По степени выраженности:
Легкая ( стёртая дизартрия)
все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.
Выраженная
ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность.
Тяжелая (Анартрия)
полная невозможность произносительной стороны речи;
По принципу локализации с учетом неврологического подхода на основной уровень локализации поражения двигательного речевого аппарата (М.С Маргулис) :
- Бульбарная
- Псевдобульбарная
-Корковая
-Можечковая
-Экстрапирамидная и т.д.Классификация дизартрии
Классификация
дизартрии
ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ ГЛУХОВА К.А.
По степени выраженности:
Легкая ( стёртая дизартрия)
все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой
форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей
со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической
микросимптоматики.
Выраженная
ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо
нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная
выразительность.
Тяжелая (Анартрия)
полная невозможность произносительной стороны речи;
По принципу локализации с учетом неврологического
подхода на основной уровень локализации поражения
двигательного речевого аппарата (М.С Маргулис):
Бульбарная ( Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка,
мягкого нёба)
Псевдобульбарная (возникает псевдобульбарный паралич или парез,
обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к
ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов)
Экстрапирамидная / подкорковая ( поражение подкорковых ядер)
Корковая(нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата)
Мозжечковая (обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей)
По синдромологическому подходу (И. И. Панченко)
применительно к детям с церебральным параличом
выделяют:
Спастикопаретическую (ведущий синдром – спастический парез)
Спастикоригидную (ведущий синдром – спастический парез и
тонические нарушения типа ригидности)
Гиперкинетическую (гиперкинезы)
Атактическую (атаксия)
Спастикоатактическую (спастический парез и атаксия)
Спастикогиперкинетическую (спастический парез, гиперкинезы)
Атактикогиперкинетическую (атакия, гиперкинезы)
По степени понятности речи для окружающих была
предложена Тардье в 1968 году применительно к
детям с ЦП:
1 степень – нарушение звукопроизношения выявляется только
специалистом в процессе обследования ребенка;
2 степень – нарушение звукопроизношения заметны каждому, но
речь понятна для окружающих;
3 степень – речь понятна только близким ребенка и частично для
окружающих;
4 степень – отсутствие речи Ии полная ее непонятность.
Дизартрия при спастической форме ДЦП.
Двойная гемиплегия
Самая тяжелая форма ДЦП, возникает при
значительном поражении мозга в периоде
внутриутробной жизни.
Функции рук и ног практически отсутствуют.
Речь отсутствует (анартрия или тяжелая дизартрия.)
Дизартрия при спастической форме ДЦП.
Спастическая диплегия
Самая распространенная форма ДЦП,
известная под названием болезни или
синдрома Литтля.
Поражены руки и ноги, но нижние
конечности в значительно большей
степени.
У детей часто наблюдается вторичная
задержка психического развития: 30
35% страдают умственной отсталостью
в легкой степени. У 70 % речевые
расстройства в форме дизартрии.
Гемипаретическая форма
Эта форма характеризуется поражением
односторонних руки и ноги.
В 80% случаев развивается у ребенка в ранний
постнатальный период, когда вследствие травм,
инфекций, поражаются формирующиеся пирамидные
пути головного мозга.
У 2535 % детей наблюдается легкая степень
умственной отсталости; у 4558 % вторичная задержка
психического развития; речевые расстройства
наблюдаются у 2035 % детей, чаще по типу
псевдобульбарной дизартрии.
Появление гемипареза формируется к 610 месяцам
жизни ребенка.
Атоническиастатическая форма
Встречается реже других форм, характеризуется парезами, низким
тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов,
нарушением координации движений, равновесия.
Речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной
дизартрии наблюдается у 6070% детей, имеет место ЗПР.