Комитет образования и науки
Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
″Суровикинский агропромышленный техникум″
Методическая разработка учебной практики на тему
«Облицовка вертикальных поверхностей в два цвета» по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Разработал: мастер производственного
обучения, l категории Иващенко С.В.
г.Суровикино, 2020г.
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………… стр.
2. Содержание …………………………………………… стр.
3. Список литературы…………………………………… стр.
4. Список электронно-образовательных ресурсов…… стр.
5. Приложения………………………………………….. стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая методическая разработка учебной практики по теме «Облицовка вертикальных поверхностей плиткой в два цвета» составлена для мастеров производственного обучения с целью обучения студентов по профессии «Мастер отделочных строительных работ.
Материал урока соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в области освоения видов деятельности и формирования компетентностей. Глубина изучения материала определяется уровнем развития мыслительной деятельности студентов. Данная методическая разработка поможет преподавателям специальных дисциплин обучения в определении подходов в эффективной организации процесса обучения, повышения активной самостоятельной деятельности, формирования более прочных умений и навыков, направленных на освоение профессиональных компетенций студентов.
Учение человека состоит в том, чтобы
научиться выполнять определенные трудовые операции, студент все должен
проделать сам.
Методы производственного обучения основываются на способах совместной работы
мастера, преподавателя и обучаемых им студентов, чтобы успешно сформировать у
студентов систему технологических умений и навыков в процессе производственного
обучения, необходимо обеспечить им возможность для принятия самостоятельных
решений, применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Создать условия близкие к реальным условиям, т.е. к производственным.
Студенты в процессе обучения должны приобрести навыки самостоятельной работы с
учебной, технической, нормирующей документацией в области строительства;
выработать до автоматизма трудовые навыки по профессии «мастер отделочных
строительных работ», умения принимать самостоятельные решения в привычных
ситуациях, т.е. целенаправленно применять полученные знания и умения в
практической деятельности.
Одним из средств, позволяющим студентам самостоятельно применять знания, умения
и навыки в учебном процессе являются уроки практического обучения.
План урока 15.11.2020 г.
Группа: №60
Специальность: «Мастер отделочных строительных работ».
Тема программы: «Облицовка вертикальных поверхностей ».
Тема урока: Облицовка вертикальных поверхностей плиткой в два цвета».
Тип урока: Самостоятельное выполнение учебно-производственных заданий.
Цели урока:
1. Обучающая: Закрепить у студентов знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.
2.Развивающая: Совершенствование навыков при выполнении облицовки стен плиткой в два цвета.
3.Воспитательная: Воспитать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, любовь к своей профессии.
Материально-техническое оснащение:
1. Инструменты, приспособления, инвентарь.
2. Учебная плитка, учебный раствор.
3. Технологическая карта.
4. Наглядные пособия ( Дефекты плиточных работ. Допускаемые отклонения)
Введение
Дорогие студенты прежде чем начать урок я хочу вам сказать следующее:
Выбирая профессию строительного профиля, вы сделали правильный выбор. Потому что испокон веков, человек что-либо строит, так как ему всегда необходимо жилье и будет вечно необходимо, пока существует Земля.
Ваша профессия востребована сейчас как никогда.
Имея такую профессию как у вас, можно с уверенностью смотреть в будущее. Вы знаете, что сейчас уделяют большое внимание эстетическому виду жилья зданий. Это прекрасно!
И тема урока как раз связана с эстетической стороной нашей профессии.
Плитка – древнейшее изобретение человечества. Плитку находят даже в древних раскопках. Это говорит о том, что человек стремился всегда к украшению своего жилья.
Конечно, наука шагнула далеко вперед и мы сейчас располагаем множеством видов плитки и вы об этом знаете. Выбор огромен, а значит нужны специалисты.
Сейчас я хочу вернуться в прошлые уроки.
И так.
Ход урока:
I. Организационная часть 3 – 5 минут.
1. Проверить явку учащихся.
2. Проверить внешний вид.
II. Вводный инструктаж. 50 минут
1. Повторение пройденного материала.
Мы с вами изучили большую тему «Облицовка вертикальных поверхностей плиткой и тема нашего сегодняшнего урока: «Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения темы программы Облицовка вертикальных поверхностей плиткой».
