Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
16.08.2019
Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию небольшое исследование одного из видов здоровьесберегающих технологий, направленных на обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, на тему «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста». Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои. Но в современном обществе родители (законные представители) несовершеннолетних, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают. Так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое? Пытаясь ответить на этот вопрос, я познакомилась с несколькими здоровьесберегающими методиками и приемами, (методика В.Ф. Базарного, методика использования кукольного театра, театрально-игровые методики), но особое внимание привлек стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества, когда заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт-терапии. Я тоже решила апробировать эту методику при работе с детьми подготовительной группы. Для начала выяснила, арт-терапия – это что такое? Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение), т.е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арт-терапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Задачи арт-терапии: • диагностика психологических проблем; • наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств; • адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека; • обучение концентрации на ощущениях и чувствах; • облегчение установления социальных контактов; • развитие речевой и познавательной активности; • развитие творческих способностей; • стимулирование креативного мышления; • развитие самоконтроля; • развитие уверенности в себе; • развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи и т.д. Каждый из видов арт-терапии имеет свои методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое - активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д. Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства. Я применяю лишь некоторые из них: • изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин., • цветотерапия (технология воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе, снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка), • песочная терапия (кинетический песок – это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство – 4 занятия в месяц по 30-35 мин., • музыкотерапия(в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техно-логий; для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя и пр.), • библиотерапия или сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Данные виды работы я использую только второй месяц, два раза в неделю, во второй половине дня. Но уже вижу, что состояние свободного творчества дает детям эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, доставляет им огромное удовольствие! В художественном творчестве (рисуя, сочиняя какие-то истории, слушая музыку или играя песочком) ребята воплощают свои эмоции, чувства, надежды, забывают о страхах, сомнениях и конфликтах. Арт-терапия действительно развивает творческие возможности детей и является хорошим способом социальной адаптации. Это особенно важно для маленьких людей, которым еще сложно иногда выразить свои мысли в словах. И немаловажный факт, что для упражнений детской арт-терапией нужно немногое: доступные изобразительные средства, удобное место и правильный настрой. «Лечение искусством» привлекательно, понятно и безопасно. Таким образом, применяя арт – терапию, я чуточку приближаю детей к Здоровью в широком понимании этого слова - физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитываю в них доброжелательное отношение к людям, природой и, наконец, самому себе. Список литературы 1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003. 2. Амонова О.Н., Храмкова В.Ф. Система здоровьесберегающих технологий в ДУ//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. URL: http://e-koncept.ru/2016/56811.htm. 3. Базарный В.Ф. Освоение здоровьесберегающей технологии. http://festival.1september.ru/articles/551512/ 4. Базарный, Владимир Филиппович — Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/ 5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб., Лениздат, 2004 6. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. 7. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005. 9. Киселева М.В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб., Речь, 2008. 10. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002. 11. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Терапия детей и подростков. М., «Когито-Центр», 2007. 12. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб., Речь , 2001. 13. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003. 14. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000. 15. Мардер Л.Д. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста© Издательство «Генезис», 2007
Исследовательская деятельность Арт-терапия.docx
Исследовательская деятельность «Арт­терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»    Здравствуйте, уважаемые коллеги!        Предлагаю   вашему   вниманию   небольшое   исследование   одного   из   видов здоровьесберегающих   технологий,   направленных   на   обеспечение   социально­ психологического   благополучия   ребенка,   на   тему «Арт   ­   терапия   как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста».     Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка ­ это не просто комплекс санитарно­гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о   гармонической   полноте   всех   физических   и   духовных   сил,   и   венцом   этой гармонии является радость творчества”.      Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.  Но  в   современном   обществе   родители   (законные   представители) несовершеннолетних,   как   правило,   хотят   дать   детям   больше   знаний.   А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.  Так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?  Пытаясь   ответить   на   этот   вопрос,   я   познакомилась   с   несколькими здоровьесберегающими   методиками   и   приемами,   (методика   В.Ф.   Базарного, методика  использования кукольного театра, театрально­игровые методики),  но особое   внимание   привлек   стремительно   набирающий   популярность   комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и   когда   заботиться   об   эмоциональном   самочувствии   и творчества, психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт­терапии.  