Классный час Мы выбираем нас выбирают
Оценка 4.9

Классный час Мы выбираем нас выбирают

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
классное руководство
10 кл—11 кл
03.02.2021
Классный час  Мы выбираем нас выбирают
классный час по профориентации
мы выбираем нас выбирают.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Центр Образования «Юлдаш» с.Хучни Табасаранского района

 

 

 

 

Классный час-тренинг

На тему

Мы выбираем, нас выбирают

 

 

 

 

 

Подготовила и провела классный руководитель 11 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хучни - 2018

Цели:

  • Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
  • Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
  • Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
  • Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Задачи:

  • Научить выделять основные признаки профессии;
  • Научить избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
  • Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.

Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 2 группы.

Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(Ответы учащихся).

Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через минуту высказать своё мнение.

«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.

«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.

(Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).

2. Актуализация знаний.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

Разминка «Профессия на букву» (Слайд 3, Приложение 1).

Цель - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализации уже имеющихся знаний о профессиях.

Инструкция:

Сейчас будет названа какая-то буква. Ваша  задача – показать, что вы знаете о мире профессий. В течение 1 минуты вы записываете профессии на нужную букву. Команды по очереди называют профессии, та команда, у которой закончились варианты, выбывает.

Если называется незнакомая большинству участников профессии, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игроки не могут это объяснить, то считается, что профессия не названа.

При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы (примерные буквы: в, м, п, о, к, с, а)

 

         Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.

Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 4, Приложение 1).

1.     Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.

2.     Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?

3.     Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.

4.     Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.

5.     Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

6.     Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.

7.     Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.

8.     ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.

     Было бы правильнее, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

 

Знаете ли вы, как правильно выбирать профессию? Полезно знать, что существует общепринятая формула выбора профессии. (Слайд 5, Приложение 1).

ХОЧУ,МОГУ,НАДО
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«ХОЧУ» - интересы и  наклонности, часто определяющие выбор профессии.

Интерес – это стремление к познанию, желание познакомиться с определенным предметом, явлением, изучить его.

Выбрать профессию по интересам означает выбрать то, что нравится, привлекает. Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

 «МОГУ» - способности, индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья.

Способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые являются предпосылкой успешного выполнения определенных видов деятельности.

Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий, специальные способности обеспечивают успех в узком круге видов деятельности.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

Выбирая профессию, следует ответить не только на вопросы «Чего я хочу?» и «Что я могу?», но и «Что нужно другим?». Правильный выбор профессии – это не только личное дело, поэтому необходимо учитывать потребности рынка труда.

«НАДО» - потребности рынка труда, то есть профессия должна быть актуальна. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

В зоне пересечения составляющих формулы находится твоя профессия.

3. Упражнение «Желанная профессия» Слайд 6, Приложение 1).

Участникам необходимо записать в пустые круги шаги, которые надо сделать человеку, чтобы получить желанную профессию.

 

Профессия 

 

 

 

 

 

 

 


4. Игра «Отгадай профессию» Слайд 7, Приложение 1).

Команды выполняют задания по очереди.

Игроку показывают карточку с названием профессии, которую он должен изобразить при помощи жестов, движений. Задача команды – отгадать профессии.

Следующий игрок получает название другой профессии. Участники его команды должны задавать ему вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет». Задача команды – отгадать профессию. 

5. Упражнение «Формула профессии» (Слайд8, Приложение 1).

         1. Ведущий предлагает учащимся познакомиться со схемой анализа профессий на примере профессии «Таксист». 

         2. После знакомства со схемой анализа про­фессий каждая команда получает заполненные схемы (Приложение 1) и угадывает зашифрованные профессии (врач и официант).

         3. Затем командам предлагается определенная профессия, и участники совместно зашифровывают её.

6. Упражнение «Самый – самый…» ( Слайд 9, Приложение 1).

Участникам команд необходимо назвать профессии, соответствующие тем характеристикам, которые предлагаются:

- самая зеленая

- самая смешная

- самая сладкая

- самая денежная

- самая разговорчивая

- самая молчаливая

- самая добрая

- самая страшная

7. Упражнение «Удачный и неудачный выбор профессии»  (Слайд 10, Приложение 1).

