Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
″Суровикинский агропромышленный техникум″
Классный час на тему
"Безопасность в сети Интернет"
Разработал: преподаватель
информатики Иващенко С.В.
2021г.
Классный час на тему "Безопасность в сети Интернет"
Тема урока: «Безопасность в сети интернет».
Цели урока:
- познакомить студентов с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде.
- сформировать у студентов понятие о принципах безопасного поведения в сети Интернет.
Приборы и оборудование:
-мультимедийная презентация, памятки о безопасном поведении в сети «Интернет».
Ход урока:
1. Организация группы. Приветствие учителя.
2. Актуализация знаний.
1 слайд
2слайд
Классный час начнем с разминки.
Разминка:
1.У меня среди друзей
Есть барсук и соловей,
Ёж, кукушка и енот,
Африканский бегемот,
Заяц, серый волк, питон,
Даже есть индийский слон.
Все выкладывают фото.
Вот кулик своё болото,
Волк – луну, тушканчик – норку,
Мышь-полёвка – хлеба корку,
За порядком здесь медведь
Тихо наблюдает!
Как зовётся эта сеть
Может кто-то знает? (Социальная сеть).
2.Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)
3.На столе он перед нами, на него направлен взор,
подчиняется программе, носит имя... (монитор).
4.Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь
и курсором управляешь. Ты – компьютерная... (мышь).
5.Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей ... (клавиатура).
6.Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног,
и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок).
7.Сетевая паутина оплела весь белый свет, не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет).
Сегодня мы поговорим об Интернете: выясним - что такое Интернет, назовем положительные и негативные его стороны, определим основные виды опасностей, подстерегающих детей в сети Интернет и составим правила безопасного пользования Интернетом.
Ученик: Прагашкин
Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.
Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.
При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника.
В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.
Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
Ребята, давайте с вами подумаем, какие же достоинства есть у сети интернет? Посмотрите на рисунки на слайде и сделайте свои предположения
3 слайд
Ученик: Балчихина
Быстрая связь. Интернет наилучшее средство общения человеческого рода. Новые инновации с каждым днем делают его еще более быстрым и надежным. Сегодня мы можем начать общение в реальном времени с человеком, который находится в другой части мира
- Обильные информационные ресурсы. Интернет является сокровищницей информации; он содержит знания по любой теме. Поисковые системы делают информацию доступной. Стало обычной практикой обращаться за помощью к интернету в решении любых вопросов и поиска ответов. В интернете также можно узнавать новости о последних достижениях в области медицины, техники и других областях науки.
- Образование. Интернет стал неотъемлемым распространителем знаний, как через бесплатное обучение, так и через предоставление платных услуг. Доверие к этой форме обучения и является ли она безопасной, надежной, и заслуживающей доверия, как правило, относится к каждому сайту в отдельности. Всемирная паутина стала замечательной возможностью для академически непривилегированных людей, накопить больше знаний и по нужным им предметам.
- Развлечение. Для этого большинство людей и заходят во всемирную сеть. С помощью нее люди могут читать новости, смотреть картинки, слушать музыку и т.д.
- Социальные сети и поддержание связи. Невозможно представить себе социальную жизнь без контакта, фейсбука или твитера. Эти порталы стали нашим средством, чтобы оставаться на связи с друзьями и близкими, и оставаться на связи с последними событиями в мире. Социальные сети также превратились в большую среду, где можно объединиться с единомышленниками и стать частью интересных групп и сообществ.
Интернет - технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей. Угрозы, хулиганство, вымогательство, неэтичное и агрессивное поведение – все это нередко можно встретить.
4 слайд
Какие же недостатки мы видим на слайде?
Ученик: Бесова
- Кража информации. Выкладывая любую информацию в сеть, вы подвергаете ее тому, что она может быть украдена недобросовестными людьми.
- Виртуальное общение. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
- Интернет-хулиганство. Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
- Спам. Спам относится к отправке нежелательных сообщений электронной почты, которые не служат никакой цели и засоряют ваш ящик. Такие незаконные действия могут быть очень докучающими.
