Классификация чрезвычайных ситуаций чрезвычайного характера
Оценка 5

Классификация чрезвычайных ситуаций чрезвычайного характера

Оценка 5
Работа в классе
docx
ОБЖ
8 кл
24.01.2020
Классификация чрезвычайных ситуаций чрезвычайного характера
технологическая карта.docx

Технологическая карта урока    Основы  Безопасности изнедеятельности   8 класс

Образовательное учреждение: ГБОУ  СОШ с.Новое Якушкино

Учитель: Сергеева Т.М.

Дата:

 

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Тема урока: Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Цель урока:  сформировать понятие о ЧС техногенного характера и причинах их возникновения, рассмотреть общую классификацию техногенных ЧС и мерах выхода из них.

Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия): знают правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; умеют  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии  для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций;  знают основные опасные и чрезвычайные ситуации  техногенного характера.

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Воспитание ответственности за личную безопасность и  безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им.

Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих

возможностей. Развитие умения обобщать, сравнивать, логически излагать свои мысли. Развитие навыков работы в группах.

Формирование культуры общения, речи, умения проектировать предстоящую деятельность по выходу из  чрезвычайных ситуаций  техногенного  характера Развитие критического мышления.

Тип урока: комбинированный

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: тетрадь, учебник, презентация,  видео,раздаточный материал

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: личностно и практикоориентированная.

Основные понятия: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация, техногенный характер, природный характер, радиация, аварийно химически опасное вещество (АХОВ)

Межпредметные связи: биология, химия

 

 

Схема технологической карты урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

На слайде приведены 4 картинки(газовая плита, машина, сосульки, лестница) Как вы думаете, что объединяет эти предметы.

А какой из этих предметов может быть лишним?

А вы знаете, что ежегодно, падающие сосульки убивают около 100 человек и несколько тысяч человек погибают, упав с лестничной клетки.

Слушают, смотрят и определяют.

 

 

 

 

 

 

Осознание значения безопасности в жизни человека и общества

Изучение нового материала

 

 Тема урока: Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

На  уроке  мы будем говорить о видах ЧС техногенного характера, причинах их возникновения, признаках, фазах возникновения, рассмотрим как распознавать эти ЧС, а также о некоторых способах выхода из таких ситуаций.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

В 2017 году  произошло 117 ЧС техногенного характера погибло -556 человек, пострадало 36400 человек.

Основными причинами аварий (катастроф) являются:

-просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

-некачественное строительство или отступление от проекта;

-непродуманное размещение производства;

-нарушение требований технологического процесса ---из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера,  как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

  Это же закон также определяет три признака, позволяющие отнести то или  иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

человеческие жертвы;

ущерб здоровью;

ущерб окружающей среде;

материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

У вас на столах в конверте приведены примеры чрезвычайных ситуаций – выберите только ситуации техногенного характера

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация ЧС.

Для этого сначала необходимо определить объекты, на которых возможны ЧС.

 Посмотрите видео и определите типы ЧС.

На слайдах приведены примеры некоторых ЧС, определите тип.

 

Отвечают

 

 

 

Записывают тему

 

 

Записывают схему

 

 

 

 

 

 

Смотрят слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят слайды, обсуждают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают нужные ситуации и прикрепляют на доске

Учебник, стр 98,100

Смотрят ролик.

Читают и определяют вид  ЧС

проводить классификацию изученных ЧС

 

 

аварии, катастрофы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей

 

 

Решение ситуацион-

ных задач

Ситуация № 1.В одном из цехов химически опасного объекта произошел выброс хлора, который плотным облаком распространялся в направлении соседнего цеха. Его начальник, услышав крики людей, бежавших вдоль облака, посмотрел на соседнюю заводскую трубу и указал своим рабочим направление эвакуации, а сам пытался спасти тех, кто из-за паники потерял ориентировку. В итоге ни один человек из цеха, возглавляемого этим начальником, не получил поражения, а в цехе, где произошла авария, пострадали более 200 человек. Дайте оценку действиям начальника цеха. Что помогло ему выбрать направление эвакуации? Какое направление эвакуации он выбрал и почему?

Ситуация №2В городе Припять, население которого было эвакуировано после аварии на Чернобыльской АЭС, замеры в зданиях показали, что внутри них уровни радиации были значительно ниже, чем снаружи.

