Классный час "День пожилых людей" (8-9 класс)

  • docx
  • 30.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала День пожилых людей (Разговоры о важном) 8-9 класс.docx

Сценарий занятия цикла Разговоры о важном 26 сентября

«День пожилых людей» (8-9 класс)

 

         Тема: Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?

        Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать преемственности в семейном воспитании и признанию достоинств жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Комплект материалов

сценарий,

методические рекомендации,

видеоролик,

карточки для групповой работы,

комплект интерактивных заданий.

Содержательные блоки

Мотивационная часть (вступительное слово, беседа, просмотр видео)

Основная часть (работа в группах, обсуждение, интерактивные задания)

Заключение (подведение итогов, рефлексия)

 

Сценарий занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание

Результат

Мотивационнный

6-7 мин

Вступительное слово.

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. И сегодняшнее занятие мы посвящаем именно этому замечательному празднику. Мы побеседуем о людях преклонного возраста, о важности семейных традиций, преемственности поколений и заботы о наших бабушках и дедушках.

Как вы думаете, что символизирует День пожилых людей?

Как в вашей семье отмечают этот праздник?

За что мы можем сказать слова благодарности нашим бабушкам и дедушкам? (ответы учеников, подведение итогов беседы)

Просмотр видеоролика (об истории символах и традициях) https://razgovor.edsoo.ru/video/391/

Текст видео (приложение 1)

Понимание учащимися того, что преемственность поколений является залогом развития современного государства, сохранения памяти и опыта, поддержки старшего поколения младшими, а младших старшими.

 

Основная часть

16-18 мин

Интерактивное задание № 1 «Поле чудес» https://razgovor.edsoo.ru/ie/392/

  Уважение к старшим является одной из многовековых традиций и незыблемых ценностей Российского общества. В нашей стране уделяется большое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, повышению качества их жизни, развитию духовного потенциала и укреплению их здоровья. В зрелом возрасте многие люди открывают в себе новые возможности и таланты, совершают открытия и создают уникальные произведения искусства и культуры. Предлагаю Вам принять

участие в игре «Поле чудес» и узнать, каким образом оказывается поддержка пожилым людям в нашей стране, а также о достижениях людей в почтенном возрасте. Игра проходит в три раунда, затем разыгрывается финальный вопрос.

Вопросы (приложение 2)

 

 

 

Учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с жизнью людей преклонного возраста и обратиться к творчеству советской писательницы Марии Леонтьевны Халфиной (1908 - 1988).

Книги Халфиной пользуются любовью читателей, потому что в ее рассказах и повестях отражается жизнь, которая окружает каждого из нас, но которую талантливый писатель видит и ощущает по-особому остро. В них ощущается страстное отношение автора к судьбам своих героев, к тем проблемам, которые писательница выносит на читательский суд. Различны ее герои по своему возрасту, по наклонностям и поступкам, но все они люди простые, обыкновенные, тысячи их живут рядом с нами со своими радостями и заботами, со своими тревогами и надеждами. Однако жизнь их сплошь и рядом проходит мимо нас, ибо у каждого из нас свои дела, свои радости и горести. А для писательницы заботы этих людей — ее заботы, их боль — ее боль… Поэтому в произведениях Халфиной нет фальши, в ее «простых» историях - правда жизни. И еще привлекающая к себе чуткость    писательницы к слову, умение передать народную речь. Можно сказать о своего рода обаянии этой речи, простоте (вместе с тем очень сложной для писателя) и естественности выражения мысли и чувств как у самого автора, так и у героев произведений Халфиной.

Работа в 2 группах (тексты распечатаны) приложение 3

(обсуждение итогов групповой работы)

Формирование уважительного отношения к людям старшего поколения

 

 

     Сегодня мы многое узнали о людях пожилого возраста, о наших бабушках и дедушках. Они хранители семейных традиций и нравственных ценностей. Мы уважаем их, любим, бережем.