- Вредоносные программы. Одна из самых раздражающих проблем с интернетом является легкость, с которой любая вредоносная программа может заразить наш компьютер. Интернет пользователи часто страдают от вирусных атак, которые наносят ущерб их компьютерам и важным файлам. Вирусные программы могут незаметно активизироваться, если вы просто нажали на первый взгляд безобидную ссылку. Компьютеры, подключенные к Интернету чрезвычайно склонны к вирусным атакам, которые в конечном итоге могут привести к сбою системы.
- Недостоверная информация. Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
- Материалы нежелательного содержания. Это такие материалы, которые не предназначены для детей и могут распространять вредную информацию.
Учитель: А сейчас, друзья, я вам раздам листочки и мы выполним тест, который появится у вас на слайде.
5 слайд
Тест
1. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?
А) не бываю в сети;
Б) менее 1 часа;
В) 1-2 часа;
Г) Более 2 часов.
2. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет?
А) да;
Б) нет.
3. Какое имя следует использовать при общении в чате, on-line игре, в программе мгновенного обмена сообщениями?
А) использовать собственное имя;
Б) написать имя и фамилию латинскими буквами;
В) использовать псевдоним, не содержащий личных данных.
4. Как ты поступишь, если тебе по электронной почте придет «письмо счастья» с просьбой переслать его своим друзьям?
А) обязательно перешлю;
Б) отвечу отправителю, что не хочу отсылать письма;
В) не стану отсылать это письмо и отмечу его как спам.
5. Информация, которая размещена в сети Интернет…
А) достоверна, ей можно доверять;
Б) не вся достоверна, ее следует проверять;
В) вся недостоверна.
6. Если новый друг из Интернета пригласил тебя на прогулку, ты:
А) обязательно пойду;
Б) ни в коем случае не пойду;
В) расскажу о новом друге своим родителям и попрошу, чтобы на первую встречу они пошли вместе со мной.
После решения теста проверка по слайдам и обсуждение правильного ответа.
6 слайд
7 слайд
Посмотрите на слайд и попробуйте отгадать, какие термины там зашифрованы?
8 слайд
Ответы:
1. Компью́терный ви́рус — вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, и тем самым портить программы на компьютере и сам компьютер.
2. Хакер - Компьютерный взломщик, проникающий в закрытые информационные сети, банки данных и т. п. с целью получения доступа к секретной информации, а также заражения их вирусом.
3. Модем - Устройство для связи между компьютерами, телефаксами и т. п. по каналам связи.
4. Браузер - Программа для поиска и просмотра на экране компьютера информации из компьютерной сети.
С заданием вы справились. Молодцы.
Интернет – очень мощный ресурс, который значительно облегчает жизнь человека и открывает почти неограниченные возможности для самореализации и саморазвития юной личности, общения, обучения, досуга. Но вместе с тем, в Интернете скрыто довольно много опасностей как для детей, так и для взрослых.
Основные интернет-угрозы: вирусы, кибер- хулиганство, гриферы, фишинги, спамы.
Теперь давайте послушаем выступления студентов с сообщениями об Интернет-угрозах.
9 слайд
1-й ученик. Журавлев
Вирусы. Компьютерный вирус – разновидность вредоносного ПО, которое имеет свойство размножаться путем создания копий самого себя, а также внедряться в код других программ, в разделы системной памяти, загрузочные секторы. Это специально написанная программа, чаще всего небольшая по размерам, которая распространяет свои копии при помощи различных каналов связи. Обычно вирус запрограммирован для нарушения работы программ, блокирования работы пользователей, уничтожения файлов, приведения в нерабочее состояние аппаратных комплексов ПК.
Компьютерные вирусы можно разделить на определенные типы, в зависимости от их среды обитания:
Загрузочные вирусы – вирусы, которые проникают в загрузочный сектор устройств хранения данных, таких как жесткие диски, флэшки, дискеты и т.д., и способные нарушить доступность файлов.
Файловые вирусы – тип вирусов, которые внедряются в выполняемые файлы (файлы с расширением COM и EXE) и негативно влияют на их функциональность.
Файлово-загрузочные вирусы – вирусы, объединяющие в себе функции двух предыдущих типов вирусов;
Документные вирусы – вид вирусов, которые заражают файлы офисных систем. Такой вид еще называют «макровирусами», поскольку заражение системы происходит посредством заражения макросов программы.
Сетевые вирусы– тип вирусов, которые распространяются за счет использования компьютерной сети, т.е. сетевых служб и протоколов.
