Обучение разным видам чтения
Оценка 4.9

Обучение разным видам чтения

Оценка 4.9
docx
03.11.2020
Обучение разным видам чтения
Обучение разным видам чтения.docx

Научная статья на тему «Обучение разным видам чтения».

Почему учащиеся читают недостаточно хорошо?

Во-первых, учителя уделяют мало времени этому виду работы. Многие уроки проходят без чтения. Домашнее чтение ведётся недостаточно интенсивно.

Во-вторых, зачастую занятия чтением подчинены только развитию устной речи учащихся или постановке у них произношения .

Как правило, занятия чтением протекают в такой последовательности : учитель читает текст, после многократного чтения текста учениками ( хорового и индивидуального ) учитель ставит вопросы к тексту . Затем учащиеся ставят вопросы ( не придерживаясь при этом определённой последовательности ) и в заключении иногда пересказывают текст . При этом очень часто школьники читают текст , не понимая его содержания , отвечают на вопросы учителя , точно придерживаясь текста . Пересказ текста заключается в его заучивании наизусть . При таком методе работы не решается даже задача по развитию речевых навыков , поставленная учителем.

В-третьих, такая длительная работа над одним и тем же текстом приводит к тому, что ученики утрачивают интерес к чтению . Чтение перестаёт быть тем, чем оно должно быть, -источником познания нового , ранее неизвестного.

В зависимости от класса сведения, которые учащиеся черпают из прочитанного , усложняются , например , в пятом классе ученики узнают о жизни своих сверстников , в старших классах о жизни и деятельности великих учёных , писателей .

Изменяется и источник информации. В то время как в 5 классе тексты написаны составителями учебников, в выпускном классе школьники читают оригинальные тексты ( иногда адаптированные ) из художественной литературы , из газет , журналов . Изменяется и объём текстов . Неизменным остаётся лишь , к сожалению, метод работы . Отличия в методике обучения в младших и старших классах наблюдаются редко . Вместе с тем изменение возраста учащихся и характера текстов обуславливают необходимость применения разных приёмов работы при обучении чтению .

В-четвёртых, учителя лишены возможности организовывать домашнее чтение школьников из-за острой нехватки соответствующей литературы . А между тем жизнь потребовала расширения рамок литературы для чтения , в частности создания книг специально для летнего чтения .

В-пятых , при обучении чтению учитель часто ставит перед собой , как правило , только практическую задачу и забывает необходимости решать и воспитательные задачи . Занятия чтением должны способствовать воспитанию у школьников любознательности , формированию интереса к изучению иностранного языка , к чтению на изучаемом языке . Необходимо , чтобы ученики убедились , что чтение на иностранном языке не только расширяет их кругозор , но и учит их мыслить , самостоятельно работать , прививает им качества , необходимые в жизни .

При обучении чтению на иностранном языке воспитательные задачи должны решаться в процессе осуществления практических зада, а не быть искусственным придатком последних, как это иногда случается .

В-шестых, многие учителя перестали учить школьников читать . И в этом , на мой взгляд , заключается основная причина плохого чтения . Чтение текста - это ещё не обучение чтению . Учить читать - значит вооружить школьника такими умениями , которые помогли бы ему в дальнейшем прочитать , понять и осмыслить любой другой текст такой же трудности .

Учитель же часто видит основную цель в том, чтобы «пройти» учебник , прочитать тексты учебника . Вот почему в поурочном плане учителя в качестве цели указывается чтение параграфа .И методист на вопрос «Чему Вы будете учить детей сегодня на уроке ?» Получает ответ : «Сегодня мы будем читать такой-то текст» Нельзя отрицать необходимость «пройти» тексты учебника , но учителям нужно помнить , что тексты учебника даны для того , чтобы на их материале вырабатывать определённые умения ,и поэтому в графе «цель урока» должны быть указаны именно те умения , которым учитель обучает при чтении данного текста . Какими же конечными умениями в области чтения должен учитель вооружить школьников ? Это определяется конкретными требованиями практической деятельности человека после школы .

Специалист должен уметь прочитать статью по специальности , перевести инструкцию , патент , паспорт к машине .

Для того, чтобы отвечать задаче , поставленной в настоящее время перед техникой , -добиться уровня мировых стандартов , необходимо следить за литературой по специальности и уметь при беглом осмотре отобрать материал , представляющий интерес.

Расширение международных связей приводит к общению людей разных специальностей.

