Появление и развитие стиля «классицизм»
Античная культура была заново открыта в эпоху Возрождения, и с тех пор интерес к ней не угасал.
Возвращение к античности дало жизнь нескольким направлениям западноевропейской художественной культуры.
В XVII–XVIII веках в Европе господствовал стиль барокко и близкий ему по духу стиль рококо. Однако постепенно пышность, вычурность барокко стала расходиться с принципами новых философских течений.
Барокко — стиль в искусстве и архитектуре, распространившийся в XVII–XVIII веках. Его основными чертами были сложность форм, пышность, стремление к декоративности. В своих творениях художники и писатели часто обращались к античным, религиозным сюжетам. Иногда в античные сюжеты привносились элементы других эпох.
Появление и развитие стиля «классицизм»
П. Рубенс. Древнеримский бог войны Марс и Рея Сильвия
Появление и развитие стиля «классицизм»
Рококо — стиль, распространив-шийся в XVIII веке как развитие стиля барокко. Для рококо не характерна монументальность. Чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм. В XVIII веке этот стиль господствовал в оформлении интерьеров.
Интерьеры Гатчинского замка в стиле рококо
Германия. Мюнхен. Здание Глиптотеки. Арх. Л. фон Кленце
.
Пышности и вычурности барокко классицизм противопоставлял симметрию и строгую организованность, пропорциональность.
Вместо легкомысленных персонажей стиля рококо классицизм избирает персонажами тех, кто стремился к возвышенным идеалам.
Появление и развитие стиля «классицизм»
Особенности стиля «классицизм»
Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV–XVI веках.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Одно из важнейших течений внутри самого классицизма — палладианство.
Особенности стиля «классицизм» в архитектуре.
Архитектурный язык классицизма был создан на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы применяли даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра.
Италия. Вилла Ротонда. Архитектор А. Палладио. Вилла считается образцовым зданием в стиле палладианства
В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.
Санкт-Петербург. Здание Главного штаба. Арх. К.И. Росси
Финляндия. Хельсинки. Сенатская площадь
Ирландия. Дублин. Здание Таможни. Арх. Джеймс Гэндон
Особенности стиля «классицизм» в архитектуре.
Особенности стиля «классицизм» в живописи и скульптуре.
Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Это характерно и для живописи, и для скульптуры. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее видное место среди живописцев занял Н. Пуссен. В своих произведениях на темы античной древности и мифологии он выстраивал геометрически точные композиции, продумывал соотношения цветовых групп. Другой француз, К. Лоррен, в своих пейзажах окрестностей Рима упорядочивал картины природы, гармонизируя их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. В период неоклассицизма прославились Ж.-Л. Давид, Ж. Энгр.
Н.Пусен. Царство флоры.
Ж.-Л. Давид. Смерть Сократа.
Ж.Энгр. Жана д’Арк на коронации Карла VII
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, спокойствием поз. Среди скульпторов значительное место занимают Э.М. Фальконе во Франции, Б. Торваль-дсен в Дании, А. Канова в Италии.
Особенности стиля «классицизм» в живописи и скульптуре.
Э.М.Фальконе. Медный всадник.
Б.Торвальдсен. Ганимед, кормящий Зевсова орла.
А.Канова. Амур и Психея..
Особенности стиля «классицизм» в литературе.
Классицизму свойственно было устанавливать иерархию жанров. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин, основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. «Низкие» жанры были прославлены такими мастерами, как Ж.Б. Мольер (комедия), Ж. Лафонтен (басня), Н. Буало (сатира). Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Р. Шеридан. Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.
Сцена из комедии Мольера «Тартюф»
Особенности стиля «классицизм» в литературе.
Пьер Корнель — французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской ака-демии с 1647 г. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные письма», трагедия «Медея». Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия «Сид» ознаменовала начало театра французского классицизма. Тема государства как высшего начала жизни получила дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций», «Цинна, или Милосердие Августа» и др. Победа разума над чувством, гражданской доблести над личными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий Корнеля начала 40-х годов. Он находит выражение и в строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга.
Особенности стиля «классицизм» в литературе.
Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Опираясь на традиции народного театра и достижения класси-цизма, он создал жанр социально-бытовой коме-дии. Комедии Мольера сочетают простой юмор с изяществом и артистизмом. Великий комедиограф создает целую серию ярких персонажей, на при-мере которых высмеивает пороки и недостатки человеческого общества: сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицеме-рие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп».
Особенности стиля «классицизм» в литературе.
Жан де Лафонтен — французский поэт и баснописец. Басни Лафонтена обличали человеческие пороки и слабости, они были необычайно популярны. Не случайно творчество писателя было использовано русскими баснописцами конца XVIII — начала XIX века, особенно И.А. Крыловым.
Никола́ Буало́-Депрео́ — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство». Буало считал, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство.
Особенности стиля «классицизм» в литературе.
Особенности стиля «ампир».
Ампир — (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве, завершающий эволюцию классицизма.
Он возник во Франции в годы расцвета империи Наполеона (1799–1815). Главным символом подражания для французского искусства тех времен стал Древний Рим. Стиль ампир торжественен, официален, иногда театрален. Он стал популярен в аристократической среде Франции и быстро перекочевал во дворы крупнейших европейских монархов.
Франция. Париж. Арка Карузель
Особенности стиля «ампир».
Стиль ампир отличает использование римских мотивов для воплощения величественной мощи и воинской силы: массивных портиков, военной эмблематики в архитектурных деталях и декоре. Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские мотивы.
В середине XIX века ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.
Элемент трофейного декора
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.