Теоретические основы подвижных игр
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.
Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», – замечает Е.А. Покровский.
У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела... Игры бесспорно составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений...
Не забудем далее, что «подвижные игры по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах. <...> Посмотрим, кроме того, сколько гигиена выигрывает от того одушевления и веселья детей, какие наблюдаются во время игр, и чего совсем недостает никакому другому виду физических упражнений».
Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:
— движение,
— физическая раскованность и свобода,
— общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,
— состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,
— наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»,
— легкость, которую приобретает каждый ее участник,
— ограниченность во времени,
— «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».
Традиции использования подвижных игр в России имеют свою длительную историю. Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIII—XIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.
С.Я. Эйнгорн «разумно построенными» играми призывал педагогов бороться против двух важнейших недостатков времени – «чрезмерной впечатлительности ребенка и ослабления его воли». Он считал, что «для детского возраста не существует гимнастики, которая могла бы по своей ценности превосходить игру; последняя соответствует физической организации ребенка и его умственным потребностям, так как она в одно и то же время приятна и полезна».
П.Ф. Лесгафт, считая игры весьма выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий» и к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей «владеть собой, ...сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать, таким образом, подчинять свои действия сознанию».
«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», – убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность, он относил:
1) «свободные движения в форме игр (мышечная работа);
2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);
3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);
4) чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе)».
«Маленькие дети, опираясь... на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной активности в игре. Не надо мешать ребенку играть, резвиться...
Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке, сколько крутить скакалку... это заложено в его природе... Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь», – подчеркивает уже в наше время И.А. Аршавский, сожалея, что именно в начальной школе обрывается нить «игровых университетов». Ребенок насильно иммобилизуется, его двигательная активность резко уменьшается, а игра перестает носить столь важный для развития детей характер физиологического стресса, который заставлял активно действовать все их органы и системы, но и одновременно позволял соблюдать «разумный дефицит покоя». В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.
П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Ружена Будинска говорила, что подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевною благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ
Возникновение и использование игр в воспитательных целях относят к начальному этапу становления человека. Появление игры было оправдано с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Трудовые процессы, и прежде всего охота, требовали от первобытного человека силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения способствовала накоплению и передаче знаний и опыта, старших младшим и совершенствовала необходимые качества. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического (слитного, нерасчлененного) искусства первобытного общества, которое отражало трудовые, бытовые и обрядовые действия человека. Игры включали образно-подражательные действия и были неразделимы с пением, танцами, музыкой. Состязания и изобразительные игры, применяемые для подготовки к жизнедеятельности, прошли сложный путь развития от натуралистических и символических к отвлеченным играм. По мере совершенствования орудий труда и производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений и новые более сложные действия.
Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только в их содержании, но и в воспитательных целях в соответствии с законами и запросами данного общества.
Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги изучают сущность игры, её происхождение, развитие и значение.
Существует множество точек зрения, но все они могут быть сгруппированы вокруг двух основных:
Первая утверждает извечность, неизменность игры, её первичность по отношению к труду и всем другим социальным явлениям. Они доказывают непознаваемость сущности игры. Так, Бюхер и Спенсер рассматривают игры как форму реализации избытка энергии; Калоцца и Гроос - как врожденное стремление к деятельности, .служащей подготовкой к жизни; Шиллер - как удовольствие; Торндайк, - как наследственный инстинкт. Все эти теории считают игры "чистым проявлением природы", стихийный характер игры они ставят на первый план, не учитывая общественный, социальный характер игры, оценивая игру только с биологической точки зрения, сопоставляя игру человека и животного, механически перенося природу игры животного на социальный характер игры человека. Они не видят разницы между биологическими и социальными механизмами воспроизведения окружающего мира в играх. Отсюда следует тезис, что между игрой животного и человека нет принципиальной разницы, как нет сходства между игрой и трудом. Их теории "свободной игры", "свободы самовыражения" отрицают и необходимость педагогического руководства.
Вторая точка зрения подчеркивает особое значение использования игр в воспитательных и образовательных целях. Г.В. Плеханов первым высказал мысль, что в жизни человеческого общества труд старше игры, несмотря на то, что в жизни ребенка игра предшествует труду. "Возникнув в труде, игра к труду же и готовит". Она отражает основные признаки труда: сознательную деятельность, психологические, эмоциональные реакции. Материалисты утверждают, что в играх отражается окружающая действительность, материальные и социальные условия жизни общества, что игра есть процесс моделирования реальных жизненных условий, где в упрощенных, облегченных условиях идет приобретение жизненно необходимого опыта (качеств, навыков и умений) и где деятельность обязательно направляется сознанием. Именно поэтому совершенствуются психологические механизмы формирующие личность человека. Коллективность действий и появление тактики игры возникают благодаря способности человека творчески мыслить, которая в процессе игры совершенствуется и в свою очередь ведет к усложнению содержания игровой деятельности, углубляя свои воздействия на личность человека.