Также вирусы делятся на типы по принципу своего функционирования: вирусы-паразиты, вирусы-репликаторы, трояны, вирусы-невидимки, самошифрующиеся, мутирующие.
Для того, чтобы обнаружить, удалить или защитить компьютер от вирусов, разрабатываются специальные программы. Эти программы называются антивирусными и представляют собой многофункциональный продукт, который сочетает в себе такие средства как: превентивные, профилактические, средства «лечения» или удаления, а также восстановления нарушенных или потерянных данных.
Антивирусные программы делятся на определенные типы:
Программы-детекторы – те, которые помогают найти вирусы в оперативной памяти или же на носителях информации, при этом программы-детекторы найденные вирусы не лечат.
Программы-доктора – программы, которые в отличие от предыдущего вида, не только находят вирус, но и лечат зараженный файл, возвращая его в исходное состояние.
Программы-ревизоры – такие программы имеют свойство запоминать файл или системную область диска в его исходном состоянии, и позже сравнивать текущее состояние с исходным. При сравнении файла учитываются многие параметры файла, поэтому скрыться вирусу такие программы не оставляют шанса.
Программы-фильтры – предназначены для выявления подозрительных действий в работе компьютера. При попытке активизации вируса программа может блокировать его работу.
Вакцины – такие программы, которые сразу предотвращают заражение различных файлов. Стоит применять такие программы, если программы-доктора отсутствуют.
2-й ученик. Доброквашина
Кибер-хулиганство. Кибер-хулиганство имеет место, когда ребенок или подросток использует новые технологические ресурсы и решения, чтобы приставать, обижать, ставить в неловкое положение, угрожать или издеваться над другим ребенком. В эту категорию попадают следующие действия: отправка назойливых или раздражающих текстовых сообщений, кража паролей, написание сообщений со злым умыслом в блогах или социальных сетях, отправка фотографий или видеозаписей по электронной почте или с мобильного телефона, пересылка вредоносных кодов и вирусов, информации порнографического содержания и другой нежелательной почты, или выдача себя за кого-то другого в общении по интернет.
Кибер-хулиганством также может считаться подстрекательство других к тому, чтобы издеваться над намеченной жертвой. Они могут размещать достоверную информацию о жертве на сайтах, посвященных ненависти или детской порнографии, что может сделать человека уязвимым для физических атак.
Кибер-хулиганство постоянно и непрерывно. Традиционные формы издевательства над сверстниками ограничены определенным местом и временем, но даже если жертва компьютерного хулиганства выключит свой компьютер или мобильный телефон, атаки не ослабевают, из-за чего проблемы жертвы могут казаться неразрешимыми и неизбежными.
3-й ученик. Алейников
Гриферы. Грифер – это человек, который играет в онлайн игры, с целью подрыва игровой дисциплины и этики. Простыми словами, гриферы — это своего рода виртуальные вандалы и негодяи, которые портят жизнь играющим по правилам игрокам.
Гриферы используют различные уловки, чтобы раздражать людей. Путем обмана они отбирают внутриигровые ресурсы, рушат или присваивают чужие постройки, пишут различные провокационные и оскорбительные надписи, и всячески беспокоят других игроков.
Лучшим примером гриферства, могут послужить частые ситуации в онлайн песочнице «Minecraft». А именно когда человек пишет в чате о том, что может приютить у себя в доме нового игрока, дать ресурсов на развитие, помочь в освоении контента. Заманив, таким образом новичка в свой дом, он убивает его и грабит. После чего ищет новую жертву.
Как правило, администраторы очень негативно относятся к гриферам и банят их по факту доказанного проступка. Это связано с тем, что последние, делают атмосферу на сервере некомфортной и неиграбельной, что в свою очередь ведет к потере онлайна и заработка.
4-й ученик. Дидюра
Фишинг. Фишинг– это вид интернет-мошенничества, который заключается в краже конфиденциальных данных пользователей. Проще говоря, злоумышленники «разводят» пользователей на то, чтобы они сами раскрыли свои личные данные, например, номера телефонов, номера и секретные коды банковских карт, логины и пароли электронной почты и аккаунтов в социальных сетях. Для этого пользователям предлагают некую услугу или возможность, которая завлекает их на такие действия. Например, пользователям социальной сети ВКонтакте предлагают узнать, кто заходил на их личную страницу, а клиентам интернет-магазинов предлагают товар с сумасшедшей скидкой.
