Классный час
«Добрым быть совсем не просто»
Подготовила: воспитатель
ГКОУ КО «Озерской школы – интернат»
Исаева Елена Викторовна
Цели: способствовать воспитанию доброты, вежливости и милосердия, выявлению правильного и ошибочного представления о доброте и добрых делах.
На классной доске написано крупными буквами: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть ».
Ведущая. Ребята, расскажите, пожалуйста, как вы умеете приветствовать друг друга, как обращаетесь к родным и близким.
Учащиеся произносят известные им слова приветствий.
Ведущая. Спасибо. Теперь я вижу, что приемы вежливого общения вам не чужды и, как говорится, «лицом в грязь» в приличном обществе вы не ударите.
Итак, «здравствуйте», «добрый день», «пожалуйста» , «спасибо» - эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой? Ведь это с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царили непонимание и страх, посеять зерна теплого чувства.
Я приглашаю вас к разговору о силе слов, точнее, о тех чувствах, которые могут быть в них скрыты.
Поговорим о доброте и о вежливости. Прочтите ещё раз это выражение: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Как вы бы объяснили значение этих слов?
1-й ученик. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… Добрый – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек.
2-й ученик. Можно на эту тему припомнить несколько устойчивых словосочетаний. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. А ещё часто говорят… Добрый молодец. Добрая традиция. Оставить добрую память… Съел добрых полбуханки.
1-й ученик. Люди доброй воли – честные, прямые люди, искренне стремящиеся к общему благу.
По доброй воле – делать что-то без принуждения, по своему желанию.
Ребятам предлагается припомнить формы вежливого обращения со словом доброта:
Будьте добры (будь добр) – форма вежливого обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните позже».
«Доброго вам здоровья»! – приветствие с пожеланием благополучия.
«В добрый час»! – пожелание удачи.
«В добрый путь»! – пожелание успеха в каком-нибудь начинании.
2-й ученик. Я также знаю несколько афоризмов о доброте.
«В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… - это гениальность и доброта сердечная». (Виктор Гюго)
«Прекраснейшая музыка души – это доброта». (Ромен Роллан)
«Доброта – она превыше всех благ». (Максим Горький).
Ведущая. Спасибо. А что вы можете сказать о вежливости?
1-й ученик. Вежливый – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
2-й ученик. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить.
1-й ученик. Самый известный афоризм о вежливости, история которого приписывает Людовику XVIII, королю Франции… Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».
Ведущая. А теперь давайте попробуем припомнить проявления доброты и вежливости из своего жизненного опыта (можно вспомнить эпизоды из художественной литературы и кинофильмов).
Слушает, как ребята вспоминают и делятся своими впечатлениями.
Ведущая. Молодцы! Как много примеров услышали мы о людской доброте и вежливости! А теперь давайте вспомним сказку Г.Х.Андерсена про Снежную королеву.
Кто в ней главные герои? (Кай, Герда – брат с сестрой. Они были очень добры и так любили друг друга, что даже жить порознь не могли.)
Как стал вести себя Кай по отношению к бабушке, сестре после первой встречи со Снежной королевой? (Он вдруг стал жестоким, бессердечным, злопамятным и раздражительным.)
А способны ли мы с вами различать два понятия: доброта истинная и доброта ложная? Итак, «доброта»…
2-й ученик. Я могу подобрать к нему однокоренные слова: добрый, добродушный, доброжелательный, задобренный, добренький…(Объясняет их смысл.)
Ведущая. Хорошо. А теперь кто мне объяснит, почему Кай увлекся Снежной королевой? Почему он забыл обо всем на свете и послушно отправился за ней в её далекий ледяной дом?
Звучат ответы ребят: она увлекла его ослепительной красотой, она говорила ему ласковые слова, хотела согреть под своей шубой и даже поцеловала. Она хотела показаться добренькой…
Ведущая. И что же, Снежная королева все это делала от чистого сердца, потому что жалела маленького мальчика?
Нет, она преследовала свои личные цели. Хотела очаровать Кая, усыпить его ум, совесть и волю, чтобы он стал её послушным рабом. Вот потому она притворялась внимательной, заботливой и ласковой.
Ведущая. Значит, доброта Снежной королевы была ложной и показной! А в каких эпизодах сказки мы видели примеры настоящей доброты, любви и жертвенности? (Слушает ответы детей.) Как Герда нашла Кая? Сколько препятствий она одолела на пути! Как же ей хотелось отогреть душу брата и вернуть его в мир их общего детства! (Слушает ответы детей.)
Слабая и беззащитная девочка победила армию чародейки – Снежной королевы, она вошла в неприступные чертоги и нашла там брата. Горячие слезы девочки растопили ледяное сердце Кая. Любовь всегда побеждает зло и смерть. Любовь сильнее всего на свете! Истинная любовь бескорыстна, так как отдает всё и ничего не требует взамен.
Да… добрым быть совсем не просто… Один из поэтов написал об этом так.
…Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно и добрым, и вежливым быть.
А теперь поговорим о вежливости.
