Цели: воспитание бережного отношения к природе, формирование нравственной экологической позиции.
Задачи: повторить экологические правила поведения людей в природе; развивать речь, внимание, наблюдательность, воспитать сознательное и бережное отношение к природе.
Ход классного часа.
Введение в тему классного часа.
- Как вы понимаете, что такое счастье?
Жить в зелёном царстве это
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей,
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!
- Ребята, как раз сегодня я получила очень странное письмо. Я не скажу – от кого оно, а просто вам его прочитаю, и вы мне сами скажете, кто его писал. После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Обращаюсь к вам. Потому что больше не могу терпеть то, что происходит со мной. Человек - это самое развитое существо в мире. Ему подвластны все мои ресурсы, но он в последнее время перестал задумываться, что он сам часть меня. И поэтому он творит со мной непоправимые вещи: безжалостно вырубает мои леса, убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы, в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры. Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети, я понимаю, что многое зависит не от вас, но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает. Помните, что брошенная вами газета будет год, а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками. Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга. Надеюсь на ваше понимание.
Ваша планета Земля.
Беседа по теме
- Да, ребята, очень тревожное письмо мы получили. Вы сразу догадались, от кого нам пришло письмо. А что вас натолкнуло на отгадку?
- О чём вам уже было известно?
- Что вас поразило?
- О чём Земля умолчала в письме, а вы сами об этом знаете? На что она
могла бы еще она пожаловаться?
-Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т. д.)
- В обращении ООН говорится: «День Земли – это специальное время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу все земную общность и взаимную зависимость друг от друга».
Игра «Если вдруг…»
- Я предлагаю вам задуматься обо всём услышанном и поиграть со мной в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете привести примеры поведения людей, подумать, к чему может привести такое поведение.
Например: если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие
насекомые …не станет мёда, очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы:
1). Уберут из дворов мусорные баки…
2). Если все на планете будут курить…
3). Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…
4). Вырубят все леса на земле …
5). Загрязнят все водоёмы…
6). Оставят в лесу мусор и непотушенные костры…
- Да, ребята, из нашей игры мы видим, что на Земле всё взаимосвязано, и одно зависит от другого. Значит, не зря планета Земля бьёт тревогу и, обращаясь к нам, просит вас о разумном с ней обращении.
Практическая работа.
- Сейчас я прошу вас поработать в четвёрках (группа детей из четырех человек) и на листочках, которые я вам выдала, нарисовать знак, который отразит то, что реально в ваших силах сделать для изменения сложившейся ситуации. Как нам жить дальше в согласии с природой? На работу вам 10 минут. По окончании работы каждая группа ознакомит со своим решением весь класс. В классе по итогам мы оформим выставку получившихся знаков.
Работа над пословицами. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц.
1группа – Лес – лёгкие Земли – береги, как свои.
2 группа – Береги природу, она добром ответит.
3 группа – Когда пьешь воду, помни об источнике.
4 группа – Кто землю лелеет – того земля жалеет.
5 группа – Растение – земли украшение.
6 группа – Был бы лес, соловьи прилетят.
Работа над загадками.
1). Весь мир кормлю, а сама не ем. (Земля)
2). И топчу её, и режу её – она не серчает, добром отвечает. (Земля).
3). Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух).
4). Бродит одиноко огненное око всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).
5). Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес).
6). Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг,
снимет грязь с лица и рук? (Вода).
Просмотр видеофрагмента.
Подведение итогов.
- Что в наших силах сделать, чтобы наша планета жила, и мы с вами были счастливы?
- Что вы поняли из нашего сегодняшнего разговора? Какие выводы сделали?
Зависит многое от нас,
Какой планета будет.
И в этот день и в этот час
Спасите её люди!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Рефлексия
(Закончите предложение)
Наша планета Земля должна быть экологически чистой, всегда оставаться голубоглазой, с красивейшими реками, озёрами, лесами и полями.
Для этого я…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.