Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
8 кл—11 кл
16.08.2019
Программа "Дорогою добра" ориентирована на обучающихся 8-11 классов.
Ее цель: включение подростков в социально-значимую деятельность, что является важным условием формирования гражданской позиции школьников.
Реализация программы требует использования технологий, основанных на сотрудничестве учителей и учащихся, в первую очередь это социальное проектирование.
Программа реализуется в трех направлениях: "Правовое взаимодействие", "интеллект и творчество", "Лидер и организатор досуга".
Программа Дорогою добра.docx
Программа «Дорогою добра»
Пояснительная записка
Залогом стабильного функционирования гражданского общества является наличие
устойчивой гражданской позиции у его членов, особенно у молодого поколения. Возрастание
роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ
системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян.
В последнее время наблюдается возрастание количества социологических,
психологических, педагогических и др. исследований по проблеме становления гражданской
позиции (К.А.АбульхановаСлавская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, А.Н.
Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.Д.Фрумин, Н.И.Элиасберг, И.Л.Судакова, и др.).
Существуют различные подходы к определению понятия «гражданская позиция».
Гражданская
позиция рассматривается как совокупность гражданских свойств
(Н.И.Элиасберг), рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф.Крицкая), социальный или идейно
нравственный критерии сформированности личности (Л.М.Архангельский, Л.А.Беляева,
Э.Ф.Зеер, И.С.Кон), внутренняя установка, ориентация на определённую линию гражданского
поведения, отражающую субъективное отношение подростков к обществу и государству
(Е.Р.Евдокимова).
В Программе мы опираемся на теоретическую позицию И.В.Молодцовой, согласно
которой результатом сформированности гражданской позиции является «готовность и
способность молодых людей самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации
выбора, прогнозируя возможные последствия, нести личную ответственность, как за собственное
благополучие, так и за благополучие общества, что определяет их собственную гражданскую
позицию».
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний,
умений, становления нравственности и открытия своего Я, обретения новой социальной позиции.
Кроме того, это возраст потерь детского мироощущения относительно беззаботного и зачастую
безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и окружающем
мире. Юность бескомпромиссна, и ее ведущей чертой является жажда самовыражения и
самораскрытия, хотя при этом она противоречива.
Педагогам важно не оставить обучающихся один на один с действительностью, не
отгородиться от них, а вместе с ними размышлять, искать истину, осознавать объективность
общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.
Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания,
умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально
защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная
мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования
своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество
инновационных методик. Одной из них является проектная технология.
Социальное проектирование играет роль «подготовительных курсов» к жизни в
гражданском обществе, катализатора самостоятельного формирования системы ценностного
отношения к миру. Активизация деятельности учащихся через учебные деловые игры,
дискуссии, обучение поиску необходимой информации и ее анализ, моделирование
общественных процессов в игре являются практикумом в получении знаний об обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и
правовых средствах регулирования общественной жизни. Каждый участник проекта имеет
свое мнение и возможность выбрать траекторию поведения. Проектная технология – один из
успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям
современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре
общества.
Цель Программы Включение учащихся в социальнозначимую деятельность как
условие формирования гражданской позиции.
Задачи Программы
1. Формирование интереса к социальнозначимой деятельности.
2. Воспитание у обучающихся потребности участия в решении актуальных вопросов
социума.
3. Развитие умений и навыков реализации задач, связанных с основными этапами
социального проектирования.
4. Развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами
для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем.
Программа предназначена для обучающихся 8 – 11 классов.
Программа реализуется во внеучебное время, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Реализация программы требует использования технологий, основанных на
содеятельности и сотрудничестве учителей и учащихся.
Любой участник образовательного процесса (обучающийся, родитель, учитель) может
подключиться к участию в программе в любой удобный для него момент, по желанию может
посещать творческие мероприятия, участвовать в разработке и реализации проектов.
Содержание программы
В соответствии с поставленными задачами программа реализуется в трех
направлениях:
«Правовое взаимодействие»;
«Интеллект и творчество»;
«Лидер и организатор досуга».
«Правовое взаимодействие»
Активное участие подростков в творческих и социальнозначимых проектах создает
воспитательное пространство, способствующее развитию таких социальноважных качеств,
как гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека; формирует у
них представления о нравственности; влияет на приобретение опыта взаимодействия со
сверстниками и взрослыми; способствует приобщению к культурным ценностям.
