Научная статья на тему «Обучение разным видам чтения».
Почему учащиеся читают недостаточно хорошо?
Во-первых, учителя уделяют мало времени этому виду работы. Многие уроки проходят без чтения. Домашнее чтение ведётся недостаточно интенсивно.
Во-вторых, зачастую занятия чтением подчинены только развитию устной речи учащихся или постановке у них произношения .
Как правило, занятия чтением протекают в такой последовательности : учитель читает текст, после многократного чтения текста учениками ( хорового и индивидуального ) учитель ставит вопросы к тексту . Затем учащиеся ставят вопросы ( не придерживаясь при этом определённой последовательности ) и в заключении иногда пересказывают текст . При этом очень часто школьники читают текст , не понимая его содержания , отвечают на вопросы учителя , точно придерживаясь текста . Пересказ текста заключается в его заучивании наизусть . При таком методе работы не решается даже задача по развитию речевых навыков , поставленная учителем.
В-третьих, такая длительная работа над одним и тем же текстом приводит к тому, что ученики утрачивают интерес к чтению . Чтение перестаёт быть тем, чем оно должно быть, -источником познания нового , ранее неизвестного.
В зависимости от класса сведения, которые учащиеся черпают из прочитанного , усложняются , например , в пятом классе ученики узнают о жизни своих сверстников , в старших классах о жизни и деятельности великих учёных , писателей .
Изменяется и источник информации. В то время как в 5 классе тексты написаны составителями учебников, в выпускном классе школьники читают оригинальные тексты ( иногда адаптированные ) из художественной литературы , из газет , журналов . Изменяется и объём текстов . Неизменным остаётся лишь , к сожалению, метод работы . Отличия в методике обучения в младших и старших классах наблюдаются редко . Вместе с тем изменение возраста учащихся и характера текстов обуславливают необходимость применения разных приёмов работы при обучении чтению .
В-четвёртых, учителя лишены возможности организовывать домашнее чтение школьников из-за острой нехватки соответствующей литературы . А между тем жизнь потребовала расширения рамок литературы для чтения , в частности создания книг специально для летнего чтения .
В-пятых , при обучении чтению учитель часто ставит перед собой , как правило , только практическую задачу и забывает необходимости решать и воспитательные задачи . Занятия чтением должны способствовать воспитанию у школьников любознательности , формированию интереса к изучению иностранного языка , к чтению на изучаемом языке . Необходимо , чтобы ученики убедились , что чтение на иностранном языке не только расширяет их кругозор , но и учит их мыслить , самостоятельно работать , прививает им качества , необходимые в жизни .
При обучении чтению на иностранном языке воспитательные задачи должны решаться в процессе осуществления практических зада, а не быть искусственным придатком последних, как это иногда случается .
В-шестых, многие учителя перестали учить школьников читать . И в этом , на мой взгляд , заключается основная причина плохого чтения . Чтение текста - это ещё не обучение чтению . Учить читать - значит вооружить школьника такими умениями , которые помогли бы ему в дальнейшем прочитать , понять и осмыслить любой другой текст такой же трудности .
Учитель же часто видит основную цель в том, чтобы «пройти» учебник , прочитать тексты учебника . Вот почему в поурочном плане учителя в качестве цели указывается чтение параграфа .И методист на вопрос «Чему Вы будете учить детей сегодня на уроке ?» Получает ответ : «Сегодня мы будем читать такой-то текст» Нельзя отрицать необходимость «пройти» тексты учебника , но учителям нужно помнить , что тексты учебника даны для того , чтобы на их материале вырабатывать определённые умения ,и поэтому в графе «цель урока» должны быть указаны именно те умения , которым учитель обучает при чтении данного текста . Какими же конечными умениями в области чтения должен учитель вооружить школьников ? Это определяется конкретными требованиями практической деятельности человека после школы .
Специалист должен уметь прочитать статью по специальности , перевести инструкцию , патент , паспорт к машине .
