Классификация игровых технологий по областям деятельности
|
Физические |
Психологические |
Интеллектуальные |
Социальные |
По характеру педагогического процесса |
Трудовые Обучающие Обобщающие Воспитательные |
Тренинговые Развивающие Коммуникативные Психотехнические |
Творческие Продуктивные Репродуктивные |
Контролирующие Профориентационные Диагностические |
По игровой среде |
На местности Технические |
Ролевые Деловые
|
Настольные Компьютерные
|
С предметами Без предметов Предметные |
По игровой методике |
Технические Спортивные |
Имитационные |
Драматизация Сюжетные |
_____ |
По предметной области |
Туристические Народные Военно-прикладные |
Управленческие |
Математические Химические Экологические Музыкально-литературные |
Комплексные Экономические |
Виды педагогической деятельности и наименование технологий
1. Составление учебно-тематического плана (матричная технология);
2. Решение познавательных задач (технологии алгоритмичные, репродуктивные, эвристические и др.);
3. Исполнительская деятельность (технологическая карта, тренинг, упражнения и др.)
4. Поиск новых технических решений (метод графов, мозговой штурм, эмпатии и др.)
5. Проектирование, моделирование, конструирование (технологии АРИЗ, ТРИЗ, и др.)
6. Выявление результатов познавательной деятельности (технологии тестирования);
7. Выявление уровня развития обучающихся (технологии диагностирования).
Классификация игровых технологий
Вид деловых игр |
Сущность педагогических действий |
Имитационные |
Имитируется деятельность общественного объединения, событие, конкретная деятельность людей, обстановка и условия их деятельности. |
Операционные |
Моделируется какой-то рабочий (педагогический процесс), имитируются реальные условия (методика разработки авторской программы, решение педагогической, технической, и т.п. задачи) |
Ролевые |
Отрабатывается тактика поведения, содержание и последовательность действий, выполнение функциональных обязанностей конкретного специалиста, руководителя и т.п. |
«Деловой театр» |
Розыгрыш какой – либо ситуации и поведения человека в этой обстановке, мобилизация опыта, знаний и умений и навыков обучающихся в освоении конкретного социального опыта действий в предлагаемых ситуациях, в оценке обстановки, в нахождении правильной (оптимальной) линии поведения. |
Психодрама и социодрама |
Розыгрыш какой либо ситуации, имеющей социально-психологический аспект, где отрабатывается умение чувствовать и понимать ситуацию в группе, объединении, коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в контакт и продуктивное сотрудничество. |
Технологии и компоненты педагогических условий, которые приходится учитывать педагогу дополнительного образования
Название |
Цель |
Сущность |
Механизм |
Технология проблемного обучения |
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся |
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучающиеся активно осваивают знания и опты познавательной деятельности |
Поисковые методы, постановка и решение познавательных задач |
Технология модульного обучения |
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки |
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой |
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения |
Технология развивающего обучения |
Развитие личности и ее способностей |
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию |
Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности |
Технология дифференцированного обучения |
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей |
Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта |
Методы индивидуального обучения |
Технология активного (комплексного) обучения |
Организация активности обучающихся |
Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности |
Методы активного обучения |
Технология игрового обучения |
Обеспечение личностно-деятельностного характера освоения ЗУНов |
Самостоятельная познавательная деятельность направленная на поиск обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре |
Игровые ситуации, решение ситуативных задач |
Технология саморазвития |
Воспитание самостоятельности, соединение виртуального и реального миров |
Построение развивающей культурной среды активным участием в это процессе самих обучающихся |
Игровые и проблемные методы |
Технология личностно- ориентированного обучения |
Развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся |
Нормативно-сообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для обучающихся познавательной, продуктивной деятельностью |
Самообразование и саморазвитие |
