КЛАССИФИКАЦИЯ МОРАЛИ ПО СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Во всяком обществе действия громадного множества людей дол¬жны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным зако¬нам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с дру¬гими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регу¬лирует поведение человека во всех без исключения сферах его об-щественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет неодинаковую роль. Неслучай¬но в этике используют такие понятия как труда нравственность, профессиональная этика, быта нравственность, брачно-семейная мо¬раль.
Иконка файла материала КЛАССИФИКАЦИЯ МОРАЛИ ПО СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ.doc
КЛАССИФИКАЦИЯ МОРАЛИ ПО СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ Во всяком обществе действия громадного множества  людей   должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при  всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным  законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с  ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое.  Мораль  регулирует поведение человека во всех без исключения  сферах  его  общественной жизни ­ в труде и в быту, в политике и науке, в  семье и общественных местах, хотя и играет  неодинаковую роль. Неслучайно в этике используют такие  понятия  как  труда  нравственность, профессиональная этика, быта  нравственность, брачно­семейная  мораль. Труда нравственность ­ одна из важнейших сфер морали,   охва­ тывающая все области общественно полезной  деятельности   человека (в первую очередь материально ­ производительный  труд, а  также научную и культурно­просветительную деятельность,   художественное творчество, деятельность государственного и  общественного  управления, обслуживания и т. п., поскольку все  они также являются отраслями общественного труда). Понятие труда нравственности  включает две основные стороны ­ отношение к  труду и нормы взаимоотношений между участниками совместной  деятельности. Наряду с  общими вопросами трудовой морали  существуют также специфические  проблемы нравственности,  связанные  с  профессиональными  особенностями различных  отраслей труда (профессиональная  этика).  Нравственную сторону  труда определяет прежде всего то, что  он  есть  основное  условие человеческого существования. Общественная полезность  труда ­ главный показатель его моральной ценности и  источник   нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Труда   нравственность ­ имея исторический  характер,  обладает  рядом   общих черт в условиях различных общественно­экономических  формаций. При первобытнообщинном строе трудовые взаимотношения   складываются  в основном по принципам простой кооперации  (объединение членов  рода для выполнения одной операции,  например на охоте)  и  разделения труда между полами и  возрастными группами. В этих условиях  в отношениях между  членами рода  решаюшее  значение  имеет  слаженность усилий,  полное подчинение правилам совместной деятельности, указаниям  старейшин, жесткое ограничение свободы действий и  потребностей  индивида. Необходимость повседневно бороться  с  силами природы  и постоянные лишения диктуют людям потребность в воспитании  физической выносливости, стойкости, смелости и  дисциплиниро­ ванности. С разложением родового строя, в условиях натурального  и мелкотоварного хозяйства трудовое сотрудничество  ограничивается в основном рамками отдельной семьи. По мере  развития  промышленного производства и обобществлению  труда   возникает  необходимость  в тесном сотрудничестве большогоколичества работников. Сам  характер промышленного труда  порождает потребность в установлении  отношений трудовой  солидарности между рабочими. Труд на  благо  общества формирует  в людях высокие нравственные качества ­ трудолюбие,  бережливость, самоотверженность. К сожалению,  с  изменением  курса экономической ориентации страны перестало уделяться  должного внимания формированию отношений взаимопомощи, трудовому воспитанию, воспитанию чувства необходимости труда посредством  различных общественных организаций. Профессиональная этика (или профессиональная мораль)  ­   так принято называть кодексы поведения,  обеспечивающие   нравственный характер тех взаимоотношений между людьмим, которые вытекают  из профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер  моральных всеобщий требований (равенство), и наличие   единой трудовой морали класса или  общества  (труда   нравственность),  существуют еще и специфические нормы поведения для определенных  видов профессиональной деятельности.  Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну  из линий  нравственного  прогресса человечества, поскольку они  отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Так,  например, в основе  управленчески­административной этики лежит требование  безусловного уважения к человеку,  к  личности.,  в  основе  врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном   назначении труда медика, который должен  руководствоваться  в   своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья   больного, не считаясь при этом с трудностями, а  в   исключительных  обстоятельствах ­ и собственной безопасностью.  От представителей  права профессиональная этика требует   неподкупности,  верности  духу  и букве закона, соблюдения  равенства всех перед законом.  Одним  из гуманистических  принципов права является "презумпция  невиновности" ­ требование считать обвиняемого невиновным до тех пор,  пока его вина не  доказана. Гуманистичекими аспектами насыщена и  педагогическая  этика. Она так регулирует , например, поведение учите­ ля, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство  усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она реализует   принцип единства уважения к личности ученика и требовательности  к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю. В  сфере науки профессиональна этика требует отстаивать истину и   добиваться использования научных достижений в интересах  человечества. Она формирует готовность правильно воспринимать  критику,  способность сочетать научную добросовестность с личной честностью  исследователя, осуждает конъюнктурщину,   начетничество,  стремление приспосабливать результаты  лабораторных исследований,  приукрашивать факты для  доказательства того или иного теоретического положения, плагиат  ­ присвоение  и  использование  чужих  открытий  и научных идей  в качестве своих собственных, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил  ведениядискуссий, способов закрепления научного  приоритета,  форм  выражения признательности коллегам и др.  Профессиональная   этика журналиста, писателя, художника, композитора, деятеля  театра, кино, телевидения и радио требует от работников культуры беззаветного служения народу, гражданской страстности и  принципиальности, этико­философской образованности, позволяющей  выносить  точные  и обоснованные оценки изображаемым явлениям,   высокого  творческого подъема, мастерства и вкуса в  художественном  отражении  действительности. Прфессиональна   этика  работников  сферы  обслуживания (сервиса) связана в  первую очередь с культурой общения, с необходимостью обеспечить  удовлетворение растущих запросов и потребностей человека. Особые моральные кодексы складываются и в  тех  видах деятельности,  которые  связаны  с  использованием  каких­либо специфических  общественных функций ( например, в воинской и милицейской  службе, в области спорта и др.). Быта нравственность ­ сфера действия  морали,   распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой другой  служебной и  добровольно­общественной деятельности (труда  нравственность, профессиональная этика). В первую очередь сюда  относяться брачно­семейные отношения (брачно­семейная  мораль),  личные  взаимоотношения людей вне работы, поведение человека в  общественных местах, удовлетворение личных потребностей,   проведение  отдыха.  Большинству этик чуждо противопоставление   области быта и общественно  полезной деятельности человека. В  сфере быта  человек  восстанавливает силы, развивает свои  потребности и способности, усваивая содержание общественной   культуры;  воспитание  подрастающих  поколений, подготовка их к  будущей общественной деятельности  осуществляется в значительной мере в семье. Поэтому в своем быту  человек,  точно так же как и в общественно полезной деятельности, выступает  в качестве  социального существа, члена общества, подчиняется тем же самым  социально­историческим законам и требованиям  нравственности,  хотя это и происходит в иной форме. Так  быта  нравственность  призвана разрешить вопрос раздвоения личности ­ когда,   например, частный предприниматель выступает как бы в  двух   противоположных обликах: в деловых операциях поневоле в виде  эгоиста,  а  в  быту нередко в роли частного благотворителя по  отношению  к  "ближним" (альтруизм). Служащий и администратор ­  это  "должностное  лицо", исполнитель заданной функции на работе и просто человек, "свободная личность" в частной жизни. В  настоящее время общественно  полезный труд становится собственно