Всё большее и большее количество людей включаются в переписку друг с другом. В связи с этим возникает необходимость научиться прочитать и понять письмо, написанное на иностранном языке , равно деловое или дружеское .

Основное умение, которым должен вооружить учитель школьников , это умение извлекать из прочитанного знания , определять главное , существенное , оценивать прочитанное .

Развитие этих умений предполагает длительную , кропотливую работу и выполнение системы упражнений .

Обучение чтению , на мой взгляд , должно включать следующие обязательные этапы :

1.     Установление цели.

Цель должна быть сформулирована предельно точно и доведена до сведения учащихся. Так, учитель перед тем , как приступить к чтению текста , говорит ученикам : «Сегодня вы будете при чтении учиться догадываться о значении незнакомых слов и оборотов речи на основе уже известных слов» или «Сегодня мы учимся выразительно читать текст» , или «Задачей при чтении текста сегодня является прочитать текст за такое-то время»- указывается время - «и передать его основную мысль» , или «Сегодня мы будем учиться переводить трудные тексты» .

Целью может быть учить учащихся догадываться о значении незнакомых слов , исходя из контекста ; учить учащихся определять для себя непонятные места в тексте и расшифровывать их ; учит переводить заголовки из газет , учить устанавливать основную мысль прочитанного . В качестве цели указывается не обучение работе со словарём вообще , а конкретно - учить школьников переводу сложных слов , идиоматических выражений и т. п.

2.     Подготовка к чтению.

Подготовка к чтению ведётся в зависимости от цели , намеченной учителем, и от языкового материала т. е. характера текста (иногда учитель , в зависимости от поставленной цели , подбирает материал для чтения , иногда же в зависимости от текстового материала определяет цель урока). Если в качестве цели намечено учить школьников беспереводному чтению, то учитель стремиться путём предварительной проработки материала устранить все языковые трудности (грамматические и лексические), которые могут затруднить понимание текста . Иногда учитель вводит учащихся в текст, предварительно беседуя о нём , но не рассказывает его содержание. Учитель может рассказать об авторе и проблемах , его волнующих , нашедших отражение в данном рассказе . Он может предварительно дать вопросы , на которые следует обратить внимание при чтении текста , и т. п. Если учитель ставит себе в качестве цели учить школьников читать и переводить газетный текст , он целой системой упражнений на протяжении нескольких уроков подготавливает их к этому . Так же он поступает при чтении научно - популярной литературы .

Если целью является выразительное чтение , то предварительно проводятся упражнения в технике чтения текста , затем раскрывается его смысловое и идейное содержание . После этого можно требовать выразительного чтения .

Учителю следует относиться очень серьёзно к подготовке к чтению. Но это не всегда имеет место . Очень часто учащиеся даже не выполняют упражнений , которые предшествуют тексту . Тщательная подготовка к чтению (выполнение ряда упражнений , тех что даны в учебнике , и составленных учителем) освободила бы учащихся читать один и тот же текст много раз подряд . Многократное чтение одного и того же текста с одной и той же репликой учителя «Вы плохо читаете , давайте ещё раз почитаем» не может вызвать интерес к чтению . После предварительной подготовки учащиеся приступают к чтению .

3.     Чтение.

В связи с процессом чтения возникают такие вопросы: Как читать текст: вслух или про себя? Должно ли быть указано время для чтения текста? Кто должен читать первым: учитель или ученик ? Если ученик, то какой : сильный или слабый ? Как исправить ошибки , допущенные при чтении ?

В кабинете английского языка могут находиться образцы текстов для разных классов с указанием времени , в которое должен быть прочитан данный текст .

Перед тем как читать текст вслух, ученик должен прочитать его про себя . Даже опытный чтец не читает вслух без предварительного знакомства с текстом ; в школе же учитель предлагает ученику читать на иностранном языке , не дав ему возможности предварительно посмотреть текст и уяснить себе его содержание .

При чтении вслух возникает необходимость исправлять допущенные учащимися ошибки. Мне кажется , что принятые в ряде школ пути исправления ошибок неэффективны и отвлекают учеников от главного - от содержания . Как правило , учитель, вызвав ученика , предлагает классу исправлять ошибки . Класс настороженно следит за чтением своего товарища и иногда по многу раз перебивает его . Задание исправлять ошибки может иметь место лишь после тщательной подготовки к чтению вслух и при условии , что ученики заметят себе ошибки и сообщат о них лишь после того, как текст прочитан.