Структура содержания дополнительного образования детей и его технологического обеспечения
Содержание социального опыта |
Технология освоения опыта |
Дидактическое обеспечение освоения опыта |
Результат освоения опыта |
Познавательная деятельность |
Компьютерные НИТ, программирование, анализ-синтез, тестирование |
Учебные тесты, иллюстрации, схемы, таблицы, компьютерные программы, контрольные тесты, упражнения на развитие внимания, мышления, памяти |
Знание |
Исполнительская деятельность |
Индивидуальные тренинги, ТРИЗ, упражнения, алгоритмические, репродуктивные, контрольные задания, состязания |
Сборники упражнений, положения о конкурсах мастерства |
Мастерство (умение) |
Творческая деятельность |
Проблемное обучение, эвристические, диагностические, коррекционные контрольные тесты |
Упражнения на развитие и восприятия, воображения, мышления, памяти и т.п. |
Способности (уровень развития) |
Эмоционально-значимая коммуникативная деятельность |
Игровые, личностно-ориентированные, оценочные тесты, коммуникативные умения |
Различные ситуативные задачи, ролевые игры, деловые игры, тренинги |
Морально-нравственные ценности |
Физкультурно-спортивная деятельность |
Тестирование, контрольные задания, аттестация, соревнования, состязания |
Комплексы упражнений, тесты, разрядные нормативы |
Развитие физических качеств личности |
Техническое творчество |
Компьютерные НИТ, репродуктивные, контрольные задания |
Компьютерные программы, учебные тесты, технологические карты |
Развитие навыков, креативных способностей |
Учебно-исследовательская деятельность |
Тренинги, контрольные задания, поисковые, исследовательские методы, экспериментальная деятельность учащихся |
Учебные тесты, таблицы, алгоритмы исследовательской и диагностической деятельности |
Обобщение опыта, развитие инновационной деятельности |
Досуговая деятельность |
Игры, конкурсы, программы, дискуссии |
Игровые ситуации, упражнения на развитие памяти, мышления, воображения |
Развитие творческих способностей |
Социально-педагогическая деятельность |
Социально-психологическое тестирование, диагностика, упражнения на развитие коммуникативных умений, социальную адаптацию учащихся. |
Тесты, социально-педагогические тренинги, дискуссионные клубы, мониторинг |
Расширение социального опыта учащихся, коммуникативных и личностных качеств. |
Учебно-дидактическое обеспечение образовательного процесса
Цель |
Это основная движущая идея; она не должна быть отвлеченной, предельно обобщенной, та основная мысль, которая побуждает педагога к организации конкретной учебно-воспитательной деятельности. Здесь важно заявить о масштабности устремлений и в то же время об их конкретной практической осуществимости. |
Задачи |
Образовательная – передача знаний формирования умений, навыков. Развивающая – развитие интеллекта, речи, памяти, мышления, внимания, творческого воображения и т.д. Воспитательная – через содержание предмета, через методы, через личный пример воспитание качеств характера |
Методы обучения |
Словесные (объяснительные) – рассказ, лекция, беседа, объяснение, работа с книгой. Наглядные (иллюстративные) – демонстрация, наблюдение. Практические – опыт, лабораторная работа, практические занятия, упражнения. Репродуктивный – учащиеся воспроизводят материал. Частично-поисковый – педагог ставит проблему, но решение, осуществляется совместно. Исследовательский – учащиеся исследуют проблему и показанные пути решения. Модульный метод – метод творческого поиска, использование учеником процесса моделирования. |
Методы воспитания |
Методы формирования социального опыта детей: - методы педагогического требования – вводит ребенка в деятельность (коллективные требования: Устав образовательного учреждения, клятва, заповеди …, индивидуальные: поручения; формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности…) - методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, диспут. - методы самоопределения личности ребенка: методы самопознания (использование игры для раскрытия своего «Я», ведение ситуаций «Дневника добрых дел», обсуждение прожитого дня, планирование своего дня и т.д.) - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: (соревнование, поощрение, наказание). |
Принципы обучения |
- научности (достоверность, научность знаний); - систематичности и последовательности; - наглядности; - доступности знаний; - прочности знаний, умений и навыков; - самостоятельности; - связи обучения с жизнью; - учета индивидуальных особенностей в коллективной работе. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.