Решающая роль в освоении общественного опыта через игру принадлежит самому ребенку, его сознательной и творческой активности. Правильное понимание теории происхождения игры и её развития способствует правильной организации самого педагогического процесса.
Возможности использования игр в воспитательных целях очень разнообразны и особое место они занимают в формировании личности в детские и юношеские годы.
Первостепенная роль игры в формировании личности ребенка показана в трудах ученых и великих педагогов. Так, Я. А. Каменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться "серьезным делом": или развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно. При этом игры должны соответствовать возрасту, содержать разнообразные движения, и способы проведения игр надо менять, чтобы доставлять больше удовольствия играющим.
В своё время Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов, В.Г. Белинский подчеркивали важность сочетания игры с обучением и считали игры мощным средством нравственного воспитания личности. К.Д. Ушинский отмечал, что в игре формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только проявляются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на будущую судьбу. П.Ф. Лесгафт утверждал, что игра требует сознательных действий и умения управлять своими движениями, что в процессе игры формируется характер и творческий потенциал личности. Он подчеркивал, что в игре всегда заложен элемент непознанного. Одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие её варианты. Она всегда проходит по-новому, неповторима и таит в себе много неожиданностей, игра в отличие от строго регламентированных движений (гимнастика, прыжки в воду) всегда связана с индивидуальным моментом решения двигательных задач, что имеет притягательную силу для играющих, а для руководителя связано с решением образовательных и воспитательных задач, поэтому П.Ф. Лесгафт исключительную роль отводил руководителю-педагогу. Он собрал, систематизировал и классифицировал огромное количество игр.
Не утратили своего значения главные методические требования проведения игр, обоснованные П.Ф. Лесгафтом:
1) установка перед каждой игрой конкретной задачи;
2) соответствие игры возрасту, полу, силам и способностям участников;
3) обеспечение играющим положительных эмоций, инициативы и самостоятельности действий;
4) систематичность и последовательность в организации игр.
В своих трудах И.М. Сеченов показал зависимость между игровыми движениями младенца и формированием процесса мышления. Е.А. Покровский также считал, что игры не только "содействуют развитию и укреплению тела, но и в значительной мере образованию ума".
Н.К. Крупская, A.C. Макаренко рассматривали её как коллективную деятельность, которая учит общественным отношениям. A.C. Макаренко разработал систему использования игр в восстановлении навыков общественного поведения и выдвинул принцип сочетания труда и игры. Игра, по его мнению, - тот же труд: "она приучает человека к физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы... и воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре".
В.Г. Марц создал Научно-исследовательский институт игры и праздника, разработал методику руководства играми, считая, что от руководителя во многом зависит успех игры.
В настоящее время вопросами теории и методики занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, физическая культура, математика, экономика и т.п. Ученые считают, что игра является структурной моделью поведения ребенка, с помощью которой он осваивает окружающую действительность. Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.
Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими.
При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:
помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
помочь сделать нужную для игры постройку;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства:
внесение новой игрушки (младший дошкольный возраст);
внесение игровых материалов (младший дошкольный возраст);
советы, вопросы (старший дошкольный возраст);
непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст);
Роль игрового материала и игрушек:
Как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. Дети раннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на материал и различные операции с ним. Так, в игре двухлетних детей это занимает до 90 % времени. Материал для них - исходный пункт игры.
У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.
Назначение материала в игре видоизменяется: он становится не только средством для выполнения различных операций, но и опорой для сюжетных игр.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.
Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала;
Основные приёмы руководства в младшем дошкольном возрасте:
Образец; его рассматривание, выделение основных частей постройки.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
Постройка по замыслу;
По условиям;
По предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).
Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.
В старшей группе , наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил.
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:
1. Наглядность;
2. Сюжет;
3. Слово.
В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).
В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры.
При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя. Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Сюжетно-ролевая игра – это игры , которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли.
Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей
Для возникновения и развития сюжетно – ролевой игры необходимо наличие у ребенка знание об окружающих его предметах ( об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях общественной жизни.
Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить какой строительный материал и какие игрушки необходимы ему для игры. Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета , его развития , они придают устойчивость сюжету.
Задачи сюжетно – ролевой игры это развитие творческой деятельности и воображение ребенка, который учится оперировать предметами игрушками как символами явлениями окружающего мира .В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей , у кого проявляется эгоизм, агрессивность , замкнутость.
Методические приемы в сюжетно- ролевой игре.
Младший возраст.
В младшем возрасте в с\р игре наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий .Ребенок стремиться определить для себя роль , может на некоторое время увлечься ею, но через некоторое время забывают об этом и «переключаются» на другую роль и зачастую неоправданно меняет весь сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главную роль играет воспитатель.
В этом возрасте главным приемом является совместная игра педагога и детей. Педагог показывает в игровой ситуации действия с игрушками, предметами – заменителями. Хорошо зная характер детей , педагог может их увлечь в совместные действия с игрушкой.
