Классный час "Хорошие зубы – залог здоровья"

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кл.час Хорошие зубы – залог здоровья.docx

Классный час по теме:  

«Хорошие зубы – залог здоровья»              4 класс

       

 

Цели:

1.     Формирование у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта.

2.     Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевания ротовой полости.

3.     Коррекция и развитие внимания путём составления слов из букв, развитие устной речи.

4.     Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

 

Оборудование:

1.     Рисунки «веселого» и «грустного» зубиков (по количеству учащихся).

2.     Выставка «Берегите зубы!» (зубная паста, зубная щетка, зубочистка и другие предметы по уходу за зубами).

3.     Памятки для учащихся «Правила борьбы с «кислотным монстром» (по количеству учащихся).

4.     Магнитофон и запись  песни «Улыбка».

5.     Ребус «Берегите зубы!»

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Учитель. Сейчас перед вами откроются страницы нашего устного журнала «Хорошие зубы – залог здоровья». Наш журнал как настоящий, только его не читают, а смотрят и слушают. Журнал совсем короткий, но все он сможет подсказать многим из вас, для чего нужны здоровые зубы. Итак, смотрите и слушайте. А сейчас, друзья, давайте улыбнемся друг другу – и в путь!

 

Звучит запись песни «Улыбка».

 

Первая страница

«Человек – часть природы»

Учитель:   Самое сложное и удивительное из всего. Что есть на Земле, - это человек! Человек – это часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно.

- С помощью какого органа вы видит?

- С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака?

- Какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

 А теперь давайте разгадаем загадки?

1.     Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)

2.     Всю жизнь ходят на перегонки, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

3.     У двух матерей по 5 сыновей, все на одно имя. (Руки и пальцы)

4.     Белые силачи рубят калачи. (Зубы)

5.  Около проруби сидят белые голуби. (Зубы)

 

Учитель: Знать свой организм нужно для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.

Вторая страница

«Мы и наши зубы»

Учитель: Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей  первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам появляется примерно 20 зубов. Эти зубы называются молочными. С возраста 6-7 лет и до 12 – происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.

Чем же покрыты наши зубы?

Зубы покрыты эмалью. Эмаль придают зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самое прочное часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается.

- От чего может разрушиться эмаль зубов?

Учитель проводит опыт, комментируя при этом свои действия.

Учитель: Возьмём кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произойдёт со стеклом? Стекло треснет

Эмаль зубов может так же растрескаться,  от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!

-Какое значение в жизни человека имеют зубы?

Зубы – это очень важная часть пищеварительного канала. Зубами человек откусывает и пережевывает пищу. Больные зубы могут быть причиной разных заболеваний.

Третья страница

«Болят зубы – скорее к врачу»

Учитель:  как вы думаете, какая самая распространенная болезнь зубов?

Самая распространённая болезнь зубов – это кариес. Кариес – разрушение зуба с образованием в нем полости (дырки). Раньше эту болезнь зубов называли костоедой, потому, что происходит постоянное разрушение, как бы поедание, зуба. Кариес особенно широко распространён там, где питьевая вода и пища содержат фтора. Лечение зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому при появлении в зубе даже небольшие дырки нужно сразу же обратится к врачу стоматологу.

Ученик читает стихотворение И. Демьянова «Плачет Костя»

Плачет Костя: ноют зубы.

Чистить зубы он не любит

Ни снаружи, ни внутри-

Разболелись сразу три!

Вот сверло жужжит от злости,

Зуб сверлит, ругает Костю:

«З-з-зубы чис-с-стить ты не л-л-любишь,

Вот со мной и стал з-знаком!

Чис-сти з-з-зубы,

Чис-сти з-з-зубы!

Пор-р-рошком!

Пор-р-рошком!»

 

Учитель: Для профилактики кариеса нужно зубы чистить два раза в день – утром и вечером.

И вашему вниманию предоставляется зооанекдот.

Мчится волк за зайцем. Догнал и говорит:

-Да не бойся ты, косой! Я же хочу тебя в кино пригласить. На двухсерийный фильм. Вот видишь, и билеты уже купил!

Подлетает воробей и чирикает зайцу в ухо:

- Не верь! Не верь серому! Просто он от зубного врача, ему поставили пломбу и сказали, что есть можно только через два часа.

 

 

Четвёртая страница

«Полезные советы»

Учитель: Что нужно делать, чтобы не болели зубы?

Чтобы не болели зубы и не воспалялись десны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить  побольше молока. Если вы будете регулярно есть все эти продукты, то получите все необходимые минеральные вещества и витамины.

Витаминов в продуктов не видно, но они там есть и очень нужны человеку. Не будет в рационе витамина А – ты начнёшь хуже видеть; не будет витамина С – станешь слабым, выпадут зубы; а когда нет  в пище витамина В – человек плохо спит и много плачет.

Не ешьте слишком много конфет и не слишком увлекайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки овощей и фруктов.

 

Сценка «Крепкие зубы»

(Разговаривают два мальчика: Ваня и Юра.)

