58
5. 28+7 > 41-7 4см 2мм > 40мм
7+7+7 > 7+7 3см 6мм < 4см
6*. 1) 16-7=9 (к.)- Квакушка съедала на обед
2)16+9=25(к.)- всего съедали на обед
3)15-5=10(к.) - съедала на ужин Квакушка
4)15+10=25(к.)- всего съедали на ужин
5)25+25=50(к.) – всего съедали на обед и ужин
Ответ: 50 комаров нужно лягушкам, если они не завтракают.
Вариант II
Реши задачи:
1.В магазин в первый день прислали 45 курток, а во второй 35 курток. Продали 29 курток. Сколько курток осталось продать?
2. Длина одного куска проволоки 8 м, а другого 17 м. На сколько метров длина второго куска больше, чем длина первого?
3. Реши примеры, записывая их столбиком:
52-27= 70-18=
48+36= 37+63=
94-69= 66+28=
4. Реши уравнение:
х-14=50
5.Сравни:
31-5…19+8 5см1мм…50мм
9+9…9+9+9 2см8мм…3см
6* Мышка - норушка и 2 лягушки-квакушки весят столько же, сколько 2 мышки-норушки и одна лягушка квакушка. Кто тяжелей: мышка или лягушка?
Решения
Решение 1 задачи выполняется одним способом, но дети могут решить задачу любым из 3 способов.
1. 1 СПОСОБ:
1) 45+35=80 (к.) – ВСЕГО
2) 80-29=51 (к.) – ОСТАЛОСЬ
(45+35)-29=51
Ответ: 51 куртку осталось продать в магазине.
2. 17-8=9(м) – разница
Ответ: на 9 метров длина второго куска больше, чем длина первого.
3. _52 +48 _94 _70 + 37 +66
27 36 69 18 63 28
25 84 25 52 100 94
4. Х-14=50
Х=14+50
Х=64
64-14=50
50=50
5. 31-5<19+8 5см 1мм > 50мм
9+9<9+9+9 2см 8мм < 3см
6*. Ответ: мышка - норушка весит столько же, сколько лягушка квакушка.
Контрольная работа по теме «Умножение на 2-6. Решение задач» (За 1 четверть)
Вариант I
1.Реши задачу:
Цветочница посадила 9 гвоздик, а роз в 3 раза больше. Сколько всего цветов посадила цветочница?
2. Реши задачу:
В бассейн пришли 6 взрослых человек и 24 ребёнка. Во сколько раз детей было больше, чем взрослых?
3. Реши примеры:
54: 6∙ 4= 45: 5 ∙ 3=
24: 4 ∙ 5= 18: 2 ∙ 4=
27: 3 ∙ 5= 15: 3 ∙ 7=
4. Обозначь порядок действий и реши:
90 – 6 ∙ 6 + 29= 5 ∙ (62-53)= (40-39) ∙ (6 ∙ 9)=
5. Начерти квадрат со стороной 4 см. Найди его периметр.
6*. Курочка Ряба снесла несколько золотых яиц. Дед с бабой стали их делить. Дед говорит: «Если мы возьмём по 3 яичка, то одно останется». А баба ответила «Если захотим по 4 , то одного не хватит». Сколько яиц снесла курочка Ряба?
Решения
1. 1) 9х3=27 (шт.) – роз
2) 9+27=36(шт.) – всего
9+(9х3)=36
Ответ: 36 цветов посадила цветочница.
2. 24:6=4 (раза)
Ответ: в 4 раза детей было больше, чем взрослых.
3. 54: 6∙ 4= 36 45: 5 ∙ 3=27
24: 4 ∙ 5=30 18: 2 ∙ 4=36
27: 3 ∙ 5=45 15: 3 ∙ 7=35
2 1 3
4. 90 – 6 ∙ 6 + 29= 83
1)6х6=36 2)90-36=54 3)54+29=83
2 1
5 ∙ (62-53)= 45
1)62-53=9 2)5х9=45
1 3 2
(40-39) ∙ (6 ∙ 9)= 54
1)40-39=1
2)6х9=54
3)1х54=54
5. Р= а х 4
Р= 4 х 4
Р=16 (см)
Ответ: периметр квадрата равен 16 см.
6. Ответ: 7 яиц снесла курочка Ряба.
