Китай
Оценка 4.6

Китай

Оценка 4.6
doc
04.08.2020
Китай
КИТАЙ - РОДИНА ЧАЯ Заболотная.doc

 

                                                         Открытый урок по географии в 7 классе

 

 

 

 

 

 

 

Китай - 
родина чая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок разработала

учитель географии высшей категории

МАОУ СОШ №117

г.Екатеринбург

Заболотная И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

                                                             
                                                          

  Урок-презентация с видеофильмами, музыкальным сопровождением и

                                                        чаепитием.

 

Цели и задачи:   

1.   Образовательная: познакомить учеников с родиной чая, с особенностями национальных традиций чайных вечеров; научить детей  различать разновидности чая по вкусовым качествам.

2.   Воспитательная:  воспитывать культуру поведения; создать на занятии  благоприятную обстановку для формирования добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи; бережного отношения к кухонному инвентарю.

3. Развивающая: научить анализировать полученный новый материал; формировать творческие способности и развивать кругозор.

 

Оборудование: карты Евразии и Китая, тетради, атласы,

                            чашки, самовар, термосы, кексы, конфеты,  фрукты.    

 

 

        


 

1. Организационный момент: Настроение учащихся (состояние эмоциональной сферы учеников), настрой на увлекательное виртуальное путешествие, подготовка праздничного чайного стола.

         2. Ход мероприятия

Учитель: (под китайскую музыку). Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие. Вы готовы? Тогда в путь!  В удивительную страну Китай!  Девиз урока: «Просто знать еще не все, знания нужно уметь использовать». Если существует несколько разновидностей чая (индийский, цейлонский, китайский, английский), значит он точно рожден не в России (слайд :задача урока). Сегодня мы поговорим о самом распространенном напитке в мире, познакомимся с историей появления чая в Китае, Европе и уж потом в России, узнаем особенности национальных традициях чайных церемоний.     

Учитель: А  кто нам скажет, что такое чай?  (слайд про чай)

 Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов мира.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он мне души исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!!!

Песня «Ах, ароматы чая!»(на мотив «Изгиб гитары желтой») (поют все ученики и гости)

1. Изгиб гитары желтой

    Ты обнимаешь нежно.

    Сидим у самовара,

    Дымок уходит ввысь.

В беседе задушевной

Вдруг кто-то тихо скажет:

«Как здорово, что все мы здесь                  

Сегодня собрались!»  2 раза

2. Ах, ароматы чая!

    И, знаешь, неслучайно

    Веселье, песни, шутки

    В душе моей зажглись.

Отступят все заботы,

И вот воскликнул кто-то:

«Как здорово, что все мы здесь          

Сегодня собрались!»   2 раза

3. Радушные хозяйки

    Накрыли стол богато:

    Пирог, блины, печенье

    И сладости нашлись.

Мы выпьем чашку чая,

Все вместе дружно скажем:

«Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались.  2 раза

 

 

 

Учитель:  Много в мире поговорок, связанных с чудо-напитком, например:    

                                Чай пить – не дрова рубить.
                                          Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
                                          За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем»
                 У.: Как вы можете объяснить эти пословицы?

(ученики обсуждают поговорки, затем смотрим видеофильм «Чайная культура

                                                                                                в горах Уишать»).

 

У.: В течении дня какой лучше пить чай, ведь чай бывает успокаивающий, тонизирующий, укрепляющий?

 

Стихотворение рассказывает Гребенкин С.

Утром надо пить чай тонизирующий, днем надо пить чай общеукрепляющий, перед сном пить надо чай успокаивающий 
Вы проснулись утром рано
И едва сползли с дивана, 
Значит время выпить вам
Тонизирующий чай!
Чтоб взбодриться для работы,
Разогнать остатки сна,
Чтобы жизнь была в охоту,  
Пейте с самого утра
Тонизирующий чай.
Ведь на то оно и утро,
Чтоб «Гармония» была.
День ваш сложится на славу,
И без всяких пыток,
Если выпили с утра вы
«Зеленые травы» — Чайный напиток.

 

Учитель: Итак,  страна - родина чая?  (2 слайда: карта Евразии и Китая)

 Вопросы ученикам: На каком материке расположена страна КИТАЙ? Назовите столицу Китая. Имеет ли Китай границу с Россией? В какой части света расположена страна? Где в стране выращивают чай: на востоке или западе, почему? Какое место Китай занимает по населению и площади? Назовите самые высокие горы и нагорье Китая? Чем, кроме чая знаменит Китай?

