Сценарий классного часа «Дети блокады»
Разработан учителем начальных классов МБОУ г.Иркутска СОШ №45 Яковлева Лариса Дмитриевна
Цель.
· Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории города - героя, страны.
· Установить связь между поколениями.
· Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа.
Задачи.
· Пополнить исторические знания школьников о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.
· Сформировать представление, о том за какие заслуги город Ленинград получил звание города-героя.
· Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.
· Побудить формирование чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.
· Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.
Оборудование: фото и видеоматериалы, представленные в виде презентации, музыкальное сопровождение на усмотрение педагога.
Учитель: Хочется начать наше мероприятие со стихотворения. Наш
город родной над Невой
Не сломлен суровой войной
Он в годы блокады: жестокой, нещадной
Сражался и в холод и в зной
Нас память уносит назад
Туда, где сирены гудят
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза, лютой смерти глядят
Был в городе голод и мор
И взрытый бомбежкою двор
Но дети взрослели, и выжить сумели
Все помнится им до сих пор
Нас память уносит назад
Туда, где сирены гудят
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза, лютой смерти глядят
Но выстоял русский народ
И память об этом живет
В сердцах поколений и точное время
Ведет непрерывный отсчет
Нас память уносит назад
Туда, где сирены гудят
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза, лютой смерти глядят
Блокадные ночи и дни
Как долго тянулись они
О сколько утрат, познал Ленинград
В суровые годы
войны -О
чем пойдет
речь?
-Что такое блокада? -Что
знаете?
Учитель: Столько лет прошло, забывается все…
Но ничто не забыто. Да, не забыто – разве может человек такое забыть, даже если бы и хотел, имел право?! Они блокаду выдержали, они переносили ее изо дня в день, сохраняя человеческое достоинство.
Но мы, мы, не пережившие этого, имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали и ради нас, они, ленинградцы?!
8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом (Петрокрепость) и полностью отрезали Ленинград от всей страны с суши. Этот день считается началом блокады, которая длилась долгие 900 дней.
Слова "дети" и
"блокада" трудно поставить рядом. Но война соединила их вместе. Более
четырехсот тысяч детей (от младенцев до школьников и подростков) оказалось в
блокадном Ленинграде. И далеко не всех удалось вывезти по Дороге Жизни. Малышей
блокадного Ленинграда можно назвать «ангелами осажденного
города».
Прослушаем
стихотворение.
Спит малыш, обняв игрушку -
Длинноухого щенка.
В мягком облаке – подушек
Сны спустились свысока.
Не буди его, не надо,-
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг…
Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою
Собирают журавлят…
«Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке». Немецко-фашистские войска предпринимали многочисленные попытки овладеть городом. Создались крайне тяжелые условия для жителей. Запасы продовольствия были ограниченны: по данным на 12 сентября 1941 года, хлеба, крупы и мяса могло хватить на 30–35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. Введенные по карточной системе нормы продовольствия стали быстро снижаться. 1 октября 1941 года хлебный паек для рабочих и инженерно-технических работников был снижен до 400 г в день, для служащих, иждивенцев и детей — до 200 г. Карточки на другие продукты почти не отоваривались. Хлеб стал практически единственной пищей. С 20 ноября по 25 декабря (пятое снижение) рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г. При этом «блокадный» хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки), был сырой. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким. За этим жалким кусочком нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали дни, когда бомбежки срывали работу хлебозаводов, булочные так и не открывались. И матери возвращались домой с пустыми руками, где их ждали голодные дети. В такие дни люди не ели ничего. В качестве пищевых заменителей использовались целлюлоза, хлопковый и льняной жмых, технический альбумин; было налажено производство пищевых дрожжей из древесины, витамина С из лапок хвои. Варили и ели древесный клей. Разрезали на куски и варили «суп» из кожаных сапог и туфель. Начались цинга и дистрофия.