Давайте посмотрим, какие качества отражают их внутренний мир: Интерактивное задание № 2

Филворд «Внутренний мир людей старшего возраста» https://razgovor.edsoo.ru/ie/321/

Слова (Приложение 4)

Беседа по вопросам:

Вы знаете, что важнейшей традицией России является уважение к старшим. А как в вашей семье поддерживают бабушек и дедушек, как вы выражаете им свою любовь?

Какие традиции есть в вашей семье, которые объединяют разные поколения?

Какую реальную помощь мы можем оказывать пожилым людям?

Что мы с вами можем сделать, чтобы жизнь людей преклонного возраста была счастливой и достойной?

Как вы думаете, чем занимаются волонтеры, оказывающие поддержку пожилым людям?

 

 

 

Творческая мастерская «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей».

   Оказание уважения и заботы пожилым людям неотъемлемая часть традиций народов многонациональной России. В разных республиках нашей Родины существуют особые обычаи почитания старших. Например, в Чеченской Республике по отношению к старшим молодые люди всегда проявляют корректность и уважение. Не вставать при появлении старшего или сесть без его настойчивого приглашения считается недостатком воспитания и нарушением обычая. Дети не могут ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей и разговаривать со старшими повышенным тоном.

Давайте составим золотой фонд правил почитания пожилых людей собственный «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей». Помните, что большое благородное дело начинается с маленьких шагов. Если каждый из нас будет соблюдать эти правила и малыми делами показывать свою любовь к людям преклонного возраста, то жизнь наших бабушек и дедушек станет светлее и счастливее.

Создание золотого фонда правил почитания пожилых людей

Заключение

5-7 мин

Рефлексия

из      услышанных /прочитанных сегодня      историй      наибольшее впечатление на меня произвела...

я думаю, что для счастливой жизни наших бабушек и дедушек                   важно…

наше занятие вдохновило меня на то, чтобы…

Творческое домашнее задание (по выбору)

Подготовьте презентацию о ваших бабушках и дедушках и том, как вы вместе проводите время. Расскажите об этом своим одноклассникам.

Известны ли вам люди старшего поколения, жизнь и сила духа которых вызывает у вас особое уважение? Расскажите о них своим одноклассникам.

 

 

Приложение 1

Золотая осень – прекрасное время года. И в этот период – 1 октября - мы отмечаем праздник День пожилых людей, который был официально провозглашен в России в 1992 году.

У праздника есть свой особый логотип. В нашей стране его символом является изображение открытой ладони, которая означает помощь и поддержку, и сердце в руке, которое олицетворяет любовь и добро.

Почитание старших, оказание уважения и заботы пожилым людям главная добродетель человека и неотъемлемая часть традиций России. В нашей стране уделяется особое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, улучшению условий их жизни, укреплению их здоровья.

В День пожилых людей мы поздравляем наших бабушек и дедушек и говорим им слова искренней благодарности и любви.

Именно они дарят нам тепло общения и радость открытий, учат нас с уважением относиться к чужому мнению и твердо отстаивать собственную позицию, с ответственностью относиться к делу и свято верить в силу добра и справедливости.

Они трудились всю свою жизнь и по настоящий день являются душой каждой семьи, являясь хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.

Жизненный опыт и зрелая мудрость, которыми бабушки и дедушки щедро делятся со своими детьми и внуками, бесценны для каждого из нас.

И задача молодого поколения - беречь, уважать старших и делать все возможное, чтобы их жизнь была счастливой, интересной и достойной!

Приложение 2

1 раунд

В столице нашей Родины действует Проект Мэра Москвы для активных москвичей старшего поколения «Московское долголетие», который является крупнейшим оздоровительным, образовательным и досуговым проектом, включающим более 30 направлений активностей для пожилых людей в каждом районе столицы и онлайн. В рамках этого проекта реализуется программа по изучению основ здорового образа жизни и поддержания здоровья. На занятиях курса специалисты и врачи рассказывают пожилым людям о том, как начать вести здоровый образ жизни и правильно питаться, как научиться выбирать полезные продукты и отказаться от вредных привычек, как следить за состоянием здоровья и вовремя обращаться к врачу. Как называется этот курс?

