ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОДУКТОВ
Мультимедийное электронное издание – электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.
Мультимедийные продукты – это документы, несущие в себе информацию разных типов и предполагающие использование специальных технических устройств для их создания и воспроизведения. Не все из многочисленных компакт-дисков или онлайновых ресурсов могут считаться подлинно мультимедийными продуктами.
Согласно ГОСТу 7.83, различаются следующие основные классы информационных ресурсов (электронных документов, прошедших редакционную обработку и предназначенных для распространения), выделяемые по различным основаниям:
1 – по наличию неэлектронного аналога:
- электронный аналог традиционного документа, - самостоятельное электронное издание; 2 – по природе данных:
- текстовое электронное издание;
- изобразительное электронное издание (включая факсимиле);
- звуковое электронное издание;
- программный продукт;
- мультимедийное издание;
3 – по общественному назначению:
- официальное электронное издание;
- научное электронное издание;
- научно-популярное электронное издание;
- производственно-практическое электронное издание;
- нормативное производственно-практическое электронное издание;
- учебное электронное издание;
- массово-политическое электронное издание;
- справочное электронное издание;
- электронное издание для досуга;
- рекламное электронное издание; - художественное электронное издание; 4 – по технологии распространения:
- локальное электронное издание;
- сетевое электронное издание;
- электронное издание комбинированного распространения; 5 – по характеру взаимодействия с пользователем: - детерминированное электронное издание; - интерактивное электронное издание; 6 – по периодичности:
- непериодическое электронное издание;
- сериальное электронное издание;
- периодическое электронное издание;
- продолжающееся электронное издание; - обновляемое электронное издание; 7 – по структуре:
- однотомное электронное издание; - многотомное электронное издание; - электронная серия.
Классификаторы видов и назначений информационных ресурсов (ИР) базируются или должны базироваться на ГОСТе 7.60–90 (виды изданий) и ГОСТе 7.83– 2001 (электронные издания).
На первом уровне ИР классифицируются по виду носителя информации. Выделяются 4 класса ИР:
1 – ИР на компьютерных носителях;
2 – ИР на некомпьютерных носителях аудиоинформации; 3 – ИР на некомпьютерных носителях видеоинформации; 4 – ИР на бумажных носителях.
Выделяются подклассы:
– информационные продукты;
– программные продукты;
– программно-информационные продукты;
– услуги, оказываемые на базе сетевых ИР (мегаресурсы: электронная библиотека, поисковый сервис и др.).
Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения.
Базовым набором признаков, существенных для большинства задач, и классификации ресурсов, считают:
- содержание: например, информация общественно-политическая, правовая, персональные данные и проч.;
- источник ИР: например, официальная информация, опубликованная и проч.;
- принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, музейные, НТИ и др.;
- форму собственности ИР: государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная, собственность общественных организаций, акционерная, частная, а также указание на владельца;
- характер использования ИР (назначение), например, ИР массовые, межведомственные, ведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;
- объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);
- открытость информации: открытая, секретная, конфиденциальная;
- форму представления информации: текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная и др.;
- носитель ИР: электронный, бумажный и др.;
- способ распространения информации: сети (глобальные, локальные), издания
и проч.;
- естественный язык, на котором представлена информация.
Важнейшими характеристиками ИР является такие трудно формализуемые параметры как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.
Мультимедийные продукты условно можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, на какие категории пользователей они ориентированы.
Наиболее массовая группа мультимедийных продуктов – компьютерные игры.
Вторую группу составляют мультимедийные бизнес-приложения.
Третья группа – образовательные программы, распространяемые чаще всего на компьютерных компакт-дисках.
В четвертую группу входят специальные программы, предназначенные для самостоятельного производства различных мультимедийных продуктов (как любительских, так и профессиональных).
Проблема классификации мультимедийных ресурсов тесно связана с вопросами качества и ценности информации. Существуют разные трактовки относительно ценности ресурсов.
Специалистами выделяется несколько подходов, согласно которым ценностной является:
1) правовая информация, обеспечивающая сам доступ к ресурсу и право пользователя на информацию;
2) массовая, новостная информация;
3) ликвидная информация, т.е. информация, на которую имеется платежеспособный спрос;
4) информация, ценность которой определяется через стоимостные характеристики, т.е. информация, понимаемая как коммерческая ценность или как информация, получение которой связано с большими затратами;
5) информация, позволяющая принимать решения, - близко к этому понимание ситуативной ценности информация, т.е. ценной является информация, которая
предоставляется потребителю в нужное время и в нужном виде;
6) информация, имеющая отношение к духовным ценностям, историческим реликвиям, фондам первопечатных изданий, подарочным коллекциям и т.п. ресурсам, отнесенным к национальному достоянию.
При характеристике мультимедийного ресурса важными выступают показатели полноты, достоверности и актуальности контента. При этом полнота имеет свои ограничения (временные, количественные и т.д.). Применительно к Интернет-ресурсам говорят о полноте поисковой системы, обеспечивающей полноту результатов поиска по конкретному запросу относительно всех сведений (документов), релевантных данному запросу и имеющихся в информационном массиве.
Показатели качества мультимедийных ресурсов, при всей их важности, не могут рассматриваться как универсальные параметры описания информационных ресурсов, пригодные для их классификации. Применение этих показателей возможно только в строго определенных границах. В настоящее время не существует методологии для универсальной классификации мультимедийных ресурсов, для описания содержания информационных массивов, ее предстоит построить, комбинируя уже известные способы описания на основе общего представления о них
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.