Классицизм в архитектуре и живописи Западной Европы. Отличительные черты стиля
(авторы, произведения)
Классицизм (Classicisme) — это широкое эстетическое направление в искусстве, оказавшее влияние на
живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков. Эстетика классицизма легла в основу
одноименного художественного стиля. Значение его для развития европейской культуры столь высоко, что
говорят о целой эпохе классицизма. Название пришло из французского языка (classicisme). Термин образован от
латинского слова classicus, что означает «образцовый». Классицизм. Шарль Лебрен «Святое семейство со
спящим младенцем Иисусом» Классицизм как стиль сформировался во Франции в XVII столетии, где и получил
наивысшее развитие. Но свои классицисты были и в других странах — это направление приобрело европейскую
значимость. Особой формой считается русский классицизм, возникший при Екатерине II. Поскольку в Европе в
это время уже наступила эпоха неокласицизма, русскую ветвь также иногда относят к неоклассицистической.
Характерные черты классицизма Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в
античном искусстве. Их творчество во многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм
и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.
Классицизм. Никола Пуссен «Брак» Особенности этого стиля: ориентация на каноны античного искусства;
строгие пропорции, стройность композиции; тяга к симметрии, упорядоченности; геометрическая простота и
чёткость линий, форм; опора на логику; гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности; следование
строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы; стремление к
изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу; выбор высоких, вечных тем.
Классицизм. Никола Пуссен «Вознесение Девы Марии» Классицизм и барокко — непримиримые антиподы
Нетрудно заметить, что классицизм — прямая противоположность барокко. Классицисты отвергали барочную
эстетику с её хаотичностью и экспрессией. Их искусство холодно и рассудочно. У художников-классицистов
разум доминирует над чувствами, строгий идеал противопоставляется причудливости барочных форм. В
барокко высок накал драматизма, порой доходящий до болезненности, а в эстетике есть место страшному и
чудовищному. В классицизме — ничего подобного. У людей на картинах — скульптурные формы, композиции
уравновешенны, а драматизм напоминает театральную декламацию «высоким штилем». Классицизм. Никола
Пуссен «Великодушие Сципиона» Классицизм и барокко длительное время существовали бок о бок,
представляя собой два полюса европейского искусства. Жанровая иерархия классицизма Для
классицистической традиции характерно разделение жанров на высокие и низкие. Этот принцип наблюдался и в
живописи, и в литературе, и в драматургии. Считалось недопустимым смешивать жанровые элементы.
Классицизм. Шарль Лебрен «Вступление Александра в Вавилон» К высоким жанрам относили исторический,
мифологический и религиозный. В подобных сюжетах часто звучат героические мотивы, а сопоставить их
можно с одой у литераторов и трагедией у драматургов. К низким были отнесены натюрморт, пейзаж и портрет.
Такие сюжеты считались менее значимыми, бытовыми. Великие имена эпохи классицизма Основоположником
стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и
мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью
композиции и взвешенной колористической гармонией. Классицизм. Никола Пуссен «Аркадские пастухи»
Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося
изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку
Лоррен подавал виды через историческую призму. Классицизм. Клод Лоррен «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой
Кумской» Новый художественный язык прекрасно подошёл для восхваления абсолютистской монархии,
поэтому Версаль при короле-«солнце» Людовике XIV благосклонно отнёсся к модной живописной манере. На
этом поприще особенно проявил себя придворный живописец Шарль Лебрён (Charles Le Brun). Классицизм.
Шарль Лебрён «Конный портрет Людовика XIV» А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок
во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным
представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами,
полными трагики и героики. Классицизм. Жак-Луи Давид «Смерть Марата»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.