Мастер: Расскажите, какие виды строительных работ должны быть закончены до облицовочных работ?
Ученик: Строительные (монтаж), штукатурные, столярные, малярные, стекольные, сантехнические.
Мастер: Что называется облицовкой?
Ученик: Покрытие поверхности стен, перегородок и других конструкций элементов изделиями из природного камня, керамической плитки, синтетических материалов.
Мастер: Где применяется облицовка?
Ученик: Ванная комната, кухня, вестибюли и коридоры в жилом доме, прачечные, операционные, т.е. там, где предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования, повышенная влажность.
Мастер: Назовите виды плитки?
Ученик: Керамическая: глазурованная и неглазурованная; стеклянная.
- Керамическая плитка представляет собой строительный облицовочный материал, изготавливаемый путем стекания каолиновой глины, кварцевого песка, флюсов, красителей и другого минерального сырья.
- По форме плитки бывают: квадратные, прямоугольные, трехгранные, восьмигранные.
Мастер: Какие клеящие материалы применяются для облицовочных работ?
Ученик: Цементно-песчаный раствор состав от 1 : 3 до 1 : 6.
Мастики: 1. карбоксицементно-песчаная (КЦП);
2. поливинилацетатная (ПЦ);
3. мастика-синтелакс.
Клей плиточный: 1. Атлас; 2. Монолит; 3. Евро-Эл.
Мастер: Какие применяются инструменты, приспособления, инвентарь при облицовке?
Ученик: 1) Инструменты: штукатурная лопатка, шпатель, кусачки, кирка, шпатель пластмассовый для заполнения швов, кисть, расшивка.
2) Инвентарь: ящик для раствора, емкость для воды, емкость для раствора, ящик для плитки, емкость для мастики.
3) Приспособления: шаблон для сортировки плиток, плиткорез, стеклорез, скобы, крестики, столик инвентарный, столик.
4) Контрольно-измерительный инструмент: отвес, правило, уровень, водяной уровень.
Мастер: Из каких технологических операций состоит облицовка?
Ученик: 1. Подготовка поверхности к облицовке.
а) Бетонные поверхности, необходимо тщательно выверить при помощи рейки;
б) Выявленные на стене впадины следует выровнять выравнивающими составами для стен;
в) Перед нанесением выравнивающего состава, поверхность обрабатывают 15 % раствором ПВА и воды (огрунтовать);
г) при наличии на стене масляных пятен, их удаляют 3 % раствором соляной кислоты или 5 % раствором кальцинированной соды.
д) На поверхности наносят насечки, на расстоянии 2 – 3 см друг от друга.
Мастер: Кирпичная поверхность
Ученик: - Тщательно выверить поверхность – при помощи рейки – правило.
- Срубить выступающие элементы кирпичной кладки.
- Впадины необходимо выровнять цементно-песчаным раствором.
Мастер: 2. Подготовка плитки к работе.
Ученик: - Плитки сортируют по размерам (калибруют), по цвету, оттенкам и качеству лицевой поверхности.
- Для сортировки плиток – по размерам, используют шаблон или специальное приспособление.
- Особое внимание обращают на внешний вид плиток. Они должны быть: правильной формы, не иметь выпуклостей, выбоин и трещин.
- В ходе облицовки, требуются неполномерные плитки, получаемые разрезанием целых. Для этого сначала отмеряют нужный размер. Риску проводят карандашом или рейсмусом.
- Плитку режут: стеклорезом, плиткорезом.
Мастер: 3. Приготовление растворов клея и мастик.
Ученик: - Для крепления плиток при облицовке стен применяют цементно-песчаные растворы.
- В данном случае мы будем применять глиняный раствор (1:3)
Мастер: 4. Провешивание поверхности и установка маяков.
- Облицовку стен начинают с провешивания – временного закрепления вертикальной поверхности марками из раствора или гвоздей.
- При разметке покрытия, определяют контуры облицовываемой поверхности.
- Низ облицовки располагают на уровне чистого пола.
- Выше верха облицовки забивают штыри. От них натягивают по отвесу шнуры, которые закрепляют к штырям забитым у пола.
- В помещении, где не уложены полы, нижний маячный ряд облицовки опирают на рейку, высота которой равна толщине пола.
- В каждом ряду сначала устанавливают крайние плитки и по ним натягивают причальный шнур.
