Классный час "Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией "
Оценка 4.8

Классный час "Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией "

Оценка 4.8
doc
06.04.2021
Классный час "Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией "
Коррупция кл.час 2020г..doc

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Новошахтинский технологический техникум»

 

Сценарий классного часа

«Воспитание антикоррупционного мировоззрения в молодежной среде»

 

Тема: «Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией»

Разработала преподаватель общественных дисциплин

 Иваненко Наталия Михайловна

 

 

 

«Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»

(Аристотель)

Тема классного часа: «Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией»                         

Цели классного часа:

Обучающие:

ü дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность»;

ü познакомить с формами проявления коррупции, ее причинами;

ü обсудить различные ситуации, связанные с проявление коррупции;

ü рассмотреть ценности и принципы, которые лежат в основе антикоррупционных мер.

Развивающие:

ü получить опыт работы в группе, участия в дискуссии и отстаивания собственной точки зрения;

ü Развивать осознания необходимости соблюдать законы государства.

Воспитательные:

ü Воспитывать граждан, способных в дальнейшем реализовать свою активную жизненную позицию на благо общества и государства;

ü Сформировать негативное отношение к коррупции;

ü Воспитывать чувство ответственности за нарушение законодательства РФ;

Ожидаемые результаты:

ü Изменение оценки студентами коррупционной деятельности в сторону ее порицания.

Методы, используемые в ходе классного часа:

ü Дискуссия;

ü Работа в группах;

ü Метод проектов.

Материально-техническое оснащение классного часа:

ü Мультимедийный проектор

ü Ноутбук

ü Экран

ü Магнитная доска

Учебно-методическое обеспечение урока:

ü Презентация «Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией»

ü Задания к классному часу

Ход классного часа

ü Мотивация – 3 минуты;

ü Постановка проблемы – 5 минут;

ü Дискуссия «Права и обязанности» - 6 минут;

ü Работа в группах – 20 минут;

ü проект социальной рекламы «Скажи коррупция «Нет» - 10 минуты;

ü Подведение итогов – 1 минута

1)    Мотивация (3 минуты)

Здравствуйте, предлагаю вашему вниманию, высказывание Аристотеля

Обучающиеся обсуждают высказывание Аристотеля:  

«Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»

(Аристотель)

 Выскажите свое мнение по поводу этого высказывания, приводя аргументы своей точки зрения. Актуально ли это высказывание для наших дней?

2)    Освещение проблемы (5 минут)

Друзья! Тема нашего классного часа «Гражданское общество и государство в борьбе с коррупцией» 

Согласно ООН 9 декабря Международный день борьбы с коррупцией.                         

 Сегодня мы с вами:

ü Раскроем содержание понятия «коррупция», познакомимся с видами коррупции и её последствиями;

ü обсудим различные ситуации, связанные с коррупцией;

ü рассмотрим ценности и принципы, которые лежат в основе антикоррупционного законодательства;

Согласно российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Определение представлено на слайде через видеопроектор.

 Его воспроизводит обучающийся.

 

Историческая справка.

Коррупция – это сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

В России же впервые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям 13 в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана 3.

Судебник 1497г. предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).

Его внук Иван 4 (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках

Коррупция в наше время.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной  уже в нач. 90-х гг. Во второй половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер. Законы 1992-1997гг. «О борьбе с коррупцией» начали формировать систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки.

Вывод:

Теперь мы с вами, сможем сделать вывод: коррупция как социальное явление существовало давно, во все времена истории с ней пытались бороться, иногда успешно, иногда нет, и сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: «Возможно, ли победить коррупцию или это неизбежное зло?»

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из к/ф «Жестокий романс»

3) Дискуссия  «Взятка – неизбежное зло или…» (6 минут)

1) Просмотр видеоролика к/ф «Жестокий романс»

2) Студенты высказывают свою точку зрения по поводу взяточничества (возможно ли победить взяточничество в России или это явление так и останется неизбежным злом?).

