Тема: «Моя Семья»
Цель: Сформировать понятие «Семья», показать значение семьи в жизни каждого человека.
Задачи:
-Познакомить с понятиями «семья», «член семьи», «родственники», «традиции семьи».
-Способствовать формированию понимания значимости семьи.
-Развивать речь, внимание, мышление, память.
-Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся,
проявления их активности.
-Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.
-Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование:
-Интерактивный комплекс,
-Презентация Microsoft Power Point.
Формы: фронтальная, индивидуальная, в группах.
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические задания.
Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
- Ребята, покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
-Это тепло добрых рук и добрых сердец.
Ребята, а вы не хотите поделиться этим теплом?
ДЕТИ ХОРОМ: Мы дарим свое тепло близким людям (поворачиваются лицом к гостям и говорят) и Вам, уважаемые гости.
А сейчас друг другу улыбнемся и займем свои места. (присаживаются за столы)
- 2.Постановка целей и задач
- Сегодня мы с вами
будем говорить на очень важную тему. А на какую
предположите прослушав отрывок из песни. Слушаем.
Звучит песня "Моя семья" (Слова и музыка: Александра Ермолова) (На слайде)
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (о семье).
- Какие цели мы поставим перед собой?(ответы)
3.Обьяснение нового материала
Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о семье, о том, что такое семья, Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая и самая счастливая семья?
Нашу тему «Моя семья» мы изобразим в виде солнца.
(Вывешивает «МОЯ СЕМЬЯ»)
У каждого человека есть своя семья. А из кого состоит семья мы
узнаем отгадав загадки. Отгадки-
ответы записаны на желтых лучиках. Вы отгадываете загадку, берете лучик и
прикрепляете его к солнышку. (отгадывают и прикрепляют к солнышку)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
И ему уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
( на доске по очереди появляются солнышко и
лучики)
Взгляните на доску у нас получилось солнышко, а каждый член семьи это лучик. Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Вы со мной согласны?
(Слайд)
22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи.
Семья – очень важное, дорогое слово для каждого человека! (На слайде)
А сейчас нам Аня Маврина прочитает прекрасное стихотворение: Что такое семья?
4.Работа со словарями.
А сейчас, ребята, давайте обратимся к словарю, и узнаем, что такое семья в словаре.
Семья- это группа живущих вместе близких родственников.
(слайд)
Важность семьи для нашего государства огромна.
С 1994 года учреждён Международный день семьи, который отмечаем ежегодно 15 мая .
Для современного человека семья – это источник тепла, поддержки и вдохновения.
(слайд)
Существует такая поговорка «Моя семья – мое богатство». Как вы ее понимаете? Ответы (дороже семьи, людей живущих в ней нет).
5. Игра в мяч «Моя Семья»
Давайте сейчас проверим на
сколько хорошо вы знаете свою семью?
- Как зовут твоего дедушку?
- Как зовут твою бабушку?
- Как зовут твоего брата?
- Как зовут твою сестренку?
- Как называют тебя дома ласково?
- Какого цвета глаза у мамы?
- Какое любимое блюдо готовит твоя мама?
- Кем работает твой папа?
- Любимые цветы твоей мамы?
-Какое любимое время года у папы?
- Кем работает твоя мама?
- Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете свою семью!
А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? А чем они могут быть похожи? Чем могут различаться?
Семьи все разные. Конечно, они отличаются своими привычками, укладом, обычаями.
А какой должна быть семья?
Чтобы ответить на этот вопрос мы поработаем в группах.
Работа в группах.
В каждой группе есть листочки, на которых написаны имена прилагательные. Выберите из них только те, которые по вашему мнению, являются ответом на данный вопрос.
1. Дружная, ленивая, спортивная.
2. Трудолюбивая, заботливая, скандальная.
3.Доброжелательная, любящая, злая.
4. Веселая, равнодушная, гостеприимная.
5. Жадная, внимательная, чуткая.
- А почему вы не выбрали слова ленивая, скандальная, злая, равнодушная, жадная.
- 7. Роль семьи в жизни человека.
-Ребята, а сейчас посмотрите историю, которая произошла с одним мальчиком и ответьте на вопрос:
-Зачем человеку семья?
(слайд) (сказка о первой семье)
-Зачем человеку семья? (В семье человек получает: тепло, любовь, заботу, уют, счастье, защиту.)
8. Работа с пословицами.
Игра «Собери пословицу»
О семье в народе сложено много пословиц . Пословицы - это мудрость народа. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь. Давайте проверим, как вы их знаете.
Предлагаю выполнить задания, соединить части пословиц. (На слайде)
Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Согласную семью и горе не берет.
В недружной семье добра не бывает.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
9. Выделение семейных качеств.
- Ребята, а сейчас мы посмотрим видеоролик Е. Курячего «Моя семья» и ответим на вопрос : Что же самое главное в семье?