Вариант II
1.Реши задачу:
На пляже загорало 8 детей, а взрослых в 3 раза больше. Сколько всего человек загорало на пляже?
2. Реши задачу:
На грядке посадили 6 гвоздик и 36 роз. Во сколько раз гвоздик меньше, чем роз?
3. Реши примеры:
48: 6∙ 4= 25: 5 ∙ 3=
28 : 4 ∙ 5= 16: 2 ∙ 5=
21: 3 ∙ 4= 18: 3 ∙ 7=
4. Обозначь порядок действий и реши:
80 – 7 ∙ 6 +29= 4 ∙ (62-53)= (40-39) ∙ (5 ∙ 9)=
5. Начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 2 см . Найди его периметр.
6*. Братец Лис решил утятинки раздобыть. Подкрался к пруду и видит: плавают по воде 4 большие утки, маленьких – в 2 раза больше, 3 утицы на берегу сидят. Сколько всего уток увидел Братец Лис?
Решения
1. 1) 8х3=24 (чел.) – взрослых
2) 8+24=32(чел.) – всего
8+(8х3)=32
Ответ: 32 человека загорало на пляже.
2. 36:6=6 (раз)
Ответ: в 6 раз гвоздик меньше, чем роз.
3. 48: 6∙ 4= 32 25: 5 ∙ 3=15
28 : 4 ∙ 5= 35 16: 2 ∙ 5=40
21: 3 ∙ 4= 28 18: 3 ∙ 7= 42
2 1 3 2 1 1 3 2
4. 80 – 7 ∙ 6 +29= 67 4 ∙ (62-53)=36 (40-39) ∙ (5 ∙ 9)=45
1)7х6=42 1) 62-35=9 1) 40-39=1
2) 80-42=38 2) 4х9=36 2) 5х9= 45
3)38+29=67 3)1х45=45
5. 1 способ: 2 способ:
Р=(а + в)х2 Р=ах2 + вх2
Р=(5+2)х2 Р=5х2 + 2х2
Р=14 см Р=14 см
Ответ: периметр прямоугольника равен 14 см.
6. 1) 4х2=8(ут.) – маленьких
2) 4+8=12(ут.) – больших и маленьких
3)12+3=15 (ут.) - всего
Ответ: 15 уток всего увидел Братец Лис.
Контрольная работа за I полугодие Вариант I
Реши задачи:
1.В куске было 24 м драпа. Закройщик раскроил 6 пальто, расходуя по 3 м на каждое. Сколько метров осталось в куске?
2. Почтальон доставил в село 63 газеты и 9 журналов. На сколько больше почтальон доставил газет, чем журналов? Во сколько раз меньше почтальон доставил журналов, чем газет?
3. Найди значение выражений:
8∙ 9-63:9= 4∙ 4+ 8 ∙3=
54 : 9-32:8 7 ∙8 +6 ∙3=
4. Реши уравнения:
х-34=56 8 ∙ х=72
5. На 10 рублей можно купить 3 пучка редиски. Сколько денег надо заплатить за 6 таких пучков редиски?
Решения
№1
1) 3 * 6 = 18 (м) – на 6 пальто
2) 24 – 18 = 6 (м) – осталось
24 – 3 * 6 = 6 (м)
Ответ: 6 м осталось в куске.
№2
1) 63 – 9 = 54 (г.) – на столько >
2) 63 : 9 = 7 (раз) – во столько раз <
Ответ: на 54 газеты >; в 7 раз <.
№3
8 * 9 – 63 : 9 = 65 4 * 4 + 8 * 3 = 40
54 : 9 – 32 : 8 = 2 7 * 8 + 6 * 3 = 74
№4
x – 34 = 54 8 * x = 72
x = 56 + 34 х = 72 : 8
х = 90 х = 9
90 – 34 = 56 8 * 9 = 72
56 = 56 72 = 72
№5
1) 6 : 3 = 2 (раза)
2) 10 * 2 = 20 (руб.)
Ответ: 20 рублей надо заплатить.
Вариант II Реши задачи:
1. Школьники посадили 4 ряда елей по 7 елей в каждом ряду. Им ещё осталось посадить 17 елей. Сколько всего елей надо было посадить школьникам?
2. Вася прочитал за лето 14 книг, а Коля -7. На сколько книг больше прочитал Вася, чем Коля? Во сколько раз меньше прочитал Коля, чем Вася?