4)  Работа в группах. Работа с высказываниями политиков, писателей, публицистов, пословицами и поговорками о коррупции (20 минут)

Задание

Студенты делятся  на три группы. Работа с высказываниями политиков, писателей, публицистов, пословицами и поговорками о коррупции. (Приложение №2)

Группа №1. Прочитайте высказывания политиков, писателей, публицистов о коррупции.

Ответьте на вопросы:

а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний?

б) Каковы оценки авторов к участникам коррупционных отношений?

в) Согласны ли Вы с В.Г. Короленко «…что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» - это ошибка?

г) С каким высказыванием Вы больше солидарны социолога В.Л. Римского или юриста М.Ю. Барщевского? Свою точку зрения прокомментируйте.

Группа №2. Прочитайте высказывания писателей, публицистов о коррупции.

Ответьте на вопросы:

а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний?

б) Каково, по-вашему, отношение авторов высказываний, фрагментов их сочинений к их героям и тем явлениям, которые они описывают?

в) О каком новом типе человека пишет Ю.М. Нагибин? Что должно произойти, по мнению автора, чтобы ситуация изменилась?

г)  На что с точки зрения Д. Гранина тратят деньги российские миллиардеры и почему у него это не вызывает симпатии? А Вы согласны с Д. Граниным?

Группа №3. Прочитайте пословицы и поговорки.

Ответьте на вопросы:

а) Как вы думаете: почему в народной мудрости отсутствует однозначное осуждение взяточничества?

б) Каким сословиям, социальным группам, упомянутым в пословицах и поговорках, чаще всего дается отрицательная характеристика? А какие чаще всего являются потерпевшей стороной?

в) В каких пословицах и поговорках взяткодатель и его поступок осуждается, а где оправдывается.

г) Какие пословицы и поговорки, по-вашему, «родились» в XX веке?

д) Какие старые по времени пословицы и поговорки не потеряли своей актуальности и сегодня?

е) Какие пословицы и поговорки, соответствующие теме, Вы знаете?

Студенты: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, который представляет как коллективное мнение, так частные суждения отдельных обучающихся.

Преподаватель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения обучающихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания – писатели, публицисты и сегодня занимают активную жизненную позицию. В коррупции, взятках, круговой поруке, вседозволенности они видят социальное зло, которое угрожает нашему будущему. Пословицы и поговорки – народная мудрость, выкристаллизованная веками. Их необходимо знать, осознавать и делать соответствующие выводы для себя.

5)   Мини-проект «Пути решения проблемы коррупции в нашей стране» - (10 минуты)

Далее каждая группа предлагает своё видение решение проблемы коррупции в нашей стране.

Группы по очереди представляют мини-проекты. По итогам всех выступлений выбираются лучшие предложение и составляется единый проект.

6)    Подведение итогов (1 минута).

Подводя итог нашего мероприятия, мы можем сделать вывод о том, что  коррупция является актуальной проблемой для нашей страны, эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти и общества в целом, но начинать надо с самого себя, своей гражданской позиции и нетерпимости к коррупции в любой сфере общественной жизни. Благодарю вас за сотрудничество. Будьте  законопослушными гражданами своего государства!    

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Задание Группа №1.

Прочитайте высказывания политиков, писателей, публицистов о коррупции.

Ответьте на вопросы:

а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний?

б) Каковы оценки авторов к участникам коррупционных отношений?

в) Согласны ли Вы с В.Г. Короленко «…что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» - это ошибка?

г) С каким высказыванием Вы больше солидарны социолога В.Л. Римского или юриста М.Ю. Барщевского? Свою точку зрения прокомментируйте.

Высказывания политиков, писателей, публицистов о коррупции:

"…непостижимо, что происходит, все грабят, почти не встретишь честного человека. Это ужасно!"

Александр I с горечью признавался своему воспитателю, швейцарцу по рождению и республиканцу по убеждению Ф. Лагарпу.