Почему? Как вы предложите действовать жителям в случае радиоактивного загрязнения местности до эвакуации? К какому виду относится эта чрезвычайная ситуация

Ситуация №3 Вы находитесь дома, услышали звуки сирены и прерывистые гудки. Ваши действия.

Ситуация №4В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасного вещества (аммиака) (АХОВ). Ваши действия. К какому виду относится чрезвычайная ситуация.

Ситация №5Вы получили сигнал об угрозе затопления, в следствии, аварии на ГЭС . Ваши действия. К какому виду относится чрезвычайная ситуация.

Решают задачи

 Умеют принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

 

Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара. Авария на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь. Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся. Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей. То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий

 

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

 

рефлексия

1.   Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а)  ЧС экологического характера;

б)  ЧС природного характера;

в)  ЧС  техногенного характера;

г)  стихийным бедствиям.

2.   Авария – это ЧС

а)  возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б)  связанная с угрозой выброса  опасного вещества;

в)  повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

3.  Чем отличается катастрофа от аварии:

а)  наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б)  воздействием поражающих факторов на людей;

в)  воздействием на природную среду.

4. Из перечисленных опасных событий выберите те, которые носят техногенный характер-

а) лесной пожар уничтожил деревянные постройки;

б) из-за наводнения сошел с рельсов поезд;

в) землетрясение привело к утечке газа из магистрального газопровода;

г) ураган разрушил здание;

д) утечка пожароопасного вещества на заводе привела к пожару.

5. К чрезвычайным ситуациям техногенного характера не относятся:

а)         Извержения вулканов

б)         Землетрясения

в)         Гидродинамические аварии

г)         Природные пожары

д)         Наводнения

е)         Транспортные аварии

ж)        Аварии на радиационно опасных объектах (РОО)

6. Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

а)         Глобальным потеплением

б)         Ростом сложности производства

в)         Снижением надежности производственного оборудования

г)         Устарелостью производственных технологий

д)         Человеческим фактором

е)         Климатическими изменениями

7. Техногенная авария может сопровождаться

а)         Взрывами

б)         Выбросом радиоактивных веществ

в)         Пожарами

г)         Цунами

д)         Гололедом

8. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

к) научно - исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды;

л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству

Отвечают на вопросы в группах

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

вывод

С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики). Халатность даже одного человека на производстве может привести к чрезвычайной ситуации. Разрушительные силы техногенных аварий  хотя и огромны, но не безграничны. При соответствующих мерах по их прогнозированию, предупреждению, своевременному

принятию мер защиты, решительной борьбе с ними, включая и своевременную ликвидацию последствий, их в значительной мере можно избежать или свести к минимуму. А для того, чтобы избежать или минимизировать количество человеческих жертв необходимо знать и соблюдать элементарные правила при работе с техникой.

Слушают и делают вывод

 

 

Домашнее задание:

Знать виды ЧС техногенного характера и основные способы выхода из них.

Записывают

 

 

 


 

1.   Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а)  ЧС экологического характера;

б)  ЧС природного характера;

в)  ЧС  техногенного характера;

г)  стихийным бедствиям.

2.   Авария – это ЧС

а)  возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б)  связанная с угрозой выброса  опасного вещества;

в)  повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

3.  Чем отличается катастрофа от аварии:

а)  наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б)  воздействием поражающих факторов на людей;

в)  воздействием на природную среду.

4. Из перечисленных опасных событий выберите те, которые носят техногенный характер-

а) лесной пожар уничтожил деревянные постройки;

б) из-за наводнения сошел с рельсов поезд;

в) землетрясение привело к утечке газа из магистрального газопровода;

г) ураган разрушил здание;

д) утечка пожароопасного вещества на заводе привела к пожару.

5. К чрезвычайным ситуациям техногенного характера не относятся:

а)         Извержения вулканов

б)         Землетрясения

в)         Гидродинамические аварии

г)         Природные пожары

д)         Наводнения

е)         Транспортные аварии

ж)        Аварии на радиационно опасных объектах (РОО)

6. Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

а)         Глобальным потеплением

б)         Ростом сложности производства

в)         Снижением надежности производственного оборудования

г)         Устарелостью производственных технологий

д)         Человеческим фактором

е)         Климатическими изменениями

7. Техногенная авария может сопровождаться

а)         Взрывами

б)         Выбросом радиоактивных веществ

в)         Пожарами

г)         Цунами

д)         Гололедом

8. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

к) научно - исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды;

л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству

 

 

Ситуация № 1.

