«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»
Оценка 4.7

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
19.08.2019
«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития. * обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; * развитие познавательных способностей; * развитие творческого воображения; * развитие творческого мышления; * развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности детей специфичны для каждого возраста.
Доклад Проектная деятельность.docx
«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»   Метод   проектов   актуален   и   очень   эффективен.   Он   даёт   ребёнку   возможность экспериментировать,   синтезировать   полученные   знания.   Развивать   творческие способности и коммуникативные навыки.                Основной   целью   проектного   метода   в   ДОУ   является   развитие   свободной творческой   личности   ребёнка,   которое   определяется   задачами   развития   и   задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития. * обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; * развитие познавательных способностей; * развитие творческого воображения; * развитие творческого мышления; * развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности детей специфичны для каждого возраста. Младший дошкольный возраст: * вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ; *   активизация   желания   искать   пути   разрешения   проблемной   ситуации   (вместе   с педагогом); *   формирование   начальных   предпосылок   поисковой   деятельности   (практические опыты). Старший дошкольный возраст: * формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; *   развитие   умения   определять   возможные   методы   решения   проблемы   с   помощью взрослого, а затем и самостоятельно; *   формирование   умения   применять   данные   методы,   способствующие   решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; * развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:  по   составу   участников:   индивидуальные,  групповые,   подгрупповые,   семейные, парные;   по содержанию: монопроекты – одна образовательная область, интегративные – две и более образовательные области;  по продолжительности: краткосрочные – 1­4 недели, средней продолжительности ­  1­3 месяца, долгосрочные – до 1 года;   по   доминирующему   виду   проектной   деятельности:   информационные, исследовательские, творческие, проектно­ориентированные.  В   практике   современных   дошкольных   образовательных   учреждений   используются следующие типы проектов (по Л.В. Киселёвой): Исследовательско – Дети экспериментируют, а затем оформляют  Старшая творческий Ролево – игровой Информационно – практико­ ориентированный Творческий результаты в виде газет, драматизации, детского  дизайна Используются элементы творческих игр, когда  дети входят в образ персонажей сказки и решают  по­своему поставленные проблемы Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Оформление результата работы в виде детского  праздника, детского дизайна и т. П. группа Вторая  младшая группа Средняя  группа Вторая  младшая группа 1. Исследовательская проектная деятельность Виды проектной деятельности. Своеобразие   исследовательской   проектной   деятельности   определяется   ее   целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские   проекты   чаще   всего   носят   индивидуальный   характер   и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.  Приведем   пример.  Миша   К.   не   пользовался   популярностью   у   детей:   его   редко принимали в игру, и «смирившись» с этой ситуацией мальчик и сам неохотно шел на контакт. Когда в группе была организована проектная деятельность, Миша предложил исследовательский   проект,   посвященный   устройству   автомобиля.   В   результате   он разобрался в устройстве основных блоков автомобиля, научился различать марки и описывать их преимущества и недостатки. После презентации своего проекта Миша стал   своеобразным   экспертом   по   автомобилям   и   приобрел   небывалый   авторитет   у мальчиков, что не могло не повлиять на характер его общения со сверстниками. В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы. Первый   этап предполагает   создание   ситуации,   в   ходе   которой   ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда   берется   электричество,  может   обсуждаться   всей   группой.   Вторая   стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем   создается   особая   ситуация,   которая   помогает   ребенку   сформулировать исследовательскую   задачу.   Например,   девочку,   которая   любит   играть   в   куклы   и одевать их, можно подвести к вопросу о том, как выглядели куклы раньше, во что их одевали и т. п. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают   самостоятельно   формулировать   исследовательскую   задачу,   исходя   из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса. На втором этапе ребенок  оформляет  проект. Родители  помогают  дошкольнику,  но организатором   проекта   является   ребенок,   поэтому   взрослые   выполняют вспомогательную   функцию,   следуя   его   замыслу   и   наблюдая   за   тем,   чтобы   он полноценно реализовывал каждый этап проекта. Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и,   как   правило,   представляет   собой   красочный   заголовок,   создаваемый   общими усилиями: родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу. Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать   иллюстрации,  изображающие   содержание   ответов,   данных   сверстниками, родителями,   знакомыми   и   им   самим.   Важно,   чтобы   в   проекте   было   представлено несколько разных точек зрения (одна из них должна принадлежать ребенку). Третья  страница посвящается  выбору наиболее  правильного  ответа,  с точки  зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и  зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор. Четвертая   страница   посвящается   возможным   способам   проверки   предложенного ребенком ответа. В нижней части страницы ребенок должен нарисовать тот способ получения   информации,   которым   он   воспользовался   (обращение   к   взрослому, сверстнику,   книга,   просмотр   передачи   и   т.   п.)   и   обосновать   его   преимущества (последнее обязательно обсуждается с ребенком, но не всегда отображается письменно – можно использовать рисуночные значки, которые помогут дошкольнику восстановить смысл аргументации). На   пятой  странице   изображается   результат  проверки   правильности   ответа.  Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. На   шестой   странице   ребенок   показывает,   где   можно   применить   проект:   он   может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т. п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта). Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности.   