(Иконников В. С. Граф Мордвинов. СПб.: Тип. В. Безобразов и К . 1873, С. 28).

«Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не рождены быть бесчестными».                                  Н.В. Гоголь*

*Гоголь Николай Васильевич (1809—1852), российский писатель.

«Взяточник – не чиновник, недобросовестно исполняющий свою обязанность, а человек, находящийся в состоянии полного нравственного унижения».              Д.И. Писарев*

*Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – российский публицист, литературный критик

"Взятка уничтожает преграды и сокращает расстояния, она делает сердце
чиновника доступным для обывательских невзгод".

"... что может быть покладистее, уживчивее ... хорошего, доброго взяточника... он готов ужиться с какою угодно внутренней политикой, уверовать в какого угодно Бога".

М.Е. Салтыков-Щедрин*

*Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович  (1826-1889), русский писатель

«Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна».                                                         А.И. Герцен*

*Герцен Александр Иванович (1812-1870), русский писатель, публицист, философ

«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества».                                                                        В.Г.  Короленко*

*Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) – российский писатель.

"Через всю русскую историю, лишь сменяя свою форму, лишь увеличивая и уменьшая свои размеры, тянется колоссальное взяточничество и взяткою широко пользуются как отмычкою казенных сундуков, крышки которых гостеприимно раскрываются перед людьми, сумевшими в соответствующий момент дать соответствующему человеку соответствующую взятку"

«В обществе укоренилась идея - политической властью можно пользоваться для незаконного обогащения, а политическое угодничество верный путь к богатству. Сложилась практика бездумной раздачи несметных богатств из казны фаворитам и немедленное отбирание их, коли вчерашние любимцы впадали в немилость. Ощущение временщика воспитывало установку - “хапать сейчас и максимально”... Этим путем в элитах общества “воспитывалась привычка достигать богатства не путем энергии, находчивости и труда, а извилистою тропою лести, прислужничества и политического молчалинства”».                                                                             П.А. Берлин*

*Берлин Павел Абрамович (1877 - ?), русский публицист

(Берлин П. А. Русское взяточничество, как социально-историческое явление. // Современный мир. 1910. №8, С. 45-46, 49).

 

«Коррупция в России процветает, без взяток ничего нельзя сделать. И власть никак не решится что-то по-настоящему предпринять. Почти все институты действую вольно, ненаказуемо. А элиты пекутся не о стране, а о собственном доходе, собственной шкурной выгоде. Лишь изменение политической системы в стране принесет какие-то реальные плоды»                                                                                  М.С. Горбачев*

*Михаил Сергеевич Горбачев (1931), первый президент СССР

«Ну, и начните с себя! Просто перестаньте давать взятки. Из принципа! Конечно, дискомфорт у Вас будет, не все проблемы можно будет быстро решить. Но, если так сделаете ВЫ, завтра еще сто человек, а через неделю сто тысяч, то через год в стране коррупции в стране стане меньше в разы».                                    М.Ю. Барщевский*

*Михаил Юрьевич Барщевский (1955), адвокат, полпред правительства РФ в высших судебных инстанциях

"…взятка — это не просто деньги, а символ участия в определенном типе социальных отношений; она также является средством выравнивания социальных статусов".

В нашей стране "чиновник слишком часто демонстрирует гражданам трудность и даже невозможность решения их проблем в соответствии с законом: мол, "честное" решение обойдется очень дорого, много придется собираться справок и так далее"     В.Л. Римский*

*Владимир Львович Римский (1953), заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ*

*ИНДЕМ означает "Информатика для демократии". Фонд ИНДЕМ был основан в 1990 году. ИНДЕМ является одной из первых неправительственных организаций, появившихся в России после распада Советского Союза

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Задание Группа №2.

Прочитайте высказывания писателей, публицистов о коррупции.

Ответьте на вопросы:

а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний?

