Классификация писем
Все служебные письма можно разделить на констатирующие свершившийся факт и предваряющие возможность его свершения. Таковы письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-предупреждения, письма- извещения. Они не требуют ответа, но их наличие имеет юридическое значение.
Есть письма, которые сопровождают материальные ценности или другие документы, так называемые «сопроводительные». Они выполняют
роль ярлыка, этикетки, прикладываемой к отправляемым документам, и фиксируют факт отправки.
Обеспечивая предварительный обмен информацией, письмо помогает сторонам выявить возможности для заключения различного рода договоров и актов. Поэтому в современном делопроизводстве письмо выступает как
деловой инструмент, язык которого представляет определенные трудности при стандартизации.
Классифицировать деловые письма – значить построить классификацию производственных ситуаций, вызывающих необходимость в переписке. Несмотря на многообразие ситуаций, их можно типизировать, что и позволяет разграничить деловые письма по нескольким признакам.
Прежде всего, письма можно разделить по функциональному признаку на две группы:
1. Письма, требующие письма-ответа.
2. Письма, не требующие письма-ответа.
К письмам, принадлежащим первой группе, условно можно отнести: письмо-просьбу, письмо-обращение, письмо-предложение (письмо- представление) и т.п. Ответы на эти письма приобретают определенную форму в зависимости от характера исходного письма. Письма-ответы должны содержать регистрационный индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
К письмам, не требующим ответа, можно отнести:
· письмо-предупреждение;
· письмо-напоминание;
· письмо-приглашение.
Отдельные виды писем подразделяются по признаку специализации. Так, например, среди сопроводительных писем выделяется договорное письмо, в соответствии с названием документа, которое оно сопровождает.
Если содержание служебного письма разделить на аспекты, то можно говорить об одно- и многоаспектных письмах. Простое служебное письмо – письмо одноаспектное. Можно выделить, например, следующие аспекты деловых писем:
1. Факт напоминания – письмо-напоминание.
2. Выражение гарантии – письмо гарантийное.
3. Указание на ранее достигнутое соглашение, свершившийся факт –
письмо-подтверждение.
4. Информирование о намечаемых или уже проведенных мероприятиях –
информационное письмо.
5. Указание на факт отправки прилагаемых к письму документов –
сопроводительное письмо.
6. Предупреждение о возможных ответных шагах и т.д. – письмо- предупреждение.
Одно и то же письмо может содержать и гарантию, и просьбу, и напоминание, т.е. быть многоаспектным (многоцелевым). Каждому из существующих аспектов содержания письма соответствуют уже сложившиеся словесные конструкции со своими ключевыми словами, которые облегчают поиск документов и процесс его изучения.
По тематическому признаку проводится условное различие между деловой и коммерческой корреспонденцией. Считается, что переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы деятельности предприятия, относится к деловой корреспонденции, а переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к коммерческой корреспонденции. Однако письма, классифицируемые по тематическому признаку, различаются лишь терминологией и фразеологией.
Следует отметить, что тематическая классификация очень удобна при инвентаризации корреспонденции. Для этих целей деловую переписку можно разделить, например, на следующие виды:
· по технологии;
· по оборудованию и энергетике;
· по производству.
Отбор ключевых терминов для каждого типового письма позволяет облегчить механизацию и компьютеризацию делопроизводства на предприятии, организации и учреждении.
По структурным признакам служебную переписку можно разделить: на регламентированную (стандартную) и нерегламентированную (нестандартную). Регламентированное письмо составляется по определенному образцу (это
касается не только стандартных аспектов содержания, но и формата бумаги, состава реквизитов и т.д.), всегда фиксирует регулярную производственную ситуацию и реализуется в виде стандартных синтаксических конструкций.
Каждый вид официального письма имеет свою языковую формулу. Языковая формула – это устойчивый оборот, словосочетание, выражающее вид, характер той или иной управленческой, производственной или просто профессиональной функции. По языковым формулам «Прошу», «Высылаем»,
«Подтверждаем» можно судить о разновидности письма, что позволяет определить цель его использования и приемы работы с ним.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.