В одном из цехов химически опасного объекта произошел выброс хлора, который плотным облаком распространялся в направлении соседнего цеха. Его начальник, услышав крики людей, бежавших вдоль облака, посмотрел на соседнюю заводскую трубу и указал своим рабочим направление эвакуации, а сам пытался спасти тех, кто из-за паники потерял ориентировку. В итоге ни один человек из цеха, возглавляемого этим начальником, не получил поражения, а в цехе, где произошла авария, пострадали более 200 человек.Дайте оценку действиям начальника цеха. Что помогло ему выбрать направление эвакуации? Какое направление эвакуации он выбрал и почему?

 

 

Ситуация №2

В городе Припять, население которого было эвакуировано после аварии на Чернобыльской АЭС, замеры в зданиях показали, что внутри них уровни радиации были значительно ниже, чем снаружи.

Почему? Как вы предложите действовать жителям в случае радиоактивного загрязнения местности до эвакуации? К какому виду относится эта чрезвычайная ситуация

 

 

Ситуация №3

Вы находитесь дома, услышали звуки сирены и прерывистые гудки. Ваши действия.

 

 

Ситуация №4

 В районе вашего проживания произошла авария на химически опасном объекте с выбросом в атмосферу аварийно химически опасного вещества (аммиака) (АХОВ). Ваши действия. К какому виду относится чрезвычайная ситуация.

 

 

Ситация №5

Вы получили сигнал об угрозе затопления, в следствии аварии на ГЭС . Ваши действия. К какому виду относится чрезвычайная ситуация.


 

Раздаточный материал

 

 

1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная авария в истории всей гражданской авиации.

 

Случай, произошедший в филиале американской компании "Юнион Карбайд". Произошло это в индийском городе Бхопал. Произошла катастрофа в 1984 году: в результате невероятной халатности обслуживающего персонала в атмосферу попали тысячи тонн метилизоционата, сильнейшего яда. Произошло все это глубокой ночью. Яд буквально сжигал легкие, и люди, обезумев от страшной боли, старались выбежать на воздух.

 

Ноябрь 2012 года особенно запомнился жителям Мюнхена. Не работало метро, светофоры, оказались обесточены практически все районы города. Больницы переходили на резервные генераторы. Масштабы аварии были таковы, что даже пригороды Мюнхена оказались обесточены. «Обвал» энергосетей оказался наиболее крупным за 20 лет.

 

17 августа 2009 года в 08.15 (04.15 мск) из-за разрушения крепежных элементов на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария, потоком воды сорвало крышку второго гидроагрегата, в машинный зал хлынула вода. Затопленными оказались ремонтные мастерские, в которых находились люди. В результате аварии погибли 75 человек.

 

В 2014 году в цехе Омского завода взорвалась газовоздушная смесь, после чего возник пожар.

 

4 октября 2010 года произошел взрыв на глиноземном комбинате компании MAL Zrt, который находится в Венгрии под городом Колонтар в 160 километрах к западу от Будапешта. Взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами — так называемым красным шламом. После взрыва из резервуара вылилось примерно 1,1 миллиона кубометров токсичных веществ, которые затопили несколько близлежащих населенных пунктов. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.

 

8 января 1977 года произошёл взрыв  в 17 часов 33 минуты в вагоне поезда на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская», в результате которого погибли семь человек и более тридцати получили ранения. Бомба находилась в сумке одного из вагонов.

 

14.10.2007 г. в результате воздействия ливневого дождя и шквалистого ветра (порывы до 20 м/сек) произошли множественные обрывы линий электропередач в Туапсинском районе в Краснодарском крае. В ауле Псебе повреждена кровля на жилых домах и социально-значимых объектах. Без электроснабжения остались 120 домов (проживают 427 человек).

 

14.10.2007 г. в результате неблагоприятных погодных условий в Московской и Смоленской областях произошло нарушение электроснабжения 532 населенных пунктов с населением около 63 тысяч человек. Отмечалось нарушение движения железнодорожного транспорта на участке "Можайск-Вязьма".