Ответ: «Здорово жить».

2 раунд

Пройдя большой исследовательский путь, этот ученый опубликовал свою теорию эволюции в книге «Происхождение видов» только в 1859 году, когда ему было уже больше 50 лет. В этой книге ученый показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов. Издание имело большой успех, большинство экземпляров монографии было раскуплено в первый же день. Книга издается и продается до сих пор. О каком ученом идет речь?

Ответ: Чарльз Дарвин.

3 раунд

Эта трилогия принесла ее автору всемирную известность. Ему было 62 года, когда он – профессор Оксфордского университета – прославился после публикации своего произведения, которое является одним из самых знаменитых и популярных книг XX века. На сегодняшний день произведение переведено по меньшей мере на 38 языков. Оно оказало огромное влияние на литературу в жанре фэнтези, на настольные и компьютерные игры, на кинематограф и вообще на мировую культуру. Назовите эту книгу.

Ответ: «Властелин колец».

Финал

Эта женщина родилась в 1938 году и всю трудовую жизнь проработала инженером. В 60 лет целеустремленная пенсионерка из Санкт-Петербурга решила стать профессиональной спортсменкой по прыжкам в воду с вышки. И благодаря поддержке внучки она добилась своей цели. На сегодняшний день она является многократной чемпионкой мира и Европы по прыжкам в воду. О ком идет речь?

Ответ: Евгения Степанова.

Приложение 3

Задание для 1 группы

Прочитайте фрагмент произведения Марии Леонтьевны Халфиной «Восстание рабов» (две маленькие семейные истории). Обоснуйте название произведения и дайте развернутый ответ на вопрос «Какова роль любви близких и добрых отношений с ними в жизни пожилого человека?», опираясь на прочитанные фрагменты текстов. Включите в свой ответ цитаты из этого произведения.

История первая

         Ты понимаешь, дело даже не в том, что она говорит, а как говорит. Именно тон, каким она с нами вдруг заговорила.

          Жили вместе почти шесть лет, и все было хорошо.

Случалось, конечно, ругались. Я, по правде сказать, в последнее время здорово психовать стал, грубил ей иногда. Ну, поплачет, подуется, и опять все обойдется. Первые годы, когда я ее привез, всем нам туго пришлось. Мы поженились я на четвертом курсе был, Натка на первом, и вскоре Маришка наметилась. Пришлось за матерью ехать.

             А она только-только на пенсию пошла. Собиралась как раз в Алма-Ату, к тетке Ане ехать на яблоки да виноград.

           Поплакала, конечно, но все же согласилась помочь нам, пока я институт не закончу. Закончил институт, в аспирантуре оставили. Кандидатскую защитил. Раньше жили в общежитии, комнатушка — на четверых пятнадцать метров. Материально едва-едва концы с концами сводили. Маришка рёва была страшная, болела часто, и все было ничего! Не жаловалась, не хныкала… ни разу, ни одним словом не упрекнула. Наоборот, нас еще подбадривала: «Потерпите, вот получим квартиру, ты, Сашок, диссертацию закончишь, Наташа диплом получит…»

            А теперь — квартира со всеми удобствами; у нее отдельная комната; денег втрое больше; Маришка подросла, в садик ходит… Казалось, чего бы еще нужно? Натка диплом защитила, работу получила хорошую, а через неделю мамаша вдруг заявляет:

   Теперь, Саша, придется тебе вставать пораньше. Будешь сам Маришку в садик провожать.

Я говорю:

   Почему это я обязан раньше вставать?

   Потому что Наташе далеко ездить, а тебе попутно. И еще потому, что ты папа.