человеческим призванием, а  быт ­ столь же общественной по   своему  значению  жизнедеятельностью. Господствующие ныне  принципы нравственности основываются на  том, что формирование  нравственного отношения происходит не  только  в процессе труда  и общественной деятельности, но и в быту,  в  каждодневном  общении вне работы, в зависимости от характера  досуга, семейной обстановки и способа удовлетворения личных потребностей. Еетребования ­ уважение к людям,  скромность,  непримиримость  к  злу, честность, взаимопомощь и многое другое ­ в  равной   степени относится и к быту. Однако, не могу согласиться с  положением  недавно господствующей социалистической морали  о   требовании,  что быт человека должен подвергаться каждодневному публичному  контролю, общественной регламентации, всеобщей гласности в той  же мере, как трудовая и политическая деятельность. Брачно­семейная мораль представляет собой одну  из   важнейших сфер деятельности морали, выступающей наряду, с правом в  качестве основного регулятора взаимоотношений между  супругами, родителями и детьми (и другими  родственниками,   поскольку  между  ними поддерживаются семейные связи). Роль  брака и семьи в жизни общества, их исторические формы и  соответствующие им нравственные требования к человеку  определяются  экономическим  строем  общества, всей системой  общественных отношений, а  также  уровнем  развития человеческой цивилизации и культуры в целом. В историческом  развитии брачно­ семейной морали отчетливо прослеживается ход  общего социального и морального прогресса человечества, в котором  можно установить следующие определенные закономерности: 1.Вытесняя различные формы многобрачия (полигамии),  все   более прочно утверждается связь мужчины и женщины. В раннем   первобытнообщинном обществе брак регулировался  преимущественно  обычным правом, которое непосредственно исходило из интересов   консолидации сначала первобытного стада, затем рода как  производственно­трудовых ячеек. Это был период, когда  форирующиеся  нравственные нормы были еще непосредственно   вплетены  в  процессы  производства предметов потребления и  самого  человека.  В  становлении рабовладельческой, феодальной  и буржуазной форм моногамии  преобладающую роль играли  экономические факторы: подчиненность  женщин и их экономическая  зависимость от "сильного  пола",  материальный расчет,  функционирование семей крестьян и ремесленников  одновременно в  качестве производственных ячеек общества.  Вместе  с  тем  моногамия явилась ответом и на развивающиеся нравственные  потребности людей. Прогресс в области брачно­семейных  отношений выражается в стремлении к добровольности и равноправию брачного  союза, к его свободе от  утилитарно­экономических  соображений,  богатству духовно­нравственной жизни семьи,  гармоничности   интересов семьи и всего общества, к усилению роли и  значения   воспитательной деятельности семьи, а следовательно к повышению  ее  гражданской и моральной ответственности. 2.На основе утверждения моногамии в  отношении  полов  и   социально­культурного  развития  общества  любовь  превращается  из простого естественного влечения в специфически человеческое   чувство: в любви сексуальная  потребность  проявляется  как   потребность в общении, охватывающем собой все богатство личности каждого из супругов. Всестороннее развитие человека, все большая утонченность его интеллектуальных и  эмоциональных  запросовпревращает любовь из простой потребности природы в момент прежде всего духовного единения мужчины и женщины. 3. С установлением подлинной моногамии, основанной на   взаимной склонности супругов, половая любовь из силы,   "стремящейся  к разрушению брака", превращается в силу, "которая должна стать его основой" (Маркс К., Энгельс Ф.,т.21, с.80).  Поскольку же в  любви участвуют двое, а возникает третья, новая  жизнь, в отношениях полов, как отмечал В.И. Ленин, кроется  общественный интерес: возникает долг по отношению к обществу.  Это  единство  любви  и  долга составляет основу современного  брака, является реальным  воплошением нравственной свободы  личности в брачно­семейных  отношениях. При этом забота о  воспитании детей является не только  нравственной, но и  конституционной обязанностью. 4. По мере укрепления  подлинной  моногамии  и   органического слияния моральных требований в области семейно­ брачных  отношений и внутренних потребностей личности возрастает способность  супругов и членов семьи самостоятельно регулировать свои взаимоотношения, без повседневного внешнего контроля со  стороны общества.