 

 

В 1928 году пострадал от толчков в 8 баллов Спитак. Город был полностью разрушен, погибших зафиксировано более 25 тысяч человек.

 

 

 

В Японии (1923 год) в области Южного Канто. Точка землетрясения находилась под заливом Сагами. На его побережье были уничтожены почти все жилые дома. Ученые считают это землетрясение в Японии наиболее разрушительным из всех. В городах Йокогаме и Токио царил панический ужас. В столице Японии погибло 6 тысяч человек. В возникшем пожаре был уничтожен почти весь город.

 

 

 

 

Вулкан Кракатау находится в Индонезии в Зондском проливе. Чудовищный взрыв из недр этой горы произошел в 1883 году. Зафиксировано, что в этот момент ударная волна вулкана обошла земной шар 7 раз и вызвала гигантское цунами, достигшее высоты 30 метров! В результате таких явлений были уничтожены около 300 городов и поселений.

 

 

 

12 января 2010 года землетрясение силой в 7 баллов обрушилось на Гаити в 22 км от Порт-о-Пренс и унесло жизни 232000 человек. Произошло обрушение большого количества зданий.


ХИМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийных химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.

Крупными запасами АХОВ, главным образом хлора, аммиака, фосгена, синильной кислоты, сернистого ангидрида и других веществ, располагают химические, целлюлозно-бумажные и перерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, пивзаводы, кондитерские фабрики, овощебазы и водопроводные станции.

Опасность химической аварии для людей и животных заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности организма и возможности отдаленных генетических последствий, а при определенных обстоятельствах – в летальном исходе при попадании АХВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ

При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.

Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5 км от предыдущего места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.

При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ

При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здания разрешается только после контрольной проверки содержания в них АХОВ. Если Вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросите. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.

 

РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ – это нарушение правил безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды.

Основными поражающими факторами таких аварий являются радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами.

Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развитии лучевой болезни под влиянием ионизирующих излучений.

Радиоактивное загрязнение вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма- ионизирующих излучений и обусловливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (например, грунта) в результате их облучения. 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОПОВЕЩЕНИИ О РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).

Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.

При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ¼ часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну-две капли.

 КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННОЙ МЕСТНОСТИ

Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ:

- выходите из помещения только в случае необходимости и на короткое время, используя при этом респиратор, плащ, резиновые сапоги и перчатки;

- на открытой местности не раздевайтесь, не садитесь на землю и не курите, исключите купание в открытых водоемах и сбор лесных ягод, грибов;

- территорию возле дома периодически увлажняйте, а в помещении ежедневно проводите тщательную влажную уборку с применением моющих средств;

- перед входом в помещение вымойте обувь, вытряхните и почистите влажной щеткой верхнюю одежду;


- воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные в магазинах;

- тщательно мойте перед едой руки и полощите рот 0,5%-м раствором питьевой соды,

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни.

 КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЭВАКУАЦИИ

Готовясь к эвакуации, приготовьте средства индивидуальной защиты, в том числе подручные (накидки, плащи из пленки, резиновые сапоги, перчатки), сложите в чемодан или рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее белье, документы, деньги и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.

Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите в мусоросборник быстро портящиеся продукты, а на дверь прикрепите объявление «В квартире №___ никого нет». При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрируйтесь у представителя эвакокомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените белье и обувь на незараженные.

 

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Последствиями гидродинамических аварий являются:

- повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

- поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов – до 100 км/ч);

- катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и более.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ УГРОЗЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ АВАРИИ

При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья и т.д.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ В УСЛОВИЯХ НАВОДНЕНИЯ ПРИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ АВАРИЯХ

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.


При подтоплении Вашего дома отключите его электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря. Для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием. Наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки. Организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование.

Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки).

Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.


 


АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и


уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;

если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;

так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;

после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.

Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.


 

 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВНЕЗАПНОМ ОБРУШЕНИИ ЗДАНИЯ

Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте, так как он в любой момент может выйти из строя. Пресекайте панику, давку в дверях при эвакуации, останавливайте тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Если Вы находитесь в здании, и при этом отсутствует возможность покинуть его, то займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит Вас от падающих предметов и обломков. Если с Вами дети, укройте их собой. Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие, ободряйте присутствующих. Держитесь подальше от окон, электроприборов, немедленно отключите воду, электричество и газ. Если возник пожар, сразу же попытайтесь потушить его. Используйте телефон только для вызова представителей органов правопорядка, пожарных, врачей, спасателей. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа.