   Я папа, говорю, а ты кто? Тетка чужая?

   Нет, почему же? Тебе я мать, а Маринке бабушка.

   Я об этом помню…

Спокойно так, понимаешь, отвечает:

   А вот вы, видимо, забыли, что пять лет назад родили ребенка. Я его вам

пять лет растила, дала Наташке возможность спокойно учиться, а тебе диссертацию защитить. Я свой долг с лихвой выполнила и больше никому ничего не должна.

Говорит и улыбается:

   Вам теперь самим придется о своем родительском долге вспомнить.

Слава богу, обоим под тридцать лет…

Меня зло взяло:

   Ведь и ты тоже не так уж стара и больна…

   Совершенно, — говорит, — правильно, сынок. Не настолько я еще

стара и больна, чтобы отказаться от жизни. Я вам отдала шесть лет своего отдыха, а они ведь уже на исходе, годы-то мои. Поэтому давайте договариваться и распределять обязанности.

И пошла выкладывать пункты договора:

   Брать из садика Марину буду я, чтобы вам не бегать с работы, высунув

язык. Буду готовить обед. На рынок и в магазин будет ходить Саша. Стирка и уборка квартиры теперь Наташина забота. Три вечера в неделю — ваши, два мои. Суббота ваш выходной, воскресенье мой. Или наоборот, предоставляю вам право выбора. По утрам на меня не рассчитывайте. Пора и мне испытать, что это такое: полежать утром лишний часок в постели. Отпуск планируйте не позднее июля, потому что на август и сентябрь я уеду к Аннушке в Алма-Ату. И, пожалуйста, Саша, не злись и не груби. Больше я тебе хамить не позволю.

           Представляешь? Предъявила ультиматум, вручила ноту и спокойно удалилась на собственную жилпощадь.

           И дверь за собой закрыла.

 

Задание для 2 группы

Прочитайте фрагмент произведения Марии Леонтьевны Халфиной

«Восстание рабов» (две маленькие семейные истории). Обоснуйте название произведения и дайте развернутый ответ на вопрос «Какова роль                      любви близких и добрых отношений с ними в жизни пожилого человека?»,   

опираясь на прочитанные фрагменты текстов. Включите в свой ответ цитаты из этого произведения.

История 2

           Двадцать лет назад это была трехкомнатная коммунальная квартира на три семьи. Анна Яковлевна с дочерью Верой занимала небольшую тихую комнатку в конце коридора.

           На двадцатом году Вера вышла замуж, а когда подошло время родиться Витасику, молодые перебрались к Анне Яковлевне, обменявшись комнатами с ее соседом, который очень любил Верочку и охотно пошел на обмен, чтобы дать возможность Анне Яковлевне объединиться с детьми и снять с Верочки заботу о ребенке. Через несколько лет освободилась и третья, большая светлая комната. Зять Николай Сигизмундович к тому времени уже имел ученое звание, ему полагалась дополнительная площадь. Комната осталась за ними.

            Квартира была заново отремонтирована, благоустроена, и наконец-то Вербицкие зажили «по-человечески». У молодых была хорошо обставленная спальня. Витасик жил с бабушкой в ее комнатке, а столовая служила и гостиной, и приемной Николая Сигизмундовича, когда к нему приходили его сотрудники по институту. Семь лет назад семья Вербицких неожиданно увеличилась. Приехал племянник Николая Сигизмундовича, единственный сын его любимого старшего брата, который в свое время заменил для Николая Сигизмундовича рано умершего отца.

            Игорек, очень симпатичный, воспитанный мальчик, приехал учиться в институт Николая Сигизмундовича. Конечно, невозможно было допустить, чтобы Игорек скитался по общежитиям, он должен был жить в семье дяди, под его руководством и опекой.

            Положение создалось критическое. Где-то нужно было поставить еще одну кровать, и мальчику нужен отдельный рабочий стол. Приходилось жертвовать столовой.