«Интеллект и творчество»
Данное направление предполагает такие значимые формы работы, которые
стимулируют не только познавательный интерес ребенка, но и способствуют развитию у
подростков коллективной мыслительной деятельности, стремления к поиску вариантов
решения социально важных проблем, развивают познавательные процессы. Ведущей формой
реализации основных направлений программы является игровое взаимодействие. Именно в
рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра
побуждает к самоанализу и рефлексии.
«Лидер и организатор досуга»
Это направление предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров.
Задача выявления лидероворганизаторов и создание условий для развития лидерских качеств
у подростков имеет большую социальную значимость. Решение в значительной мере
способствует социализации ребенка, а развитие лидерских способностей повышает его
адаптивность к изменяющимся социальноэкономическим условиям. Только в деятельности
возможно проявление лидерских качеств и свойств.
Каждое направление Программы предполагает использование определенных форм и
методов деятельности, подбор системы действий, направленных на решение поставленных
задач.
По направлению «Правовое взаимодействие» предполагается выявить основные
проблемы подростков школы, повысить степень владения ими нормативноправовой грамотой
и определить основные пути решения проблем через анкетирование, проведение «круглых
столов», социальное проектирование. Повысить просветительскую деятельность среди
подростков, педагогов, родителей через СМИ о социально значимых делах детского
объединения.
Основные виды работы:
сборы актива (проводятся один раз в месяц) для выявления, обсуждения и поиска
решений актуальных молодежных проблем, а также проблем социокультурного пространства
села, решение которых будет способствовать формированию мотивационной сферы
подростков;
организация и проведение культурнодосуговых программ, коллективнотворческих
дел для реализации полученных знаний, умений и навыков на практике;
выпуск информационного листка о деятельности детского объединения.
Направление «Интеллект и творчество» предполагает реализацию интеллектуально
познавательных программ, проектов, ценность которых определяется уровнем интереса к ним
подростков, их роли в развитии позитивного отношения к действительности, коррекции
ценностных ориентиров личности. Содержание игровых программ должно быть значимым,
потенциально богатым с педагогической позиции, прививающим нравственные идеи и
ценности, а также иметь творческую направленность для развития для развития мотивации к
познанию и творчеству.
Основные виды работы:
занятия в клубе «Эрудит»;
интеллектуальнопознавательные игры, целью которых является развитие мотивации
к познавательнодосуговой деятельности, создание условий для раскрытия потенциальных
способностей и талантов подростков. Акцент в отборе содержания интеллектуальных игр
необходимо сделать на повышение уровня гражданского самосознания подростков через знакомство с историей Отечества и своего края;
сборы актива для обучения подростков основам проектной деятельности, развития
навыков анализа социальных ситуаций, реализации знаний, умений и навыков в практической
деятельности.
По направлению «Лидер и организатор досуга» основными видами работы являются:
«Школа лидерского начала» (проводится 1 раз в месяц) для знакомства с приемами
организаторской работы, с методикой организации дел и анализа коллективной деятельности;
Совместная разработка культурнодосуговых программ, проектов, акций и их
реализация с целью применения полученных знаний, умений и навыков в общественно
значимой деятельности.
Этапы реализации Программы
Подготовительный этап. Предполагает проверку знаний и умений детей, необходимых
для социально значимой деятельности, их представлений о современном этапе развития
общества, знаний ситуации и перспектив развития детского объединения, школы, села; выбор
проблем и сбор информации по ней.
Задачи подготовительного этапа:
пробудить творческую активность подростков и педагогов;
ознакомить подростков с основами проектной деятельности.
Адаптационный этап. Предполагает формулировку социальной проблемы, актуальной
в данном сообществе, определение целей и задач социально образовательной деятельности,
составление плана работы.
Задачи данного этапа:
объединение детей в творческие коллективы;
изучение мнений, интересов детей и педагогов, изучение социума;
реализация социальнозначимых проектов, творческих программ;
планирование работы и проведение комбинированных мероприятий по типу
коллективного творческого дела.
Этап социально образовательного становления. Предполагает проведение плановых
мероприятий, их анализ и корректирование плана реализации проекта.
Задачи этого этапа:
работа в социуме с ветеранами, подшефными, общественными организациями;
развитие в детях самостоятельности, ответственности, творчества.
Подведение итогов реализации социально образовательного проекта. Выбор
инновационных форм и методов работы.
Задачи этапа: обобщение опыта работы.
План действий по реализации программных мероприятий
Направление «Правовое взаимодействие»
Мероприятия
Содержание
Выявление, обсуждение и поиск решений
актуальных молодежных проблем, а также
проблем социокультурного пространства села.