Затем   ребенок   рассказывает   о   проделанной   работе,   показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т. п. На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания   и   интеллектуальные   игры   для   закрепления   и   систематизации   материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе. Проекты   не   только   обогащают   дошкольников   знаниями   и   стимулируют   их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно­ролевых игр. В   процессе   работы   над   исследовательскими   проектами   дошкольники   начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. 2. Творческая проектная деятельность. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская   проектная   деятельность,   как   правило,   носит   индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею  проекта,  но   для   реализации   выбирается   только   одна.  Понятно,  что  подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития. Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого). На   первом   этапе проводится   подготовительная   работа,   в   ходе   которой   педагоги обсуждают   возможные   темы   проектов,   связанные   со   значимыми   социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности. Если проект не значим для педагога, он должен постараться понять, почему его нужно организовывать с детьми. На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта. На   третьем   этапе дети   высказывают   свои   идеи   реализации   проекта.   По   ходу высказываний   педагог   должен   отмечать   наиболее   оригинальные   идеи,   чтобы   в дальнейшем (если дети их не воспроизведут), напомнить о них. На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации. На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект. В  заключение  этого  этапа  выбирается  идея,  которая  будет  реализовываться   в  ходе творческого   проекта.   При   этом   выбор   идеи   осуществляется   следующим   образом. Воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея. В   случае   если   два   или   более   проектов   получили   одинаковое   количество   фишек, устанавливается очередность их выполнения (с помощью жребия). Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дошкольники (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы. На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт. Как уже   говорилось,   проектная   деятельность   предполагает   социальную   презентацию, которая   направлена   на   то,   чтобы   показать   ребенку   значимость   его   усилий   для окружающих. Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно, и на развитие его личности. На   девятом   этапе осуществляется   презентация   продукта   творческого   проекта. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый   поддерживает   такой   проект,   поддерживается   уникальное   видение   мира, свойственное   данному   ребенку,   стимулируется   его   познавательная   активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. 3. Нормативная проектная деятельность Проекты   по   созданию   норм   являются   чрезвычайно   важным   направлением   в педагогической   деятельности,   поскольку   они   развивают   позитивную   социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные   ситуации,   сопровождающие   жизнь   ребенка,   можно   разделить   на   три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Общая   стратегия   работы   с   детьми   заключается   в   том,   чтобы   минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Работа   по   созданию   новой   нормы   (нормотворчество)   основывается   на   реальных ситуациях,   возникающих   в   жизни   детей   в   детском   саду.   Обычно   это   типичные, повторяющиеся   конфликтные   ситуации.  Конфликты   дошкольников   характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации. Пример.   Дети   на   прогулке   уходили   играть   на   территорию   другой   группы,   что приводило к конфликтам с воспитателем. Педагог предложил дошкольникам обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом». Основным   принципом   поведения   в   подобных   ситуациях   становится   обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование правила, и контроль за его соблюдением, как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка. В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы. На   первом   этапе воспитатель   выявляет   такие   ситуации,   которые,   во­первых, достаточно   часто   повторяются,   а   во­вторых,   характеризуются   нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в   жизни   группы   могут   встретиться   всего   несколько   раз   –   такие   правила   будет невозможно удержать в сознании детей. На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации. На   третьем   этапе педагог   просит   детей   изобразить   нежелательные   последствия неприемлемого   поведения.   При   этом   дети   могут   рисовать   самые   фантастические сюжеты.   Такие   символические   рисунки   позволяют   дошкольникам   сформировать отрицательное   отношение   к   ситуации,   благодаря   ее   проживанию   в   воображаемом плане. На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы   у   детей   создается   обобщенное   эмоционально   окрашенное   представление   о данной ситуации. На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое   мнение,   воспитатель   обращается   к   детям   с   предложением   выбрать   одно   из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его. На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно  всем.  При  этом  правило   ни  в коем  случае  не  должно  быть  запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей. На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия. Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило. Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе.   Именно   поэтому   существует   книга   правил,   к   которой   дети   обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил   не   так   уж   много   (10–12),   но   их   фиксация   позволяет   существенно   снизить конфликтность   между   детьми,   что   способствует   не   только   улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.      Использование   метода   проекта   в   дошкольном   образовании   как   одного   из   методов интегрированного   обучения   дошкольников,   позволяет   значительно   повысить самостоятельную   активность   детей,   развить   творческое   мышление,   умение   детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А   так   же   делает   образовательную   систему   ДОУ   открытой   для   активного   участия родителей.

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»

«Классификация и виды проектов. Основные задачи проектного метода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2019