 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ АВАРИЯХ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

 

Сообщите об аварии диспетчеру Ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или Жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭКа), попросите вызвать аварийную службу.

 

При скачках напряжения в электрической сети квартиры или его отключении немедленно обесточьте все электробытовые приборы, выдерните вилки из розеток, чтобы во время Вашего отсутствия при внезапном включении электричества не произошел пожар. Для приготовления пищи в помещении используйте только устройства заводского изготовления: примус, керогаз, керосинку, «Шмель» и др. При их отсутствии воспользуйтесь разведенным на улице костром. Используя для освещения квартиры хозяйственные свечи и сухой спирт, соблюдайте предельную осторожность.

 

При нахождении на улице не приближайтесь ближе 5-8 метров к оборванным или провисшим проводам и не касайтесь их. Организуйте охрану места повреждения, предупредите окружающих об опасности и немедленно сообщите в территориальное Управление по делам ГОЧС. Если провод, оборвавшись, упал вблизи от Вас – выходите из зоны поражения током мелкими шажками или прыжками (держа ступни ног вместе), чтобы избежать поражения шаговым напряжением.

 

При исчезновении в водопроводной системе воды закройте все открытые до этого краны. Для приготовления пищи используйте имеющуюся в продаже питьевую воду, воздержитесь от употребления воды из родников и других открытых водоемов до получения заключения о ее безопасности. Помните, что кипячение воды разрушает большинство вредных биологических примесей. Для очистки воды используйте бытовые фильтры, отстаивайте ее в течение суток в открытой емкости, положив на дно серебряную ложку или монету. Эффективен и способ очистки воды «вымораживанием». Для «вымораживания» поставьте емкость с водой в морозильную камеру холодильника. При начале замерзания снимите верхнюю корочку льда, после замерзания воды наполовину – слейте остатки жидкости, а воду, образовавшуюся при таянии полученного льда, используйте в пищу.

 

В случае отключения центрального парового отопления, для обогрева помещения используйте электрообогреватели не самодельного, а только заводского изготовления. В противном случае высока вероятность пожара или выхода из строя системы электроснабжения. Помните, что отопление квартиры с помощью газовой или электрической плиты может привести к трагедии. Для сохранения в помещении тепла заделайте щели в окнах и балконных дверях, завесьте их одеялами или коврами. Разместите всех членов семьи в одной комнате, временно закрыв остальные. Оденьтесь теплее и примите профилактические лекарственные препараты от ОРЗ и гриппа.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Схема технологической карты урока:

Схема технологической карты урока:

В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера " дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную…

В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера " дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную…

Решение ситуацион- ных задач

Решение ситуацион- ных задач

Но не все аварии перерастают в

Но не все аварии перерастают в

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера не относятся: а)

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера не относятся: а)

Производственные аварии и катастрофы относятся к: а)

Производственные аварии и катастрофы относятся к: а)

Производственные аварии и катастрофы относятся к: а)

Производственные аварии и катастрофы относятся к: а)

Ситуация № 1. В одном из цехов химически опасного объекта произошел выброс хлора, который плотным облаком распространялся в направлении соседнего цеха

Ситуация № 1. В одном из цехов химически опасного объекта произошел выброс хлора, который плотным облаком распространялся в направлении соседнего цеха

Раздаточный материал 1977 год, аэропорт

Раздаточный материал 1977 год, аэропорт

В городах Йокогаме и Токио царил панический ужас

В городах Йокогаме и Токио царил панический ужас

ХИМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийных химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу…

ХИМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийных химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу…

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т

При нахождении на улице не приближайтесь ближе 5-8 метров к оборванным или провисшим проводам и не касайтесь их

При нахождении на улице не приближайтесь ближе 5-8 метров к оборванным или провисшим проводам и не касайтесь их

Классификация чрезвычайных ситуаций чрезвычайного характера

Классификация чрезвычайных ситуаций чрезвычайного характера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020