«В автобусе»
(сценку разыгрывают 5-7 учеников)
Шесть стульев поставлены рядами. Мы в салоне рейсового автобуса… На одном стуле сидит старенькая женщина, впереди – кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася и начинает за руку затаскивать свою подружку. Оказав своей «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит: «Анька! Оплати проезд!» Аня, севшая позади дремлющей женщины, тормошит её и просит передать деньги. На следующей остановке входят пассажиры, в основном пожилые люди. Вася громко разговаривает с Аней, делая вид, что не замечает стариков. Наконец Аня все-таки встает, но при этом говорит: «Садитесь! И что не сидится старикам дома!»
Проанализируйте поведение подростков в автобусе с точки зрения темы нашего классного часа. Есть ли что-то положительное в их действиях? Какие грубые ошибки ими допущены?
Ребятам, игравшим роль пожилых пассажиров, предлагается рассказать о том, что они почувствовали как участники этой ситуации. (Идет обсуждение ответов. Затем предлагается высказать свое мнение независимым наблюдателям. Ученики пробуют сформулировать правила поведения в транспорте.)
«Случайный звонок»
(сценку разыгрывают 2 ученика)
1-й ученик. Бывает, наберешь номер телефона:
- Алло! Могу я услышать Петю?
Но в ответ слышишь раздраженное…
2-й ученик. Нет! Набирайте правильно номер, делать вам нечего! Не мешайте мне работать!
1-й ученик. И как приятно бывает, когда случайный человек, которого вы, наверное, никогда в жизни не увидите, ответит вам мягко и вежливо на ваш неуместный вопрос про Петю.
2-й ученик. К сожалению, вы ошиблись номером, перезвоните, пожалуйста.
Телефонное недоразумение. А незнакомый человек и здесь не уронил своего достоинства! А как вы, ребята, себя ведете в таких случаях? (Идет обсуждение ответов.)
«В магазине»
(сценку разыгрывают 2 ученика)
Покупатель весьма решительно входит в магазин и не замечает тех, кто хочет из него выйти. В дверях создается давка. Все возмущены. Покупатель, наконец, расталкивает всех и проходит к прилавку, выкрикивая сходу:
- Шоколад есть, сыр есть?
В ответ тишина… Покупатель тупо смотрит на витрину…
- Ага, так значит есть!!!
Он возмущен молчанием продавца и её сердитым взглядом. Через некоторое время продавец словно обретает голос:
- Товары разложены. Цены расставлены. Смотрите, покупайте, что надо. Чего спрашивать-то? Плохо видите – очки наденьте.
Ведущая. Как вы думаете, ребята, приятно было бы вам оказаться в шкуре обидчивого продавца или сердитого покупателя из разыгранной сценки? (Идет обсуждение ответов.) А теперь выслушаем самих артистов, как они себя чувствовали в этой ситуации. Приятно ли было им самим или не очень?
Ведущая. Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами. Но добро делать не так уж просто. Все люди разные, у каждого свой характер… А если тебе с утра кто-то нагрубил да соседский черный кот под ноги попался… Ох, не всякий человек способен вынести такое. И вот добрые люди порой вдруг становятся раздражительными, злыми и обидчивыми… Источники всех своих бед они почему-то начинают видеть в своих ближних и даже пытаются их перевоспитывать на свой лад, свое же поведение оставляют вне критики.
Ведущая. А теперь наш разговор я предлагаю перевести в иное русло. Я вас хочу спросить: влияют ли грубость и злоба на здоровье человека? (Слушает ответы ребят.)
Врачи-психологи тоже попробовали ответить на этот вопрос. Оказывается, половина всех сердечных болезней, уносящих ежегодно сотни тысяч жизней в России, - результат грубости, хамства, нелюбви и равнодушия. Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнения, им можно творить улыбки и слезы.
Будьте бережными друг к другу. Если вы, заглянув в глаза товарищу, увидите там боль или отчаяние, поддержите его. Дарите людям радость общения с вами. Вежливые слова, подкрепленные добрыми поступками, согревают душу, спасают от уныния.
Поклонясь, скажи соседям:
Чай да сахар! Хлеб да соль!
Рыболовам, звероловам –
Теплой ночи у костра,
И – богатого улова,
И – ни пуха ни пера!
Пусть людей во всех заботах
Ждут удача и успех,
Чтоб работалось с охотой
И гулялось без помех.
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим: «Счастливый час!»
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Если вы здоровы – вы обладаете несметным богатством! Чтобы беречь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, обладающими чудодейственной силой. Они создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным и красивым. Эти лекарства снимают обиды, устраняют неурядицы, делают отношения легкими и простыми. Как вы догадались, они должны почаще оказываться у вас на языке. Это, конечно, вежливые слова.
Давайте повторим их все вместе.
Спасибо.
Будьте добры.
Здравствуйте.
Доброе утро.
Пожалуйста.
Добрый вечер.
Извините.
Будьте любезны.
Благодарю.
Добрый день.
До свидания.
Спокойной ночи.
Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению? Живите мудро, поступайте согласно со своей совестью, будьте хозяином слова!
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть мутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин «Слово о словах»
Вывод: лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно!
Литература
Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л.: Лениздат, 1986.
Дорохов А. Как себя вести. – М., 1979.
Курлюта В. Духовные рецепты. – Кемерово, 2002.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
Галищук Е.О. От сердца к сердцу. – СПб.: «Паритет», 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.