Я   тоже   решила   апробировать   эту   методику   при   работе   с   детьми подготовительной группы. Для начала  выяснила, арт­терапия – это что такое?     Арт­терапия  (лат.   ars   —   искусство,   греч.   therapeia   —   лечение),   т.е. буквально   означает   «лечение   искусством».   Представляет   собой   методику лечения   и   развития   при   помощи   художественного   искусства   и   творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами. Словосочетание   «арт­терапия»   в   научно­педагогической   интерпретации   понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье   личности, деятельности.   группы,   коллектива,   средствами   художественной В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому­    либо   искусству,   занятия   арт­терапией   носят   скорее   спонтанный   характер   и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества   дает   эмоциональную   разрядку,   возможность   самовыражения,   и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.  В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арт­терапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения.  Задачи арт­терапии: • диагностика психологических проблем; • наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств; • • • • • • • • • адекватный   с   точки   зрения   общества   выход   агрессии   и   других негативных проявлений человека; обучение концентрации на ощущениях и чувствах; облегчение установления социальных контактов; развитие речевой и познавательной активности; развитие творческих способностей; стимулирование креативного мышления; развитие самоконтроля; развитие уверенности в себе; развитие   личности,   а   именно   воспитательные   моменты,   касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи и т.д.       Каждый из видов арт­терапии имеет свои методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое  ­   активизируется   во   время   творческой   деятельности,   запускает бессознательные   процессы,   открывающие   путь   к   выражению   подлинных переживаний. В результате арт­терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.    Существует множество разновидностей арт­терапии, основанных на работе с разными видами искусства. Я применяю лишь некоторые из них:                    •  изотерапия  (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.) – 2­4 занятия в месяц по 30 мин., • цветотерапия (технология воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера   в  нашей  группе, снимают   напряжение  и  повышают  эмоциональный настрой ребенка), • песочная терапия (кинетический песок – это инновационный песок  который идеально   подходит   как   для   учебно­развивающего   процесса,   так   и   для терапевтических   целей.   На   первый   взгляд   он   напоминает   влажный   морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно   строить   разнообразные   фигуры.   Он   приятен   на   ощупь,   не   оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство – 4 занятия в месяц по 30­35 мин., • музыкотерапия(в различных формах физкультурно­оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техно­ логий; для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя и пр.), •  библиотерапия  или  сказкотерапия  (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.) – 2­4 занятия в месяц по 30 мин.     Данные виды работы я использую только второй месяц, два раза в неделю, во второй половине дня. Но   уже вижу, что состояние свободного творчества дает детям эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, доставляет им   огромное   удовольствие!   В   художественном   творчестве   (рисуя,   сочиняя какие­то истории, слушая музыку или играя песочком) ребята воплощают свои эмоции, чувства, надежды, забывают о страхах, сомнениях и конфликтах.    Арт­терапия   действительно   развивает   творческие   возможности   детей   и является хорошим способом социальной адаптации. Это особенно важно для маленьких людей, которым еще сложно иногда выразить свои мысли в словах. И   немаловажный   факт,   что   для   упражнений   детской   арт­терапией   нужно немногое: доступные изобразительные средства, удобное место и правильный настрой. «Лечение искусством» привлекательно, понятно и безопасно.       Таким   образом,   применяя   арт   –   терапию,   я   чуточку   приближаю   детей   к Здоровью  в   широком   понимании   этого   слова  ­  физической,  социальной   и психологической   гармонии   Человека.  А   также   воспитываю   в   них доброжелательное отношение к людям, природой и, наконец, самому себе. Список литературы 1. Аметова Л.А. "Формирование арт­терапевтической культуры младших  школьников. Сам себе арт­терапевт". М., 2003. 2. Амонова О.Н., Храмкова В.Ф. Система здоровьесберегающих технологий  в ДУ//Научно­методический электронный журнал «Концепт». – 2016.  URL: http://e­koncept.ru/2016/56811.htm. 3. Базарный В.Ф. Освоение здоровьесберегающей технологии.  http://festival.1september.ru/articles/551512/  4. Базарный, Владимир Филиппович — Википедия.  ru.wikipedia.org/wiki/ 5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.  – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб., Лениздат, 2004 6. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. 7. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000 8. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт­ терапии". СПб.: Златоуст, 2005. 9. Киселева М.В. "Арт­терапия в работе с детьми". СПб., Речь, 2008. 10.Копытин А.И. Теория и практика арт­терапии. СПб., 2002. 11.Копытин А.И., Свистовская Е.Е.  Терапия детей и подростков. М., «Когито­Центр», 2007. 12.Короткова Л.Д. "Арт­терапия для дошкольников и младшего школьного  возраста". СПб., Речь , 2001. 13.Лебедева Л.Д. "Практика арт­терапии: подходы, диагностика". СПб.:  Речь, 2003. 14.Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000. 15.Мардер Л.Д. Групповая арт­терапевтическая работа с детьми  дошкольного и младшего школьного возраста© Издательство «Генезис»,  2007

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность «Арт-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология  для детей дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2019