 

 -У.: Чай как извинение? Объясните это  выражение?  (слайд: листья чая)

В китайской культуре, если человек хочет загладить свою вину, то он может предложить человеку, которого обидел, заварить ему чай. Если подобное предложение принято, то можно быть уверенным в примирении между поссорившимися сторонами.

 

Эй, честной народ, подчаливай: (стихотворение рассказывает Гаффоров Ф. – (слайд: плантации)
Здесь расскажем мы о чае вам!
Может быть, этого кто-то не знает:
Родиной чая считают  Китай.
Пили китайцы зеленый свой чай, 
Сорок веков, даже больше считай.
Как открывали напиток сей дивный, 
Много об этом сказаний сложили.
Мудрый китаец заметил однажды 
Горные козы, страдая от жажды,
Стали обгладывать чая кусты —
Очень бодрились, вовсю веселились,
Словно  напились японской саке.
Он тогда чайные листья сорвал,
Сам заварил, и вовсю попивал.
Или еще говорят, что когда-то
Воду с ручья кипятил император
И упали в котел вдруг случайно
Несколько листиков чайных.
Душистым настой получился на вкус,
С той поры ценится стал чайный куст!

У.: Когда и как китайцы стали заваривать чай расскажут Остапенко А. и Помаз А. (слайд).

Однажды очень-очень давно, 5 тысяч назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд попало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Напитком  восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Китайцы не только подарили миру название чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение - чайный куст.

   Китай – это родина чая. Китайцы причисляют чай к так называемым «семи вещам, потребляемым ежедневно» - кроме чая, это дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус. Чай является не только ежедневным напитком, но и ритуальным, употребляемым в торжественных случаях, а также используется в медицине и в обрядовых целях в буддизме. В Китае любят все разновидности чая, но чаще всего употребляют зеленый чай. 

О распространении чая и появления в России нам расскажут Вернигоров М. и Гусева Н. 

 (Слайд: 1638г)   

Активная чайная торговля началась в Китае с V века. Из Китая чай по Великому шелковому пути попадал за границу: через Азию в Рим. В 729 году чай появился в Японии, где был необычайно дорог и рассматривался как чудодейственный напиток. Люди были убеждены в мощном воздействии напитка на организм и долго считали чай наркотиком. Европа попробовала настой чайных листьев лишь в XVI веке. Впервые в Россию 60 кг чайных листьев  привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Это историческое для России событие произошло в 1638 году.

Фрагмент  видеофильма «История чая, появления чая в Европе и России».

(2 слайда – чайный путь из Китая в Россию и самовар).

   Импорт чая в Россию начался с 1769 года, когда был подписан договор с Китаем на первую поставку. Из Пекина в Москву чай поставлялся торговыми караванами, которые проводили в пути больше года. Это резко поднимало цену, поэтому стоимость заварки в России превышала европейские расценки примерно в 10 раз. Довольно долгое время чаепития были популярны только в Москве из-за редкости и дороговизны напитка. Распространение чая по всей России произошло лишь в конце XIX века, с появлением железных дорог и развитием морского сообщения..

Заваривали чай в знаменитых самоварах, которые делали из бронзы и меди. Встречаются самовары даже  из золота и серебра.  В России самовар появился в 1679голу.

Учитель: Самовар – это еще и символ уюта, гостеприимства. Возле самовара собирались семействами, чай выливали из чашек на блюдце, чтобы он быстрее остывал. Пили его помногу, шумно втягивая вместе с воздухом и причмокивая. Сахар употребляли только в виде рафинада, вприкуску, так как считалось, что песок делает чай мутным и некрасивым.

А еще об  истории чая  нам расскажет Рыбальченко (слайд - а Москве вспоминали о чае…)

 С тех древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: “Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела”. Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников. Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. 

Интересную легенду о чае  нам расскажет Наумов М. (слайд- легенда) 
Есть легенда, как случайно
Способом необычайным
Появился черный чай нам.
Раньше пили все зеленый,
Он на вкус немного пресный,
Но значительно полезней.
Жил купец. И делом новым
Он рискнул всерьез заняться.
Каждый день в рядах торговых
Разговоры слышал он:
«А вы знаете, в Китае
Хорошо торгуют чаем»,
«Покупаем чай в Китае
И в Европу привезем —
И  с большими барышами
На базаре продаем».
Долго думал тот купец
И решился наконец.
Распродал свое именье
И вложил что было денег
В новый чайный караван.
Как же был разочарован
Когда груз в суде портовом
Полусгнившим принимал.
Враз купец тот разорился,
Как же дальше теперь жить?
Но ему совет сгодился,
Чай, мол, надо просушить.
Так и  сделали нечаянно
На продажу черный чай нам.

