КИНОСЦЕНАРИЙ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
Омётова О.Л.
МБОУ СШ №2
г. Димитровград, Россия
SCRIPT AS A WAY OF CREATIVE REALIZATION OF A BOOK.
Ometova O. L.
School 2
Dimitrovgrad, Russia
Для современной школы весьма серьезной остается проблема организации работы с текстом. Несмотря на то, что методикой накоплен богатый теоретический и практический опыт развития связной речи на основе чтения и анализа образцовых текстов, в практике современного преподавания в условиях реализации ФГОС он требует определенного преобразования.
В своей педагогической деятельности я использую опыт Е. И. Никитиной и ее последователей: методику интерпретирования текста, способствующую развитию таких практически необходимых видов речевой деятельности, как аудирования, говорения, чтения и письма – написание киносценария на основе литературного произведения.
Известны два вида работ в форме киносценария: изложение (переработка исходного текста большого объема) и сочинение (создание нового текста на базе исходного).
И в первом, и во втором варианте творческая активность учащихся возрастает по сравнению с выполнением привычных видов письменных работ. Мы приближаем предмет обучения к жизни путем использования собственного опыта учащихся, решая одну из важнейших проблем современности – отсутствие осмысленного чтения.
При такой постановке вопроса текст перестает быть отвлеченным продуктом чужой речи, он становится близким и понятным (т.к. появляется цель: представить картину, нарисованную автором). При таком проблемном подходе к чтению мотивация обучающихся значительно возрастает. После прослушивания текста в беседе по первым впечатлениям активизируются все сферы читательского восприятия: характер эмоциональной реакции читателя, осмысление содержания произведения, воображение, осознание построения произведения. При обсуждении текста, на основе которого создается киносценарий, обучающиеся приходят к мысли о том, что умение слушать намного важнее, чем умение говорить.
В ходе работы над составлением киносценария формируется и совершенствуется навык зрелого чтения: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в исходном тексте, а воспитание вдумчивого читателя - одна из основных задач школьных курсов русского языка и литературы. Работа над сочинением в жанре киносценария активизирует читательское восприятие.
Искусство слова может оказывать сильное воздействие на творческое воображение, если текст сопровождается зрительными образами и слуховыми ассоциациями. Желание создать свой фильм заставляет детей неоднократно обращаться к тексту, перечитывать каждое слово писателя, представлять определенную картину, слышать звуки произведения, домысливать интонацию героев, жесты и мимику. Чтение и анализ художественного текста в классе способствуют развитию ученика как читателя, направляют читательское воображение в нужное русло.
Учитывая введение в речь детей новой (киноведческой) терминологии, в корне меняется отношение к тексту. То, что мы считали лишним в произведении (лирические отступления, описательные части) и часто пропускали, при составлении сценария становится необходимым. Для целенаправленных читателей уже не существует лишней информации, они пропускают произведение через себя. В кино основным способом раскрытия внутреннего мира героя является диалог: разговоры предполагают сопровождение внеязыковых средств (мимики, жестов, определенной интонации, «говора»,...). Еще больший труд - увидеть героя, уловить его настроение, понять характер и передать все это законченным образом на экране. Рассмотрев произведение в деталях, детям предстоит расставить «индексы важности и значимости» - определить планы съемки. Рассматривая с разных сторон авторский замысел, учащиеся знакомятся с понятиями «закадровый текст» и «пояснительные записи», завершая целостное восприятие произведения как основы для кино.
Работая над киносценарием по литературному произведению, учащиеся отрабатывают такие понятия, как тема, идея произведения, учатся выделять микротемы, выстраивать композицию произведения «не в виде определений, понятий и формулировок правил, а виде умений производить учебные действия с этими понятиями и правилами». (Капинос и др. (3) Такие творческие работы являются одним из эффективных видов работ по развитию связной речи обучащихся, одним из приемов глубокого прочтения художественного текста, развивают ряд коммуникативных умений: понимать авторский текст, создавать собственный в соответствии с основной мыслью, излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
Учитывая опыт Е. И. Никитиной (6-7), следует начинать с коллективных форм киносценария, постепенно переходя на написание индивидуальных сочинений, учитывая возрастные особенности детей и систему работы в данном направлении.
Работа над сочинением – киносценарием начинается с малого, но в результате достигаются глобальные цели. Данная методика формирует и совершенствует умения учащихся понимать и творчески перерабатывать авторский текст, повышает уровень духовных потребностей учащихся, способствует повышению мотивации обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка // Русский язык (Приложение к газ. «Первое сентября»). 1998.-№ 36. - С. 5-9.
2.Глинтерщик Р.В. Киносценарий как форма изучения литературного произведения и его роль в развитии образного видения учащихся // Литература в средней школе. Т. 337. Л., 1966.
3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
4.Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. М.: Сов. энциклопедия, 1986.
5. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М.: Флинта: Наука, 1999.
6.Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка: Из опыта учителя. М.: Просвещение, 1966.
7.Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся. VI класс. — Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.