С возрастом у ребенка появляется стремление подражать игровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Таким образом , в работе с детьми 2-3 лет одной из важной задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Совместная игра доставляет детям радость и дает возможность обмена знаниям, активного речевого обмена, проявлений разнообразных эмоций. И только умелое вмешательство педагога помогает поддерживать интерес детей к игре и к действиям друг друга.
Таким образом, на данном этапе важное значение имеет непосредственное участие педагога в игре (игра с одним ребенком и показ в игровой ситуации разнообразных действий с любимой игрушкой, диалог разговор педагога с образной игрушкой). В играх воспитатель берет на себя главную роль, и сам распределяет роли детям объединяя их для совместной игры. При этом он показывает искреннюю заинтересованность в происходящим.
Средний возраст.
Исходя из особенности среднего , возраста роль воспитателя в игре значительно сокращается. Его методы должны быть направлены на обогащение знаний детей о событиях, происходящих в нашей стране , о социальной сущности коллективного труда взрослых. Здесь немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы – рассказы о возможностях детей в той или иной роли. Такие беседы помогают в формированию самостоятельности в выборе темы игры и развитию ее содержания.
Особое внимание педагога требует оказание ребенку помощи в создании игрового образа, советует, какую роль лучше всего взять ребенку в соответствии с его возможностями. Для того чтобы каждый ребенок сумел в ролевом исполнение передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми…
Педагог, может участвуя в игре может брать на себя главную роль или быть одним из рядовых героев, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.
Старший возраст.
В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с цель более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии.
Методы руководства игрой.
Руководство с\р игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем обучением и воспитанием , в том числе и трудовым. Исходя из этого выделяится три группы методов.
Первая группа методов: Обогащение детей знаниями , впечатлениями , представлениями об окружающем мире.
Вторая группа методов: - Это методы , способствующие становлению и развитию игровой деятельности.
Третья группа методов: Связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовление игрушек.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
В детском саду в целях всестороннего развития ребенка создаются условия для разнообразной содержательной деятельности, в которой дети активно проявляют себя, отражают свои впечатления об окружающем мире, познают под руководством педагога новые для них явления.
Под конструированием принято принимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона, дерева.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключается в том, что она развивает способности ребенка, его товрческие умения.Значение этой деятельности отчетливо выступает в свете учения И.П.Павлова и И.М. Сеченова о роли двигательного анализа.
Упражнение ребенка в решении разнообразных конструктивных задач развивают творческую строительную игру.
Строительная игра многообразна: иногда ребенок подражает в неи строительной деятельности взрослых.В таких играх ребенок берет на себя роль рабочего – строителя, но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда реализует и неясные еще образы фантазии.
Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей.
Детское строительство само по себе носит игровой характер, поэтому принято употребление понятия строительная игра.С ролевой игрои ее сближает активная деятельность воображения, игровой замысел,эмоции радости сопровождающие игру.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.
Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала;
Основные приёмы руководства в младшем дошкольном возрасте:
Образец; его рассматривание, выделение основных частей постройки.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
Постройка по замыслу;
По условиям;
По предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).
Конструирование в детском саду. В.Г.Нечаева М 1961г
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Дидактическая игра – это обучающие игры. Их основное назначение- способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков развитию умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила.
Дидактическая игры являются и методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью.
В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа:
Подготовка
Проведение
Анализ результатов
1.Подготовка: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы с учетом времени проведения игры в свободное время или на занятии. Определение кол-ва участников, отбор необходимого дидактического материала, пособий.
2.Проведение игры не составит труда воспитателю, если он и дети будут тщательно подготовлены к ней. Необходимо ознакомить детей с правилами игры с ее содержанием и игровыми действиями. Участвуя в игре , взрослый направляет действия детей советами, напоминаниями, непосредственным показом.
3.Анализ игры. Это самый ответственный момент руководстве ею. Педагог отвечает самых активных детей, кто чет ко выполнял правила игры, помогал своим товарищам, был честен при выполнение правил игры. Кроме того анализ помогает выявить индивидуальные особенности в поведении и характер дет ей, а значит, правильно организовывать работу с ними.
Младший возраст.
В младшем возрасте используют дидактические игры назакрепление умений подбирать предметы по цвету, размеру, собирать пирамидку. Учат собирать картинку из 4-6 частей ( «Наша посуда», «игрушки «и др…) В совместных дидактических играх учатся выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:
Наглядность;
Сюжет;
Слово.
Средний возраст.
В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о св-вах предметов.
Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.
В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
Старший возраст.
Дидактические игры этого возраста направлены на обогащение и систематизирование знаний детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира. Развивают память, внимание воображение мышление, речь.
Педагог учит подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творчество и самостоятельность, Культуру честного соперничества в играх.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра направлена на закрепление пройденного материала. Формируется умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Игры направлены на подготовку ребенка к школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.
Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.