            Выход из положения нашла бабушка. Она переселилась в кухню, а ее комнату стали называть комнатой мальчиков.

            Несмотря на разницу в годах — Витасику было всего девять лет, — мальчики очень дружили и прекрасно уживались в небольшой бабушкиной комнатке.

            А в кухне, перегороженной большим старым буфетом, за ситцевой портьерой, получился довольно уютный угол. В него свободно вместилась раскладушка, небольшой столик и ножная швейная машина, с которой бабушка не расставалась.

            Правда, кухня была проходная, в нее выходили двери туалета и ванной комнаты, но ведь семья-то своя, что тут особенного?

           Тем более, что вставала бабушка раньше всех, чтобы успеть приготовить горячий завтрак и, проводив семью, сразу же приниматься за уборку квартиры.

           Все это было семь лет назад. Давно закончил институт и уехал к родителям Игорек, «малыш» Витасик перешел в девятый класс, начала стареть и  прихварывать         бабушка.    Теперь       на      кухне хозяйничала приходящая домработница Поля.

А сегодня…

     Веруся, сходила бы ты в поликлинику… мой врач Сергей Геннадьевич просил, чтобы ты зашла…

   А что такое, мама? Что случилось? — встревожилась Вера Павловна.

   Да ничего не случилось, его беспокоит моя бессонница. Я ведь, детка,

уже полгода спать не могу…

   В чем дело? О чем разговор, уважаемые дамы? — Николай

Сигизмундович прекрасно настроен. Дела в институте идут великолепно. Предстоит интересная заграничная командировка. — Так что же стряслось? Чем мои дамы озабочены?

   Мама жалуется на бессонницу, ее врач просил меня зайти к нему в

поликлинику.

   Да, бессонница — пренеприятная штука! Сам не раз испытывал, знаю.

Но вы, Анна Яковлевна, не должны расстраиваться… Возрастные явления, что поделаешь, дорогая, годы! Мне сорок четыре, а я уже начинаю ощущать груз лет. Нужно, Верусик, сходить к врачу, посоветоваться. Есть великолепные снотворные. Безвредны и действуют радикально. Они не всегда бывают в аптеках, но думаю, что я смогу достать…

   Снотворные может применять тот, кто имеет возможность выспаться, а

я этой возможности лишена… — тихо сказала Анна Яковлевна.

   То есть?! — удивился Николай Сигизмундович. — Я вас не понял…

   Я не могу больше жить в кухне… Я устала… мне покой нужен, вы же

сами говорите, годы… И на раскладушке я со своими больными суставами больше спать не могу…

Анна Яковлевна через силу улыбнулась:

   Я утром из нее никак не могу выбраться…

   Не понимаю, что же вы хотите?

   Я хочу занять свою комнату. Когда Игорек уехал, я все ждала,

надеялась, что вы сами поймете… два года прошло, как он уехал…

   Анна Яковлевна, Виталий уже юноша, и вы сами знаете, как много ему

приходится работать…

   Мамуся, что с тобой?! — перебила Вера Павловна. — Просто тебе

сегодня нездоровится, у тебя плохое настроение… Ты же так любишь Витасика… Боже мой! Я просто ушам не верю! Успокойся, мама, все можно обсудить, обдумать… Ты знаешь, Коля, сделаем так: эту старую громадину — буфет — давно пора из кухни выбросить. Купим кухонный гарнитур, он так мало занимает места. Закажем хорошенькую легкую ширму для мамы, Витасику купим диван-кровать, а маме поставим ее тахту из Витасиной комнаты, холодильник можно поставить в коридор, конечно, он своим шумом беспокоит маму…

   Верочка… ты пойми! — взмолилась Анна Яковлевна. — Мне покой

нужен! Вечером я так хочу спать, а у нас ведь редкий вечер нет гостей… или у Витасика мальчики… в кухне все время люди… до двенадцати, до часу ночи… Потом вы уснете, а у меня сон переломился, я лежу, лежу… господи! Под утро задремлешь, а в семь уже Поля приходит… Витасик душ принимает… потом вы встаете…

   Зато, Анна Яковлевна, с девяти и до пяти часов дня в вашем

распоряжении вся квартира, неужели в течение дня вы не можете выспаться?         

