Моя семья – моё богатство
Содержание проекта.
1. Что такое семья?
2.Обоснование актуальности проблемы;3. Перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;4. Цель и задачи проекта. 5. Содержание проекта . 6. Результаты практических опытно-экспериментальных исследований. 7. Предполагаемый результат в случае реализации проекта.
8.Список литературы.
Литература:1. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. М.1996 г.2. Энциклопедия «Я познаю мир». М., 2004 г.3. Суперанская А.В. О русских именах. С-П., 2007 г.4. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. С-П., 2007 г.5. Василевская В.С. Моя родословная. М., 1999 г.
6. использовались материалы из статьи Анны Битько «Семейные традиции».
7. В.И.Даль «Толковый словарь».
Проект «Моя семья – моё богатство» — духовное единение детей, родителей и учителя.
В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты войдёшь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ – родительский дом. Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. В России сегодня 42 миллиона семей. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом.
- Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю.
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Что же такое семья?
Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви”.
Надо ли говорить для чего человеку семья?
Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Раз семья — Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка. Официальный год семьи остался в прошлом, но наша «крепость», «тихая гавань», «святая святых» остаётся с нами навсегда. Именно в семье нас ждут, любят, ценят. Именно в семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. И сколько бы нам ни было лет, и где бы мы ни были, мы должны помнить о своей семье, знакомиться с её историей, предками, традициями и бережно всё хранить. С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи – это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В русской истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим. Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках.
Набирая детей в первый класс, я обязательно провожу изучение семей. Для этого предлагаю родителям и детям анкеты.
В моём класс – 25 учеников, из них: 13 – девочек и 12 – мальчиков; 1 ребёнок проживает в многодетной семье, 8 человек – в неполных семьях, 17 – человек в полных семьях.
Изучая анкеты, я пришла к следующим выводам:
- родители не в полной мере владеют информацией о своём ребёнке (с кем дружит, чем интересуется, чем увлекается);
- родители затрудняются при ответе на вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей детей;
- в 75% семьей на первом месте стоят дела, а потом дети;
- в 15% семей организовывают совместное проведения досуга
- только 20% семей, где дети и родители являются настоящими друзьями;
-и самое главное – родители очень мало времени проводят с детьми ( в среднем 15 – 20 минут в день).
Исходя из всего выше сказанного, я пришла к выводу, что необходимо направить усилия на сближение детей и родителей, создать условия для совместного общения, сблизить интересы родителей, педагогов по формированию личности учащегося, создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни, развивать коммуникативные качества. Начиная проект «Моя семья – моё богатство», преследовалась цель:
- сплочение детского коллектива и родителей
- развить интерес к истории своих предков, своей семьи,
- развивать интерес к истории семейных традиций, родословной,
- содействовать укреплению духовных ценностей,
- развитие семейного творчества.
-повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся.
Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб».
Основные задачи:
- показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа;
- развивать потребность узнавать историю своей семьи, индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм;
воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье;
повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности.
Всю работу над проектом «Моя семья – моё богатство» условно можно разделить на 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.
Подготовительный этап.
1.Урок «Моя семья». 2. Интервью с родителями: «Расскажи мне о себе…» 3.Беседа « Зачем человеку нужно знать свою родословную?»
4. Мостик познания: «Родословная семьи».5. «Копилка народной мудрости». 6. «Паспорт семьи» — оформление. 7. Конференция «Законы жизни семьи» — работа с родителями.
8.Мозговой штурм « Счастливая семья».
Основной этап.1.Выставка рисунков: «Портрет семьи». 2. Классный час: «Семейные реликвии». 3. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» 4.Семейная викторина.
5.Что такое семейные традиции? — беседа с родителями. 6.Фотовыставка «В кругу семьи». 7.Семейный праздник: «Настроенье не пустяк».
Заключительный этап.1.Праздник: «Хорошо, что есть семья». 2. Оформление альбома «Моя семья – моё богатство». 3.Защита проекта.Ожидаемые результаты:
Осознание ребёнком социальной значимости своей семьи.
Активизация родителей в решении воспитательных задач школы.
Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности.
Составление генеалогического дерева.
Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
Оформление альбома «Моя семья – моё богатство».
Создание системы традиционных семейных праздников.
Семейное оформление «Паспорт семьи».
Зачем человеку нужно знать свою родословную?
Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими? Ответ на этот вопрос дает нам генеалогия. Генеалогия – это историческая наука, которая изучает происхождение и родственные связи лиц.
К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семью, просто имена своих предков дальше своих бабушек-дедушек, максимум прабабушек и прадедуше. Живем, не ведая, своих собственных корней? Хотя давно уже разработаны методики поиска, существует специальная литература, открываются архивы.
Знание своего родословного древа важно при медико-генетическом консультировании семьи при ее планировании. Это связано с тем, что некоторые тяжелые болезни или патологии, как и черты характера, темперамент человека передаются по наследству от родителей к детям. Поэтому знание родословного древа и в целом истории своей семьи помогает молодым семьям избежать или предостеречь от опасности их будущее потомство. Более подробно медицинскими аспектами изучения генеалогических древ, т.е. родословий занимается такая наука, как медицинская генетика.
В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.
Со временем составлением и оформлением родословных древ стали заниматься специально подготовленные люди, их называли герольдами. В Российской империи, начиная с XVI-XVIII вв., создан специальный Геральдический приказ, позже департамент, который существовал до 1917 г. Это учреждение было официальным органом, куда передавали генеалогическое древо, чтобы закрепить свое привилегированное положение.
К сожалению, сейчас не все люди могут правильно отобразить и составить родословное древо. Поэтому, как и в старину, создаются специальные общества, отдельные организации и лица, которые занимаются составлением, оформлением генеалогических древ и родословных.
Само же генеалогическое древо оформляется несколькими способами. Большинство людей составляют родословное древо «вручную». В виде генеалогической таблицы, которая эффективна при большом количестве лиц и генеалогических схем, которые эффективно отображают не очень большие генеалогические древа.
Генеалогические схемы могут вести роспись рода по восходящей или по нисходящей линии, а также существуют круговые схемы. Но такие схемы удобны только при маленьких генеалогических росписях. Есть и специальные компьютерные программы. Например «Genealogia», русские программы «Генеалогия» и «Древо жизни» (они позволяют вводить отчество). Они, правда, не бесплатные, пробные версии ограничены либо по времени, либо по числу персон в древе. Несмотря на кажущуюся легкость оформления генеалогической схемы, это довольно непростой труд, и неподготовленному человеку можно легко запутаться. Генеалогия, невзирая на возможные трудности и затраты, довольно-таки увлекательная и интересная наука, помогающая узнать свое прошлое и предвидеть будущее своей семьи.
Мифическое животное единорог присутствует во многих традициях. Известны разнообразные его изображения: коза — на Востоке, позже на Западе — олень или лошадь. Изображался всегда с одним рогом во лбу, чаще всего спиральным. «Единорог не одиночная, четко определенная сущность, но сказочное существо с очень многими вариациями: например, имеются однорогие лошади, ослы, рыбы, драконы, скарабеи и т.п. Строго говоря, мы имеем дело с темой единственного рога…» (К. Г. Юнг, «Психология и алхимия»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.