Учитель: В каком году был заключен договор с Китаем на поставку чая в Россию?  (слайд)

В 1679 году, с Китаем был заключен договор на поставку в Россию "китайской травы". Высушенные чайные листья доставлялись из Северных провинций Китая, где их называли "ча-э". Отсюда пошло русское название напитка – чай.

 У.: Докажите, что чай популярный напиток в мире. На сегодня чай - самый популярный напиток в мире. В каждой стране его пьют по-своему, однако все национальные особенности и пристрастия основаны на китайских традициях и культуре. Некоторые китайцы вообще уверены, что на Западе не знают настоящего чая и западная история напитка – просто цепь недоразумений.

 

У.:Умеете ли вы заваривать чай? Как правильно заваривать чай нам сейчас расскажут Шилов  и Кашина Д. (2 слайда)

     Ты послушай, потолкуй,
Чай как женский поцелуй —
Крепким, сладким и горячим
В идеале должен быть.
В том и состоит задача:
Уметь правильно  заварить.
Заваривать чай следует свежей кипяченой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода будет способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет, т.е. закипит белым ключом.

    Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заваривать чай вторично кипяченой водой, он будет невкусен.

  • Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают на 2/3 и плотно закрывают.
  • Черный чай настаивают 3 – 5 минут, зеленый – 5 – 8, зачем чайник доливают кипятком.
  • Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.
  • Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный

 

Веселые частушки споют ученики под балалайку и гитару.

( исполняют: Гусева, Шаталов, Шилов, Шадринцев, Гаффоров, Лутченко, Вернигоров, Баринов) и гости.

·        На столе у нас пирог,

    Пышки, да ватрушки.

    Так споем же под чаек

    Чайные частушки.

·        В пляске не жалей ботинки!

             Предлагай-ка чай друзьям.

             Если в чашке есть чаинки,

            Значит, письма пишут нам!

·        Самовар блестит, кипя,

                              Чай в нем так и пенится!

                     Погляди-ка на себя –

                    Ну и отраженьице!

·        Подавай мне чашку чая,

    Ведь тебе не жалко чай?

                      В чае я души не чаю,

                      Наливай горячий чай.

·        Мы пропели вам частушки,

    Хорошо ли плохо ли,

    А теперь мы вас попросим,

    Чтобы вы похлопали

 

О том, что и как подать к чаю расскажут  Капралова Д и Удилова С. (слайд)

  •      Классическое русское чаепитие отличается большим количеством десертов и закусок. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, чайную ложку кладут справа.

·         К такому застолью принято подавать торты, пирожные, бисквиты. Перед тем, как ставить на стол, их рекомендуется порезать на порционные куски. Часто в меню предусмотрены и разнообразные кексы, пироги, пирожные, калачи и бублики.

·         Все гости, а дети в особенности, любят пить чай с конфетами, поэтому непременный атрибут чаепитий – вазочки с конфетами. Допускается также класть на стол наборы шоколада в коробках. Уместен во время чаепития мед и варенье в розетках. Непременно стоит подать к столу молоко и сливки, а также сахар, причем лучше использовать рафинад, так как сахар-песок может делать настой мутным.

·             На чайный стол принято ставить также разные фрукты и ягоды. Их подают в больших вазах или выкладывают на специальные подносы. Вместе с фруктами необходимо принести бумажные салфетки. Иногда вечернее чаепитие заменяет ужин, в таких случаях на стол ставят мясо, сыр, масло и прочее. Для такого застолья хорошо подойдут сандвичи с ветчиной и сыром, бутерброды с паштетом и колбасой. В этих случаях на стол ставят тарелки с хлебом, накрытые белоснежными салфетками.

 

 

     Рефлексивный этап. Учащиеся сообщают, что нового они узнали, что им дал этот урок.

              Узнали, что

  • родина чая – Китай,
  • в 1638 году  чай  впервые привезли  в Московию царю,
  • чай был очень дорогим удовольствием в России,
  • чай считается целебным напитком, но так было не всегда.