Для того, чтобы отвечать задаче , поставленной в настоящее время перед техникой , -добиться уровня мировых стандартов , необходимо следить за литературой по специальности и уметь при беглом осмотре отобрать материал , представляющий интерес.
Расширение международных связей приводит к общению людей разных специальностей.
Всё большее и большее количество людей включаются в переписку друг с другом. В связи с этим возникает необходимость научиться прочитать и понять письмо, написанное на иностранном языке , равно деловое или дружеское .
Основное умение, которым должен вооружить учитель школьников , это умение извлекать из прочитанного знания , определять главное , существенное , оценивать прочитанное .
Развитие этих умений предполагает длительную , кропотливую работу и выполнение системы упражнений .
Обучение чтению , на мой взгляд , должно включать следующие обязательные этапы :
1. Установление цели.
Цель должна быть сформулирована предельно точно и доведена до сведения учащихся. Так, учитель перед тем , как приступить к чтению текста , говорит ученикам : «Сегодня вы будете при чтении учиться догадываться о значении незнакомых слов и оборотов речи на основе уже известных слов» или «Сегодня мы учимся выразительно читать текст» , или «Задачей при чтении текста сегодня является прочитать текст за такое-то время»- указывается время - «и передать его основную мысль» , или «Сегодня мы будем учиться переводить трудные тексты» .
Целью может быть учить учащихся догадываться о значении незнакомых слов , исходя из контекста ; учить учащихся определять для себя непонятные места в тексте и расшифровывать их ; учит переводить заголовки из газет , учить устанавливать основную мысль прочитанного . В качестве цели указывается не обучение работе со словарём вообще , а конкретно - учить школьников переводу сложных слов , идиоматических выражений и т. п.
2. Подготовка к чтению.
Подготовка к чтению ведётся в зависимости от цели , намеченной учителем, и от языкового материала т. е. характера текста (иногда учитель , в зависимости от поставленной цели , подбирает материал для чтения , иногда же в зависимости от текстового материала определяет цель урока). Если в качестве цели намечено учить школьников беспереводному чтению, то учитель стремиться путём предварительной проработки материала устранить все языковые трудности (грамматические и лексические), которые могут затруднить понимание текста . Иногда учитель вводит учащихся в текст, предварительно беседуя о нём , но не рассказывает его содержание. Учитель может рассказать об авторе и проблемах , его волнующих , нашедших отражение в данном рассказе . Он может предварительно дать вопросы , на которые следует обратить внимание при чтении текста , и т. п. Если учитель ставит себе в качестве цели учить школьников читать и переводить газетный текст , он целой системой упражнений на протяжении нескольких уроков подготавливает их к этому . Так же он поступает при чтении научно - популярной литературы .
Если целью является выразительное чтение , то предварительно проводятся упражнения в технике чтения текста , затем раскрывается его смысловое и идейное содержание . После этого можно требовать выразительного чтения .
Учителю следует относиться очень серьёзно к подготовке к чтению. Но это не всегда имеет место . Очень часто учащиеся даже не выполняют упражнений , которые предшествуют тексту . Тщательная подготовка к чтению (выполнение ряда упражнений , тех что даны в учебнике , и составленных учителем) освободила бы учащихся читать один и тот же текст много раз подряд . Многократное чтение одного и того же текста с одной и той же репликой учителя «Вы плохо читаете , давайте ещё раз почитаем» не может вызвать интерес к чтению . После предварительной подготовки учащиеся приступают к чтению .
3. Чтение.
В связи с процессом чтения возникают такие вопросы: Как читать текст: вслух или про себя? Должно ли быть указано время для чтения текста? Кто должен читать первым: учитель или ученик ? Если ученик, то какой : сильный или слабый ? Как исправить ошибки , допущенные при чтении ?
В кабинете английского языка могут находиться образцы текстов для разных классов с указанием времени , в которое должен быть прочитан данный текст .