Интерес злоумышленников может вызвать любая другая конфиденциальная информация. Мошенники «выуживают» данные пользователей под различными благовидными предлогами: проверка авторизации на сайте, необходимость «отписаться» от спама в электронной почте, оплата покупки по бросовой цене или с большой скидкой, необходимость установить новое приложение.
Защита от фишинга включает в себя соблюдение нескольких элементарных правил безопасности в интернете.
1. Прежде всего, помните, что никому и ни при каких обстоятельствах нельзя передавать такие конфиденциальные данные, как пин-код банковской карты, пароль электронной почты или аккаунтов в социальных сетях. Ни банк, ни социальная сеть не станут запрашивать эти данные по электронной почте.
2. Установите хороший антивирус с последней базой антивирусов. Как правило, во всех современных антивирусах предусмотрена защита от шпионских и вредоносных программ. Социальные сети и браузеры также предупреждают пользователей о переходе на подозрительный сайт. Не игнорируйте эти предупреждения. Если социальная сеть рекомендует не переходить по ссылке, прислушайтесь. Если ваша электронная почта отмечает письмо как спам, скорее всего, у их отдела безопасности есть на то весомые основания.
3. Всегда обращайте внимание на дизайн сайта. Если сайт или лендинг кажется странным, недоработанным, склепанным на скорую руку или вызывает какие-то подозрения, то очень может быть, что это фишинговый сайт.
4. Обращайте внимание на адресную строку в ссылке перехода. Незначительные изменения в электронном адресе могут привести вас на абсолютно другой сайт. Также будьте осторожны с сокращенными ссылками, поскольку с первого взгляда нельзя распознать, что за ними скрывается.
6-й ученик. Каймакова
Спам. Само слово «спам» имеет довольно забавное происхождение. Изначально SPAM – это торговая марка американской компании; под этим брендом в 1936 году начали выходить мясные консервы, которых во время Второй мировой войны изготовили так много, что пришлось срочно проводить рекламную кампанию - нужно было сбыть их раньше окончания срока годности.
Виды спама
Массовая рассылка писем – самый известный вид спама. Спамеры покупают базы почтовых адресов, а затем рассылают письма с коммерческими предложениями.
Сообщения в социальных сетях и мессенджерах. Раньше это были такие же рекламные сообщения, как и в письмах, однако сейчас становится популярной схема, когда взламывается аккаунт пользователя, а затем от его имени рассылаются сообщения с просьбой перевести энную сумму денег.
Спам на форумах. Спамеры проявляют свою активность и на форумах: оставляют сообщения в обсуждениях и отправляют личные сообщения пользователям. Иногда это используется для наращивания ссылочной массы какого-либо сайта.
Спам в комментариях на сайте. Вид спама, который сильнее всего ненавидят владельцы сайтов. Цель спамеров все та же - либо прорекламировать свои товары или услуги, либо повысить тематический индекс цитирования .
Спам в каталогах и на досках объявлений. Каталоги используются для продвижения сайтов, а доски объявлений - для мошеннических объявлений.
Спам по SMS. Как и при рассылке писем, спамеры покупают базы данных пользователей сотовых операторов и высылают спамерские сообщения рекламного либо мошеннического характера.
Спам-сообщения можно поделить на две большие группы - безопасные и опасные. Первые неприятны, но грозят лишь испорченным настроением и тратой времени, а вот вторые могут нанести вред компьютеру и финансам.
Безопасный спам
Это обычные письма рекламного характера с той разницей, что пользователи не давали своего разрешения на их получение.
Опасный спам. Фишинг. Мошенники присылают сообщение, похожее на стандартное письмо от какой-либо службы, банка, ресурса. В нем содержится ссылка на поддельный сайт, который выглядит так же, как сайт оригинальный. На мошенническом сайте пользователей просят ввести персональные данные. Для того, чтобы побудить пользователей сделать это побыстрее, в письме или на странице может сообщаться какая-нибудь «страшная» информация: вам пришел новый штраф, на вас оформлен кредит, учетная запись будет заблокирована и так далее.