Мастер: Как происходит технологический процесс?
Ученик: 1) Смачивают стены.
2) Тыльную сторону плитки очищают от пыли и смачивают.
3) Накладывают раствор в виде усеченной пирамидки.
4) Плитку с раствором в горизонтальном положении подносят к стене, затем поворачивают и прикладывают к стене и осаживают.
5) Плитку ориентируют по уложению ранее рядом и по натянутому вверху причальному шнуру.
6) Легкими ударами, ручки лопатки, плитку осаживают до уровня уложенной плитки.
7) Стены с уширенными швами до 3 мм. Облицовывают с использованием крестиков, скоб, гвоздей.
8) Заполнение швов производят с помощью специальных затирок или цементного раствора, резиновыми шпателями.
Мастер: Какие вы знаете способы облицовки?
Ученик: 1) Шов в шов. Вызвать учащихся к доске для показа
2) Вразбежку.
3) По диагонали.
Мастер: Как производится отделка облицованной поверхности? (заполнение швов).
Ученик: Облицовку очищают от потеков раствора или мастики. Следы раствора удаляют, протирая лицевую сторону. Сначала влажной, а потом сухой ветошью.
- Потеки нельзя соскабливать твердыми предметами, чтобы не поцарапать лицевую поверхность.
- Швы заполняют – цементным раствором. Состава 1 : 1 или 1 : 2, с помощью специального шпателя или терки.
Мастер: Как производится оценке качества облицовки?
Ученик: - Соответствие материала и рисунка облицовки проекту.
- Швы должны быть заполненными, прямолинейными, взаимно-перпендикулярными и иметь одинаковую ширину.
- Облицованная поверхность должна быть: жесткой, без трещин, пятен, потеков раствора и мастик, клея.
Устранение обнаруженных дефектов.
Отделка облицованной поверхности.
Дефекты облицовки и способы их устранения.
Дефект
Причины появления
Способы устранения
Отслоение плиток от растворной прослойки
1. Усадка при твердении утолщенного слоя.
2. Применение жирного раствора.
3. Резкий нагрев облицованной поверхности (в местах расположения отопительных приборов).
4. Грязная, плохо очищенная от пыли тыльная сторона плитки, резкий нагрев облицованной поверхности
1. Слой раствора или мастики должен быть не более 3 – 5 мм.
2. Применяют тощие растворы.
3. По возможности выполнять облицовочные работы во время, когда отопительные приборы не работают.
4. Очистить от пыли тыльную сторону плитки.
Отслоение облицовки вместе с растворной прослойкой
1. Неравномерная осадка здания.
2. Вибрационные колебания конструктора.
3. Зыбкость основания.
1. Выполнять облицовку не сразу, после постройки здания, а спустя, как min, 1 год.
Сквозные трещины в облицованной поверхности
1. По линии швов или через облицовочную плитку в результате осадочных деформаций здания.
Плитку удаляют по частям скарпелем или зубилом, выбивая небольшими кусочками от середины к краю. Наклеивают новую плитку.
Искажение рисунка, укладка дефектных плиток
Некачественное выполнение облицовки.
Дефектные плитки удаляют по частям с помощью скарпеля или зубила, выбивая небольшими кусками от середины к краям. Затем наклеивают новую плитку.
Следят за качественным выполнением работ
Мастер: Какую технику безопасности, необходимо соблюдать при выполнении облицовочных работ.
Ученик: - Рабочие места организуют так, чтобы была обеспечена т/б.
- Обрабатывают крошки, рубят плитки, выбивают заменяемые плитки в дефектных местах – в рукавицах и в защитных очках.
- Устанавливают плитки в резиновых перчатках, для защиты рук от соприкосновения с растворами и мастиками.
- При облицовке используют переносные подмости с ограждениями.
- Запрещается выполнять облицовку со случайных опор.
- Ручки инструментов должны быть без заусенцев и шероховатостей.
- Инструмент должен быть исправный.
III. Упражнения самостоятельные работы и текущий инструктаж.
1. Подготовка поверхности, организация рабочего места
2. Подготовка плитки и инструмента к работе.
3. Провешивание поверхности и установка маяков.
4. Приготовление раствора.
5. Облицовка стен: а) шов в шов в два цвета
6. Отделка облицованной поверхности (заполнение швов).