б) Каково, по-вашему, отношение авторов высказываний, фрагментов их сочинений к их героям и тем явлениям, которые они описывают?

в) О каком новом типе человека пишет Ю.М. Нагибин? Что должно произойти, по мнению автора, чтобы ситуация изменилась?

г)  На что с точки зрения Д. Гранина тратят деньги российские миллиардеры и почему у него это не вызывает симпатии? А Вы согласны с Д. Граниным?

 

Из сатирической комедии В.В. Капниста* «Ябеда» (1796)   Бери, большой тут нет науки; Бери, что можно только взять. На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать

*Василий Васильевич Капнист  (1758–1823) – русский поэт, драматург

Из пьесы Н.В. Гоголя* «Ревизор» (1836)

Городничий. … Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят.

Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками, или чем другим – все взятки.

Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...

* Николай Васильевич Гоголь  (1809 — 1852), русский писатель

 

 

 

 

Из книги  П.И. Мельникова-Печерского*  "На горах"(1881):

 

 "- А ведь давеча я посчитал, во что обошлось всё дело, - сказал Герасим... - Иванушка, подай счёты, голубчик, вон они на полочке... и стал на счётах выкладывать. - Вина миру пропоено на двести на десять целковых... здешнему старосте две синеньких - десять рублёв... писарю сотня... голове пятьдесят... в правлении тридцать... окружному пятьсот... помощнику окружного да приказным пятьдесят... управляющему тысяча... палатским приказным триста... да по мелочам, на угощенья да на извозчиков приказным, секретаря в баню возил, секретарше шаль, всего двести пятьдесят; итого, значит, две с половиной тысячи. В Думе за приписку да по рукам двести рублей разошлось, да на пошлины, да на гербову бумагу, как раз три тысячи..."

 

*Павел Иванович Мельников  (1818 - 1883) – русский писатель, беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский

 

Боков В.В.*

 «Около жаток

Не берут взяток!

Потому, что на ладонях не рубли,

А мозоли!

Кто позволит?!

Взятки берут в конторах,

У тех, у которых

Денег большая мошна.

И никакая взятка не страшна!»

* Виктор Федорович Боков (1914—2009), русский поэт и прозаик, собиратель фольклора.

 

Юрий Нагибин* «Дневник»

25 апреля 1982г.

 «Наше время и строй выработали-таки новую этику. Ее продемонстрировал мой сосед по столику, юный зав. столовой из Таганрога. Он был год на партийной работе и очень на ней вырос. Он говорит своим подчиненным: «Вы живете за счет народа, который обворовываете. Так улыбайтесь за это по крайней мере!»

А еще он говорит: «Мы воруем, мы злоупотребляем, но давайте всё же не выходить из рамок приличия, надо и честь знать». И еще: «Все же понимают, что зав. столовой не будет без мяса. Но беру я на один обед, а не на два, и люди меня уважают. Другие тащат без стыда и совести, а я так не могу, мне еще вон сколько работать!

Поэтому я всё делаю с умом и по совести». Вот какая теперь совесть: воровать умеренно. И он всерьез считает себя не только честным человеком, но и крепким молодым коммунистом. И другие считают его таким, ибо воруют прямо или косвенно все – снизу доверху.

 Мздоимство, воровство, злоупотребления всех видов приняли такие размеры, что государству с ними не справиться, даже если б оно захотело».

7 апреля 1982 г.

Часто говорят о том, что «всё вернулось на круги своя». И верно, многое в формах государственной жизни, политики, методах управления, пороках (и вверху, и внизу) стало один к одному с прошлым. Но всё же одно новшество — и немалое — есть: выработался новый тип человека. Разумеется, этот тип вобрал в себя что-то от прошлого, но в целом он нов и являет собой нечто невообразимо омерзительное. Это сплав душнейшего мещанства, лицемерия, ханжества, ненависти к равным, презрения к низшим, и раболепства перед власть и силу имущими; густое и смрадное тесто обильно приправлено непросвещенностью, алчностью, трусостью, страстью к доносам, хамством и злобой. Несмотря на обилие составных, это монолит, образец прочности и цельности. Об этой породе не скажешь, как о черном терьере, что она недовыведена. Тут всё закончено и по-своему совершенно. Порода эта идеально служит задачам власти. Нужна чудовищная встряска, катаклизм, нечто апокалипсическое, чтобы нарушились могучие стены, и луч стыда и сознания проник в темную глубину.

