Классный час для 4 класса « Рецепт счастливой семьи»
Цель: выявить своеобразие эмоционального благополучия ребёнка в семье.
Задачи: способствование формированию представлений о жизненном идеале счастливой семьи, привитие позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств.
Оборудование: компьютерная презентация классного часа, карточки с записью ситуаций для групп, картинки солнышка с лучами для каждого ребёнка, плакат «Рецепт счастливой семьи» и карточки с названием ингредиентов к нему, видеоролик «Доброта», заранее выученные детьми четверостишия о семье, бумажные фигурки ангелов для каждого ребёнка, картинка ларца с замком и семь ключей, фломастеры.
Ход занятия:
1. Введение в тему занятия:
- Наш классный час я хочу начать с одной притчи: «Однажды в день своего совершеннолетия к мудрецу пришёл юноша и попросил пожелать ему самого главного в жизни. Мудрец ответил:
- Пусть у тебя всегда будет вода, чтобы пить; солнце, чтобы согреться; воздух, чтобы дышать; земля, чтобы жить; семья, чтобы быть счастливым».
- Поднимите руки, кто из вас чувствует себя полностью счастливым в своей семье.
- Поделитесь с нами, почему вы считаете свою семью счастливой? (Ответы детей).
2. Работа в группах « Ключи от ларца семейного счастья»:
- Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем разобраться, почему одни чувствуют себя счастливыми в своей семье, а другие – нет, какие качества необходимы и взрослым и детям для того, чтобы чувствовать себя всегда комфортно и уютно в кругу самых близких людей.
- Попробуем с вами составить рецепт счастливой семьи. А для этого нам необходимо открыть вот этот ларец « Семейного счастья». Открывается он с помощью ключей-качеств, необходимых, по-вашему, мнению для того, чтобы каждая семья стала счастливой. Предлагаю вам поработать в группах и «выковать» такие ключи. Поразмышляйте, пообсуждайте и на ключе напечатайте то качество, без которого, как вы думаете, не может существовать счастливой семьи.
Дети работают в группах, фломастером печатают на ключах название качеств: любовь, детский смех, забота, терпение, ответственность и долг, уважение, чистота и доброта. Готовые ключи прикрепляют на доску рядом с рисунком ларца.
3.Работа над рисунком « Солнышко любви»:
- Самым первым ключом к семейному счастью оказалась любовь. Мы с вами уже пытались размышлять на темы, почему мы любим своих маму и папу, а сейчас я попрошу вас подумать и записать внутри солнышка своё имя, а на его лучиках ответы на вопрос: « Как проявляют, показывают свою любовь к вам родители?»
Дети могут подписать лучики следующими фразами: «Часто обнимают и целуют», «Называют ласковыми именами», «Нежно желают спокойной ночи», «Заботятся, когда я болею», «Покупают красивые вещи», «Дарят подарки», «Играют вместе со мной» и т. д.
А теперь переверните рисунок и на лучиках этого солнышка напишите, как вы выражаете, показываете свою любовь к родным людям?
На другом солнышке дети могут написать следующие фразы: «Обнимаю их», «Поглаживаю по лицу», «Говорю добрые слова», «Шутливо потолкаюсь», «Готовлю необычные сюрпризы», «Напоминаю о дне рождения бабушки, дедушки», «Помогаю готовить или убирать» и т. д.
- По вашим записям можно сделать вывод, что мы обязательно должны всегда говорить о своей любви близким людям. И не только нежными, ласковыми словами, но и своими поступками.
4. Диспут «Родители глазами детей»:
- А вот зачем в семье необходимы такие ключи, как детский смех, забота, терпение, ответственность, уважение, мы узнаем, проведя небольшую ролевую игру.
- Я думаю, что у каждого в жизни были такие ситуации, когда дети считают, что родители их не поняли в какой-то момент; не правильно оценили их действия; «ни за что» наказали.
- Может быть, когда-то, вы подумали, что своих детей вы не будете наказывать, или своим детям не будете запрещать что-то делать. Сегодня у вас есть такая возможность встать на место своих родителей. У каждой группы на столе лежит конверт, в котором описывается одна ситуация, которая может произойти в любой семье. Вы коллективно знакомитесь с ситуацией, обсуждаете её, даёте ответ, разыгрывая в ролях. Выбираете, кто из вас будет мамой или папой, кто – ребёнком. Вы можете обыгрывать ситуацию, используя мимику, жесты, а мы вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы, как родители.
Дети обсуждают и разыгрывают следующие ситуации:
1. Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
2. Ребёнок пришёл домой без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.
3. Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
4. Ваш ребёнок опоздал в школу, и вам об этом рассказали одноклассники. Ваша реакция.
5. Ваш ребёнок пробовал курить, о чём вам сказали соседи. Ваша реакция.
- Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и своё поведение.
- Я думаю можно сделать вывод, что каждый из вас может теперь лучше понять поведение своих родителей. Постарается никогда их не огорчать, а чаще радовать, проявлять заботу и уважение, терпение и ответственность, помогать им.
5. Просмотр видеоролика «Доброта»:
- Нам с вами осталось разобрать последний ключ-доброту. Что, по-вашему, значит быть добрым? ( Ответы детей).
- Давайте посмотрим небольшой видеоролик и ещё раз попробуем найти ответ на этот вопрос.
Дети просматривают видеоролик и делают вывод, что доброта в семье – это готовность отдать всё что у тебя есть за одну только счастливую улыбку родного человека.
6. Инсценировка стихотворения и оформление плаката «Рецепт счастливой семьи»:
На доске висит плакат с картинкой рецепта, выходят дети, читают стихи и прикрепляют на плакат ингредиенты рецепта.
1ученик:
Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний. Семь правил пусть её хранят. Лишь только семь, но очень-очень важных.
2 ученик:
Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто, чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному.
3 ученик:
Второе – это дети. Что дом без них? Пустыня без колодца – не напиться. А дети – это жизнь, это родник. И продолженье рода. Пусть струится!
4 ученик:
Потом – забота. Лишь она Очаг семейный сбережёт от ветра. Старайся, чтоб с улыбкой весна, Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвёртое – терпение. Оно поможет пережить невзгоды, беды… И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое – ответственность и долг, В фундаменте семейном веский камень. Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое – уважение. Только с ним Приобретёшь успех, призванье общее, Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
8 ученик:
И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах. Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.
7. Подведение итогов:
- Вот и подошёл к концу наш классный час. Скажите, что интересного и нового для себя вы узнали? (Ответы детей).
- Кому из вас захотелось воспользоваться нашим «Рецептом счастливой семьи»?
- И так как мы подобрали семь правильных ключей к замку, наш ларец открыт. Из него каждый из вас получает на память вот такого ангела-хранителя, который будет оберегать ваше счастливое детство в кругу семьи.
Раздать детям фигурки ангелов, вырезанных из бумаги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.