Задачи:
1. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
2. Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).
3. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
Оборудование урока , электронная презентация:
политическая карта современной России, изображения ГЕРБОВ, ФЛАГА РОССИИ, текст ГИМНА РОССИИ, аудиозапись ГИМНА РОССИИ, рисунки детей.
Время проведения 40минут.
Ход классного часа
Что же такое для человека РОДИНА?
– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
(Слайд №1)
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
Что
мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Вместе дружно мы идем.
Что
мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер под окном.
Что
мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.
-Давайте послушаем стихотворение русского поэта С.Есенина о Родине.
Топи да болота, синий плат
небес.
Хвойной позолотой взвенивается лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз –
Суховатой липой пахнет от колес.
Слушают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
С. Есенин
-Так видят Родину русские поэты, а как представляют свою Родину ребята, вы можете увидеть на выставке рисунков “Моя Родина”.
-Откуда произошло само слово РОДИНА?
- Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода.
РОДИТЬ – произвести на свет потомство.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
- Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).
А чем отличается одно государство от другого?
(Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)
– У каждого государства есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо отличать.
(Слайд №2)
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг,
герб, гимн).
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный
(Слайд №3)
– Рассмотрите изображение герба России.
–
Кто изображен на фоне красного щита? (Золотой двуглавый орел).
– Как вы думаете, почему орел двуглавый?
Дети (о гербе).
(Слайд №4)
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел.
Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.
Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов – русских, украинцев и белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
-Где можно встретить изображение герба?
- Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
-Наука об изучении гербов называется геральдика.
Физминутка.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком государственном символе идет речь?
Белый
цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(Слайд №5)
В
нем белый цвет – сиянье чистоты,
В знак благородства символ вечности и правды.
В полях российских так снега чисты
И также храмы светом святости богаты.
Багровым
цветом полоса горит –
То, память о минувшем лихолетье,
О мужестве, о красоте любви
И ты, грядущее, преемник и наследник.
Цвет
верности, как море васильков,
Цвет целомудрия, неотразимо синий.
Всплывает флаг российский трех цветов –
Опора, сила, мощь моей России!
– О каком символе это
стихотворение? (О флаге).
– Кто знает, как иначе называется флаг? (Знамя).
– Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг –
голландское. Знамена появились еще в древности и раньше на Руси знамя называли
стягом.
(Слайд №6)
- Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году.
–
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
– Кто знает, что они означают?
- Белый – мир, чистота, правда.
Синий – верность.
Красный – мужество, отвага.
– В каких случаях поднимают государственный флаг? (Во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях).
Физминутка.
- Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова гимна написал С.Михалков. Государственные гимны существуют во всех странах мира.
(Слайд №7)
-Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.
- Музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.
-Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Как слушают гимн?
(Звучит гимн Р.Ф.)
-Все мы живем в Российской Федерации, но территория РФ огромна и поделена на регионы (субъекты).
-Как называется область, в которой мы живем? (ЕАО)
- Как называется главный город нашей области? (г.Биробиджан)
-Мы живем в Еврейской Автономной области, где тоже есть свои символы: герб, флаг.
(Слайд №8)
-Герб- представляет щит, в верхней и нижней частях расположены горизонтальные полосы- реки Бира и Биджан. А в центре - Уссурийский тигр. Фигура тигра развернута вправо, что символизирует ее необычную судьбу.
(Слайд №9)
-Семь полос в радуге на флаге ЕАО – символ счастья и мира, эмблема радости, счастливого завершения какого- либо начинания, благополучного исхода.
- Помимо государственных символов существуют еще народные символы. Россия ассоциируется с березой.
-Поэтому мы сейчас выполним аппликацию, в которой отобразим себя в маленьком уголке нашей большой Родины.
Дети выполняют по группам аппликацию. Работы вывешиваются на доске.
Наш народ очень любит Родину, и сочинил о ней очень много пословиц.
-Какие пословицы вы знаете о Родине?
1.С Родной земли умри- не сходи.
2. Своя земля и горести мила.
3. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
4. Всякому мила своя сторона.
5. Любовь к Родине сильнее смерти.
6. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
7. Кто за Родину дерется, тому сила вдвойне дается.
8. Родина- мать, умей за нее постоять.
9. Родина краше солнца, дороже золота.
10. За край родной иди бесстрашно в бой.
11. Человек без Родины, что соловей без песни.
12. Нет в мире краше Родины нашей.
13.Каждому свой край сладок.
14. Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
-Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.
-И сейчас мы прослушаем стихотворение, в котором говорится о том, что нужно беречь и заботится о своей Родине.
Берегите Россию – нет России
другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой! (С.Синицын)
- А закончим наш классный час песней о России. Помогут нам ее спеть дети из кружка «Соловушка».
Исполнение песни «Моя Россия»
– Спасибо, ребята, всем, кто
принял активное участие на нашем классном часе.
(Слайд №10)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛЕНИНСКОЕ
КЛАССНЫЙ ЧАС
СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ
ИЗ КРУЖКА «СОЛОВУШКА»
«ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЕМ?»
Составила: О.Н. Шеньшина
учитель начальных классов,
классный руководитель
1 «А» класса
2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.