Классики Российской педагогики.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статьях «О русском педагогическом вестнике», «Школа и жизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении ребенка и защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.
Иконка файла материала Классики Российской педагогики.doc
Классики Российской педагогики. Дмитрий Иванович Писарев (1841 ­ 1868 гг.) В   статьях  «О   русском   педагогическом   вестнике»,   «Школа   и жизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении ребенка и защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная педагогика   и   школа   поощряют   насилие   над   личностью   ребенка.   Писарев   отвергал профессионализацию   общеобразовательной   школы,   полагая,   что   это   мешает   разглядеть действительный   смысл   и   задачи   образования.   Он   считал,   что   женщине   должны   быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной. В   1860   гг.   на   арену   педагогической   мысли   России   вышла   группа   методистов внесших заметный вклад в формирование процесса обучения в школе. Это были: #  Николай Александрович Корф #  Владимир Яковлевич Стоюнин #  Василий Иванович Водовозов #  Виктор Петрович Острогорский #  Николай Федорович Бунаков и др. Особая роль принадлежит   Л.Н.Толстому. Лев Николаевич Толстой (1829 ­ 1910 гг.) В течение 1859 ­ 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских   детей,   основывает   филантропическое   общество   народного   образования. Изучает   опыт   российской   и   западноевропейской   школы,   ведет   педагогические исследования.   В   1872­1874   гг.   пишет   учебники   для   начальной     школы,   участвует   в деятельности Московского общества грамотности, школ. После   поездки   за   границу,   размышляя   о   педагогическом   опыте   Запада,   Л.Н. Толстой обратился к   идеям «свободного воспитания» Ж.­Ж. Руссо. В начале 1860­х гг. Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы: #  письмо #  счет #  религию #  историю #  географию #  рисование #  пение #  черчение. Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы: грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого ­ идея «свободного воспитания». Свои   взгляды   он   изложил   в   журнале  «Ясная   поляна».   Он   утверждал,   что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя ­ оберегать гармонию, которой   обладает   человек   от   рождения.   Учитель   не   должен   руководить   нравственным воспитанием учащихся: «Критерий педагогики  есть только один ­ свобода». Идеальная школа, где свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие воспринимают их. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет. Толстой видел «свободное воспитание» не вне цивилизации, а, напротив, в условиях общественнойжизни.   С   начала   1870­х   гг.   в   педагогических   суждениях   Л.Н.Толстого     появляется диссонанс с идеями «свободного воспитания». Он признает религию как единственное и разумное воспитание. Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов. Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанном на интересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися. Попытку  осуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял в Яснополянской школе (1859 г.) Эта школа основана на идеях: любви к ребенку, веры в их творческие способности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не задавались. Традиционные уроки   заменены   образными   художественными   рассказами   учителя,   индивидуальными   и коллективными  творческими  сочинениями учащихся. Расписание  было,  но его часто не соблюдали.   Ученик   волен   был   не   посещать   уроки.   Порядок   и   программа   обучения согласовывались с детьми. Преподавали: #  чтение #  писание #  каллиграфию #  грамматику #  священную историю #  русскую историю #  рисование #  черчение #  математику #  Закон Божий #  проводись беседы из естественных наук. Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7­8 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой преподавал   в   старших   классах   математику   и   историю.   Школа   такой   деятельностью добивалась прекрасных результатов. Николай Иванович Пирогов (1810 ­ 1881 гг.) Н.И.   Пирогов   родился   в   семье   чиновника.   Закончил   медицинский   факультет Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской медико­хирургической   академии.   Основатель   новой   школы   в   хирургии,   Пирогов   был одновременно   крупным   общественным,   педагогическим   деятелем.   В   1856   году   Н.И. Пирогов   уходит   из   медико­хирургической   академии   и   получает   пост   попечителя Одесского   учебного   округа,   который   занимал   в   течение   двух   лет.   В   том   же   году   в «Морском   сборнике»  появляется   его   статья  «Вопросы   жизни»,  которая   имела значительный   отклик   в   педагогических   кругах.   В   период   с   1852   по   1861   гг.   Пирогов возглавляет Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности в образовании, догматических   методов   обучения,   предлагал   систему:   начальная   школа,   прогимназия (реальная и классическая), университет и высшая специальная школа. Иными словами: #  Начальная школа (2 года) #            Прогимназия:  реальная   (4 года),  классическая  (4 года)               #  Гимназия: реальная    (3 года), классическая    (3 года) # Высшие учебные специальные заведения #  УниверситетыН.И.   Пирогов   содействовал   работе   педагогических   советов   учебных   заведений, принимал   участие   в   совершенствовании   преподавания   иностранных   языков;   поощрял творчество   и   самообразование   учителей,   уделял   много   внимания   повышению   качества преподавания   в   частных   женских   школах­пансионатах;   противодействовал   уменьшению автономии   университетов.   Пирогов   настаивал   на   либеральных   коллегиальных   началах управления учебными заведениями, был против регламентации сверху. В статье  «Нужно ли сечь детей?»  возражал против физических наказаний. Он усилил   подготовку   учителей   на   местах,   организовал   обмен   опытом   путем   создания «циркуляров»,  педагогических   журналов.   Но   он   не   смог   противостоять   большинству чиновников. В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность. В   статье  «Вопросы   жизни»  особое   место   занимает   идея   самопознания посредством   воспитания   (общечеловеческого   воспитания).   «Мало   кто   осознано   ставит перед   собой   жизненные   цели.   