3. Найди значение выражений:
8∙ 7- 4∙ 7 = 3∙ 6+ 7 ∙5=
63 : 9-54:9= 3 ∙5 +9 ∙4=
4. Реши уравнения:
82-х=64 7 ∙ х=56
5. На 10 рублей можно купить 4 початка кукурузы. Сколько початков кукурузы можно купить на 20 рублей?
Решения
№1
1) 7 * 4 = 28 (ел.) – в 4 рядах
2) 28 + 17 = 45 (ел.) – всего
7 * 4 + 17 = 45 (ел.)
Ответ: 45 елей надо посадить.
№2
1) 14 – 7 = 7 (кн.) – на столько >
2) 14: 7 = 2 (раза) – во столько раз <
Ответ: на 7 книг >; в 2 раза <.
№3
8 * 7 – 4 * 7 = 28 3 * 6 + 7 * 5 = 53
63 : 9 – 54 : 9 =1 3 * 5 + 9 * 4 = 51
№4
82 – х = 64 7 * х = 56
х = 82 – 64 х = 56 : 7
х = 18 х =8
82 – 18 = 64 7 * 8 = 56
64 = 64 56 = 56
№5
1) 20 : 10 = 2 (раза)
2) 4 * 2 = 8 (шт.)
Ответ: 8 початков кукурузы можно купить на 20 рублей.
Контрольная работа за III четверть Вариант I
1.Реши задачу:
У дежурных в столовой 48 глубоких тарелок и столько же мелких. Все тарелки дежурные должны расставить на 12 столов, поровну на каждый стол. Сколько тарелок они должны поставить на каждый стол?
2. Выполни деление с остатком и проверь:
50:15 100:30 9:13
3. Заполни пропуски:
42=2 ∙ 3 ∙ □ 12=2 ∙3∙□
70=2 ∙ □ ∙5 30=3 ∙2 ∙□
4.Запиши не менее трех двузначных чисел, которые при делении на 7 дают остаток 5
5. Длина прямоугольника равна 20см, а ширина в 4 раза меньше. Найдите площадь этого прямоугольника.
6. Периметр треугольника равен периметру квадрата. Чему равна сторона квадрата, если стороны треугольника равны 8 см, 6 см и 10 см?
Решения
1. 1) 48х2=96 (тар.) – было у дежурных
2) 96:12=8 (тар.) – на каждый стол
Ответ: 8 тарелок
(48х2):12=8(тар.)
2. 50:15=3 (ост.5) 15х3=45 45+5=50
100:30=3(ост.10) 30х3=90 90+10=100
9:13=0 (ост.9) 13х0=0 0+9=9
3. 42=2х3х7 12=2х3х2
70=2х7х5 30=3х2х5
4. 19,26,33, (40,47,54,61,68)
5. 1) 20:4=5 (см) – ширина прямоугольника
2) 20х5=100 (см²) – площадь прямоугольника
Ответ: 100см²
6. 1) 8+6+10=24(см) – периметр квадрата (треугольника)
2) 24:4=6(см) – сторона квадрата
Ответ: 6 см
Вариант II
1.Реши задачу:
У Саши 49 рублей, у Пети столько же. На все деньги они могут купить 14 одинаковых тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь?
2. Выполни деление с остатком и проверь:
40:9= 80:12= 8:9=
3. Заполни пропуски:
48=2 ∙ 3 ∙ □ 18=2 ∙3∙□
60=2 ∙ □ ∙5 40=3 ∙2 ∙□
4.Запиши не менее трех двузначных чисел, которые при делении на 8 дают остаток 6.
5. Длина прямоугольника равна 40см, а ширина в 20 раз меньше. Найдите площадь этого прямоугольника.
6. Периметр треугольника равен периметру квадрата. Чему равна сторона квадрата, если стороны треугольника равны 5 см, 9 см и 10 см?