 

  У.: (слайд)  Кто объяснит народную мудрость: «Барин пьет, когда хочет, купец пьет, пока пот прошибет, а мужицкий аппетит – сколько воды хозяйка накипятит.

 

Чайная викторина на закрепление:

ВОПРОСЫ:

ü  Следует ли наливать чай в чашки, наполняя их до краёв? (нет, уровень должен быть на 1- 1,5 см. ниже края чашки)

ü  Можно ли есть джем из общей вазочки? (Джем кладут себе в розетку, а затем едят из неё или намазывают на хлеб ножом)

ü  При какой температуре закипит вода? (при 100)

ü  Какой чайник лучше использовать для заварки – металлический или фарфоровый? (фарфоровый, так как в нем чай дольше останется горячим из-за меньшей теплопроводности)

ü  А фарфоровый чайник лучше светлый или темный? (светлый лучше, так как темные быстрее остывают)

ü  Когда к чаю подают кусковой сахар, а когда сахарный песок? (сахарный песок обычно подают к чаю с лимоном)

ü  Как принято, есть лимон? (Ломтик лимона кладут в чашку с чаем ложкой, выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца)

 

Веселая пятиминутка. Жестами и мимикой выразите восхищение (выполняется), если урок понравился. А вот немец в этой ситуации поднимет вверх брови (сделайте так), бразилец прищёлкнет языком и возьмётся за мочку уха. 

 

                Контрольные вопросы на закрепление знаний каждому ученику на 5-7 минут.

 

1.      В какой части Китая выращивают чай: а) на востоке б) на западе в) центре

2.      В каком веке началась чайная торговля в Китае? а) 5 веке б) 10 веке в) 17 веке

3.      Установите соответствие (в какое время дня лучше пить чай):

А.Утром                                      1. Общеукрепляющий

Б. Днем                                       2. Успокаивающий

В. Вечером                                 3. Тонизирующий

        4.   Чай заварен правильно, если при заварке: а) выделяется пена б) нет пены

         5.  Какой чай заваривают на 2-3 минуты дольше? а) черный б) зеленый

         6.  Чай в чашки следует наливать: а) до краев  б) ниже края на 1-1.5 см.

         7.  Если чай пьете с лимоном, какой сахар подавать? а) кусковой б) песок

         8.  Дополните предложение: русский посол ( кто?...) привез в Россию 60 кг. чая в (году…)

         9.  Почему чай собирали только женщины?

        10. Перечислите  целебные свойства чая.

 

          Ответы: 1. А    2. А    3. А-3,  Б-1,  В-2    4. А    5. Б    6. Б    7. Б    8. Василий Старков в 1638г    

                          9.  Женские руки не портят запах чая.   

 

 

 

                Подводятся итоги урока. Выставление оценок за выступления и обсуждения.

                                                              Чаепитие и  душевный разговор друг с другом и родителями.

                                                              Просмотр видеофильма о Китае и чайных традициях.

                                                              Танец в китайских костюмах: Гусева Н., Перевалова А.,

                                                                                                                                     Балакина А.

Дома во время чаепития соблюдайте все правила чайной церемонии, а сейчас мы с вами будем пить чай, который заранее заварили дома, будем друг друга угощать, общаться, прощать друг другу обиды.

 

                                                               Песни под гитару.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 


Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по географии в 7 классе

Открытый урок по географии в 7 классе

Урок-презентация с видеофильмами, музыкальным сопровождением и чаепитием

Урок-презентация с видеофильмами, музыкальным сопровождением и чаепитием

Организационный момент: Настроение учащихся (состояние эмоциональной сферы учеников), настрой на увлекательное виртуальное путешествие, подготовка праздничного чайного стола

Организационный момент: Настроение учащихся (состояние эмоциональной сферы учеников), настрой на увлекательное виртуальное путешествие, подготовка праздничного чайного стола

Учитель: Много в мире поговорок, связанных с чудо-напитком , например:

Учитель: Много в мире поговорок, связанных с чудо-напитком , например:

Очень бодрились, вовсю веселились,

Очень бодрились, вовсю веселились,

Интересную легенду о чае нам расскажет

Интересную легенду о чае нам расскажет

Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов

Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов

Рефлексивный этап. Учащиеся сообщают, что нового они узнали, что им дал этот урок

Рефлексивный этап. Учащиеся сообщают, что нового они узнали, что им дал этот урок

Подводятся итоги урока. Выставление оценок за выступления и обсуждения

Подводятся итоги урока. Выставление оценок за выступления и обсуждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2020