Исправление ошибок самим учителем при соблюдении того же условия - не перебивать читающего - мне кажется более эффективным. Учитель остановиться лишь на типичных и смысловых ошибках, он не ограничится указанием ошибок , но проведёт и упражнения.

Чтобы ученики не бездействовали при чтении товарища , им могут быт предложены разные задания :

·         оценить чтение своего товарища с точки зрения беглости , интонации, выразительности;

·         подготовить читающему вопросы по поводу прочитанного ;

·         подготовиться к пересказу текста и т. п.

4.     Выяснение содержания прочитанного.

Оно включает несколько стадий:

а) Учитель начинает с выяснения того, что непонятно учащимся. Предложения, которые оказались непонятными , подвергаются анализу . Беспереводное чтение сочетается с переводным , синтетическое с аналитическим . Между ними не должно быть разрыва .

Учитель показывает и учит школьников, как следует рассуждать чтобы выявить смысл предложения , как пользоваться словарём , справочниками , учит попутно и технике перевода .

Так вырабатывается привычка обращаться к справочным изданиям : к энциклопедии , словарю иностранных слов ,словарю русского языка и т. п., необходимая и при чтении на родном языке . Школьник приучается к вдумчивому ,серьёзному чтению .Всё это способствует воспитанию пытливости ученика.

б) Далее необходимо выяснить, где , когда происходит действие и кто является главным действующим лицом . Эти вопросы обязательны независимо от вида чтения , так как они способствуют лучшему раскрытию содержания.

в) Затем учитель выясняет, что нового узнали ученики . Важно учить школьников схватывать суть , отмечать существенное устанавливаться лишь на том , что имеет значение в данном повествовании характеризует действующее лицо ,поясняет события .

г) Содержание и форма связаны друг с другом. Поэтому учащимся даются задания связанные с языком текста : обратить внимание на особенности речи действующих лиц , на слова , использованные автором при описании , указать на новые выражения , словосочетания , обороты речи , встреченные в тексте .

5.     Суждение о прочитанном .

Каждый учитель должен осмысливать прочитанное независимо от того , происходит процесс чтения на родном или иностранном языке . Оценка прочитанного (содержания , формы изложения , языка , идейной направленности) учит школьников высказывать свои мысли на иностранном языке и является прекрасным средством развития речевых навыков учащихся.

Речевые упражнения , связанные с оценкой прочитанного , имеют также большое воспитательное значение . Они развивают логическое мышление у школьников , их способность наблюдать анализировать , делать выводы и заключения . они служат воспитанию морали учеников ; ученик должен проанализировать поступки героев рассказа - отметить хорошее и плохое ; наконец ,они способствуют их эстетическому воспитанию , так как учат их наблюдать за языком , учат их видеть красоту языка .

Методика обучения различным видам чтения.

Огромное количество информации, заключённой в текстах, предназначенных для чтения современного человека, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению т. е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты, в зависимости от коммуникативной задачи . В своё время английский методист Майкл Уэст писал об этом : «.. .читая статью в “Лансет” я пробежал глазами первый параграф , в котором говорилось о предшествующей работ, не относящейся к интересующему меня вопрос, бегло прочитал следующую часть ,чтобы иметь представление о цели, характере настоящего эксперимента ,прочитал и описание эксперимента ; изучил результаты и выводы».

Таким образом, в опыте читающего выкристаллизовываются виды чтения, за которыми закрепились следующие названия : изучающее , ознакомительноепросмотровое . Владение разными видами чтения является важным компонентом культуры чтения на родном языке .

Помимо видов чтение имеет две формы: оно осуществляется про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение информации про себя- основная форма чтения - имеет целью извлечение информации , оно «монологично» , совершается наедине с собой ; чтение вслух - вторичная форма , оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу .

Все частные умения, виды и формы чтения шлифуются по мере взросления человека , приобретения им грамоты, развития его общей культуры , т.е. превращения его в «человека читающего» ; приобретя эти умения , человек уже с ними не расстаётся, поэтому они могут стать основой переноса на другой язык . Как подчёркивает С.К. Фоломкина , зрелое чтение на разных языках имеет одинаковую структуру .

В настоящее время в методике обучения чтению в средней школе приняты три вида чтения, подробно охарактеризованные в исследованиях С.К. Фоломкиной : изучающее, ознакомительное и просмотровое .

Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Анализ может проводиться на понятном предложении , с тем чтобы показать учащимся , как «работает» грамматика, которую они усваивают ; и анализ может проводиться на непонятном предложении, когда через анализ учащийся идёт к его пониманию .Изучающее чтение является , прежде всего , самостоятельной целью обучения чтению , так как в жизни читатель может попасть в положение , когда ему нужна точная информация , например при чтении научно-технических текстов .Изучающее чтение одновременно является средствам обучения чтению , ибо оно представляет собой максимально развёрнутую форму чтения , при которой оттачиваются все приёмы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам , исходящим от текста ; оно практикуется обычно на небольших по объёму текстах определённой степени трудности , так как главная задача - качественная сторона чтения , полнота и точность понимания .

При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста . Для ознакомительного чтения подбираются большие по объёму тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность . Навыки , приобретённые при изучающем чтении , используются при ознакомительном чтении .

Наконец, просмотровое чтение , в результате которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста : о чём в нём идёт речь . В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль : из большой массы печатной информации выделяется нужный объект чтения , исключается необязательное и второстепенное . К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни , например при чтении газет и т. п . Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения , развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам , большую скорость восприятия .В школьном курсе чтения на иностранном языке просмотровое чтение используется лишь как предварительная фаза изучающего и ознакомительного видов чтения для определения общей темы и уменьшением тем самым меры неопределённости. К просмотровому чтению учащихся следует приобщить при чтении газет.

Итак, все три вида чтения практикуются в средней школе (в программе указаны два - чтение с общим охватом содержания и чтение с полным пониманием), но их удельный вес различен .Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение , в этом проявляется общий принцип аппроксимации , предполагающий необходимые компромиссы и «снисходительность» , вытекающие из реальных условий обучения иностранному языку .Изучающее чтение и просмотровое чтение также развиваются , хотя и занимают подчинённое место в системе обучения чтению, они в основном поддерживают и «питают» ознакомительное чтение.

ПРИЕМЫОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ

Обучение чтению должно быть макси­мально приближено к условиям ре­альной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения.

Умение поискового чтения (scanning) в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнако­мое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информа­цию о прибытии поезда на табло железно­дорожного вокзала и т.п.

Чтение информативных текстов науч­но-популярного и общественно-политиче­ского характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на науч­ной конференции, как правило, начинает­ся с ознакомления с их общим содержани­ем. Для того, чтобы определить основную идею текста читателю необходимо приме­нить умение ознакомительного чтения {skimming).

Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об ин­тересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с пол­ным пониманием содержания {intensive reading). Обычно, таким образом, мы чита­ем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, кни­ги по специальности и т.п. Данный вид предполагает, что читатель может остано­виться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сде­лать выводы.

Очевидно, что не каждый текст может быть использован для развития определен­ных умений чтения. В учебной ситуации при выборе текста следует исходить из уме­ний, над развитием которых работает учи­тель и его ученики в рамках изучаемой темы.

Например, в реальной жизни программу телепередач мы чаще всего читаем для того, чтобы узнать время, когда начинается ин­тересующая нас передача (поисковое чте­ние). Используя следующую программу {текст 1), учитель может попросить уча­щихся выяснить, какой сериал они могут посмотреть, если вернутся из школы в 16:30.


 

Научная статья на тему «Обучение разным видам чтения»

Научная статья на тему «Обучение разным видам чтения»

При обучении чтению на иностранном языке воспитательные задачи должны решаться в процессе осуществления практических зада, а не быть искусственным придатком последних, как это иногда случается

При обучении чтению на иностранном языке воспитательные задачи должны решаться в процессе осуществления практических зада, а не быть искусственным придатком последних, как это иногда случается

Сегодня мы будем учиться переводить трудные тексты»

Сегодня мы будем учиться переводить трудные тексты»

В кабинете английского языка могут находиться образцы текстов для разных классов с указанием времени , в которое должен быть прочитан данный текст

В кабинете английского языка могут находиться образцы текстов для разных классов с указанием времени , в которое должен быть прочитан данный текст

Затем учитель выясняет, что нового узнали ученики

Затем учитель выясняет, что нового узнали ученики

Все частные умения, виды и формы чтения шлифуются по мере взросления человека , приобретения им грамоты, развития его общей культуры , т

Все частные умения, виды и формы чтения шлифуются по мере взросления человека , приобретения им грамоты, развития его общей культуры , т

К просмотровому чтению учащихся следует приобщить при чтении газет

К просмотровому чтению учащихся следует приобщить при чтении газет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2020