Сроки
ежемеся
чно
Выявление знаний детей и подростков о
сентябрь
правах и обязанностях несовершеннолетних
Сборы актива
Анкетирование
«Права детей и
подростков»
«Имею право»
«Мое
жизненное кредо –
жить по нормам
права»
(Дискуссионная
гостиная
«свободный
микрофон»)
«Толерантность
– путь к миру»
(«круглый
стол»)
Организационноделовая игра по основным
положениям Конвенции ООН о правах ребенка
Мотивация к анализу и синтезу собственных
взглядов, действий и поступков подростков по
отношению к общепринятым моральным и
правовым нормам бытия и жизнедеятельности.
Обучение толерантному поведению в
обществе.
октябрь
декабрь
январь
март
«Имею право
или обязан»
Ситуативный практикум по воспитанию
правовой культуры подростков.
Акция «Забота»
Встреча
с
ветеранами войны и
труда
Выпуск
молодежной
информационной
газеты «МИГ»
Фестиваль
социальных проектов
Разработка и реализация социальных
проектов для различных возрастных и социальных
групп населения.
Встреча с ветеранами войны и труда, с
участниками локальных войн, оказание им помощи
и поздравление с праздниками.
Освещение подготовки и реализации
социальнозначимых дел.
апрель
июнь
в
течение года
ежемеся
чно
Презентация социальных проектов.
Направление «Интеллект и творчество»
Мероприятия
Сбор актива
Содержание
Знакомство с алгоритмом составления и
проведения культурнодосуговых программ.
навыкам
проектной
Обучение
деятельности.
Заседание клуба
Создание банка вопросов, разработка
«Эрудит»
интеллектуальных игр.
Сроки
ежемесячн
ежемесячн
о
о
Общешкольный
Знакомство с культурой других наций,
ноябрь праздник,
посвященный
толерантности
Дню
воспитание уважения к их обычаям и образу
жизни.
«Достоин будь
награды русской!»
«Мое
Прииртышье:
истории»
вехи
«Гитара, голос и
свеча»
Экскурсии,
походы, поездки
Участие
муниципальных
региональных
конференциях
в
и
Конкурсная познавательная программа
о символах отличия.
Интеллектуальнопознавательная игра с
элементами театрализации. Знакомство с
историей своего края.
Музыкальнолитературная композиция,
посвященная празднованию Дня Победы.
Посещение музея истории района
Посещение выставок краеведческого
музея
Походы выходного дня, экологические
акции
Учебнопоисковая
научно
исследовательская деятельность подростков.
и
Направление «Лидер и организация досуга»
Мероприятия
Содержание
«Кто же такой лидер и какие качества его
отличают?»
«Школа
лидерского начала»
«Что значит организовать самого себя?»
«Я есть, он есть, а мы?»
«Я и группа: толерантность к себе и
другим. Толерантное общение»
«Мы – дети твои, Россия»
«Детская общественная организация: вчера,
сегодня, завтра»
февраль
март
май
октябрь
в течение
года
май
август
ноябрь
апрель
Сроки
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Участие
в
муниципальных и
региональных
мероприятиях
«Дело и мероприятие.
Правила
март
организаторской работы»
«Наши современники»
«Создадим будущее вместе»
Сборы районного содружества детских
объединений «Солнечное Прииртышье»
май
Форум молодежи области
Форум «Радуга талантов»
Районный конкурс проектов акции «Я
апрель
май
октябрь,
март
июнь
декабрь
Гражданин России»
Конкурс «Я – лидер»
в течение
года
Предполагаемые результаты реализации Программы и способы оценки
Результативность Программы можно оценить с помощью следующих показателей:
количественного (охват общественности, количество участников, количество
проведенных мероприятий, акций, социально значимых дел); изменение социального развития личности, участвующей в реализации Программы
(чему научились, что узнали нового и т.п., качество продуктов социально значимой
деятельности и др.);
уровень социальной адаптации личности (повышение уровня социальной активности,
успешности участников Программы);
изменение общественного мнения (социальнопрофилактический эффект,
заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации);
технологичность (уровень организации, четкость и эффективность управления,
организационная культура участников).
Формы и методы отслеживания результатов
1. статистические данные;
2. социометрия, анкетирование, шкалирование;
3. отзывы учреждений и организаций об эффективности социальнообразовательной
деятельности в рамках реализации Программы.
Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности" Дорогою добра" (8-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.