Классный час "Моя семья"

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моя семья.docx

Моя семья – моё богатство

 

Содержание проекта.

1. Что такое семья?

2.Обоснование актуальности проблемы;3. Перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;4. Цель и задачи проекта. 5. Содержание проекта . 6. Результаты практических опытно-экспериментальных исследований. 7. Предполагаемый результат в случае реализации проекта.

8.Список литературы.

Литература:1. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. М.1996 г.2. Энциклопедия «Я познаю мир». М., 2004 г.3. Суперанская А.В. О русских именах. С-П., 2007 г.4. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. С-П., 2007 г.5. Василевская В.С. Моя родословная. М., 1999 г.

6. использовались материалы из статьи Анны Битько «Семейные традиции».

7. В.И.Даль «Толковый словарь».

Проект «Моя семья – моё  богатство» — духовное единение детей, родителей и учителя.

В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты войдёшь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ – родительский дом.  Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. В России сегодня 42 миллиона семей. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом.

- Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю.

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви”.

Надо ли говорить для чего человеку семья?

Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Раз семья — Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка. Официальный год семьи остался в прошлом, но наша «крепость», «тихая гавань», «святая святых» остаётся с нами навсегда. Именно в семье нас ждут, любят, ценят. Именно в семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. И сколько бы нам ни было лет, и где бы мы ни были, мы должны помнить о своей семье, знакомиться с её историей, предками, традициями и бережно всё хранить.     С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи – это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В русской истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим. Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках.

Набирая детей в первый класс, я обязательно провожу изучение семей. Для этого предлагаю родителям и детям анкеты.

В моём класс – 25 учеников, из них: 13 – девочек и 12 – мальчиков; 1 ребёнок проживает в многодетной семье, 8 человек – в неполных семьях, 17 – человек в полных семьях.

Изучая анкеты, я пришла к следующим выводам:

- родители не в полной мере владеют информацией о своём ребёнке (с кем дружит, чем интересуется, чем увлекается);

- родители затрудняются при ответе на вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей детей;

- в 75% семьей на первом месте стоят дела, а потом дети;

- в 15% семей организовывают совместное проведения досуга

- только 20% семей, где дети и родители являются настоящими друзьями;

-и самое главное – родители очень мало времени проводят с детьми ( в среднем 15 – 20 минут в день).

Исходя из всего выше сказанного, я пришла к выводу, что необходимо направить усилия на сближение детей и родителей, создать условия для совместного общения, сблизить интересы родителей, педагогов по формированию личности учащегося, создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни, развивать коммуникативные качества. Начиная проект «Моя семья – моё богатство», преследовалась цель: 

- сплочение детского коллектива и родителей

- развить интерес к истории своих предков, своей семьи,

- развивать интерес к истории семейных традиций, родословной,

- содействовать укреплению духовных ценностей,

- развитие семейного творчества.

-повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся.

Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб».

Основные задачи:

- показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа;

- развивать потребность узнавать историю своей семьи, индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм;

воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье;

повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности.

Всю работу над проектом «Моя семья – моё богатство» условно можно разделить на 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.

Подготовительный этап.

1.Урок «Моя семья». 2. Интервью с родителями: «Расскажи мне о себе…» 3.Беседа « Зачем человеку нужно знать свою родословную?»

4. Мостик познания: «Родословная семьи».5. «Копилка народной мудрости». 6. «Паспорт семьи» — оформление. 7. Конференция «Законы жизни семьи» — работа с родителями.

8.Мозговой штурм « Счастливая семья».

Основной этап.1.Выставка рисунков: «Портрет семьи». 2. Классный час: «Семейные реликвии». 3. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» 4.Семейная викторина.

5.Что такое семейные традиции? — беседа с родителями. 6.Фотовыставка «В кругу семьи». 7.Семейный праздник: «Настроенье не пустяк».

Заключительный этап.1.Праздник: «Хорошо, что есть семья». 2. Оформление альбома «Моя семья – моё богатство». 3.Защита проекта.Ожидаемые результаты:

Осознание ребёнком социальной значимости своей семьи.

Активизация родителей в решении воспитательных задач школы.

Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности.

Составление генеалогического дерева.

Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

Оформление альбома «Моя семья – моё богатство».

Создание системы традиционных семейных праздников.

Семейное оформление «Паспорт семьи».

Зачем человеку нужно знать свою родословную?

Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими? Ответ на этот вопрос дает нам генеалогия. Генеалогия – это историческая наука, которая изучает происхождение и родственные связи лиц.

К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семью, просто имена своих предков дальше своих бабушек-дедушек, максимум прабабушек и прадедуше. Живем, не ведая, своих собственных корней? Хотя давно уже разработаны методики поиска, существует специальная литература, открываются архивы.

Знание своего родословного древа важно при медико-генетическом консультировании семьи при ее планировании. Это связано с тем, что некоторые тяжелые болезни или патологии, как и черты характера, темперамент человека передаются по наследству от родителей к детям. Поэтому знание родословного древа и в целом истории своей семьи помогает молодым семьям избежать или предостеречь от опасности их будущее потомство. Более подробно медицинскими аспектами изучения генеалогических древ, т.е. родословий занимается такая наука, как медицинская генетика.

В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.

Со временем составлением и оформлением родословных древ стали заниматься специально подготовленные люди, их называли герольдами. В Российской империи, начиная с XVI-XVIII вв., создан специальный Геральдический приказ, позже департамент, который существовал до 1917 г. Это учреждение было официальным органом, куда передавали генеалогическое древо, чтобы закрепить свое привилегированное положение.

К сожалению, сейчас не все люди могут правильно отобразить и составить родословное древо. Поэтому, как и в старину, создаются специальные общества, отдельные организации и лица, которые занимаются составлением, оформлением генеалогических древ и родословных.

Само же генеалогическое древо оформляется несколькими способами. Большинство людей составляют родословное древо «вручную». В виде генеалогической таблицы, которая эффективна при большом количестве лиц и генеалогических схем, которые эффективно отображают не очень большие генеалогические древа.

Генеалогические схемы могут вести роспись рода по восходящей или по нисходящей линии, а также существуют круговые схемы. Но такие схемы удобны только при маленьких генеалогических росписях. Есть и специальные компьютерные программы. Например «Genealogia», русские программы «Генеалогия» и «Древо жизни» (они позволяют вводить отчество). Они, правда, не бесплатные, пробные версии ограничены либо по времени, либо по числу персон в древе. Несмотря на кажущуюся легкость оформления генеалогической схемы, это довольно непростой труд, и неподготовленному человеку можно легко запутаться.  Генеалогия, невзирая на возможные трудности и затраты, довольно-таки увлекательная и интересная наука, помогающая узнать свое прошлое и предвидеть будущее своей семьи.

Мифическое животное единорог присутствует во многих традициях. Известны разнообразные его изображения: коза — на Востоке, позже на Западе — олень или лошадь. Изображался всегда с одним рогом во лбу, чаще всего спиральным. «Единорог не одиночная, четко определенная сущность, но сказочное существо с очень многими вариациями: например, имеются однорогие лошади, ослы, рыбы, драконы, скарабеи и т.п. Строго говоря, мы имеем дело с темой единственного рога…» (К. Г. Юнг, «Психология и алхимия»)