        Анна   Яковлевна  пристально, с каким-то странным,  жестким любопытством смотрела в лицо зятя. Чужое, незнакомое лицо. Неужели это он, любимый зять, честный и справедливый, которого она знала больше двадцати лет?

             А Вера? Неужели это она, ее Верунька? Эта чужая толстая женщина — красные пятна на лице, злые глаза… Что же с ними случилось? Как это она не заметила, просмотрела, когда они стали такими…

   В конце концов у вас есть сын… — услышала она холодный и жесткий

голос зятя, словно сквозь сон услышала… — Не нравится вам у нас, поезжайте к Александру…

           Анна Яковлевна тяжело поднялась и, преодолевая внезапно возникший в ушах острый и резкий шум, сказала, спокойно усмехнувшись:

   Спасибо за совет, Николай Сигизмундович, Александру я не помогала

детей растить, потому что двадцать лет жизни отдала Верочке и вам. Я думала, что я для вас мать, а оказывается, была я вам нужна как кухарка, прачка… нянька…

   Мама, одумайся, что ты говоришь?! Зачем эти упреки?! Ты делала то,

что делают все матери…

   Правильно, дочь. Я выполняла материнский долг, выполнила его до

конца, безотказно. Но люди говорят, что, кроме материнского, бывает еще и сыновний долг, в данном случае дочерний. Вы о таком не слышали? Так вот. Ехать мне некуда и незачем. Здесь мой дом. Моя комната, в ней я и буду жить.

            Шум в ушах усилился, и в глазах начинало рябить. Она уже плохо слышала, что говорили дочь и зять.

             Да и не следовало ей больше ничего слышать.

         …Она лежала на своей раскладушке, закрывшись с головой одеялом. Ушли в театр Вера и Николай Сигизмундович. Пришел Виталий. Анна Яковлевна слышала, как Поля говорила с ним в коридоре сердитым полушепотом. Потом, видимо, задремала, померещилось, что кто-то тянет осторожно одеяло.

          Перед раскладушкой на корточках сидел Витасик.

   Вставай, бабуся, переселяться будем… Ну, чего ты расстроилась? Это

 же я, балда, осел лопоухий, виноват. Не мог сам додуматься. И ты тоже хороша, сказала бы мне сразу, как Игорь уехал… Ты думаешь, мне здесь хуже

будет? Завтра я буфет к чертям собачьим, в сарай… Во всю стену стеллаж под  

книги сгрохаю, стол вот сюда к окну, раскладушку днем за печку, представляешь, как здорово получится? Чего ты плачешь? Зачем ты с ними говорила?! Это же мещане, обыватели… Ты с ними не смей говорить, пока они перед тобой не извинятся…

         Из-за портьерки выглянула Поля, сердито цыкнула на Виталия:

   Хватит болтать-то! Айда перевозиться, я там твои манатки уже склала.

 А вам, Яковлевна, нечего переживать… тоже мне… пришла охота… переживать. Правильно Витька-то говорит: пущай прощения попросят, а вы еще подумайте, прощать или нет. Вы в своем праве, давно было пора… Айда, Витька, пошли стол перетаскивать!

Приложение 4

Слова Филворда

 

мудрость, опыт, знания, зрелость, великодушие, добросердечность, искренность, мягкость, отзывчивость, бескорыстие, достоинство, доброта.

Приложение 5

Презентация занятия https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/olderpersonday-89-presentation.pdf

Источник (использованный материал)

https://razgovor.edsoo.ru/topic/7/grade/89/#choose


 

Скачано с www.znanio.ru