Командам необходимо ответить на вопрос, каковы последствия удачного и неудачного выбора профессии.

8. Игра «Автопортрет»  (Слайд 11, Приложение 1).

Цель игры – в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

1. Все участники дома заранее рисуют свой автопортрет. Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо.

2. Ведущий собирает листочки с автопортретами в начале занятия.

3. Ведущий раздает игрокам листочки в случайном порядке.

4. Задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

5. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии соответствующие данному автопортрету. Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно. Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень даже глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала

 

III. Заключительная часть

6. Притча о дворнике

Человек приходит устраиваться дворником в компанию «Microsoft». В отделе кадров ему задают вопросы, проводят тесты и наконец сообщают:

- Поздравляем, Вы приняты. Оставьте ваш e-mail – мы уведомим вас о графике работы.

- Вообще-то, у меня даже компьютера нет, – признаётся человек, – а e-mail и подавно.

- К сожалению, тогда мы не можем трудоустроить вас. Вас виртуально нет, а оперативная связь со всеми сотрудниками «Microsoft» по e-mail и согласование эффективной командной работы - ключевой вопрос в нашей компании. 

Делать нечего, человек уходит и начинает размышлять, как можно заработать деньги на компьютер. В кармане - $30. Он покупает у фермера 10 кг яблок, выходит на оживлённую улицу и продаёт «вкусные и полезные экопродукты». За несколько часов его стартовый капитал увеличивается вдвое, а через 6 часов - в 10 раз. Тут он понимает, что с такими темпами можно прожить и без работодателя. 

Проходит время, человек покупает автомобиль, открывает сначала маленький ларёк, затем магазин, а через 5 лет он – владелец сети супермаркетов. И вот он приходит застраховать свой бизнес, а страховой агент просит его оставить свой e-mail для выгодных предложений. Наш бизнесмен, как и много лет назад, отвечает, что нет у него ни e-mail, ни компьютера.

- Просто поразительно! – удивляется страховщик, – такой огромный бизнес – и даже нет личного компьютера! Чего бы вы добились, если бы он у вас был?!

На что бизнесмен отвечает:

– Тогда я стал бы дворником компании «Microsoft».

Мораль. Если у вас чего-то нет, может, вам это и не нужно

Эта притча о ваших желаниях, возможностях, выборе. Если что-то не получается, возможно, вам это не нужно. Или вы просто недостаточно прикладываете усилий.

 


 

 

5. Подведение итогов.

  • Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии?
  • А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 13, Приложение 1).
  • Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
    «Я узнал, что моя будущая профессия…»
    « Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
    «Я надеюсь, что в будущем…»

6. Заключение.

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.

Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека. Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э. Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Характеристики

профессий

Пример - профессия «таксист»

профессия

№1 ___

 профессия

№2___

Предмет труда:

1 - природа (животные, растения)

2 - материалы и заготовки

3 - дети

4 - взрослые

5 - техника

6 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

7 - художественный образ

 

 

 

 

взрослые

техника

 

 

 

дети

взрослые

 

 

 

дети

взрослые

Цели труда:

1 - контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 - изобретательная

4 - транспортирование

5 - обслуживание

6 - собственное развитие

 

 

 

 

транспортирование

обслуживание

 

диагноз

преобразовательная

 

 

обслуживание

 

 

 

 

 

 

обслуживание

Средства труда:

1 - ручные и простые приспособления

2 - механические

3 - автоматические

4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...)

