КИСЛОТЫ, ЩЕЛОЧИ И ОСНОВАНИЯ КАК ЭЛЕКТРОЛИТЫ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Иконка файла материала Уроки 50–51. Кислоты, щелочи и основания как электролиты. Реакции ионного обмена.rtf
У р о к и   50–51 КИСЛОТЫ, ЩЕЛОЧИ И ОСНОВАНИЯ  КАК ЭЛЕКТРОЛИТЫ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   реакции   ионного   обмена;   основные классы неорганических веществ. Т р е б о в а н и я :   уметь   составлять   уравнения   реакций   ионного обмена, определять возможность протекания реакций ионного обмена, объяснять сущность реакций ионного обмена. О б о р у д о в а н и е :   растворы H2SO4, CuSO4, BaCl2, NaOH, Na2CO3, пробирки. Х о д   у р о к а I. Проверка домашнего задания. У   д о с к и : –   механизм   диссоциации   веществ   с   ионной   и   ковалентной   связью (один учащийся); –   теория   электролитической   диссоциации,   степень   диссоциации (другой учащийся); – упр. 4, 5 из домашнего задания (двое учащихся). Экспресс­контроль: записать уравнения диссоциации: В а р и а н т  I В а р и а н т  II В а р и а н т  III В а р и а н т  IV K3PO4 KOH H2SO3 Na2CO3 Ca(OH)2 H2CO3 Ca(NO3)2 LiOH H2S FeCl3 Ba(OH)2 H3PO4 II. Объяснение нового материала. – Итак, мы выяснили, что свойства электролитов определяются теми ионами, которые образовались при их диссоциации. Какие же ионы образуются при диссоциации всех кислот? Это ионы водорода и кислотного остатка: Запишем определение:Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка. Какие ионы образуются при диссоциации щелочей? Катионы металла и гидроксид­анионы: Щелочи  – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид­анионы. Составьте схему диссоциации соли и дайте определение солям как электролитам: Электролиты могут взаимодействовать между собой, если при этом образуются   неэлектролиты   или   слабые   электролиты.   Например, малорастворимые   и   практически   нерастворимые   вещества,   летучие ; H↑ 2SO3 вещества (H2S), неустойчивые соединения (H2CO3   H→ 2O + SO2  H→ 2O + CO2 2O), вода. ; NH↑ 4OH   NH→ 3  + H↑ Схема вещества Эта схема показывает, что кислота может реагировать с основанием, если   что­либо   одно   из   них   растворимо;   растворимая   кислота   может реагировать с солью; соли между собой могут реагировать, если обе они растворимы;   соль   с   основанием   могут   реагировать,   если   и   соль,   и основание растворимы. Реагируют в тех случаях, если образуются газ, осадок, вода. В ходе этих реакций электролиты обмениваются своими составными частями   –   ионами,   поэтому   такие   реакции   называются  реакциями ионного обмена. Эти реакции можно составлять как в обычном, молекулярном виде, так и в ионном виде. Этому мы и должны поучиться.Алгоритм  составления реакций ионного обмена 1. Записать исходные вещества. Подписать классы веществ. 2. Проверить, являются ли они электролитами (растворимыми) по таблице   растворимости.   По   схеме   определить,   возможна   ли   такая реакция. 3.   Если   возможно,   над   ионами   в   исходных   веществах   проставить заряды (из таблицы растворимости). 4. Поменять первые части формул местами и записать таким образом продукты реакции. 5. Правильно составить формулы продуктов. Для этого поставить заряды ионов, снести их крест­накрест и сократить, если нужно. 6. Расставить коэффициенты в уравнении. На этом заканчивается составление молекулярного уравнения. 7. Под формулами продуктов реакции подписать, являются ли они электролитами или неэлектролитами. 8.   Записать   электролиты   в   виде   ионов   с   учетом   индексов   и коэффициентов; неэлектролиты оставить в молекулярном виде. На этом заканчивается составление полного ионного уравнения. 9. В левой и правой части уравнения сократить одинаковые частицы. 10. Записать оставшиеся после сокращения ионы и молекулы. Должно получиться сокращенное ионное уравнение. Далее учитель демонстрирует опыты: H2SO4 + Na2CO3 CuSO4 + NaOH H2SO4 + NaOH (фенолфталеин) BaCl2 + CuSO4 Для каждого случая составляются уравнения. Н а п р и м е р : 2. Электролит + электролит Ю реакция возможна.5.   уравнение. 6. CuSO4  + 2NaOH   7. Электролит + электролит   Cu(OH) → –   молекулярное → 2  +  Na2SO4.  неэлектролит + электролит. 8.  ионное уравнение. –   полное 10. CuД о м а ш н е е   з а д а н и е : § 36 (до конца), 37, упр. 1–3, 5.