Ваня(раскусил орех и вынул из скорлупы ядрышко): Во какие у меня зубы!

Юра: И я так могу!

(Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Еще сильнее напрягся. Щелчок!)

Ваня: Ой! Ой! Ой!

(Саша вынул изо рта не орех, а зуб).

Учитель: Нет, зубы -  не щипцы для колки орехов! А вот леденцы грызут многие. У нас зубы не очень крепкие, и поэтому леденцы для них опасны.

 

Игра «Веселый и грустный зубик»

Учитель читает стихотворение. Если он называет полезный для зубов продукт, дети поднимают вверх рисунок «веселого» зубика; если учитель называет вредный для зубов продукт – рисунок «грустного» зубика.

Часто кушать как попало

Вам, ребята, не пристало.

Если сам себе не враг,

Перекусывай вот так:

Молоко, орехи, сыр,

Овощи, поп-корн, кефир.

Вам тогда не повредит

Кариес – зубной бандит.

 

Учитель:   А что делать, чтобы не дать «кислотному монстру» разрастись и повредить зубы?

Ученик:

Как поел – почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты –

Очень важные продукты.

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

 

Пятая  страница

«Это интересно!»

Учитель: Помните ли вы, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы делали?

- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением молочных зубов.

  Например, в Испании обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребенку деньги или подарок.

   Другой испанский обычай: надо забросить зуб на крышу дома, рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, чтобы взять зуб и принести новый.

  Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись зуб в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.

  Корейский обычай. Выпавший зуб бросают на крышу и говорят: «Черная птица, я даю тебе старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Черная птица в Корее символизирует удачу.

 

1 загадка: Полосатая злодейка

                 Съест любого малыша:

                 Пескаря, плотву, уклейку...

                 Не проглотит лишь ерша. (Щука)

Что вам известно о зубах щуки?

Всем известна кусака щука! Рот у неё большой, а в нем полным-полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов, все направлены назад. Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно её удержать в пасти.

2 загадка: Вьётся веревка, на конце головка. (Змея)

Что вам известно о зубах змеи?

Ядовитые змеи гадюки кусают, когда нападают на добычу: мышей, лягушек – или когда защищаются. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. Это зубы-шприцы. Может пострадать от яда гадюки и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте её и обойдите. Ядовитые змеи очень полезны. Не обижайте их, и вас не укусят!

3 загадка: Эти строители – речные жители.

                 Пилят древесину, строят плотину. (Бобры)

Что вам известно о зубах бобров?

У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. И у бобров, и у белок, и у сусликов, и у мышей-полевок.

 

Шестая страница

«Берегите зубы!»

    Учитель:  А для чего мы чистим зубы? Как вы это делаете? (Ответы детей.)

- Зубы надо чистить не только справа налево, но и сверху вниз, с внутренней и с внешней стороны. Не следует чистить зубы чаще трех раз в день, так как частая и усердная чистка может разрушить зубную эмаль и повредить десны. Зубную щетку используйте только для чистки зубов и сразу же ее промывайте. Никому не позволяйте пользоваться вашей зубной щеткой и сами никогда не пользуйтесь чужой.

  Почему мы чистим зубы именно зубной пастой, а не мылом? Зубная паста содержит фтор – специальное вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса. Есть еще зубные порошки, зубные эликсиры, зубные нити – все они помогают ухаживать за зубами.

Учитель: Здоровые зубы украшают лицо человека, способствуют правильной и красивой речи.

Если зубы вдруг могли бы говорить,

То они б  нас тут же начали учить:

«Ты нас чисти, чисти, чисти не спеши,

И снаружи и внутри нас почеши».

Запомнили ли вы, как надо относиться к своим зубам? Я сейчас это проверю.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный ответ

Говорите «нет, нет, нет».

 

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

 

Не грызите лист капустный:

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

 

Маме говорила Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом-каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

 

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять,

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

 

Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда?

Навсегда запомните,

 Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

 

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

 

Запомните совет полезный:

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

 

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

 

Вы, наверное, устали,

Пока здесь стихи читали.

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что нет.

 

Учитель: «Кислотный монстр» у меня перепутал все буквы. Помогите разобраться.

 

Ребус: И(6) – Е(4) – Б(1) – Е(2) – Г(5) – Р(3) – У(8) – Ы(10) – Б(9) – З(7) - !(11)

( Ответ: Береги зубы!)

Седьмая страница

Памятка «Как чистить зубы»

Учитель: Предлагаю поработать в паре и записать несколько советов (правил) о том, как правильно чистить зубы.

 

Итог мероприятия:

- О чем мы вели сегодня разговор?

- Сколько молочных зубов у человека? А постоянных?

-Как правильно ухаживать за зубами?

(повторение памятки)

 Учитель: Молодцы! А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу!

И на прощание я хочу вам подарить  памятки по уходу за зубами.

 

ПАМЯТКА

1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.

2.     Полощи рот после еды водой.

3.     Как можно реже ешь сладости.

4.     Два раза в год  ходить к стоматологу на проверку.