Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 56
КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ОКСИДОВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : основные классы неорганических
веществ.
Т р е б о в а н и я : уметь характеризовать свойства основных классов
неорганических веществ.
О б о р у д о в а н и е : колба, ложка для сжигания веществ, спиртовка,
спички, красный фосфор, вода, лакмус, растворы: NaOH, CaO,
фенолфталеин, раствор HCl.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания (5–7 минут).
II. Экспрессконтроль.
I, III варианты – воспроизведение схемы на листочках (3 минут).
II, IV – работа по вариантам в тетрадях (7 минут).
Потом наоборот.
I
II
III
IV
Дать характеристику основанию
Fe(OH)3
Cu(OH)2
NaOH
KOH
Дописать уравнения реакций, одно из них записать в ионном виде
Fe(OH)3
NaOH+N2O5→
KOH+CO2
KOH+H3PO4 Fe(OH)3+H2SO4→ Ca(OH)2+Na2CO3→ NaOH+H2SO4→
NaOH+FeCl2→
KOH+CuCl2
Ca(OH)2+HCl→
KOH+P2O5→
NaOH+SiO2→
NaOH+MgSO4→
Al(OH)3
Mg(OH)2
AgOH
III. Объяснение нового материала.
– Оксиды – это бинарные соединения кислорода, в которых он
проявляет степень окисления –2.
Оксиды делят на несолеобразующие – они не реагируют скислотами и щелочами, не образуют солей. Это: N2O; NO; CO; SiO.
Остальные оксиды являются солеобразующими.
Среди них выделяют основные оксиды, которым соответствуют
основания (как правило, они образованы металлами) и кислотные
оксиды, которым соответствуют кислоты (они образованы неметаллами
и переходными элементами в степенях окисления выше +4).
Упражнения: определите характер оксида, составьте формулу
соответствующего основания или кислоты: CaO, N2O4, SO2, ZnO, SO3,
CrO3, CrO, Na2O.
Химические свойства оксидов
Учитель демонстрирует опыт: получение P2O5, его растворение в
воде и щелочи. Учащиеся записывают уравнения реакций.
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O.
Далее учитель показывает взаимодействие CaO с H2O (фенолфталеин
доказывает наличие щелочи), с HCl. Учащиеся записывают уравнения.
CaO + H2O = Ca(OH)2
CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O.
Оксиды реагируют между собой:
3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 40, упр. 1–3; после § 38 упр. 6; после §
39 упр. 5.