КЛАССНЫЙ ЧАС
«ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ДОНБАССА»
10 класс
Кл. руководитель: Лысун Марина Владимировна
Цели: формировать у детей гражданские чувства, принадлежность к украинскому народу, его истории; расширять знания детей о дне освобождения Донбасса; воспитывать чувство патриотизма и любви к родной земле.
Оборудование: карта Донбасса, голубь мира, иллюстрации.
План классного часа:
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте, дорогие ученики. Я рада вас приветствовать в этом классе.
Садитесь, мальчики, наша сила. Садитесь, девочки, наша красота.
2. Сообщение темы и целей воспитательного часа.
- Дети, я хочу у вас спросить, а знаете ли вы, какой праздник ежегодно отмечаем 8 сентября?
- Молодцы. 8 сентября мы с вами отмечаем День освобождения Донбасса. И сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, узнаем немного из истории этого праздника.
3. Основная часть.
3.1.Рассказ с элементами беседы.
- Внимательно посмотрите на нашу карту.
- Дети, я хочу у вас спросить, как вы понимаете слово «война»?
- Молодцы, хорошо. Слышали ли вы когда-нибудь о Великой Отечественной войне?
Война – это ужасная трагедия в жизни каждого народа. В жизни не существует таких катастроф и стихийных бедствий, которые унесли бы больше жизней, чем война. Великая Отечественная война началась в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. В эту ночь на территорию Советского Союза без оглашения войны напала Германия.
- А сейчас давайте послушаем стихотворения о Донбассе (стихотворения рассказывают подготовленные ученики)
1. Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
2. Донбасс – моё Отечество, Донбасс! Тебя века на крепость испытали! Ты мощь свою показывал не раз Теплом угля, упругим блеском стали!
3. В краях других немало есть красот, Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
4. Донбасс! Моё Отечество – Донбасс! Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт Рабочей Чести, Мужества и Славы!
3.2 Рассказ
Вот как это было.
Шел 1942 год. Гитлеровцы пришли на землю Донбасса, захватывая все на своем пути. Захватывались заводы, шахты, карьеры, терроризировалось население. Готовую продукцию, сырье, люди отсылались в Германию. Фашисты строили лагеря (тюрьмы), в которые бросали попавших в плен солдат. Их заставляли работать на производстве, кормили через раз, больных расстреливали. Некоторых бросали в заброшенные шахты. Люди бросали заключенным солдатам воду и еду через колючую проволоку.
В это время стали появляться отряды партизан. Партизаны распространяли литературу против фашистов. Партизаны воровали у фашистов винтовки, гранаты, мины. Немцы устраивали рейды по домам, лазили по сундукам, но оружия не находили. Партизаны вражескими гранатами взрывали заводы, заваливали шахты, чтоб ничего не досталось врагу.
Оборона наших войск была сильной. Поэтому командование вражеских сил приняло решение об отступлении. Но как ни упорно сопротивлялся враг, остановить наступление советских войск ему не удалось. Быстро продвигаясь на запад, Красная Армия один за другим освобождала донецкие города – Горловку, Иловайск, Артемовск, Краматорск и другие.
Только 6 сентября враг был изгнан из более чем 100 населенных пунктов, а 8 сентября советские войска освободили центром Донбасса – городом Сталино (Донецком).
3.3. Физминутка.
3.4. Рассказ с элементами беседы.
- Дети, а были ли вы когда-нибудь на Саур-Могиле?
В память о боях за Донбасс, происходивших в июле-сентябре 1943 г. на Саур-Могиле - одной из высочайших точек Донецкого кряжа, кургане, находящемся в Шахтёрском районе Донецкой области, - после войны поставили первый памятник. Он представлял собой пирамиду высотой шесть метров. Наверху пирамиды была установлена красная звезда.
В 1967 году на вершине кургана был установлен обелиск из железобетона, облицованный гранитом, высотой 36 метров. Внутри обелиска находится комната боевой славы. У подножия обелиска установлена скульптура советского солдата. Высота скульптуры девять метров. На солдате плащ-палатка, которая развевается на ветру. Правая рука поднята вверх, в ней автомат. Солдат стоит лицом на запад. В 1975 году у ног солдата был зажжён Вечный огонь.
3.5. Просмотр презентации «День освобождения Донбасса»
3.6. Работа над пословицами «Народ скажет, как завяжет» *Родина – мать, умей за нее постоять.
*Человек без Родины, как соловей без песни.
*Всюду хорошо, а дома лучше.
*Каждому мила родная сторона.
*За родной край жизнь отдай.
*Нет в мире краше Родины нашей.
*Всякая птица свое гнездо любит.
*Родная землица и во сне снится.
3.6. «Голуби мира»
Ребята, у меня в руках находится изображение голубя мира. Сейчас я каждому из вас раздам по такому голубю, и мы вместе с вами окружим границы нашего Донбасса миром, теплом и нашей любовью.
Итог классного часа.
- Подвести итог нашего классного часа я хочу такими словами:
(выступление подготовленной ученицы)
Юные безусые герои
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причина, Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм,
Сколько вас, попробуй перечислить –
Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях, В каждой песне, лёгком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно.
Напоследок, я хочу вам сказать, чтобы вы всегда уважали наших ветеранов. Они прошли через многие события той страшной войны, для нас, ради нашего будущего наши ветераны не спали ночами, недоедали, теряли своих близких. Берегите их, помогайте, уважайте и цените. В глазах этих людей – целая история того ужасного времени.
Ученики 10 класса приняли участие в читательском марафоне приготовили стихотворения на тему: «Освобождение Донбасса»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.