 

*Юрий Маркович Нагибин(1920–1994), русский писатель и сценарист

 

Интервью Д.А. Гранина * "Российской газете" от 5.10.2009г.

 

- Стало быть, у вас есть вопросы к власти?

 

- Думаю, в стране не найти человека, у которого не было бы абсолютно никаких вопросов к власти. У меня, естественно, они тоже есть.

 

- Да, вас, я знаю, возмущает всепроникающая коррупция. Но вы считаете, что она - лишь следствие, а первопричина - отсутствие чести и совести у людей. По-моему, тут зависимость обратная. Коррупция коренится в системе власти. Эта система и формирует моральный облик чиновника.

 

- Не могу согласиться с вами. Каждый человек решает сам для себя - воровать или не воровать, брать взятки или не брать. Из таких вот решений складывается или не складывается коррупционная обстановка. В России она, к сожалению, сложилась. Хотя, наверное, честные люди во власти еще остались. Вы-то встречали таких?

 

- Встречал. Но людей, не играющих по ее правилам, коррупционная система не терпит. Таких людей могут в два счета подставить, обвинить в казнокрадстве, мздоимстве, да в чем угодно.

 

- Могут. Наша власть не то чтобы отторгает честных людей, но она не стремится наказать нечестных. У нас не было ни одного судебного процесса над крупным чиновником - скажем, министром, первым заместителем министра... Эта обстановка безнаказанности... я не знаю, почему она существует - то ли потому, что власть слабая, то ли потому, что никто реально, а не на словах не запрещает чиновнику быть нечестным…

 

- Но вы непрестанно осуждаете возникший в новые времена культ денег. Если такой культ в самом деле возник, то, наверное, он неизбежное следствие рыночных отношений, которых прежде тоже не было, да вот появились, чему вы ведь рады, как я понимаю.

 

- Нет, это не неизбежное следствие. Если вы приглядитесь к тому, как живет Европа, как живет Америка... Там считается неприличным иметь роскошные машины, щеголять в бриллиантах, возводить себе многоэтажные особняки, огораживая их крепостными стенами. Эта демонстрация своего богатства, это упоение им....

…Наши миллиардеры… тратят свои деньги на такие вещи, которые не вызывают симпатии.


- Но, может быть, должен пройти какой-то период привыкания к богатству. Мы ведь почти все до недавнего времени были нищими. Демонстрация роскоши, упоение ею - они не оттого ли, что не было ни гроша, да вдруг алтын? Нет привычки не то что к роскоши, даже к относительному материальному благополучию…

 

- Это очень расхожее и приятное для нуворишей объяснение. Я же думаю так: жизнь у человека одна, и короткая. Вот ты миллиардер. И на что ты потратил свою жизнь? На яйца Фаберже? Или ты создал больницу, приют? Посмотрите, в каком состоянии больницы! Что тут привыкать? Чего тут ждать? Если ты приобретаешь яйца Фаберже и яхты, то это не от непривычки к богатству, а от твоих жизненных принципов, от осмысления самой жизни, от твоего понимания, зачем она. И потом... То, о чем вы говорите, еще можно было бы принять, если бы огромные деньги, кем-то заработанные, были бы результатом каких-то изобретений, инноваций, а эти деньги - они непонятные. Среди наших миллиардеров почти нет тех, кто что-то создал и которому можно сказать: молодец!

 

- Вы однажды обронили фразу: "Те, кто много читает, отвыкают самостоятельно мыслить". Помните?

