В статьях «О русском педагогическом вестнике», «Школа и жизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении ребенка и защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.
Классики Российской педагогики.
Дмитрий Иванович Писарев
(1841 1868 гг.)
В статьях
«О русском педагогическом вестнике»,
«Школа и
жизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении ребенка и
защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная
педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал
профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть
действительный смысл и задачи образования. Он считал, что женщине должны быть
открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.
В 1860 гг. на арену педагогической мысли России вышла группа методистов
внесших заметный вклад в формирование процесса обучения в школе. Это были:
# Николай Александрович Корф
# Владимир Яковлевич Стоюнин
# Василий Иванович Водовозов
# Виктор Петрович Острогорский
# Николай Федорович Бунаков и др.
Особая роль принадлежит Л.Н.Толстому.
Лев Николаевич Толстой
(1829 1910 гг.)
В течение 1859 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной им школе для
крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования.
Изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические
исследования. В 18721874 гг. пишет учебники для начальной школы, участвует в
деятельности Московского общества грамотности, школ.
После поездки за границу, размышляя о педагогическом опыте Запада, Л.Н.
Толстой обратился к идеям «свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо. В начале 1860х гг.
Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы:
# письмо
# счет
# религию
# историю
# географию
# рисование
# пение
# черчение.
Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной
школы: грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого идея
«свободного воспитания».
Свои взгляды он изложил в журнале «Ясная поляна». Он утверждал, что
воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя оберегать гармонию,
которой обладает человек от рождения. Учитель не должен руководить нравственным
воспитанием учащихся: «Критерий педагогики есть только один свобода». Идеальная
школа, где свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие воспринимают их.
Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет. Толстой
видел «свободное воспитание» не вне цивилизации, а, напротив, в условиях общественнойжизни. С начала 1870х гг. в педагогических суждениях Л.Н.Толстого появляется
диссонанс с идеями «свободного воспитания». Он признает религию как единственное и
разумное воспитание.
Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов. Л.Н.Толстой
обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и
творческого усвоения знаний, основанном на интересе. Он разрабатывал методику рассказа
и беседы с учащимися. Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой
предпринял в Яснополянской школе (1859 г.)
Эта школа основана на идеях: любви к ребенку, веры в их творческие способности,
отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не задавались. Традиционные
уроки заменены образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и
коллективными творческими сочинениями учащихся. Расписание было, но его часто не
соблюдали. Ученик волен был не посещать уроки. Порядок и программа обучения
согласовывались с детьми. Преподавали:
# чтение
# писание
# каллиграфию
# грамматику
# священную историю
# русскую историю
# рисование
# черчение
# математику
# Закон Божий
# проводись беседы из естественных наук.
Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5
девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 78 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой
преподавал в старших классах математику и историю. Школа такой деятельностью
добивалась прекрасных результатов.
Николай Иванович Пирогов
(1810 1881 гг.)
Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет
Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской
медикохирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов был
одновременно крупным общественным, педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И.
Пирогов уходит из медикохирургической академии и получает пост попечителя
Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в
«Морском сборнике» появляется его статья «Вопросы жизни», которая имела
значительный отклик в педагогических кругах. В период с 1852 по 1861 гг. Пирогов
возглавляет Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности в образовании,
догматических методов обучения, предлагал систему: начальная школа, прогимназия
(реальная и классическая), университет и высшая специальная школа. Иными словами:
# Начальная школа (2 года)
# Прогимназия: реальная (4 года), классическая (4 года)
# Гимназия: реальная (3 года), классическая (3 года)
# Высшие учебные специальные заведения
# УниверситетыН.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений,
принимал участие в совершенствовании преподавания иностранных языков; поощрял
творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению качества
преподавания в частных женских школахпансионатах; противодействовал уменьшению
автономии университетов. Пирогов настаивал на либеральных коллегиальных началах
управления учебными заведениями, был против регламентации сверху.
В статье «Нужно ли сечь детей?» возражал против физических наказаний. Он
усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем создания
«циркуляров», педагогических журналов. Но он не смог противостоять большинству
чиновников.