5 - теоретические (знания, способы мышления)

6 - переносные или стационарные средства

 

 

 

Механические

 

функциональные

 

ручные и простые

 

 

 

функциональные

 

теоретические

 

ручные и простые

 

 

 

функциональные

Условия труда:

1 - бытовой микроклимат

2 - большие помещения с людьми

3 - обычный производственный цех

4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 - работа на открытом воздухе

7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

 

 

 

 

 

 

 

 

экстремальные

 

 

помещения с людьми

 

необычные производственные условия

 

экстремальные условия

 

 

помещения с людьми

 

 

 

 

 

 

открытый воздух

Характер подвижности в труде:

1 - преимущественно сидя

2 - преимущественно стоя

3 - множество разнообразных движений

4 - длительная ходьба

5 - вынужденные статичные позы

6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

 

сидя

 

сидя

стоя

 

 

стоя

 

 

ходьба

Характер общения в труде:

1 - минимальное общение (индивидуальный труд)

2 - клиенты, посетители

3 - обычный коллектив (одни и те же лица)

4 - работа с аудиториями

5 - выраженная дисциплина, субординация в труде

6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

 

 

 

клиенты

 

 

 

клиенты

 

 

 

дисциплина

 

 

 

Клиенты, посетители

 

 

 

дисциплина

Ответственность в труде:

1 - материальная

2 - моральная

3 - за жизнь и здоровье людей

4 - невыраженная ответственность

 

 

 

жизнь и здоровье

 

 

 

жизнь и здоровье

 

 

 

 

невыраженная отв.

Особенности труда:

1 - возможность работы по совместительству

2 - большая официальная зарплата

3 - льготы

4 - "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)

5 - изысканные отношения

6 - встречи со знаменитостями

7 - частые загранкомандировки

8 - командировки по стране

9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться)

10 - высокий престиж профессии

11 - явно выраженная общественная полезность труда

 

 

 

 

 

«соблазны»

 

 

 

знаменитости

 

 

 

 

льготы

«соблазны»

 

 

 

знаменитости

 

 

завершенный результат труда

высокий престиж

общественная полезность

 

возможность работы по совместительству

 

 

«соблазны»

 

 

 

знаменитости

Типичные трудности и неприятности:

1 - нервное напряжение

2 - профзаболевания

3 - распространены мат и сквернословие

4 - повышенный риск судимости

5 - невысокой престиж работы

6 - очень маленькая зарплата

7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

 

нервы

профзаболевания сквернословие

 

нервы

профзаболевания

 

нервы

профзаболевания

 

 

 

невысокий престиж

Минимальный уровень образования для работы:

1 - без специального образования (после школы)

2 - краткосрочные курсы

3 - начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 - среднее профессиональное образование (техникум)

4 - высшее профессиональное образование (вуз):

5 - ученая степень (аспирантура, академия)

6 - дополнительное профессиональное образование

 

 

 

 

 

начальное проф. образование

 

 

 

 

 

 

 

 

высшее образование

 

аспирантура

 

 

без специального образования

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Цели: Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей

Цели: Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей

Сценарий занятия 1. Вступительная беседа

Сценарий занятия 1. Вступительная беседа

Если называется незнакомая большинству участников профессии, ведущий просит пояснить, о чем идет речь

Если называется незнакомая большинству участников профессии, ведущий просит пояснить, о чем идет речь

Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен

Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен

ХОЧУ» - интересы и наклонности, часто определяющие выбор профессии

ХОЧУ» - интересы и наклонности, часто определяющие выбор профессии

Игра «Отгадай профессию» Слайд 7,

Игра «Отгадай профессию» Слайд 7,

Упражнение «Удачный и неудачный выбор профессии» (

Упражнение «Удачный и неудачный выбор профессии» (

III . Заключительная часть 6

III . Заключительная часть 6

Подведение итогов. Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии?

Подведение итогов. Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии?

Приложение 1 Характеристики профессий

Приложение 1 Характеристики профессий

Механические функциональные ручные и простые функциональные теоретические ручные и простые функциональные

Механические функциональные ручные и простые функциональные теоретические ручные и простые функциональные

Клиенты, посетители дисциплина

Клиенты, посетители дисциплина

Типичные трудности и неприятности: 1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 - повышенный риск судимости 5 - невысокой…

Типичные трудности и неприятности: 1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 - повышенный риск судимости 5 - невысокой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021