Ведущий: Из воспоминаний жителя блокадного Ленинграда: «…Помню, как мама, когда она еще ходила, положив на стол три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это — завтрак, это — обед, это — ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать. Теперь я думаю, что ей казалось, будто так наступает ощущение сытости. Завтрак, обед и ужин происходили в строго определенное время, ожидание которого, наверное, и составляло смысл всей моей детской жизни. От этой привычки — отщипывать кусочки и класть их в рот, а не откусывать хлеб — я не мог отвыкнуть очень долго, многие годы. Да и сейчас, по-моему, не избавился до конца. Иногда, когда у меня в руках хлеб и я вдруг о чем-то глубоко задумаюсь, ловлю себя на том, что я отщипываю махонькие кусочки, механически кладу их в рот и сосу…»
Ученик: «…Помню, как однажды я почему-то зашел
в одну из квартир нашего дома, дверь в которую оказалась открытой. Как потом
сказала мама, там жил очень добрый человек, врач по профессии. В первой комнате
было очень холодно и пусто. В следующей комнате на кровати лежали два старых
человека — мужчина и женщина. Я подошел и потрогал их. Они не шевелились и не
дышали. Мертвые.
…Помню, как человек, который жил в смежной с нами квартире, однажды начал
стучать нам в стенку и страшным голосом кричать: «Дайте хлеба! Дайте хлеба!
Дайте хлеба!..» Я и Ирина громко плакали. Мама тихим голосом пыталась успокоить
нас и плакала сама. Человек кричал долго. Сначала громко, потом все тише, тише…
На следующий день я зашел в эту комнату. Человек был мертв.»
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
Ученик: Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Ученик:
Вместо супа - бурда из столярного
клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот. (Ю. Воронов)
Учитель: Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ранеными.
Ленинграду.
Да, он мне снится, этот город и видимо
не раз, не два
Доказывать я буду в спорах, что он красивей, чем Москва!
И в стороне сибирской дальней, мне помнится родимый дом
И то, что факелы Ростральных.... А впрочем нет, я о другом.
Я вижу городок на Волге в полукольце плешивых гор
В тот очень тяжкий, очень долгий 42-ой военный год.
Линялые шатрами крыши, стада бредущие в пыли
Сюда блокадных ребятишек из Ленинграда привезли.
Ведь больше года голодали, им дали мяса, масло дали.
Они ж, шатаясь как в бреду за завтраком недоедали,
В обед опять недоедали, за ужином недоедали, на завтра прятали еду.
Они не оставляли крошек, тихи, глазасты и худы,
Они рассматривали кошек лишь как запас живой еды.
И падали при каждом шаге. И молча плакали в тиши.
Но кто-то детям дал бумагу и заточил карандаши.
И вот на четвертушках мятых, стал робко возникать на свет
Не точный, памятный, крылатый, неповторимый силуэт -
Бессмертный шпиль Адмиралтейства, его нагую простоту
Чертило раненое детство, мусоля грифели во рту....
Да, он мне снится этот город и видимо не раз, не два
Доказывать я буду в спорах, что он красивей, чем Москва!
И вновь и вновь при трудном шаге я вспомню это,
Тишь палат, детей, и на листках бумаги, рисунок,
Точно текст присяги, тебе на верность ЛЕНИНГРАД. (Майя Борисова.)
Аллея Дружбы. На стелах, расположенных вдоль аллеи, рассказывается о героизме юных защитников Ленинграда. Здесь перечислены имена пионеров - Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград и подвиги, которые они совершили.
На невысоком холме в конце аллеи Дружбы установлены гранитные "страницы" знаменитого дневника Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской школьницы. Семья Савичевых погибла, а Танин дневник стал символом ленинградской блокады. Эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа обвиняющего фашизм.
Ведущий: И хотелось бы закончить наш разговор словами Ольги Берггольц, пережившей и писавшей об этой страшной странице войны.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады-
мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.