Перед тем как читать текст вслух, ученик должен прочитать его про себя . Даже опытный чтец не читает вслух без предварительного знакомства с текстом ; в школе же учитель предлагает ученику читать на иностранном языке , не дав ему возможности предварительно посмотреть текст и уяснить себе его содержание .
При чтении вслух возникает необходимость исправлять допущенные учащимися ошибки. Мне кажется , что принятые в ряде школ пути исправления ошибок неэффективны и отвлекают учеников от главного - от содержания . Как правило , учитель, вызвав ученика , предлагает классу исправлять ошибки . Класс настороженно следит за чтением своего товарища и иногда по многу раз перебивает его . Задание исправлять ошибки может иметь место лишь после тщательной подготовки к чтению вслух и при условии , что ученики заметят себе ошибки и сообщат о них лишь после того, как текст прочитан.
Исправление ошибок самим учителем при соблюдении того же условия - не перебивать читающего - мне кажется более эффективным. Учитель остановиться лишь на типичных и смысловых ошибках, он не ограничится указанием ошибок , но проведёт и упражнения.
Чтобы ученики не бездействовали при чтении товарища , им могут быт предложены разные задания :
· оценить чтение своего товарища с точки зрения беглости , интонации, выразительности;
· подготовить читающему вопросы по поводу прочитанного ;
· подготовиться к пересказу текста и т. п.
4. Выяснение содержания прочитанного.
Оно включает несколько стадий:
а) Учитель начинает с выяснения того, что непонятно учащимся. Предложения, которые оказались непонятными , подвергаются анализу . Беспереводное чтение сочетается с переводным , синтетическое с аналитическим . Между ними не должно быть разрыва .
Учитель показывает и учит школьников, как следует рассуждать чтобы выявить смысл предложения , как пользоваться словарём , справочниками , учит попутно и технике перевода .
Так вырабатывается привычка обращаться к справочным изданиям : к энциклопедии , словарю иностранных слов ,словарю русского языка и т. п., необходимая и при чтении на родном языке . Школьник приучается к вдумчивому ,серьёзному чтению .Всё это способствует воспитанию пытливости ученика.
б) Далее необходимо выяснить, где , когда происходит действие и кто является главным действующим лицом . Эти вопросы обязательны независимо от вида чтения , так как они способствуют лучшему раскрытию содержания.
в) Затем учитель выясняет, что нового узнали ученики . Важно учить школьников схватывать суть , отмечать существенное устанавливаться лишь на том , что имеет значение в данном повествовании характеризует действующее лицо ,поясняет события .
г) Содержание и форма связаны друг с другом. Поэтому учащимся даются задания связанные с языком текста : обратить внимание на особенности речи действующих лиц , на слова , использованные автором при описании , указать на новые выражения , словосочетания , обороты речи , встреченные в тексте .
5. Суждение о прочитанном .
Каждый учитель должен осмысливать прочитанное независимо от того , происходит процесс чтения на родном или иностранном языке . Оценка прочитанного (содержания , формы изложения , языка , идейной направленности) учит школьников высказывать свои мысли на иностранном языке и является прекрасным средством развития речевых навыков учащихся.
Речевые упражнения , связанные с оценкой прочитанного , имеют также большое воспитательное значение . Они развивают логическое мышление у школьников , их способность наблюдать анализировать , делать выводы и заключения . они служат воспитанию морали учеников ; ученик должен проанализировать поступки героев рассказа - отметить хорошее и плохое ; наконец ,они способствуют их эстетическому воспитанию , так как учат их наблюдать за языком , учат их видеть красоту языка .
Методика обучения различным видам чтения.
Огромное количество информации, заключённой в текстах, предназначенных для чтения современного человека, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению т. е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты, в зависимости от коммуникативной задачи . В своё время английский методист Майкл Уэст писал об этом : «.. .читая статью в “Лансет” я пробежал глазами первый параграф , в котором говорилось о предшествующей работ, не относящейся к интересующему меня вопрос, бегло прочитал следующую часть ,чтобы иметь представление о цели, характере настоящего эксперимента ,прочитал и описание эксперимента ; изучил результаты и выводы».