В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его
педагогическая деятельность.
В статье «Вопросы жизни» особое место занимает идея самопознания
посредством воспитания (общечеловеческого воспитания). «Мало кто осознано ставит
перед собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл,
призвание его жизни. Ответ должно дать воспитание .... Школа проводник к
распространению в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов ...
Школа рассадник специалистов необходимых государству для достижения обыденных
целей ... Школа служит для воспитания детей, для хлеба для этого отцы посылают детей
в школу. Учиться, образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать
инстинктивной потребностью общества».
Идеал нравственного воспитания видел в христианской религии. Н.И. Пирогов
выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. До определения
жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания, все люди должны
пользоваться общечеловеческим воспитанием, после наступает специальное. Цель
воспитания научить быть человеком. Это значит научиться с ранних лет подчинять
материальные стороны духовной. Главное нравственное воспитание, которое
осуществляется в ходе целостного педагогического воздействия и при обучении.
Нравственное воспитание осознание ребенком окружающего мира и общественной среды,
превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды,
формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность человека в его
социальной и биологической природе. И воспитание единственный приемлемый способ
привести в гармонию природное и общественное в человеке. Он полагал, что
общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей национального
воспитания. «Все мы ... можем сделаться через воспитание настоящими людьми ...
нисколько не переставая быть гражданином своего отечества».
Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип
школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и обязательного
образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое
воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания классицизм в
неогуманной форме (древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается
отказ от ранней специализации.
Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:
# Закон Божий
# чтение
# письмо
# счет.
Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и
соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия.
Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось:
# Закон Божий
# русский язык
# алгебра
# арифметика
# геометрия
# два новых языка
# история
# география
# естествознание
# черчение.
Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии,
классической прогимназии.
Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной
прогимназии добавляли:
# древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую гимназию и
университет.
Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям.
Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.
Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых
предметов. Выпускники могли поступать в университеты.
Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением ограничений
масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ университетского
образования. Предполагалась подготовка педагогов, профессуры, научных работников.
Преподавание в университете должно иметь общечеловеческую направленность (быть
узкоспециализированным).
Пирогов настаивал на необходимости автономии
университетов, уменьшения платы за обучение, семестровой системы обучения и пр.
«Воспитание позволяет при решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть
внутреннему человеку». Пирогов представляет либеральнобуржуазное направление, но
укрепил революционнодемократическое направление.
Константин Дмитриевич Ушинский
(1824 – 1870)
Константин Дмитриевич Ушинский крупнейшим представителем русской
педагогики XIX столетия. Что это за человек? какова его судьба? Не дав ответы на эти
вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад в отечественную педагогику.
Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном
экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом
юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а
через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав с Петербург, он тщетно ищет
место учителя, а через несколько лет русская императрица беседует с К.Д.Ушинским как
с авторитетным педагогом. Перед ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К.
Д.Ушинского как создателя русской народной школы и основоположника педагогической
науки особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал
интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности.
К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой дворянской
семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком,
участником Отечественной войны 1812 года.
Первоначальным воспитанием и
образованием великого педагога руководила мать, Любовь Степановна. Она умерла, когдасыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В семье мальчик получил первоначальное
обучение в таком объеме, что в 11 лет он смог поступить 3 класс гимназии. Новгород
Северская гимназия во многих отношениях отличалась от большинства школ. В ней царил
дух демократизма и товарищества, движения к науке и бескорыстного стремления к
знаниям, что определялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителем
Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения Кости
Ушинского был
Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем гимназистов
был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были уволены с должности.
Очень важное обстоятельство, следует отметить, для формирования личности будущего
педагога природное окружение Новгород Северского. Позднее об этом скажет сам
Ушинский. «... Воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые
овраги, а розовая весна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите
меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое убеждение,
что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие
молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный
ребенком посреди рощи и полей, когда его голова занята какимто туманом, в теплой влаге
которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и
бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы
что такой день стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».