- Да.

 

- Тогда поясните свое высказывание. Мне-то кажется, все как раз наоборот: чем больше человек читает, тем он больше способен к самостоятельному мышлению.


- Я имел в виду сегодняшнее качество чтения. Если вы посмотрите, какие книги ныне выходят массовым тиражом, то увидите, что это литература довольно низкопробная. Я не осуждаю тех, кто ее читает. Люди устают на работе, хотят отвлечься, остаться наедине с книгой, которая не требует душевного сопереживания и умственных усилий. Но у советского и русского - еще дореволюционного - человека преобладал иной подход к литературе. Литература как откровение. Литература как проповедь. Сегодня такого подхода нет. Изменился не только рацион чтения. Изменился весь рацион жизни.

 

*Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман, 1919), русский советский писатель и общественный деятель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Задание Группа №3

Прочитайте пословицы и поговорки.

Ответьте на вопросы:

а) Как вы думаете: почему в народной мудрости отсутствует однозначное осуждение взяточничества?

б) Каким сословиям, социальным группам, упомянутым в пословицах и поговорках, чаще всего дается отрицательная характеристика? А какие чаще всего являются потерпевшей стороной?

в) В каких пословицах и поговорках взяткодатель и его поступок осуждается, а где оправдывается.

г) Какие пословицы и поговорки, по-вашему, «родились» в XX веке?

д) Какие старые по времени пословицы и поговорки не потеряли своей актуальности и сегодня?

е) Какие пословицы и поговорки, соответствующие теме, Вы знаете?

 

«Взяточник, что рыболов: пятерней нащупает и поймает».

«Возьми на калачи, да только делом не волочи!».

«Вор виноват, а подьячий мошне его рад».

«Вошел во власть - можешь к казенному сундуку припасть".

«Все вокруг колхозное – все вокруг мое».

«Всяк подьячий любит калач горячий».

«В мутной воде хорошо рыбу ловить».

«В суд ногой – в карман рукой».

 «В суде убогий перед богатым, хотя и прав, всегда бывает виноватым».

«Где слуги в шелках, там бояре в долгах».

«Где суд — там и неправда водится».

«Деньги не пахнут».

«Деньги как птицы, то улетают, то прилетают».

«Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял».

«Добр царь, да зол псарь».

«Доверие легко потерять, но сложно восстановить».

«Дерет коза  лозу, волк — козу, мужик — волка, поп — мужика, попа — приказный, а приказного — черт».

«Дьяк у места — что кошка у теста».

«Жадность к деньгам не имеет предела».

«Закон — что дышло: как повернул, так и вышло».

«Земля любит навоз, лошадь овёс, а судья принос».

 «Из суда, что из пруда, сухой не выйдешь».

«Как веревочке ни виться — кончику быть».

«Когда деньги говорят, тогда совесть молчит».

«Коза с волком тягалась — одна шкура осталась».

"Кто барствует, тот и царствует!"

«Кто взял — на том один грех, кто дал — на том сто».

«Кто любовь несет, а кто чужое пасет».

«Люди ссорятся, а воеводы кормятся».

«На заводе ты не гость! Унеси домой хоть гвоздь!»

«Не бойся вечных мук, а бойся судейских рук».

«Не прав волк, что овцу съел, не права и овца, что в лес пошла».

«Неправдой нажитое - впрок не пойдет».

«Неправая нажива – детям не разжива».

«Неправда, что дуга ветловая: концы в воде, так середка наружу; середка в воде – концы наружу».

«Неправедно нажитая прибыль – огонь».

«Неправедно пришло, неправедно и ушло».

«Неправедное – как пришло, так и ушло; а праведная денежка век кормит».

«Не подмазанное колесо скрипит».

«Неправедное богатство прахом пойдет».

«Не бойся суда, бойся судьи».

«Не та рука плоха, что держит своё, а та, что тянет чужое»

«Не ходи к воеводе с одним носом, ходи к нему с приносом».

