Консультация для воспитателей по теме самообразования
на тему: «Математика — это интересно»
Формирование элементарных математических представлений у детей — это средство развития их умственных, познавательных способностей. Стремление познать окружающий мир присуще каждому человеку, есть оно и в каждом ребенке.
С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает большое количество не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве.
Обучение дошкольников началам математики должно отводится важное место. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, который он впитывает как губка. Однако, всегда ли это дает ожидаемый результат? Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитывать и прививать интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей ни как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более ранее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще» и «еще».
С чего же начать формирование математических представлений у маленьких детей? Давайте начнем с игры. Черницкий говорил: «Азы математики должны быть интересны ребенку — не менее интересны, чем игрушки». Сделаем наши занятия с ребенком интересными, и он будет их ждать с нетерпением. В игре ребенок быстро осваивает счет, запоминает числительные, сравнивает числа, различает и называет геометрические фигуры, определяет пространственные направления (слева, справа, вверху, внизу и т. д., у него формируется понятие времени года, времени суток. Игра захватывает ребенка полностью, у него активизируются все психические процессы.
Необходимо использовать занимательный материал при изучении разделов «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Занимательный материал способствует повышению умственной активности у детей, помогает сформировать интерес к занятиям, связанным с мыслительной деятельностью.
В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удается сосредоточить внимание. Дети с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются и т. д. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту», «Разложи кольца», «Угадай, что спрятано в мешочке» (геометрические фигуры, «Кто куда хочет пойти». Особый интерес проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например, «Что изменилось?», «Который по счету?» и т. д.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.
Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.