Решения 1
1) 49х2=98(р.) – было у мальчиков
2) 98:14=7(р.) – стоит 1 тетрадь
Ответ: 7 рублей
2. 40:9=4 (ост.4) 4х9=36 36+4=40
80:12=6(ост.8) 12х6=72 72+8=80
8:9=0 (ост.8) 0х9=0 0+8=8
3. 48=2х3х8 18=2х3х3
60=2х6х5 48=3х2х8
4. 22,30,38, (46,54,62,70,78)
5. 1) 40:20=2 (см) – ширина прямоугольника
2)40х2=80 (см²) – площадь прямоугольника
Ответ: 80см²
6.1) 5+9+10=24(см) – периметр квадрата
2) 24:4=6 (см) – сторона квадрата
Ответ: 6 см
Промежуточная аттестация
Вариант I
1.Реши задачу:
50 кг вафель разложили в 5 коробок. Сколько коробок потребуется, чтобы разложить 84 кг печенья, если в каждой коробке печенья на 4 кг меньше, чем вафель?
2. Выполни вычисления столбиком:
426+318 263∙3 600:3
827-394 818∙2 560:4
3. Сравни:
6ч…600 мин 78∙4…87∙4
259-1…259:1 7м8дм…8м7дм
4.Вычисли площадь и периметр прямоугольника, если длина этого прямоугольника равна 45 дм, а ширина в 9 раз меньше длины.
5*. У Миши несколько солдатиков, а у Саши их в 2 раза больше. Вместе у них 9 солдатиков. Сколько солдатиков у каждого мальчика?
Решения №1
1) 50 : 5 = 10 (кг) – в 1 коробке вафель
2) 10 – 4 = 6 (кг) – в 1 коробке печенья
3) 84 : 6 = 14 (к.) - потребуется для печенья
84 : (50 : 5 – 4) = 14 (к.)
Ответ: 14 коробок потребуется.
№2
426+318 = 744 263∙3= 789 600:3=200
827-394 = 433 818∙2 = 1636 560:4=140
№3
6ч < 600 мин 78∙4 < 87∙4
360 мин< 600 мин 312<348
259-1 < 259:1 7м8дм<8м7дм
258<259 78дм < 87дм
№4
S = а * в
Р = (а + в) * 2
1) 45: 9 = 5 (дм) – ширина
2) 45 * 5 = 225 (дм²) – площадь прямоугольника
3) (45 + 5 ) *2 = 100 (дм) – периметр прямоугольника
Ответ: S прямоугольника равна 225 дм²; Р прямоугольника равен 100 дм.
№5
Ответ: у Миши 3 солдатика, а у Саши 6 солдатиков.
Вариант II 1.Реши задачу:
Для украшения к празднику 40 гвоздик расставили поровну в 4 вазы. Сколько ваз потребуется, чтобы расставить 60 роз, если в каждую вазу роз поставят на 2 больше, чем гвоздик?
2. Выполни вычисления столбиком:
456+338 353∙3 930:3
627-394 228∙2 760:4
3. Сравни:
5ч…400 мин 91∙4…19∙4
759-1…759:1 4м8дм…8м4дм
4.Вычисли площадь и периметр прямоугольника, если ширина прямоугольника 7 дм, а длина больше ширины в 4 раза.
5*. У Маши несколько кукол, а у Сони их в 3 раза меньше. Вместе у них 12 . Сколько кукол у каждой девочки?
Решения №1
1) 40 : 4 = 10 (гв.) – в 1 вазе
2) 10+2 = 12 (р.) – в 1 вазе
3) 60 : 12 = 5 (в.) – потребуется
60 : (40:4 +2) = 5 (в.)
Ответ: 5 ваз потребовалось для роз.
№2
456+338 =794 353∙3 =1059 930:3 =310
627-394 = 233 228∙2 =456 760:4 =190
№3
5ч < 400 мин 91∙4 > 19∙4
300 мин < 400 мин 364 > 76
759-1 < 759:1 4м8дм < 8м4дм
758 < 759 48 дм < 84 дм
№4
S = а * в
Р = (а + в) * 2
4) 7*4 = 28 (дм) – длина
5) 28* 7 = 196 (дм²) – площадь прямоугольника
6) (28 +7 ) *2 = 70 (дм) – периметр прямоугольника
Ответ: S прямоугольника равна 196 дм²; Р прямоугольника равен 70 дм.
№5
Ответ: у Сони 3 куклы, а у Маши 9 кукол.
Критерии оценивания контрольных работ
«5»
без ошибок;
нет ошибок;
«4»
1 – 2 ошибки;
1 – 2 негрубые ошибки;
1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3»
2 – 3 ошибки;
2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2»
4 и более ошибок.
4 и более ошибок.
не решена задача или более 4 грубых ошибок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.