(Просмотр видеоролика)
- Что же самое главное в семье?
-Верно, самое главное для семьи - это дружба.
Дружба укрепляет и делает её прочнее.
10. Составление правил взаимоотношений в семье.
Чтобы семья была дружной и атмосфера оставалась тёплой и доброй, нужно соблюдать определённые правила. Я предлагаю вам прочитать правила взаимоотношений в семье, правила дружной семьи.
У ребят на парте находятся листочки с правилами.
Члены семьи:
1. Любят друг друга
2. Не обижают друг друга.
3. Поддерживают друг друга
4. Уступают друг другу.
5. Заботятся друг о друге.
6.Младшие помогают старшим.
7.Младшие уважают старших.
8.Выполняют свои обещания.
-Ребята, как вы считаете, нужно соблюдать эти правила? Поднимите руку кто так считает.
-Эти правила помогут сохранить тепло и счастье в семье, помогут сохранить дружбу между членами вашей семьи.
(Слайд) –видео Физкультминутка
11. Работа с понятием «счастливая семья».
Ребята, а вы знаете какую семью называют счастливой?
- Послушайте легенду о древней семье.
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу. Чтобы он научил их жить дружно и счастливо. Мудрец внимательно выслушал и сказал: « Никто не научит вас жить дружно и счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью.
Собралась эта огромная семья на семейный совет. Написали члены семьи на листе бумаги, какой они хотят видеть семью, и решили относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.
- Посмотрите на лучики и выберите качества, которые должны быть в счастливой семье.
понимание любовь уважение доверие доброта злоба зависть забота помощь обман дружба ненависть
- Прикрепите лучики к солнышку .
(ученики выбирают лучики и прикрепляют лучики к солнышку)
- Если члены семьи будут придерживаться этих качеств, то семья будет счастливой.
12. Традиции
- В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.
-Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции.
- А кто знает, что означает слово «традиция»?( ответы)
(Слайд)
Традиция - это обычаи, привычки, которые передаются из поколения в поколение. (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции.
-А какие традиции есть в вашей семье?
Я прошу вас, ребята, рассказать о традициях вашей семьи. (ответы детей)
- Прекрасные традиции существуют в ваших семьях
13. Игра «Красный – зелёный»
- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут
выяснить, есть ли в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас на столах лежат кружки красного и зеленого цветов. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, берете зеленый кружок, если нет – красный.
- Совместные обеды, ужины.
- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.
- На день рождения обязательно покупать торт.
- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.
- Совместное раскрашивание яиц на Пасху.
- Летом и осенью походы в лес за грибами или ягодами.
- Совместные походы за покупками по выходным.
- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то поливает цветы, моет пол…
- Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.
- Приходя в дом, где есть дети, приносить «гостинец».
- Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!
- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.
-Посмотрите, сколько оказывается в каждой вашей семье, существует традиций.
-Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой.
(Слайд)
- Как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения
детей).
- Вы, верно, считаете, что и наш класс – это тоже дружная
семья.
Конечно, мы не родственники, но мы учимся все
вместе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Заботимся друг о
друге, помогаем тому, кому требуется помощь. У каждого из нас, как и в обычной
семье есть свои обязанности.
14.
Творческое задание.
-А какой цветок является символом семьи? (ромашка)
-Посмотрите на ромашку. Что связывает лепестки в цветке? (сердцевина)
- А что будет, если убрать сердцевину цветка? (лепестки рассыпятся).
Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.
(Индивидуальная творческая работа, ребята склеивают свою ромашку )
А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.
Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные. Так и наши семьи отличаются одна от другой. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
15. Заключительная часть.
- Наш классный час подходит к концу и я еще раз хочу вас спросить, о чем мы сегодня говорили? (о семье).
-Что
же такое семья?
Дети читают стихотворение.
- Семья – это счастье, любовь и удача,
- Семья – это летом поездки на дачу.
- Семья – это праздник, семейные даты,
- Подарки, покупки, приятные траты.
- Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
- Мечты о хорошем, волнение, трепет.
- Семья – это труд, друг о друге забота,
- Семья – это много домашней работы.
- Семья – это важно!
- Семья – это сложно!
- Но счастливо жить одному невозможно!
- Ребята! Я хочу, чтобы у вас всегда была семья, где вы все будете любимы и счастливы. И тогда будет хорошо всем, кто рядом с вами.
Реффлексия: - А теперь я хочу узнать было вам комфортно, интересно на занятии или нет. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось, то показываем большой пальчик вверх. Если занятие вам не понравилось, вам было не комфортно, страшно, вы ничего не запомнили, то показываем большой пальчик вниз.
Это хорошее настроение мы подарим нашим близким и родным. Нашим семьям. Смотрите, как веселее заулыбалось наше солнышко. Мне было очень приятно работать с вами. И у меня хорошее настроение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.