Целевые обходы
1) Обход – Организация рабочего места.
2) Обход – Подготовка поверхности и подготовка плитки к работе.
3) Обход – Выполнение отдельных операций, индивидуальная помощь.
4) Обход – Соблюдение технологического процесса.
5) Обход – Соблюдение правил т/б.
IV. Заключительный инструктаж . 15 минут
1) Общий анализ выполненных работ, типичные ошибки.
2) Индивидуальный разбор выполненных работ:
- работы, выполненные на 4 и 5.
- работы, выполненные на 3.
3) Выставить оценки по следующим параметрам:
а) устный ответ;
б) организация рабочего места;
в) выполнение задания;
г) соблюдение т/б;
д) дисциплина на уроке.
V. Уборка рабочих мест.
Дежурные по звеньям, сдают чистые кабины и инструменты, дежурные по цеху, староста осуществляет общий контроль.
VI. Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.
Учебный раствор, инструменты и приспособления, плакаты, технологические карты.
Задание на дом: Составить карты (рисунки) с фризами для настилки плиток на пол.
Список используемой литературы
1. Журавлев И. П., Лапшин П. А. / Штукатур. Мастер отделочных строительных работ. Учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. Изд. 3-е, доп. и перер. - Ростов н/Д: изд-во «Феликс», 2016. - 384 с.
2. Горячев В. И., Неелов В. А. / Облицовка керамическими и синтетическими материалами: Учеб. для ПТУ. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2015. - 224 с, ил.
3. Голощекина Л. П. и др. / Производственное обучение маляров-штукатуров: Метод, пособие/ Л. П. Голощекина, Р. М. Гольдман, Л. Д. Емельяненко. - М.: Высш. шк., 2015. - 176 с, ил.
4. Малин В. И. /Справочник молодого маляра облицовщика-плиточника и мозаичника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2016. - 208 с: ил.
5. Черноус Г. Г. / Облицовочные работы: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Г. Г. Черноус. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. -
...
192 с.
6 Интернет источники:
- www.stroitelstvo-new.ru/shtukaturnye_raboty.shtml
-www.remont 63.ru/gost33.htm
Приложения
Карточка задание №1
Обозначьте цифрой последовательность операций, приведённых в таблице
Технологическая последовательность облицовки поверхности стен плиткой
название операции
последовательность
Разметка поверхности стены
Крепление плитки
Нанесение клеящего раствора
Очистка поверхности
Проверка горизонтальности и вертикальности
Грунтование поверхности
«Облицовка поверхности стен плиткой»
№
п/п
Наименование операции
Инструменты и приспособления
Оценка качества
Технология выполнения
1.подготовка поверхности
щетка, шпатель
не допускается:
наличие пыли и грязи
очистить поверхность и удалить пыль
2.провешивание поверхности
отвес, уровень
не допускается:
отклонения по вертикали
проверить вертикальность и горизонтальность поверхности стены
3.разметка поверхности
уровень, рулетка
не допускается:
разносортности плитки
определить размеры и контуры облицовки, количество целых плиток
4.подготовка облицовочной плитки
рулетка
не допускается:
не заполненных на поверхности стены мест
отсортировать плитки
5.нанесение раствора на плитку
штукатурная лопатка, таз
не допускается:
неплотного крепления плитки на поверхности плитки
нанести раствор и установить на поверхности
6.крепление плитки на поверхность стены
уровень, отвес, зубчатый шпатель
не допускается:
неплотного крепления плитки
приклеить плитку к поверхности стены
7.очистка облицованной поверхности
губка, ведро
не допускается:
наплыва раствора на поверхности плитки
убрать излишки раствора с поверхности плитки
Карточка задание №2
Укажите название и назначение инструментов, приведённых в таблице
Рисунок
Название
Назначение
Эталон карточек-заданий №2
Указаны рисунки, название и назначение инструментов, приведённых в таблице
Рисунок
Название
Назначение
Зубчатый шпатель
Для нанесения разравнивания мастики
Зубчатая гладилка
Для нанесения борозд
Мастерок
Для перемешивания, нанесения и разравнивания раствора, клея
Уровень
Для проверки горизонтальности и вертикальности поверхности
Отвес
Для разметки вертикальной оси
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.