Но   каждый   должен   задать   себе   вопрос,   в   чем   смысл, призвание   его   жизни.   Ответ   должно   дать   воспитание   ....   Школа   ­   проводник   к распространению в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов ... Школа ­ рассадник специалистов необходимых государству для достижения обыденных целей ... Школа  служит для воспитания детей, для хлеба ­ для этого отцы посылают детей в школу. Учиться, образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать инстинктивной потребностью общества». Идеал   нравственного   воспитания   видел   в   христианской   религии.   Н.И.   Пирогов выделял   два   вида   воспитания:   общечеловеческое   и   специальное.   До   определения жизненного   рубежа,   когда   обнаруживаются   склонности   и   призвания,   все   люди   должны пользоваться   общечеловеческим   воспитанием,   после   наступает   специальное.   Цель воспитания   ­   научить   быть   человеком.   Это   значит   научиться   с   ранних   лет   подчинять материальные   стороны   духовной.   Главное   ­   нравственное   воспитание,   которое осуществляется   в   ходе   целостного   педагогического   воздействия   и   при   обучении. Нравственное воспитание ­ осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращение   добрых   инстинктов   в   сознательную   тягу   к   идеалам   добра   и   правды, формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность человека в его социальной и биологической природе. И воспитание ­ единственный приемлемый способ привести   в   гармонию   природное   и   общественное   в   человеке.   Он   полагал,   что общечеловеческое   воспитание   должно   быть   согласовано   с   идеей   национального воспитания.   «Все   мы   ...   можем   сделаться   через   воспитание   настоящими   людьми   ... нисколько не переставая быть гражданином своего отечества». Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной   системы.   Он   был   за   создание   внесословного,   бесплатного   и   обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание   и   образование.   Вершина   общечеловеческого   воспитания   ­  классицизм   в неогуманной форме  (древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации. Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин: #  Закон Божий #  чтение #  письмо #  счет. Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение   обучения   с   ремесленным   трудом.   Далее   две   ветви   среднего   образования   ­реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось: #  Закон Божий #  русский язык #  алгебра #  арифметика #  геометрия #  два новых языка #  история #  география #  естествознание #  черчение. Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии. Классические   прогимназии   состояли   из   четырех   классов.   К   программе   реальной прогимназии добавляли: #   древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую гимназию и университет. Реальная   гимназия   предлагала   выбор   дисциплин   сообразно   местным   потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения. Классические   гимназии   предлагали   наибольшее   число,   тщательно   и   глубоко   изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты. Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением ограничений масштабов   такого   образования.   Он   заявил   о   необходимости   реформ   университетского образования.   Предполагалась   подготовка   педагогов,   профессуры,   научных   работников. Преподавание   в   университете   должно   иметь   общечеловеческую   направленность   (быть узкоспециализированным).   Пирогов   настаивал   на   необходимости   автономии университетов,   уменьшения   платы   за   обучение,   семестровой   системы   обучения   и   пр. «Воспитание позволяет при решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему   человеку».   Пирогов   представляет   либерально­буржуазное   направление,   но укрепил революционно­демократическое направление. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) Константин   Дмитриевич   Ушинский   ­   крупнейшим   представителем   русской педагогики XIX   столетия. Что это за человек? какова его судьба? Не дав ответы на эти вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад в отечественную педагогику. Один   из     способных   учеников   гимназии,   он   «проваливается»   на   выпускном экзамене   и   не   получает   аттестата;   в   двадцать   лет   окончив   первым   кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав с Петербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько лет русская императрица беседует с  К.Д.Ушинским как с авторитетным педагогом. Перед ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского как создателя русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности. К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой дворянской семье.   Отец   его,   Дмитрий   Григорьевич   Ушинский   был   образованным   человеком, участником   Отечественной   войны   1812   года.     Первоначальным   воспитанием   и образованием великого педагога руководила мать, Любовь Степановна. Она умерла, когдасыну   еще   не   исполнилось   и   двенадцати   лет.   В   семье   мальчик   получил   первоначальное обучение   в таком объеме, что в 11 лет он смог поступить 3 класс гимназии. Новгород­ Северская гимназия во многих отношениях отличалась от большинства школ. В ней царил дух   демократизма   и   товарищества,   движения   к   науке   и   бескорыстного   стремления   к знаниям,   что   определялось   преподавательским   составом   гимназии.   Любимым   учителем  Илья   Федорович   Тимковский.  В   первые   годы   обучения   Кости Ушинского   был   Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем гимназистов был учитель истории  Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были уволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, для формирования личности будущего педагога  ­  природное  окружение  Новгород  ­ Северского.   Позднее  об этом скажет  сам Ушинский. «... Воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розовая весна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое убеждение, что   прекрасный   ландшафт   имеет   такое   огромное   воспитательное   влияние   на   развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его голова занята каким­то туманом, в теплой влаге которого   раскрывается   все   его   молодое   сердце   для   того,   чтобы   беззаботно   и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы ­ что такой день стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».