Классный час на тему:
«Давайте жить дружно! - Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПРИМИРЕНИЯ»
1. Организационный момент
Вступительное слово
Ведущий 1: Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
___________________________________________
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как?
- Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его.
- Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он - слон.
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
-Слон похож на веер! - закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона.
-Он похож на дерево! - воскликнул он.
-Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку.
Этот человек нащупал слоновий хвост.
-Слон похож на копье,- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона.
- Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена! - он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дергал слоновий хобот.
- Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею.
- Нет на веревку!
- Змея!
- Стена!
- Вы ошибаетесь!
- Я прав!
Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они так и не узнали, как выглядит слон.
_______________________________________
Ведущий 2: Ребята, как вы думаете, почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? (ответы детей)
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
- Были ли мудрецы на самом деле мудрыми? (ответы детей)
- Каким образом мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (ответы детей)
Ведущий 1: Мудрецам помогло бы наличие, так называемой третьей стороны, а именно, посредника, или точнее - медиатора.
Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны. Ребята, в нашей школе есть медиаторы, которые всегда готовы вам помочь, и они работают в Школьной службе примирения.
Школьная служба примирения (ШСП) - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда.
Главным в этой работе является процедура переговоров между сторонами конфликта, которая называется «программой примирения» (или медиацией, где ученик или куратор ШСМ выступает в роли нейтрального посредника (медиатора).
Ведущий 2: Что такое медиация?
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать.
Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Поэтому, если вы:
…поругались или подрались;
…у вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика;
…если вас обижают в классе, и вы не можете разрешить эту проблему самостоятельно, то вы можете обратиться в службу школьной примирения.
Ведущий 1: Медиатор помогает всем участникам услышать и понять друг друга, а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.
2. Основная часть
Ведущий 2: Работа службы примирения направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов.
Ответьте на вопрос:
- Как вы думаете, что такое конфликт? (ответы детей)
Ведущий 2: а теперь рассмотрим пример конфликта. Вот, конфликтная ситуация:
«Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «рока». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «рок». Все остались очень довольны!»
Ведущий 2: Ответьте на вопросы:
- Почему возник конфликт?
- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
- Благодаря чему удалось избежать конфликта?
Ведущий 1: А теперь, предлагаем вам ответить на вопросы теста. (Раздают тесты).
Тест «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, когда ссоритесь?»
Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение.
Вопрос:
Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?
1. Угрожаю или дерусь
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь
10. Меняю тему.
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
На слайде:
1 6 11 А
2 7 12 Б
3 8 13 В
4 9 14 Г
5 10 15 Д
Ведущий 1: А теперь, посчитайте количество баллов для каждой группы утверждений, они у вас указаны под тестом и запишите сумму баллов. А потом мы узнаем, какой тип разрешения конфликтов преобладает у каждого из вас.
(Дети подсчитают баллы)
Итак, определяем свой тип (больше всех баллов по буквам).
А – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.
Б – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.
В – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Г – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Д – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Ведущий 1: Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.
Ведущий 2: А теперь рассмотрим, как работает школьная служба примирения?
Проходят программы примирения только при добровольном участии всех сторон конфликта. Медиаторы, ведущие примирительную встречу, не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ
1) Стороны признают свое участие в конфликте или любой другой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
2) Сторонам больше от 10 лет и старше.
3) Желательно, чтобы информация о конфликте не разглашалась посторонним людям, и на время рассмотрения в службе примирения она не будет передана в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т. п.).
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к куратору школьной службы примирения, это кабинет 2-03. Также, возле кабинета 2-03 расположен стенд о нашей службе, на котором вы можете прочитать актуальную информацию.
Ведущий 1: Как происходит рассмотрение заявки на примирительную встречу? После поступления запроса в ШСП, куратор встречается с каждым из участников конфликта для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать в примирительной встрече.
В случае добровольного согласия сторон, куратор проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
· каковы последствия ситуации для обеих сторон;
· каким образом разрешить ситуацию;
· как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
НА ВСТРЕЧЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
1) Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2) На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3) Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4) Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с куратором.
Ведущий 2: Вот и подошел к концу наш классный час. Но в конце, мы бы хотели поверить ваши знания об основных моментах организации работы ШСП:
1. Что такое медиация?
2. Что делает медиатор?
3. Для чего организуется примирительная встреча?
Ведущий 2: Спасибо вам за внимание, ребята. Мы надеемся, что вам пригодятся знания, полученные сегодня на классном часе, и, что вам никогда не придется обращаться в школьную службу примирения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.