Таким образом, в опыте читающего выкристаллизовываются виды чтения, за которыми закрепились следующие названия : изучающее , ознакомительное, просмотровое . Владение разными видами чтения является важным компонентом культуры чтения на родном языке .
Помимо видов чтение имеет две формы: оно осуществляется про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение информации про себя- основная форма чтения - имеет целью извлечение информации , оно «монологично» , совершается наедине с собой ; чтение вслух - вторичная форма , оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу .
Все частные умения, виды и формы чтения шлифуются по мере взросления человека , приобретения им грамоты, развития его общей культуры , т.е. превращения его в «человека читающего» ; приобретя эти умения , человек уже с ними не расстаётся, поэтому они могут стать основой переноса на другой язык . Как подчёркивает С.К. Фоломкина , зрелое чтение на разных языках имеет одинаковую структуру .
В настоящее время в методике обучения чтению в средней школе приняты три вида чтения, подробно охарактеризованные в исследованиях С.К. Фоломкиной : изучающее, ознакомительное и просмотровое .
Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Анализ может проводиться на понятном предложении , с тем чтобы показать учащимся , как «работает» грамматика, которую они усваивают ; и анализ может проводиться на непонятном предложении, когда через анализ учащийся идёт к его пониманию .Изучающее чтение является , прежде всего , самостоятельной целью обучения чтению , так как в жизни читатель может попасть в положение , когда ему нужна точная информация , например при чтении научно-технических текстов .Изучающее чтение одновременно является средствам обучения чтению , ибо оно представляет собой максимально развёрнутую форму чтения , при которой оттачиваются все приёмы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам , исходящим от текста ; оно практикуется обычно на небольших по объёму текстах определённой степени трудности , так как главная задача - качественная сторона чтения , полнота и точность понимания .
При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста . Для ознакомительного чтения подбираются большие по объёму тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность . Навыки , приобретённые при изучающем чтении , используются при ознакомительном чтении .
Наконец, просмотровое чтение , в результате которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста : о чём в нём идёт речь . В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль : из большой массы печатной информации выделяется нужный объект чтения , исключается необязательное и второстепенное . К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни , например при чтении газет и т. п . Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения , развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам , большую скорость восприятия .В школьном курсе чтения на иностранном языке просмотровое чтение используется лишь как предварительная фаза изучающего и ознакомительного видов чтения для определения общей темы и уменьшением тем самым меры неопределённости. К просмотровому чтению учащихся следует приобщить при чтении газет.
Итак, все три вида чтения практикуются в средней школе (в программе указаны два - чтение с общим охватом содержания и чтение с полным пониманием), но их удельный вес различен .Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение , в этом проявляется общий принцип аппроксимации , предполагающий необходимые компромиссы и «снисходительность» , вытекающие из реальных условий обучения иностранному языку .Изучающее чтение и просмотровое чтение также развиваются , хотя и занимают подчинённое место в системе обучения чтению, они в основном поддерживают и «питают» ознакомительное чтение.
ПРИЕМЫОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ
Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения.
Умение поискового чтения (scanning) в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.
Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того, чтобы определить основную идею текста читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения {skimming).
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания {intensive reading). Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности и т.п. Данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать выводы.
Очевидно, что не каждый текст может быть использован для развития определенных умений чтения. В учебной ситуации при выборе текста следует исходить из умений, над развитием которых работает учитель и его ученики в рамках изучаемой темы.
Например, в реальной жизни программу телепередач мы чаще всего читаем для того, чтобы узнать время, когда начинается интересующая нас передача (поисковое чтение). Используя следующую программу {текст 1), учитель может попросить учащихся выяснить, какой сериал они могут посмотреть, если вернутся из школы в 16:30.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.