В заключении проведем тест «Правила работы в сети Интернет»
10 слайд
Эти программы подменяют какую-либо из часто запускаемых программ, выполняют ее функции или имитируют такое исполнение, одновременно производя какие-либо вредоносные действия (стирают файлы, разрушают каталоги, форматируют диски, отсылают пароли или другую конфиденциальную информацию, хранящуюся на ПК пользователя).
11 слайд
Ответ: троянские кони (троянцы).
12 слайд
Эти вирусы различными способами внедряются в исполнимые файлы и активируются при их запуске. После запуска заражённого файла вирус находится в оперативной памяти компьютера и является активным до момента выключения компьютера или перезагрузки ОС.
13 слайд
Ответ: Файловые вирусы.
14 слайд
Кто создаёт опасные программы?
a) чёрный властелин
b) хакеры
c) шпионы
15 слайд
Ответ: хакеры.
16 слайд
Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной?
а) лучше не иметь антивирусную программу
b) обновлять антивирусную базу
c) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под защитой
17 слайд
Ответ: обновлять антивирусную базу.
18 слайд
Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
a) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
b) пойти на встречу одному
c) пригласить с собой друга?
19 слайд
Ответ: посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
20 слайд
Ваня Веселов, бывая в Интернете, часто сталкивается с неприятной информацией, которая “лезет со всех сторон”, она мешает ему работать в Интернете. Как Ване избавиться от ненужной информации, чтобы пользоваться только интересными ему страничками.
a) установить антивирусную программу
b) установить на свой браузер фильтр
c) установить новый браузер
21 слайд
Ответ: Чтобы не сталкиваться с неприятной и агрессивной информацией в Интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в Интернете
22 слайд
Однажды в социальной сети Марине пришло сообщение от организаторов конкурса красоты, в котором они предложили ей принять участие. Для участия нужно было отправить несколько фотографий в купальнике, для того чтобы оценить природную красоту будущей конкурсантки. Еще одним условием участия в конкурсе была необходимость перечислить определенную сумму на счет организации в качестве вступительного взноса, после оплаты которого, они свяжутся с девушкой по поводу дополнительной информации о конкурсе, а также времени и месте его проведения.
О какой Интернет-угрозе идет речь?
23 слайд
Ответ: мошенничество
24 слайд
Алексею на почту пришло сообщение от службы безопасности социальной сети с информацией о том, что аккаунт пытались взломать, и его владельцу необходимо перейти по ссылке в письме для того, чтобы подтвердить персональные данные. Ни на минуту не подумав о подвохе, Алексей переходит по ссылке, затем появляется стартовая страницы соцсети, куда он немедленно вносит пароль и логин. О какой Интернет-угрозе идет речь?
25 слайд
Ответ: взломы аккаунтов
26 слайд
На электронную почту пришло письмо с уведомлением о том, что Ваша банковская карта заблокирована. Вам говорят, что произошел какой-то сбой в системе и данные утеряны. Вам необходимо срочно обновить (передать) свои персональные данные в банковскую систему.
В письме содержались угрозы непристойного характера.
О какой Интернет-угрозе идет речь?
27 слайд
Ответ: фишинг
28 слайд
Что относится к биометрической системе защиты?
29 слайд
Ответ: отпечатки пальцев, характеристика речи, радужная оболочка глаз, изображение лица, геометрия ладони руки.
30 слайд
Дата рождения Интернета?
a) 1 января 1983 г.
b) 12 апреля 1961 г.
c) 22 июня 1941 г.
31 слайд
Ответ: 1 января 1983 года
32 слайд
В каком году была изобретена Всемирная паутина?
a) 1992 г.
b) 1998 г.
c) 2000 г.
33 слайд
Ответ: 1992 г.
34 слайд
В каком году появилась электронная почта?
а) 1972 г.
b) 1975 г.
c) 1976 г.
35 слайд
Ответ: 1972 г
36 слайд
Наиболее популярные услуги Интернета — это:
37 слайд
Ответ: Всемирная паутина, Веб-форумы, Блоги, Вики-проекты , Интернет-магазины, Интернет-аукционы, Социальные сети, Электронная почта, Файлообменные сети, Электронные платёжные системы, Интернет-радио, Интернет-телевидение и др.
38 слайд
В этой социальной сети зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, посещаемость- более 21 500 000 пользователей заходят на сайт каждый день.
а) В контакте
b) Одноклассники
с) Мой мир
39 слайд
Ответ: В контакте
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.