«Не подмажешь – не поедешь».

«Одиннадцатая заповедь — не попадайся».

«Одним миром мазаны».

«От поблажек и воры плодятся».

«От трудов праведных не наживешь палат каменных».

«Паршивая овца — и та в дубленке ходит».

«Перед богом ставь свечку, перед судьей — мешок».

«Плетью обуха не перешибешь».

«Подкупленного судью на том свете за ребра вешают», «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Кто взял — на том один грех, кто дал — на том сто», «Земля любит навоз, лошадь — овёс, а судья — принос» «Подкупленного судью на том свете за ребра вешают», «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Кто взял — на том один грех, кто дал — на том сто», «Земля любит навоз, лошадь — овёс, а судья — принос»«Подкупленного судью на том свете за ребра вешают»

«Поп ждет покойника, а судья — разбойника».

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

«Приход — пономарский, а расход — генеральский».

«Пчелка — и та взятку берет».

«Прав тот, у кого больше прав».

«Речист, да на руку не чист».

«Рука руку моет».

«Рыльце в пушку».

«Свои люди — сочтемся».

«Сколько веревочке ни виться, а кончику — быть».

«Сколько вор ни ворует, а тюрьмы не минует».

«Стоит крякнуть да денежкой брякнуть, так и все будет».

«Стыд — не дым, глаза не ест».

«Сытый  голодного не разумеет».

«С переднего крыльца отказ, а с заднего — милости просим!»

«Судьям то и полезно, что в карман полезло».

«Сухая ложка рот дерет».

«У кого щи жидки, а у кого бриллианты мелки».

«Утиного зоба не накормишь, господского кармана не наполнишь».

«Хочешь жить — умей вертеться».

«Что хочу, то и ворочу».

«Что мне законы, коли судьи  знакомы»

«Шила в мешке не утаишь».

«Царь любил карать, чиновники — взятки брать, а господа — шкуру драть».

 

 

 


Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» (Аристотель)

Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» (Аристотель)

Сформировать негативное отношение к коррупции; ü

Сформировать негативное отношение к коррупции; ü

Подведение итогов – 1 минута 1)

Подведение итогов – 1 минута 1)

Историческая справка. Коррупция – это сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах

Историческая справка. Коррупция – это сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах

Просмотр видеоролика к/ф «Жестокий романс» 2)

Просмотр видеоролика к/ф «Жестокий романс» 2)

Группа №3. Прочитайте пословицы и поговорки

Группа №3. Прочитайте пословицы и поговорки

Подведение итогов (1 минута).

Подведение итогов (1 минута).

Приложение № 2 Задание Группа №1

Приложение № 2 Задание Группа №1

Бога". М.Е. Салтыков-Щедрин* *Салтыков-Щедрин

Бога". М.Е. Салтыков-Щедрин* *Салтыков-Щедрин

Коррупция в России процветает, без взяток ничего нельзя сделать

Коррупция в России процветает, без взяток ничего нельзя сделать

Приложение № 1 Задание Группа №2

Приложение № 1 Задание Группа №2

Из книги П.И. Мельникова-Печерского* "На горах"(1881) : "-

Из книги П.И. Мельникова-Печерского* "На горах"(1881) : "-

Наше время и строй выработали-таки новую этику

Наше время и строй выработали-таки новую этику

Да, вас, я знаю, возмущает всепроникающая коррупция

Да, вас, я знаю, возмущает всепроникающая коррупция

Посмотрите, в каком состоянии больницы!

Посмотрите, в каком состоянии больницы!

Приложение № 1 Задание Группа №3

Приложение № 1 Задание Группа №3

Где суд — там и неправда водится»

Где суд — там и неправда водится»

Неправая нажива – детям не разжива»

Неправая нажива – детям не разжива»

Прав тот, у кого больше прав». «Речист, да на руку не чист»

Прав тот, у кого больше прав». «Речист, да на руку не чист»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2021